Главная   страница 1страница 2

ПРАЗДНИК СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ПИСЬМЕННОСТИ

(Примерный сценарий для учащихся начальных классов)


Цель праздника: сохранение подлинной языковой культуры, развитие у детей образного лингвистического и исторического мышления, воспитание бережного отношения к языку и его ценностям.
Программа подготовки с рядом домашних заданий:

1. Конкурс на лучшую буквицу (формат А-4, изобразительные средства на усмотрение учителя). Выставка заранее монтируется в зале, где проходит праздник. Оценка работ и определение победителей проводят члены жюри до начала программы. Объявление результатов при подведении итогов.

2. Конкурс на лучшую Пропись (Можно заменить его конкурсом на лучшую тетрадь или словарик).

Украшение зала: Репродукции из рукописных книг, детские работы, плакаты с пословицами и поговорками о славянской азбуке. В центре сцены - икона святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, украшенная цветами, задник оформлен традиционными орнаментами и буквицами. На специальной подставке укреплена «берестяная грамота» с азбукой.

Рядом со сценой - столы для команд, накрытые цветной тканью и украшенные букетами живых цветов. На столах - приготовленные карандаши, фломастеры, бумага, мелованный картон.

Сцена оборудована микрофонами, магнитными досками (для каждой команды).

Жюри - за специальным столом недалеко от сцены. В углу сцены - табло с названиями команд для подсчета голосов, рядом места для счетной комиссии. В противоположном углу – стенд «Подарки» (в виде старинного сундука или большой корзины). Там же – фортепиано и магнитофон.



ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПРАЗДНИКА
На сцену выходят 2 ведущих (ребенок и взрослый). Ребенок читает стихи Ф.И. Тютчева

Нас всех, собравшихся на общий праздник снова,

Учило нынче нас евангельское слово

В своей священной простоте:

«Не утаится Град от зрения людского,

Стоя на горней высоте».
Будь это и для нас возвещено не всуе -

Заветом будь оно и нам,

И мы, великий день здесь братски торжествуя,

Поставим наш союз на высоту такую,

Чтоб всем он виден был - всем братским племенам.

Взрослый ведущий:

Сегодня, в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия мы с вами отправляемся в путешествие в дальние страны к Ее Величеству Славянской Азбуке. Мы хотим поздравить Ее Величество с Именинами, ведь сегодняшний день празднуется как день рождения славянской письменности.

И, конечно, нам следует помнить, что в путешествии нас встретят трудности и препятствия, преодолев которые мы сможем преподнести Ее Величеству наши подарки, лучшие из которых - наши знания.

В пути нас будут незримо и неотступно сопровождать Ее создатели и наши небесные покровители - святые равноапостольные Кирилл и Мефодий - учители словенские. Давайте все вместе споем им тропарь. (Все встают и поют тропарь, глас 4-й, который написан на плакате):



Яко апостолом единонравнии

И словенских стран учителие,

Кирилле и Мефодие богомудрии,

Владыку всех молите,

Вся языки словенския утвердити в православии и единомыслии,

Умирити мир

И спасти души наша.
Взрослый ведущий.. Прежде всего мы хотим познакомиться со знаменитыми путешественниками, которые прибыли к нам сегодня из трех школ.
Представление команд. К микрофону по очереди выходят команды (7 чел), и каждый участник называет свое имя и объясняет его перевод и происхождение. У каждого – карточка с именем, написанная по-церковнославянски. Команды возвращаются на места.
Ведущий продолжает: Итак, вот с такими замечательными путешественниками нам предстоит пройти разные страны. Первая из них - СТРАНА БУКВ. (На сцене появляется плакат с надписью «БУКВЫ». Звучит музыка: металлофоны) Мы сможем в нее войти, если ответим на вопрос «Как по-другому называется азбука и почему»? (Алфавит – по первый двум буквам)

Граница открыта! (Плакат под музыку перемещается ввысь)


Ведущий-ребенок читает стихи Константина Случевского:
От буквы греческой, с ее красивой вязью,

Возникли очерки и нашего письма;

В нем, в день рожденья букв, сплотились

крепкой связью

Заветы веры и печать ума.

