Главная страница 1







Главное управление МЧС России

по Иркутской области


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


по организации и проведению “Дня защиты

детей” в общеобразовательных учебных заве-

дениях и учебных заведениях начального

и среднего профессионального образования

Иркутск 2009

Иркутск 2009 г.




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


по организации и проведению “Дня защиты детей”

в общеобразовательных учебных заведениях, учеб-

ных заведениях начального и среднего професси-

онального образования.
1.Общие положения.

В системе подготовки учащихся общеобразовательных учебных заведений и учебных заведений начального и среднего профессионального образования по курсу “Основы безопасности жизнедеятельности” важное значение имеет хорошая организация проведения “Дня защиты детей” (ДЗД), который согласно Постановления Правительства Российской федерации от 4 сентября 2003 года № 547 ежегодно проводится в вышеуказанных учебных заведениях. Одновременно ДЗД является объектовой тренировкой по гражданской обороне. При этом отрабатываются разделы “Плана гражданской обороны и действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС) в мирное время”. ДЗД организуются и проводятся руководством учебного заведения во главе с директором – руководителем гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (РГОЧС) учебного заведения во взаимодействии с территориальными подразделениями МЧС России.

Практическая направленность, современный характер мероприятий “Дня защиты детей” способствует формированию у обучающихся навыков распознавания и оценки опасных и вредных факторов среды обитания человека, нахождения способов защиты от них, безопасного поведения в экстремальных и чрезвычайных ситуациях дома, на улице и на природе, выработке умения защищать свою жизнь и здоровье, оказывать само-и взаимопомощь. Вместе с тем “День защиты детей” призван служить развитию Всероссийского детско-юношеского движения “Школа безопасности”.
2. Цель и задачи “Дня защиты детей”.

Основными целями и задачами “Дня защиты детей” являются:

- всесторонняя проверка готовности учебного заведения к проведению мероприятий по обеспечению безопасности персонала и обучающейся молодёжи в чрезвычайных ситуациях и по гражданской обороне;


  • выработка у руководящего состава учебных заведений практических навыков по оперативному принятию обоснованных решений и умения осуществлять управление по защите обучающихся и постоянного состава в чрезвычайных ситуациях;

- совершенствование обучающимися теоретических знаний, полученных в процессе обучения по курсу “Основы безопасности жизнедеятельности”;

- воспитание у обучающихся уверенности в эффективности мероприятий ГО и убеждённости в необходимости принимать в них участие;

- формирование и развитие у преподавателей и обучающихся высоких морально-психологических качеств, и в первую очередь, сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих;

- пропаганда передового опыта организации и осуществления учебного процесса по курсу “ОБЖ” и методического мастерства учителей, преподающих этот предмет, а также Всероссийского детско-юношеского движения “Школа безопасности”.



3. Планирование подготовки и проведения

Дня защиты детей”.

Успех проведения ДЗД во многом зависит от его заблаговременной подготовки, правильного распределения обязанностей между организаторами ДЗД, чёткого руководства и качества разработки документов на его проведение.

К руководящему составу учебного заведения относятся: РГОЧС-директор, его заместители, начальник штаба ГО и командно-начальствующий состав (КНС) формирований (там, где они созданы).

За месяц до ДЗД необходимо провести командно-штабное учение (КШУ) с целью выработки навыков у руководящего состава в проведении мероприятий в области защиты от ЧС и по ГО, подготовки органов управления учебного заведения к выполнению комплекса поставленных задач.

Командно-штабное учение может проводиться в виде служебного совещания или педагогического совета.

При выработке темы КШУ (приложение № 3) необходимо учитывать специфику учебного заведения, возможность возникновения различных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также руководствоваться рекомендациями территориальных управлений МЧС России или управлений образования.

Лучшее время для проведения ДЗД - апрель-май. К этому периоду завершается изучение обучающимися программы курса “ОБЖ”. По срокам проведения ДЗД должен совпадать со временем проведения плановой ежегодной объектовой тренировки.

Организационное и содержательное проведение ДЗД невозможно без тщательного и продуманного планирования всего комплекса мероприятий. Все необходимые документы разрабатываются штабом ГО под руководством директора с привлечением актива учебного заведения.

Основные мероприятия в ДЗД планируются как общие для всего личного состава учебного заведения, так и раздельные – дифференцировано с постоянным составом и учащимися по возрастным группам.

На подготовку ДЗД следует отводить не менее месяца. В этот период штаб ГО учебного заведения организует взаимодействие с территориальными подразделениями МЧС России, активизирует пропаганду курса “ОБЖ”, используя при этом устные выступления, стенную печать, теле и радиоузел, учебные видео- и кинофильмы. Обновляется наглядная агитация, оборудуются тематические выставки.

