Главная |
страница 1
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №3» г. Ивантеевки Московской области Открытый урок в рамках предметной недели окружающего мира Предмет: литературное чтение Класс: 1-А Дата проведения: 28 ноября 2008 г. Учитель: Толоконникова Д. Ю. Тип урока: изучение нового материала. Вид урока: интегрированный урок внеклассного чтения и окружающего мира. Тема урока: В. Зотов «Лиса». Лисица. «Лиса Патрикеевна» 2008-2009 г. г. Тема урока: В. Зотов «Лиса». Лисица. «Лиса Патрикеевна» слайд 1. Цели: 1. Развивать познавательный интерес к изучению животных. 2. Воспитывать любовь к родной природе, прививать основы экологической культуры. З. Изучить с детьми особенности поведения лисы. 4. Показать использование образа лисицы в народном творчестве. Оборудование и материалы: мульти-медиа-аппаратура, слайды с изображением лисы, загадки, поговорки, выставка книг о лисице. Ход занятия: 1. Сообщение темы занятия. - Отгадайте загадку: Хитрая плутовка, Рыжая головка, Пушистый хвост-краса. Кто ж это? - Видели ли вы это животное? Где? - Что вы о нём знаете? а) Хвост пушистый, Мех золотистый, В лесу живёт, В деревне кур крадёт. б) Я, сознаюсь, виновата, Я хитра и плутовата. Я в курятник вечерком Часто бегаю тайком. в) Хитрая плутовка, Рыжая головка, Хвост пушистый - краса! А зовут её ... (Лиса.) - О чём нам рассказали загадки? - Есть такие поговорки: Хитра, как лиса. Слайд 3. - Что она обозначает? 3. Рассказ учителя о лисе. Не многих животных называют по имени-отчеству. А вот лисицу часто называют именно так. И отчество у неё необычное - Патрикеевна. Патрикей - старинное имя. Оно означало «патриций» - «аристократ». Правильно было бы говорить не Патрикей, а Патрицей, но на Руси латинское «ц» произносилось как «к». Поэтому получилось - Патрикей. Это имя давали только детям княжеского рода. Около семисот лет назад жил новгородский князь по имени Патрикей Наримунтович. Этот князь был известен своей хитростью. Поэтому его имя - Патрикей - стало равнозначно слову «хитрец». А так как в народе говорили, что лиса - самый хитрый зверь, то она, как «наследница» хитрого князя, и получила отчество - Патрикеевна. Слайд 4. Но всё-таки лиса - не самый хитрый и не самый осторожный зверь. Если зверь хитрый и осторожный, он не станет подходить в лесу к незнакомым предметам, а лисица подходит. Слайд 5. У лисы острые слух, зрение и обоняние. Особенно помогает лисе её нюх. Она чувствует врага, когда он находится очень далеко от неё. Поэтому она успевает убежать или спрятаться. Другого способа защиты у лисы нет. Слух помогает ей найти еду, особенно зимой. Часто в зимнюю ночь в лесу на полянке можно увидеть лису. Вот она бежит, потом остановилась. Опять побежала, вдруг подпрыгнула несколько раз, ударила всеми четырьмя лапами о землю, поднялась на задние лапы, упала на снег, а передней лапой придавила мышь. Слайд 6. Это не танец. Танцевать лиса начинает весной. Она поднимается на задние лапы и некоторое время ходит в таком положении. От этого «танца» получил название человеческий танец «фокстрот», что в переводе значит «лисий шаг». Да, «фокстрот» лисы танцуют весной, а зимой её упражнения называются мышкованием. Так лиса ловит бегающих под снегом мышей. Она слышит их писк и ловит. В день лиса может съесть до двух десятков мышей или полёвок. Конечно, лисе больше нравятся зайцы. Но догнать зайца она не может. Поэтому разговоры о том, что лисы уничтожают много зайцев, не совсем верны. Чаще всего лисе удаётся поймать лишь маленького зайчонка. Лиса также ест ящериц, лягушек, насекомых, маленьких птиц, гнезда которых находятся на земле. Но делать из этого вывод, что Патрикеевна - вредный зверь, нельзя. И птицы, и зайцы, и лягушки все вместе составляют не больше 15-20 процентов в лисьем рационе. Остальное - это вредные грызуны: мыши и полёвки. Поэтому в тех местах, где охотятся лисы, грызунов бывает меньше, ведь за год лиса уничтожает их несколько тысяч. Это одна. А вместе с лисятами - в два-три раза больше. Слайд 7. Весной или в начале лета в норе лисы появляются лисята. Иногда их бывает больше десятка. Такое семейство трудно прокормить, и поэтому оба родителя всё время «работают». Но отец не всегда принимает участие в воспитании лисят. Часто его прогоняет чужой лис и «усыновляет» его детей. Эта странная ситуация в действительности не такая странная. Если чужой лис смог прогнать отца, значит, он сильнее, значит, он будет