Такого не было нигде возникновенья

Науки в вере! Азбука взросла

У нас в дыхании церковного тепла,

В словах Евангелья, приняв свое рожденье.
Взрослый ведущий. Все участники сегодняшнего праздника изучали церковнославянскую азбуку, занимались по прописям, учились писать и рисовать буквицы, и, конечно, прекрасно знают их названия и правописание. Но посмотрите, нас кажется, встречают!

На сцену выбегают «буквицы» – ученики 2-х классов, на них накинуты плащи, скрывающие названия букв. Они наперебой спрашивают: «Кто тут? Кто к нам пришел?»



Взрослый ведущий. К вам в страну приехали путешественники. Они спешат поздравить Ее величество Церковнославянскую Азбуку с именинами.

«Буквицы»: Пусть сначала назовут наши имена!

По очереди выходят на середину сцены:



  • Я – первая буква, означаю личное местоимение 1 лица единственного числа

(Команды отвечают, буквица снимает плащ, открывается буква Аз. Также поступают и все остальные буквы, когда дети называют их имя.)

  • А я – последняя буква, могу быть и согласной и гласной! (Ижица)

  • А я - очень редкая буква, меня пишут только в 9 словах, не считая однокоренных! (Зело)

  • (Две буквы выходят, держась за руки). А мы передаем сразу два согласных звука! (Кси, Пси)

  • Я – очень важная буква, передаю два звука, могу быть приставкой или предлогом

(От)

  • (Две буквы кружатся) Мы обе передаем один и тот же звук, и все слова, где мы есть – иностранного происхождения (Ферт и Фита).

  • А я та самая буква, про которую поэт Александр Блок сказал, что без нее «лес выглядит голым» (Ять).

  • Когда дети рисуют меня, то говорят, что я похожа на купол храма или на шлем воина (Юс малый)

  • (Другие загадки…)

Взрослый ведущий. Молодцы, дети! Вы назвали все буквы, пожелавшие загадать вам загадки! А ведь в языке и культуре сами буквы имели такое большое значение, что о них были составлены пословицы и поговорки. Знаете ли вы их? Сейчас наши ассистенты (учащиеся других классов) назовут (или проиграют) нам несколько пословиц и поговорок, а вы попробуете ответить, что они означают.


«Начать с азов»

«Не миновать ему глаголя»

«Выписывать мыслете»

«Стоят фертом»

«Сделать на ять»

«Фита и ижица – к ленивому плеть движется»

«Пропишу я тебе ижицу».

Взрослый ведущий: (к залу): Дорогие гости, а какие пословицы и поговорки о буквах знаете вы?

Вот теперь видно, как много мы знаем об азбуке, и можно смело отправляться в другие страны. Как говорится, «сначала аз да буки, а потом и науки».



Подсчет баллов. В конце конкурса ассистенты под музыку переносят плакат БУКВЫ на стенд с надписью «ПОДАРКИ».
2. На сцене появляется плакат «ЗВУКИ». (Звучат металлофоны).
Ведущий-ребенок читает стихи С. Крыжановского

Отчего, обжигая горло, Легендарная быль славян...

Разбираю часами подряд Сто-ро-на.

Сочетания «оло» и «оро» - Го-ло-са.

«Вран» и «ворон», «молод» и «млад»? До-ро-га.

«Человек некий име два сына...» Я усвоил твердо азы:

Я прислушиваюсь к словам. С давних лет к открытости слога

Открывается в них Россия, Тяготел славянский язык.
Взрослый ведущий. Мы приблизились к стране звуков. Вон, посмотрите, кажется, это идут ее жители! О чем это они говорят?