Проводится работа, направленная на повышение качества подготовки постоянного состава, совершенствование обучения учащихся.

В подготовительный период целесообразно провести педагогический совет (с привлечением представителей МЧС России), на котором рассмотреть состояние ГО в широком плане, определить конкретные задачи и назначить ответственных за подготовку и проведение всех мероприятий, содержание и объём разрабатываемых документов.

К отрабатываемым документам относятся:

- приказ начальника ГО учебного заведения “О подготовке и проведении “Дня защиты детей” (приложение № 1);

- план подготовки и проведения ДЗД (приложение № 2).

Узловые вопросы подготовительной работы должны постоянно находиться в поле зрения директора (РГОЧС) учебного заведения. По его инициативе усилиями педагогов и учащихся в учебном заведении совершенствуется учебно-материальная база (УМБ). Посильное участие в этом могут принимать родители и шефские организации.

Основными практическими мероприятиями, проводимыми в ДЗД, могут быть:

- сбор руководящего состава;

- учебные эвакуационные мероприятия;

- действия по сигналу оповещения “Внимание всем!” и информации ГО о радиоактивном заражении местности, заражении аварийно-химическими опасными веществами (АХОВ), возникновении стихийного бедствия, угрозе взрыва и т.д.;

- герметизация помещений;

- изготовление простейших средств защиты органов дыхания и тренировки в приспособлении повседневной одежды к защите от радиоактивной пыли и отравляющих веществ;

- открытые показные занятия;

- мероприятия по военно-патриотическому воспитанию учащихся;

- встречи с ветеранами войны, военных действий, работников территориальных подразделений МЧС России, УВД, ГИБДД, ликвидаторами аварии на Чернобыльской АЭС и т.д.;

- тренировки в работе с приборами РХР и дозиметрического контроля;

- тренировки по оказанию первой само-и взаимопомощи;

- викторины, соревнования по прикладным видам физической культуры, спортивные эстафеты, военно-спортивные игры, походы и т.д.

Всех учащихся школ в процессе подготовки целесообразно разделить на три возрастные группы (1-4; 5-8; 9-11 классы) и своевременно довести до каждой перечень мероприятий, в которых данная группа участвует, их содержание, место и время проведения.

Мероприятия для первой возрастной группы:

- викторина “Условия безопасного поведения учащихся”;

- тренировки по разделу “Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях”.

Мероприятия для второй возрастной группы:

- викторина по разделу “Безопасность и защита человека в ЧС”;

- показное практическое занятие по действиям учащихся в ЧС;

- соревнования по оказанию первой медицинской помощи.

Мероприятия для третьей возрастной группы:

- открытые и показательные уроки по разделам “Безопасность и защита человека в ЧС” и “Основы начальной военной подготовки курса ОБЖ”;

- соревнования по оказанию первой медицинской помощи;

- соревнования по прикладной физической культуре.

Исходя из местных условий и возможностей учебного заведения, могут проводиться и другие мероприятия.

Подход в организации мероприятий для каждой возрастной группы должен носить дифференцированный характер.

Для учащихся учебных заведений среднего и начального профессионального образования деление на возрастные группы рекомендуется не делать.

Главными условиями успешного проведения ДЗД являются:

- разнообразие форм и методов проведения мероприятий, создание атмосферы праздника;

- максимальное насыщение практическими мероприятиями, сознательный характер, борьба за право называться лучшим классом (группой) по курсу “ОБЖ”;

- правильный выбор времени (все запланированные мероприятия должны проводиться без нарушения учебного процесса в часы плановой объектовой тренировки).

При проведении мероприятий ДЗД предусматриваются необходимые меры по обеспечению безопасности учащихся и медицинский контроль.
4. Организация и методика проведения “Дня защиты детей”.

“День защиты детей” целесообразно начинать со сбора руководящего состава учебного заведения, до начала занятий первой смены. При этом директор доводит порядок проведения ДЗД, заслушивает доклады своих заместителей о готовности постоянного состава и учащихся к проведению мероприятий предусмотренных планом.

Для введения в обстановку преподавателей (классных руководителей, мастеров производственного обучения) и постановки задач, используются перерывы между занятиями.

Обучающиеся получают информацию о мероприятиях ДЗД от преподавателей или через радиоузел.

Открытие ДЗД обычно проводится до начала первого урока и начинается торжественной линейкой.