лучше заботиться о детях: сможет приносить больше еды. И «отчим» действительно заботится о лисятах, как о своих детях: приносит еду, учит охотиться, подаёт сигнал, если увидит опасность. Слайд 8. При опасности лисята прячутся в нору. Но найти их нору довольно просто. Лисицы нечистоплотны, поэтому около их нор обычно очень плохо пахнет. Через четыре месяца лисята подрастают и начинают самостоятельную жизнь. - Здравствуй, куманек! - улыбнулась Лиса Волку, сама вся рыжая, только кончик хвоста белый. - Здравствуй, здравствуй, - щелкнул зубами Волчище. - Опять что-нибудь скверное затеяла? - Я затеяла? Да я за всю жизнь ни разу никому плохого не сделала! - возмутилась рыжая. - А кто брату моему посоветовал в прорубь хвост опустить? - напомнил Волк. - Еле ноги унес. - Так это же сказка! - махнула лапой Лиса. - А Колобка кто съел? А Петушка Золотого Гребешка кто хитростью в лес заманил? - не унимался тот. - И ты всему поверил? - Лисица обвила лапы своим пушистым хвостом. - Ты больше слушай, тебе еще и не такого наговорят... - Если это неправда, то вот уж в курятнике хозяйничать ты мастерица. Только пух и перья после тебя остаются. - Ха-ха-ха! - рассмеялась плутовка. - Ну ты, оказывается, совсем меня не знаешь. На домашних птиц я нападаю очень редко. Я все больше на грызунов охочусь. Полевки, мыши да суслики – вот моя еда. Если землеройка попадется - и ее съем. Когда уж совсем голодная буду, могу напасть на зайца или куропатку. Летом не откажусь от насекомых и ягод. - Да-а-а, кума, - протянул ВОJ1чище. - Опять, наверное, ты меня обманываешь. Летом-то на мышей охотиться можно, я поверю, а где же ты их зимой найдешь? - Подожди, подожди, - Лиса прислушалась. - Слышишь? Что? - серый недоуменно повертел головой. - Мышь скребется. - Никого не вижу. Да где она скребется-то? - удивился Волк. - У тебя под ногами, - ответила рыжая и всеми четырьмя лапами бросилась на то место, где стоял волк. Волчище от неожиданности подпрыгнул и отскочил в сторону. А Лиса начала быстро копать снег. Цап-царап - и во рту плутовки мышь. - Совсем маленькая оказалась мышка. Не наелась я. Придется еще мышковать. - Ну и хитра же ты, рыжая. - Волк посмотрел на Лисицу. – Да и красива ты, плутовка. - Что верно, то верно. Вот из-за красивого меха мне охотники с собаками покоя и не дают. Спасибо, хвост помогает, следы мои заметает, собак с пути сбивает. - Хорошо бы, если б и мой мне так же помогал, - Волчище повернул голову и посмотрел на свой хвост. - Все у тебя не как у других, - проворчала Лиса. - Хочешь, я тебе сделаю такой же хвост, как у меня? - Нет уж, спасибо! Опять хочешь обхитрить? Не получится. - Ну, как знаешь, - равнодушно сказала плутовка. - Тогда не мешай мне на мышей охотиться. - На кого охотится лиса? - Что она ест? - Когда она нападает на домашних птиц? - Как и когда лиса мышкует? - Почему охотники на лису охотятся? - Как хвост помогает лисе убежать от охотников? - Какие произведения с участием лисы вы знаете? - Какой изображена лиса в этих произведениях? - Что нового вы узнали сегодня на занятии? - Кому вы сегодня расскажете о лисице? Смотрите также:
Урок в рамках предметной недели
68.09kb.
Каждая команда выбирает своего лучшего игрока
98.42kb.
Разработка мероприятия по английскому языку в рамках тематической недели для 6 класса “St. Patrick`s day Party”
56.99kb.
Открытые уроки «Экологические проблемы почв России», «На досуге»
18.67kb.
Изучение любого предмета в начальной школе должно соответствовать целям общего начального образования и должно решать общие задачи начального образования в рамках своей предметной специфики
145.52kb.
Внеклассное мероприятие, предметная неделя
135.66kb.
При поведении итогов учитываем количество верных ответов на вопросы и то, насколько интересно было подготовлено сообщение
11.1kb.
Методическая разработка Организация недели иностранного языка в школе Абакарова В. В. Учитель английского языка мкоу «Краснооктябрьская сош имени Расула Гамзатова»
146.38kb.
Практическое задание в рамках сетевого проекта «Современный урок: кейс-метод»
113.07kb.
К участию в региональном этапе Всероссийской предметной олимпиады школьников По технологии
35.41kb.
Урок для тренировки всех мышечных групп, возможно использование различного аква-оборудования. Урок рекомендован для всех уровней подготовленности
27.33kb.
Урок применения знаний и умений. Вид урока: Комбинированный урок с игровыми элементами Оснащени
71.66kb.
|