На сцене появляются двое (один – в старинной одежде, расшитой слогами –ра-, -ла-, -ре-, -ле-, другой - в современной одежде с надписями –оро-, -оло-, -ере-, -еле- . )

Они говорят важными голосами: С фонетической стороны церковнославянизмы характеризуются неполногласными сочетаниями -ра-, -ла-, -ре-, -ле- на месте русских полногласий -оро-, -оло- -ере-, -еле-. ( Замечают сидящих в зале). Смотри, сколько детей! Давай спросим у них, знают ли они нас? Мы вам назовем слова, которые нужно будет заменить на их неполногласный вариант. (Представители команд выходят к микрофону). 1-й по очереди обходит их, называя слова:

ворота - холод - хоромы - голод -

дерево - серебро – здоровый - молодой -
2-й: А теперь я! Посмотрим, как вы сможете назвать полногласную пару (называет слова):
власы - злато - страна - глас -

град- глава - глад - хладный -


1-й и 2-й (радостно): Они знают нас! Пойдем, расскажем об этом Ее Величеству!
Подсчет баллов. Табличка «ЗВУКИ» перекочевывает на табло «ПОДАРКИ» (Музыка).

3. Появляется табличка «ЦИФРЫ». (Звучат металлофоны)


Взрослый ведущий. Чтобы войти в эту страну, мы должны отыскать ключ. Ключ к этой стране – цифровой. Но для того, чтобы его подобрать, следует знать, как записываются цифры по-церковнославянски? Правильно, при помощи букв! Напомним, что подданные Ее Величества пользуются только такой записью. А теперь постараемся решить примеры, записанные славянской цифирью.
Ассистенты раздают командам и развешивают на сцене записанные на плакатах арифметические примеры:
Взрослый ведущий: Проверим, как мы подобрали ключи.

Представители команды выходят на сцену с готовыми ответами и записывают их на досках. Ассистенты переворачивают плакаты обратной стороной, на которой зафиксированы правильные ответы. (Музыка)


Взрослый ведущий. Правильно подобрав ключи, мы смогли с вами войти в одно из самых загадочных владений Ее Величества. И сейчас участникам будут выданы таблички, на которых записаны таинственные числа, скрывающие очень важные для нас исторические даты. Задача команд – прочесть цифирь, и сказать нам, когда же произошли следующие события.

Подсчет баллов. Табличка «ЦИФРЫ» перемещается на табло «ПОДАРКИ» (Музыка).
4. Появляется табличка «СЛОВА».
Ведущий-ребенок читает стихи Анатолия Гребнева

Во тьме немотою томилась

Вселенная тысячи лет.

И слово явилось, как милость

Душе обретающей свет....

И русскому сердцу любезна

Бурлит, не смолкая на миг,

Его животворная бездна,

Его живоносный родник!
Взрослый ведущий: «Живоносный родник» родного слова! Как необходим он нам! Проходят годы, столетия, меняется речь людей… И как важно, что есть прочная основа, которая помогает языку сохранить свою чистоту, свою силу, свое богатство. Для нас с вами – это церковнославянский язык, благодаря которому наша речь и литература никогда не утратят своего глубокого смысла, своих духовных корней. На уроках мы старались с вами разбирать слова, заглядывая в их суть, и сейчас поговорим о некоторых примерах.

Начнем с загадки. Мы с вами находимся в путешествии и должны знать, без чего не могут обойтись ни одни путешественники, как в отношениях между собою, так и при знакомстве с жителями других стран. Если в слове, обозначающем это понятие, букву и в корне изменить на i, оно поменяет смысл и будет означать то, что путешественники увидят вокруг себя. О каких словах идет речь? Правильно, это - (показывает две карточки МИРЪ – М IРЪ). Давайте еще раз скажем, что они значат. (Звучат ответы “путешественников”: МИРЪ – спокойствие, тишина (как взаимоотношения), МIРЪ - пространство, окружающий мир).

И сейчас командам предстоит прочесть предложенные им фразы, выбрав правильное употребление этих слов.

Ассистенты выдают командам тексты и вывешивают на сцене плакаты:


Представители команд выходят на сцену и называют свои ответы.

Подсчет баллов. (Музыка)
Взрослый ведущий: В старину многие хорошо известные нам слова имели другой вид. И сейчас некоторые понятия имеют как бы два одеяния: одно – будничное, а другое – парадное. Слова парадные, «высокий штиль» чаще употребляются в поэзии. Вспомним пушкинские строки: «Перстами, легкими как сон…», или «Отверзлись вещие зеницы…». И сейчас нам потребуется вспомнить, как в старину назывались черты человеческого лица.