Руководящий состав учебного заведения действует от начала и до конца учений, отрабатывая все вопросы, предусмотренные планом.

Весь личный состав учебного заведения (педагогический состав, технический персонал, обучающиеся) активно участвуют во всех основных мероприятиях.

Важное значение в мероприятиях ДЗД должно быть отведено отработке действий персонала и обучающихся по предупредительному сигналу “Внимание всем!” и последующей речевой информации. Подача сигнала “Внимание всем!” осуществляется в зависимости от технического оснащения учебного заведения (радиоузел, прерывистые сигналы электрозвонка, удары в колокол, гонг, о металлический предмет). При этом руководство учебного заведения осуществляет контроль за прохождением учебного сигнала и своевременным доведением до исполнителей. Сигнал “Внимание всем!” целесообразно подавать при отработке одного из разделов “Плана гражданской обороны и действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время”, например, проведение эвакомероприятий.

В течении дня в учебном заведении во всех классах (группах) проводятся занятия согласно общему расписанию.

Викторины. По своему содержанию они должны быть тематическими. Все вопросы викторины не превышают объёма программы соответствующего класса (группы). Для её организации назначается жюри из трёх и более человек (учитель, мед. работник, активист из обучающихся и т.д.), а класс (группа) разделяется на команды. По окончании викторины объявляются команды-победители, им вручаются призы, памятные подарки, сувениры или грамоты.

Открытые уроки. Занятия по ОБЖ в третьей возрастной группе в этот день проводятся открытыми. На них, как правило, присутствуют работники органов управления образованием, представители территориальных подразделений МЧС России соответствующих муниципальных образований, приглашенные гости.

Тренировки по разделу “Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях” проводятся с учащимися первой возрастной группы на уроках, предусмотренных расписанием, или во внеурочное время методом практических занятий. На тренировках под руководством преподавателей учащимися отрабатываются навыки пользования простейшими средствами защиты органов дыхания и принимаются зачёты. Организуется изготовление ватно-марлевых повязок. Учащиеся третьей возрастной группы сдают зачёты по умению выполнения основных мероприятий само-и взаимопомощи в соответствии с программой.

Соревнования по оказанию первой медицинской помощи позволяют совершенствовать приобретённые теоретические навыки. Они проводятся, как правило, во внеурочное время. Для обучающихся третьей возрастной группы (обучающихся в учебных заведениях среднего и начального профессионального образования) устанавливаются следующие этапы:

- оказание первой медицинской помощи при различных видах травм;

- оказание первой медицинской помощи при массовых поражениях;

- оказание помощи “утопающему”;

- оказание первой медицинской помощи при ожогах, обморожениях, солнечных и тепловых ударах.

Соревнования по прикладной физической культуре: - действенная часть мероприятий по военно-патриотическому воспитанию и развитию общей выносливости у молодёжи. Во внеурочное время проводится комбинированная эстафета с элементами выполнения различных упражнений программы ОБЖ.

Во внеурочное время могут проводиться смотры художественной самодеятельности, конкурсы стенгазет, тематические встречи, мероприятия по военно-патриотическому воспитанию обучающихся.

Заканчивается “День защиты детей” подведением итогов, который целесообразно спланировать раздельно:

- с обучающимися после выполнения всего плана ДЗД;

- с постоянным составом (в конце рабочего дня) с заслушиванием ответственных должностных лиц, разбором и анализом ошибок и недостатков, допущенных в ходе ДЗД, поощрением отличившихся.

Данные рекомендации следует принять в качестве одного из возможных вариантов организации и проведения “Дня защиты детей”.



Приложение:

  1. Приказ (вариант) директора государственного (муниципального) образовательного учреждения учебного заведения № ___.

  2. План подготовки и проведения “Дня защиты детей” в государственном (муниципальном) образовательном учреждении …… № ___ (вариант).

3. Рекомендуемая тематика для проведения командно-штабных учений и “Дня защиты детей” в общеобразовательных учебных заведениях и учебных заведениях начального профессионального образования.

  1. Материалы для проведения эстафет, конкурсов, викторин.


