Главная страница 1

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №3»

г. Ивантеевки Московской области



Открытый урок

в рамках предметной недели

окружающего мира

Предмет: литературное чтение

Класс: 1-А

Дата проведения: 28 ноября 2008 г.

Учитель: Толоконникова Д. Ю.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: интегрированный урок внеклассного чтения и окружающего мира.

Тема урока: В. Зотов «Лиса». Лисица. «Лиса Патрикеевна»


2008-2009 г. г.



Тема урока: В. Зотов «Лиса». Лисица. «Лиса Патрикеевна» слайд 1.
Цели:

1. Развивать познавательный интерес к изучению животных.

2. Воспитывать любовь к родной природе, прививать основы

экологической культуры.

З. Изучить с детьми особенности поведения лисы.

4. Показать использование образа лисицы в народном творчестве.


Оборудование и материалы: мульти-медиа-аппаратура, слайды с изображени­ем лисы, загадки, поговорки, выставка книг о лисице.
Ход занятия:
1. Сообщение темы занятия.
- Отгадайте загадку:

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост-краса.

Кто ж это?

(Лиса.) слайд 2.
2. Работа по теме урока.
1. Демонстрируется картинка с изображением лисицы:

- Видели ли вы это животное? Где?

- Что вы о нём знаете?
2. Загадки. Показ картинок с изображением лисы на мульти-медиа-аппаратуре.
- А вот ещё загадки о лисе (читают дети).


а) Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живёт,

В деревне кур крадёт.


б) Я, сознаюсь, виновата,

Я хитра и плутовата.

Я в курятник вечерком

Часто бегаю тайком.

в) Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый - краса!

А зовут её ... (Лиса.)


- О чём нам рассказали загадки?

- Есть такие поговорки: Хитра, как лиса. Слайд 3.

- Что она обозначает?


3. Рассказ учителя о лисе.

Не многих животных называют по имени-отчеству. А вот лисицу часто называют именно так. И отчество у неё необычное - Патрикеевна. Патрикей - старинное имя. Оно означало «патриций» - «ари­стократ». Правильно было бы говорить не Патрикей, а Патрицей, но на Руси латинское «ц» произносилось как «к». Поэтому получи­лось - Патрикей. Это имя давали только детям княжеского рода.

Около семисот лет назад жил новгородский князь по имени Патрикей Наримунтович. Этот князь был известен своей хитро­стью. Поэтому его имя - Патрикей - стало равнозначно слову «хитрец». А так как в народе говорили, что лиса - самый хитрый зверь, то она, как «наследница» хитрого князя, и получила отчество - Патрикеевна. Слайд 4.

Но всё-таки лиса - не самый хитрый и не самый осторожный зверь. Если зверь хитрый и осторожный, он не станет подходить в лесу к незнакомым предметам, а лисица подходит.



Слайд 5.

У лисы острые слух, зрение и обоняние. Особенно помогает лисе её нюх. Она чувствует врага, когда он находится очень далеко от неё. Поэтому она успевает убежать или спрятаться. Другого способа защиты у лисы нет. Слух помогает ей найти еду, особенно зимой. Часто в зимнюю ночь в лесу на полянке можно увидеть лису. Вот она бежит, потом остановилась. Опять побежала, вдруг подпрыгнула несколько раз, ударила всеми четырьмя лапами о землю, поднялась на задние лапы, упала на снег, а передней лапой придавила мышь.



Слайд 6.

Это не танец. Танцевать лиса начинает весной. Она поднимает­ся на задние лапы и некоторое время ходит в таком положении. От этого «танца» получил название человеческий танец «фокстрот», что в переводе значит «лисий шаг». Да, «фокстрот» лисы танцуют весной, а зимой её упражнения называются мышкованием. Так лиса ловит бегающих под снегом мышей. Она слышит их писк и ловит. В день лиса может съесть до двух десятков мышей или полёвок.

Конечно, лисе больше нравятся зайцы. Но догнать зайца она не может. Поэтому разговоры о том, что лисы уничтожают много зай­цев, не совсем верны. Чаще всего лисе удаётся поймать лишь маленького зайчонка.

Лиса также ест ящериц, лягушек, насекомых, маленьких птиц, гнезда которых находятся на земле. Но делать из этого вывод, что Патрикеевна - вредный зверь, нельзя. И птицы, и зайцы, и лягуш­ки все вместе составляют не больше 15-20 процентов в лисьем ра­ционе. Остальное - это вредные грызуны: мыши и полёвки. Поэто­му в тех местах, где охотятся лисы, грызунов бывает меньше, ведь за год лиса уничтожает их несколько тысяч. Это одна. А вместе с лисятами - в два-три раза больше. Слайд 7.

Весной или в начале лета в норе лисы появляются лисята. Иногда их бывает больше десятка. Такое семейство трудно прокор­мить, и поэтому оба родителя всё время «работают». Но отец не всегда принимает участие в воспитании лисят. Часто его прогоняет чужой лис и «усыновляет» его детей. Эта странная ситуация в действительности не такая странная. Если чужой лис смог прогнать отца, значит, он сильнее, значит, он будет лучше заботиться о де­тях: сможет приносить больше еды. И «отчим» действительно за­ботится о лисятах, как о своих детях: приносит еду, учит охотиться, подаёт сигнал, если увидит опасность. Слайд 8.