Ассистенты прикрепляют на магнитные доски и раздают для каждой команды заранее приготовленные плакаты с нарисованными контурами лица. Детям предлагается надписать их, употребив церковнославянизмы. Можно это сделать на карточках, прикрепив их к магнитной доске.

Правильные ответы: глава, власы, чело, очи, зеницы, ланиты, скрания, уста, устне, членовныя, выя, брада.
Подсчет баллов. Табличка «СЛОВА» под музыку перемещается на стенд «ПОДАРКИ»
Взрослый ведущий: Ну, вот мы почти у врат дворца Ее Величества. Но он надежно охраняется стражниками, которых зовут История и Время. (Появляются стражники с копьями. Копья скрещены.). Как убедить стражников, что мы - мирные путешественники, и пришли не воевать, подвергая страну разорению, а пришли порадовать своей преданностью и верностью Законам Ее государства. Как? Подскажите, дети! (Ответы детей: «Нужно знать пароль», «Нужно помолиться», «Нужно спеть», «Нужно показать подарки».) Какие правильные ответы! Действительно, давайте попросим наших путешественников спеть! Стражники услышат пение и откроют нам вход во дворец! Но что нам спеть? Каким пением можно усладить слух Ее величества и ее подданных?

Появляется табличка «ПСАЛМЫ». Звучит фонограмма песни иеромонаха Романа (Матюшина):

Раскрою я Псалтирь святую,

Свечой лампаду затеплю,

Наброшу мантию худую,

С Давидом вместе воспою:

«Господи, Господь наш,

Яко чудно Имя Твое…»

Взрослый ведущий: Пение всегда сопутствовало доброму делу. В старину одной из первых книг, по которой учились читать, была Псалтирь.
Звучат по очереди фрагменты фонограмм из 1, 33, 102, 103, 134, 135 псалмов в исполнении лучших хоров.
Взрослый ведущий: А теперь, после того как наши команды немного отдохнули, задание к ним. Известно, что книга Псалтирь, как и другие книги Библии, содержит множество образов растительного и животного мира. И сейчас дети должны будут за короткое время выписать из 103 псалма всех животных, а также растения, которые там упоминаются. И конечно, если потребуется, перевести на русский язык. (Пока идет поиск, звучит фонограмма 103 псалма в исполнении церковного хора).

Участники команд выходят к микрофону и зачитывают то, что у них получилось.


Животные (10): звери сельныя, онагри, скоти, еродий, елень, заяц, звери дубравнии, скимни, гади, змий.

Растения: трава, злак, хлеб, древа польския, кедри ливанстии.
Подсчет баллов: Табличка «ПСАЛТИРЬ» перемещается под музыку на табло «Подарки».

Взрослый ведущий: Итак, мы с вами потрудились на славу. Преодолели многие препятствия, чтобы явить Ее Величеству Славянской Азбуке нашу любовь, знания и умения. Посмотрите, сколько подарков мы смогли ей принести. (Ассистенты выдвигают сундук с «подарками» на середину сцены). И теперь хотим знать, кто же является ее самым достойным учеником.
Звучит торжественная музыка. На заднике появляется декорация дворца. Выбегают буквицы и все жители и встают полукругом. Музыка усиливается. Звучат фанфары. На сцену выходит Ее Величество Славянская Азбука. Пажи-буковки держат ее шлейф.

Она говорит: Мир вам, путешественники! Вижу, что из дальних стран прибыли вы на наш праздник. Вижу, как утомлены и взволнованы ваши лица. Мои подданные уже давно доложили мне о том, что к моему дворцу приближаются гости. Наслышана я и о тех трудностях, которые вам пришлось преодолеть ради меня. Благодарю вас и за подарки, которые вы мне принесли. Вы все мои любимые ученики. А все мы вместе - верные служители и хранители Живого Слова.



А для того, чтобы назвать достойнейших, я прошу судей, которым я поручила наблюдать за вашим путешествием, подвести сегодняшние итоги.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. Краткое слово жюри. (В каждой команде необходимо подчеркнуть сильные стороны).