Приложение № 1



ПРИКАЗ (вариант)

директора государственного (муниципального)

образовательного учреждения учебного заведе ния № __
“___” __________200__ г.
О подготовке и проведении “Дня защиты детей”.
Согласно плану подготовки государственного (муниципального) образовательного учреждения по гражданской обороне “___” ________ 200__ года провести “День защиты детей”. Для обеспечения высокой организованности, качественного и поучительного проведения всех мероприятий п р и к а з ы в а ю:


  1. Основными целями считать:

  • формирование и развитие у обучающихся высоких морально-психологических качеств, любви к Родине, готовности её защищать;

  • воспитание у обучающихся уверенности в эффективности мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций и убеждённости в необходимости принимать в них участие;

  • пропаганду боевых и трудовых традиций России, её Вооружённых Сил, гражданской обороны;

  • формирование и развитие у обучающихся высокого чувства долга и ответственности за порученное дело, мужества, отваги, выдержки и самообладания, инициативы и находчивости, взаимной выручки, физической выносливости, постоянной готовности самоотверженно выполнять спасательные работы.

  1. Главными задачами считать:

  • совершенствование у обучающихся и постоянного состава теоретических знаний и практических навыков по действиям в чрезвычайных ситуациях;

  • практическую проверку готовности обучающихся действовать в экстремальных ситуациях;

  • сплочение коллектива обучающихся государственного (муниципального) образовательного учреждения.

  1. К участию привлечь:

  • руководящий и постоянный состав государственного (муниципального) образовательного учреждения, сотрудников и специалистов территориальных подразделений МЧС России (по согласованию);

  • обучающихся всех групп (классов).

  1. Заместителю директора государственного (муниципального) образовательного учреждения по безопасности организовать взаимодействие с территориальными подразделениями МЧС России с целью привлечения их сотрудников и специалистов к участию в проведении ДЗД.

  2. Назначить конкурсную комиссию и подкомиссии (жюри) по проведению соревнований, эстафет, викторин и конкурсов в составе:

Конкурсная комиссия:

  • председатель – директор государственного (муниципального) образовательного учреждения - руководитель гражданской обороны и ЧС Иванов И.И.;

  • первый заместитель председателя – заместитель директора государственного (муниципального) образовательного учреждения по безопасности - начальник штаба гражданской обороны Степанов А.В.

  • заместитель председателя – заместитель директора государственного (муниципального) образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе обороны Степанова В.В.

  • заместитель председателя - представитель МЧС России.

Члены:

  • организатор внеклассной воспитательной работы Петрова М.М.;

  • преподаватель- организатор основ безопасности жизнедеятельности Сидоров С.С.;



  • учитель физической культуры Орешек С.И.

Подкомиссии (жюри) по проведению:

Эстафет….



  • председатель

  • члены

  • …….

Соревнований по …



  • председатель

  • члены

  • ……..

Конкурса…

  • председатель

  • члены

  • ……..

Первому заместителю председателя конкурсной комиссии и председателям жюри до “___” _________ 200__ года разработать судейскую документацию и ознакомить всех членов комиссии, жюри с порядком проведения соревнований, тренировок, конкурсов.

6.Подготовку руководящего состава буду проводить лично согласно прилагаемому плану. Занятия с обучающимися по изучению отдельных элементов эстафеты провести в период с ___ по ____ _______200__ г. ___________________.

7. Преподавателю-организатору ОБЖ в период с ___ по __ ______200__ г. провести с обучающимися тренировки по выработке умения пользоваться средствами индивидуальной защиты.

8. Заместителю директора по безопасности до “___” ________200__ года разработать и представить на утверждение план подготовки и проведения “Дня защиты детей”

9. Заместителю директора по хозяйственной части до “___” ______ 200__ года обеспечить имуществом проводимые мероприятия.


  1. До “___” _______200__ г. преподавателю физической культуры подготовить маршруты следования и разметку местности для проведения соревнований и эстафет.

11.Классным руководителям (мастерам производственного обучения) до ____ ________ 200 года провести классные (групповые) собрания “О задачах обучающихся по подготовке и участию в “Дне защиты детей”. Ознакомить обучающихся с мерами безопасности в ходе проведения мероприятий.

12.Дата общей готовности ___ _______ 200__ года.

13.Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя директора по безопасности.

14.Приказ объявить всему руководящему и постоянному составу государственного (муниципального) образовательного учреждения.


Директор государственного (муниципального)

образовательного учреждения


И.И.Иванов

Приложение № 2

У Т В Е Р Ж Д А Ю


Директор государственного

(муниципального) образовательного

учреждения- руководитель

ГОЧС


_______________________________

“___” _________ 200__ года.



П Л А Н

подготовки и проведения “Дня защиты детей”

в государственном (муниципальном) образова-

тельном учреждении


№№

п.п.


Проводимые мероприятия

Время и

место проведения.



Кто

Проводит.



Отм. о

вып.


1

2

3

4

5

Подготовительный период.

1

Организация взаимодействия с территориальными органами МЧС России




Зам. директора по безопасности




2.