При опасности лисята прячутся в нору. Но найти их нору до­вольно просто. Лисицы нечистоплотны, поэтому около их нор обычно очень плохо пахнет.

Через четыре месяца лисята подрастают и начинают самостоя­тельную жизнь.
4. Чтение рассказа В. Зотова «Лиса». Слайд 9
ЛИСА

- Здравствуй, куманек! - улыбнулась Лиса Волку, сама вся рыжая, только кончик хвоста белый.

- Здравствуй, здравствуй, - щелкнул зубами Волчище. ­- Опять что-нибудь скверное затеяла?

- Я затеяла? Да я за всю жизнь ни разу никому плохого не сделала! - возмутилась рыжая.

- А кто брату моему посоветовал в прорубь хвост опустить? ­- напомнил Волк. - Еле ноги унес.

- Так это же сказка! - махнула лапой Лиса.

- А Колобка кто съел? А Петушка Золотого Гребешка кто хитростью в лес заманил? - не унимался тот.

- И ты всему поверил? - Лисица обвила лапы своим пуши­стым хвостом. - Ты больше слушай, тебе еще и не такого нагово­рят...

- Если это неправда, то вот уж в курятнике хозяйничать ты мастерица. Только пух и перья после тебя остаются.

- Ха-ха-ха! - рассмеялась плутовка. - Ну ты, оказывается, со­всем меня не знаешь. На домашних птиц я нападаю очень редко. Я все больше на грызунов охочусь. Полевки, мыши да суслики – вот моя еда. Если землеройка попадется - и ее съем. Когда уж совсем голодная буду, могу напасть на зайца или куропатку. Летом не от­кажусь от насекомых и ягод.

- Да-а-а, кума, - протянул ВОJ1чище. - Опять, наверное, ты меня обманываешь. Летом-то на мышей охотиться можно, я пове­рю, а где же ты их зимой найдешь?

- Подожди, подожди, - Лиса прислушалась. - Слышишь? Что? - серый недоуменно повертел головой.

- Мышь скребется.

- Никого не вижу. Да где она скребется-то? - удивился Волк.

- У тебя под ногами, - ответила рыжая и всеми четырьмя ла­пами бросилась на то место, где стоял волк.

Волчище от неожиданности подпрыгнул и отскочил в сторону. А Лиса начала быстро копать снег. Цап-царап - и во рту плутовки мышь.

- Совсем маленькая оказалась мышка. Не наелась я. Придется еще мышковать.

- Ну и хитра же ты, рыжая. - Волк посмотрел на Лисицу. – Да и красива ты, плутовка.

- Что верно, то верно. Вот из-за красивого меха мне охотники с собаками покоя и не дают. Спасибо, хвост помогает, следы мои заметает, собак с пути сбивает.

- Хорошо бы, если б и мой мне так же помогал, - Волчище повернул голову и посмотрел на свой хвост.

- Все у тебя не как у других, - проворчала Лиса. - Хочешь, я тебе сделаю такой же хвост, как у меня?

- Нет уж, спасибо! Опять хочешь обхитрить? Не получится.

- Ну, как знаешь, - равнодушно сказала плутовка. - Тогда не мешай мне на мышей охотиться.
5. Вопросы учителя к беседе. Слайд 10
- Почему лису называют рыжей плутовкой?

- На кого охотится лиса?

- Что она ест?

- Когда она нападает на домашних птиц?

- Как и когда лиса мышкует?

- Почему охотники на лису охотятся?

- Как хвост помогает лисе убежать от охотников?

- Какие произведения с участием лисы вы знаете?

- Какой изображена лиса в этих произведениях?
6. Выставка книг о лисе: художественная, научно-популяр­ная литература, сказки.

- Посмотрите на выставку книг. Здесь представлены книги, из которых вы, прочитав их, узнаете еще больше об этом зверьке. А также и о других зверях из леса.
7. Итог урока:

- Что нового вы узнали сегодня на занятии?



- Кому вы сегодня расскажете о лисице?



Смотрите также:
Урок в рамках предметной недели
68.09kb.
Каждая команда выбирает своего лучшего игрока
98.42kb.
Разработка мероприятия по английскому языку в рамках тематической недели для 6 класса “St. Patrick`s day Party”
56.99kb.
Открытые уроки «Экологические проблемы почв России», «На досуге»
18.67kb.
Изучение любого предмета в начальной школе должно соответствовать целям общего начального образования и должно решать общие задачи начального образования в рамках своей предметной специфики
145.52kb.
Внеклассное мероприятие, предметная неделя
135.66kb.
При поведении итогов учитываем количество верных ответов на вопросы и то, насколько интересно было подготовлено сообщение
11.1kb.
Методическая разработка Организация недели иностранного языка в школе Абакарова В. В. Учитель английского языка мкоу «Краснооктябрьская сош имени Расула Гамзатова»
146.38kb.
Практическое задание в рамках сетевого проекта «Современный урок: кейс-метод»
113.07kb.
К участию в региональном этапе Всероссийской предметной олимпиады школьников По технологии
35.41kb.
Урок для тренировки всех мышечных групп, возможно использование различного аква-оборудования. Урок рекомендован для всех уровней подготовленности
27.33kb.
Урок применения знаний и умений. Вид урока: Комбинированный урок с игровыми элементами Оснащени
71.66kb.