  1. Итоги «путешествия» команд.

  2. Итоги конкурса буквиц.

  3. Итоги конкурса прописей.

НАГРАЖДЕНИЯ. На сцену вызывают победителей. Ее Величество вручает грамоты и призы. Играет музыка.


Исполнение гимна создателям азбуки (Музыка В.И. Главача, слова М.П. Розенгейма).

Слава Вам, братья, славян просветители,

Церкви Славянской Святые Отцы!

Слава Вам, правды Христовой учители,

Слава Вам, грамоты нашей творцы!
Будьте ж славянству звеном единения,

Братья святые: Мефодий, Кирилл!

Да осенит его дух примирения

Вашей молитвой пред Господом сил!
Праздник заканчивается исполнением кондака и величания свв. Равн. Кириллу и Мефодию.

Кондак, глас 3-й:



Священную двоицу просветителей наших почтим,

Божественных писаний преложением

Источник Богопознания нам источивших,

Из него же даже доднесь неоскудно почерпающе

Ублажаем Вас Кирилле и Мефодие,

Престолу Вышняго предстоящих

И тепле молящихся о душах наших.
Величание:

Величаем Вас, святии равноапостольнии Мефодие и Кирилле,

Вся словенския страны ученьми своими просветившия

И ко Христу приведшия.

* Примерные сценарии праздника составлены на основе материалов школы «Живой Источник» г. Москва.

Список литературы:

1. Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. СПб, 2004, 121 стр.

2. Афанасьев А.Н. Древо жизни. Избранные статьи. М., 1982, 212 стр.

3. Белякова С.М., Новикова Л.А., Фролов Н.К. Введение в славянскую филологию. – Тюмень, 1991.


4. Гальковский Н.М. Христианство и язычество. т.1 – Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси; т.2 – Древнерусские слова и поучения, направленные против остатков язычества в народе – М., 2003, 320 стр. т.1., 280 стр. т.2

5. Демин В.Н. Заветными тропами славянских племен. М., 2002.

6. Зеленин Д.К. Избранные труды. М., 1994, 140 стр.

7. Иванов В.В., Топоров В.Н. Исследования в области балто-славянской духовной культуры. М., 1993, 63 стр.

8. Иванов В.В., Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. М., 1994, 55 стр.

9. Иванов В.В., Топоров В.Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы. (Древний период). М., 1965, 80 стр.



10. Маслова Г.С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX – начала XX века. М., 1984.
11. Петрухин В.Я. Славяне. М., 1999.
12. Седов В.В. Славяне в древности. М., 1994.
13. Селищев А.М. Славянское языкознание. Т.1. М., 1941.
14. Семенова М. Мы – славяне! М., 1997.
15. Славянское и балканское языкознание. Структура малых фольклорных текстов. М., 1993, 122 стр.

16. Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей. М., 2002, 170 стр.


<< предыдущая страница  
Смотрите также:
Методические рекомендации для социальных педагогов коц по проведению Дня славянской письменности и культуры
345.66kb.
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «менеджмент в сксиТ»
371.29kb.
Методические рекомендации по организации и проведению "Дня защиты детей"
383.11kb.
Реферат Тема: «Дни славянской письменности» Студентка 1 курса 17 группы Поликарпова Анна Проверила
102.32kb.
Методические рекомендации по определению реальной нагрузки на человека химических веществ, поступающих с атмосферным
850.31kb.
Методические рекомендации по оценке действия и потенциальной опасности пестицидов для медоносных пчел
409.02kb.
Методические рекомендации по подготовке к зачетам и экзаменам для студентов 1 курса заочной формы обучения направление 031600 «Реклама и связи с общественностью»
521.45kb.
Методические рекомендации по расширению изучения творческого наследия а. И. Солженицына в общеобразовательных учреждениях
211.38kb.
Методические рекомендации для специалистов, работающих с одаренными детьми Курган 2009
727.64kb.
Внеклассное мероприятие по русскому языку Урок славянской письменности
108.5kb.
Русский алфавит
89.86kb.
Методические рекомендации по философии для студентов рниму выпуск 10. Москва 2013
1292.9kb.