Изучение с постоянным составом ГОУ (МОУ) нормативных документов Минобразования РФ, Министерства образования администрации области по вопросам подготовки обучающихся к действиям в чрезвычайных ситуациях, МЧС России.




Директор ГОУ

(МОУ)





3.

Рассмотрение на заседании педагогического совета (служебном совещании) вопроса о задачах педколлектива по подготовке к проведению “Дня защиты детей”.




Директор ГОУ

(МОУ)





4.

Определение состава участников (гостей), привлекаемых (приглашенных) для подготовки и проведения (участия) “Дня защиты детей”. Назначение лиц, ответственных за их встречу и сопровождение.




Директор ГОУ

(МОУ),


Зам. директора по безопасности




5.

Отработка порядка и последовательности проведения “Дня защиты детей” с его организаторами, членами конкурсной комиссии и жюри.




Директор ГОУ

(МОУ)





6.

Организация и осуществление контроля за качеством занятий по ОБЖ.




Зам. директора ГОУ (МОУ) по уч. работе.




7.

Разработка судейских документов и частных планов спорт организаторов и жюри по проведению соревнований, эстафет, викторин и конкурсов.




Зам. директора по безопасности




8.

Организация, проведение занятий и тренировок по отработке этапов эстафеты.




Преподаватель –организатор ОБЖ.




9.

Организация в библиотеке ГОУ (МОУ) выставки военно-патриотической литературы.




Зав. библиотекой.




10.

Подготовка наглядной агитации, посвященной “Дню защиты детей”.




Преподаватель-организатор ОБЖ.




11.

Подготовка территории ГОУ (МОУ), учебного городка к “Дню защиты детей”.




Директор ГОУ

(МОУ),


организатор.




Проведение “Дня защиты детей”.

1.

Сбор руководящего состава, заслушивание председателей конкурсной комиссии и жюри о готовности к проведению мероприятий.




Директор ГОУ

(МОУ).





2.

Торжественное открытие “Дня защиты детей”, проведение линейки (митинга) с участием представителей войсковых частей, МЧС России, Министерства (управлений) образования, ветеранов войны и труда, шефов.




Директор ГОУ

(МОУ).





3.

Проверка готовности обучающихся, их экипировки.




Директор ГОУ

(МОУ).





4.

Вручение капитанам команд, классным руководителям (мастерам производственного обучения) заданий.




Директор ГОУ

(МОУ).





5.

Развод классов (групп) по местам проведения мероприятий.




Директор ГОУ

(МОУ).





6.

Проведение эстафеты




Жюри




7.

Организация спортивных соревнований.




Жюри




8.

Проведение конкурсов




Жюри




9.

Проведение викторин.




Жюри




10.

Изготовление ватно-марлевой повязки.




Жюри




11.

Укрытие в защитном сооружении (эвакуация из здания образовательного учреждения).




Директор ГОУ

(МОУ).





12.

Оказание первой медицинской помощи.




Жюри




13.

Действия при угрозе стихийного бедствия.




Директор ГОУ

(МОУ).





14.

Действия при движении в сторону образовательного учреждения облака АХОВ.




Директор ГОУ

(МОУ).





15.

Тушение загорания первичными и подручными средствами.




Жюри





Подведение итогов “Дня защиты детей”.

1.

Сбор постоянного состава и обучающихся для подведения итогов “Дня защиты детей”.




Директор ГОУ

(МОУ).





2.

Освещение хода и результатов проведения мероприятий “Дня защиты детей”.




Директор ГОУ

(МОУ).





3.

Доведение приказа директора школы об итогах проведения “Дня защиты детей”, вручение призов и наград.




Директор ГОУ

(МОУ).





4.

Разбор проведения “Дня защиты детей” с руководящим составом, ответственными лицами, классными руководителями (мастерами производственного обучения).




Директор ГОУ

(МОУ).




Заместитель директора ГОУ (МОУ) по

безопасности

Степанов А.В.


Приложение № 3.



Рекомендуемая тематика

Для проведения командно-штабных учений и “Дня защиты детей”

в общеобразовательных учебных заведениях и учебных заведе-

ниях начального профессионального образования.

1.Командно-штабные учения.


  1. Работа штаба ГО учебного заведения при угрозе взрыва (террористического акта).

  2. Работа штаба Го и руководства учебного заведения по эвакуации персонала и обучающихся в заданный, (назначенный) район.

  3. Работа штаба ГО по определению роли и места преподавателя (учителя) учебного заведения в организации защиты жизни и здоровья учащихся при возникновении ЧС.

  4. Уточнение, изучение и корректировка функциональных обязанностей руководящего состава и штаба ГО учебного заведения при возникновении ЧС природного и техногенного характера.

  5. Работа штаба ГО учебного заведения при внезапном нападении противника.

  6. Работа штаба ГО и руководящего состава учебного заведения при возникновении пожара.

  7. Работа штаба ГО и руководящего состава учебного заведения по эвакуации персонала при аварии на химически опасном объекте.


2. День защиты детей.

  1. Действия персонала и обучающихся учебного заведения при угрозе взрыва (террористического акта).

  2. Действия персонала и обучающихся учебного заведения при возникновении пожара.

  3. Действия персонала и обучающихся учебного заведения по эвакуации при аварии на химически опасном объекте, расположенном вблизи учебного заведения.

  4. Организация и проведение эвакомероприятий при возникновении чрезвычайных ситуаций.

  5. Действия руководящего состава, преподавателей и обучающихся учебного заведения при обнаружении заражения помещений химическими веществами.

  6. Обеспечение безопасности жизнедеятельности персонала и обучающихся учебного заведения в условиях видоизменений и заражения природной среды.

  7. Действия руководящего состава, персонала и обучающихся при угрозе нападения противника.

  8. Действия руководящего, преподавательского состава и обучающихся при угрозе и возникновении стихийных бедствий.

  9. Действия руководящего, преподавательского состава и обучающихся учебного заведения при организации и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Приложение № 4


МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЭСТАФЕТ,

КОНКУРСОВ, ВИКТОРИН.
1.Для проведения эстафеты.
Установки палатки.

Палатка находится в рюкзаке, колышки и штоки лежат рядом. Ставит её любое количество участников из каждой команды. Затем вся команда выстраивается перед входом. Судья сразу после построения фиксирует затраченное время, оценивает правильность установки и даёт дополнительное время на исправление ошибок. Команда устраняет их и снова выстраивается у входа в палатку.

Ошибки: перекос палатки (штоков), складки на крыше.

Разжигание костра.

Костровище оборудовано стойками высотой 1 метр. Над землёй установлен ограничитель (30 см) - выше его поднимать дрова запрещено. Вверху натянута капроновая нить, которую необходимо пережечь. Дрова обеспечивает каждая команда сама (использование ГСМ, листьев, хвои, травы запрещено) Спички (у каждой команды свои) должны быть герметично упакованы. До старта их опускают в ведро с водой, Судья подаёт сигнал, и она (в любом составе) разжигает костёр. Время фиксируют по пережиганию нити. Костровые должны работать в штормовках с надетыми капюшонами, Держащий дрова должен быть в рукавицах.

Условия: первая спичка- норма, каждая последующая спичка – штраф 20 сек., работа без капюшона или рукавиц- по 10 штрафных секунд.
Движение по азимуту.

На старте судья сообщает команде азимут и расстояние, которое ей необходимо пройти. На финише команда попадает на линейный ориентир (дорога, просека…), где установлена мишень (карточки с буквами через равные промежутки). Судье на финише сообщают букву карточки на которую вышла команда. Один из её членов передаёт это сообщение, оставленному на старте товарищу с помощью флажного семафора. Затем судьи сравнивают данные. При несовпадении – штраф 30 секунд.


Противогаз.

Все участники надевают противогазы и пробегают 60 метров.

Штраф: за нарушение правил надевания противогаза – 30 секунд.
Первая медицинская помощь.

Надевание противогаза на “пострадавшего”, наложение жгута, шины, перевязка.

Штраф за каждую ошибку – 20 секунд.
Переноска пострадавшего.

Участок оборудован двумя жердями. Участники вдевают жерди в застёгнутую штормовку, пропуская их через вывернуты внутрь рукава. “Пострадавшего” укладывают на эти носилки головой в сторону движения и переносят но 25-30 метров.

Штраф: неправильное положение пострадавшего – 20 сек., касание земли участником или “пострадавшим” – 30 секунд, падение участника – 40 сек., падение носилок с “пострадавшим” – 60 секунд.
Подлаз (мышеловка).

На этапе установлены ворота с незакреплёнными перекладинами высотой 40; 35 и 30 см., которые участники преодолевают ползком.

Штраф: сбитая перекладина ворот (каждая) – 20 сек, непрохождение ворот – 30 секунд.




2.Для проведение конкурса “ как поступите вы?”

В разные сложные ситуации может попасть человек. Как поступить, как выйти из них без потерь, без ущерба? Эти вопросы не всегда удаётся решить не только детям, но и взрослым. Давайте потренируемся, определим свои возможности и знания. На первый взгляд кажется всё просто. А вы попробуйте!

1.Находясь в лесу зимой, вы , кажется отморозили руку. Вы будите:

а). растирать её снегом;

б). согреваться около костра;

в). согревать её собственным теплом?


2. Вам необходимо перебраться вброд через реку с быстрым течением. Каким из предложенных способов вы будите переходить её в выбранном вам месте:

а). вниз по течению;

б). против течения;

в). под углом 45 градусов.

Как вы поступите с рюкзаком, находящимся у вас за плечами.
3. Вас мучает чувство голода, а продуктов питания нет. Как вы определите пригодность растений и ягод к употреблению в пищу:

а). попытайтесь есть то, что едят птицы;

б). будите есть все встречающиеся ягоды, за исключением ярко красных;

в). возьмёте в рот небольшое количество ягод или незнакомых вам растений и немного разжевав их, подождёте 5-10 минут;

г). несмотря на голод, совершенно откажитесь употреблять в пищу незнакомые ягоды и растения.


  1. Передвигаясь по тонкому льду озера, вы внезапно попали в холодную воду. Что вы будете делать, достигнув берега:

а). освободившись от мокрой одежды, прыгать пока не согреетесь;

б). некоторое время кататься по снегу в мокрой одежде;

в). прыгать в мокрой одежде.


  1. Вам предстоит совершить длительный переход. Далеко от конечного пункта пути вы обнаружили потёртости на ногах. Как вы поступите:

а). протрёте подошвы обуви бензином;

б). намочите носки водой и наденете обувь;

в). время от времени будите переодевать носки с одной ноги на другую;

г). наденете носки на изнанку;

д).наденете обувь на босую ногу.

6.Рядом с вашим биваком – ручей сомнительной чистоты и болотце. Воду для приготовления пищи вы будите брать:

а). из ручья;

б). из болотца;

в). из специально вырытой ямы рядом с болотцем.

7.Вы укрылись в оборудованной вами снежной пещере. Имеющаяся горелка освещает и согревает убежище. При каком цвете пламени горелки вам не следует беспокоиться:

а). желтом;

б). голубом;

в). красном.

8.Внезапно разразилась сильная гроза. Вы видите, что приближаются интенсивные вспышки молнии. Ваши действия:

а). спрячетесь под огромным деревом;

б). укроетесь под навесом скалы;

в). останетесь на открытой местности, продолжая движение и не обращая внимание на грозу;

г). найдёте не выделяющееся на местности укрытие и переждёте грозу.


3. Вопросы по гражданской обороне.

  1. Какие виды оружия относятся к оружию массового поражения?

а). фугасные авиабомбы, артиллерийские снаряды и мины;

б). реактивные установки залпового огня “Град”;

в). ядерное, химическое и бактериологическое оружие.


  1. Воздействие какого поражающего фактора ядерного взрыва может вызвать ожоги кожи, поражение глаз и пожары?

а). проникающая радиация;

б). световое излучение;

в). электромагнитный импульс.


  1. Воздействие какого поражающего фактора ядерного взрыва разрушение здания, сооружения?

а). проникающая радиация;

б). световое излучение;

в). ударная волна.

4.От чего зависит стойкость химического заражения?

а). от токсичности ОВ и направления ветра;

б). от площади разлива и рельефа местности;

в).от свойств отравляющих веществ, погоды и условий местности.

5.Что относится к средствам индивидуальной защиты органов дыхания?

а). костюм Л-1, ОЗК;

б). противогаз, респиратор, противопыльная тканевая маска (ПТМ-1),

ватно-марлевая повязка;

в). убежище и ПРУ.

6.Кем и когда был изобретён противогаз?

а). Н.Д.Зелинским в 1915 году;

б).Г.И. Головиным в 1913 году;

в). М.И.Луховинским в 1914 году.

7.Можно ли использовать обычную одежду для защиты кожи от ОВ?

а). можно, если пропитать специальным раствором мыльно-масляной эмульсии;

б). нельзя;

в). можно, в любом случае.



  1. Какие коллективные средства защиты вы знаете?

а). костюм Л-1, ОЗК;

б). противогазы, респираторы,

в). убежища и противорадиационные укрытия.

9. Как действовать по сигналу “Внимание всем!”?

а). надеть средства защиты, покинуть помещение;

б). включить радио или телевизор;

в). быстро направиться в убежище.

10.Что такое дезактивация?

а). удаление радиоактивных веществ с зараженных поверхностей;

б). обеззараживание отравляющих веществ;

в). уничтожение или устранение болезнетворных микробов во внешней среде.

11. Перечислите основные мероприятия ГО по защите населения от последствий ЧС мирного и военного времени.

Оповещение. Применение индивидуальных и коллективных средств защиты. Эвакуация. Организация спасательных и других неотложных работ. Санитарная обработка. Организация жизнеобеспечения населения. Обучение населения.

12. В первую мировую войну впервые была применена газовая атака с использованием хлора. Где, кто, когда осуществил её?

22 апреля 1915 года, на западном фронте, Германия.

13.Кто является начальником гражданской обороны (НГО) на предприятии, организации, учреждении и учебном заведении.

Директор, руководитель.

14.Назовите основные принципы защиты населения, которые предусматриваются мероприятиями гражданской обороны?

Оповещение, укрытие в защитных сооружениях (убежища, укрытия), обеспечение средствами индивидуальной защиты (противогазы, респираторы), эвакуация (отселение).


  1. Вопросы для викторины по действиям в чрезвычайных ситуациях.

1.При аварии на химически опасном объекте вы можете оказаться в зоне заражения. В каком направлении следует быстро покинуть предполагаемую зону заражения?

а). по направлению ветра;

б). навстречу ветру;

в). перпендикулярно направлению ветра.

2. При аварии с утечкой аммиака в качестве средства индивидуальной защиты вы решили применить ватно-марлевую повязку. Каким раствором следует её смочить?

а). 2% раствором нашатырного спирта;

б). 2% раствором уксусной или лимонной кислоты;

в). 5% раствором соды.

3. При аварии на химически опасном объекте произошла утечка хлора. Вы можете оказаться в зоне заражения, живете на 1-м этаже девятиэтажного дома. Как поступите?

а). укроетесь в подвале здания;

б). поднимитесь на верхний этаж;

в). останетесь в своей квартире.

4. Пары какого из веществ являются наиболее токсичными?

а). хлора;

б). аммиака;

в). ртути.

5. Какие стихийные бедствия причиняют наибольший урон людям?

Землетрясения, наводнения, бури, ураганы, смерчи, оползни, сели, сходы снежных лавин.

6. Вы находитесь на 3-м этаже девятиэтажного дома, почувствовали толчок. Назовите ваши действия при землетрясении.

а). остаться дома;

б). встать в дверной или балконный проём;

в). немедленно выбежать из дома на улицу;

г). остаться на том же месте, ждать сообщений по радио.

7. По каким основным признакам классифицируются чрезвычайные ситуации?



  • по сфере возникновения - техногенные, природные, экологические;

  • по ведомственной принадлежности в строительстве, промышленности, транспорте и т.д.;

  • по масштабу возможных последствий – локальные, объектовые, местные, региональные, глобальные.

8. Вы открыли дверь своей квартиры на 9-м этаже и обнаружили сильное задымление. Ваши действия?

а). немедленно спуститься на лифте вниз и выбежать из здания;

б). срочно выявить источник задымления;

в). плотно закрыть дверь и позвонить по телефону “01”.

9. Что запрещено тушить пенным огнетушителем?

Электроустановки и электропровода под напряжением.

10. Можно ли использовать фильтрующий противогаз при пожаре для защиты от дыма?

Можно, если вместо фильтрующе-поглащающей коробки навинтить гопкалитовый патрон.

11. Как остановить сильное кровотечение на руке?

а). с помощью жгута, наложенного ниже места ранения;

б). с помощью жгута, наложенного выше места ранения;

в). с помощью жгута, наложенного на место ранения.

12. Какова последовательность оказания первой медицинской помощи при переломах и вывихах?

Остановка артериального кровотечения (жгут, закрутка, максимальное сгибание).

Наложение стерильной повязки на рану.

Иммобилизация (наложение шины) перелома подручными средствами.

В случае вывиха: лёд, холод на место вывиха; тугая повязка на сустав вывиха; иммобилизация вывиха.

13. Какова первая помощь при ожогах?

Погасить горящую одежду. Обожженную часть тела освободить от одежды, обрезая её вокруг раны. Не вскрывать пузыри, не смазывать различными мазями место ожога. Легко протереть спиртом и наложить стерильную повязку. Вызвать скорую помощь по телефону “03”. Сообщить о пожаре (если он был) по телефону “01”.

14. Какова первая помощь при обморожениях?

Перевести пострадавшего в тёплое помещение, мокрую одежду и бельё заменить сухим. Повреждённые участки тела протереть спиртом и наложить стерильную повязку. Не рекомендуется растирать обмороженный участок снегом, грубой материей (перчаткой). Напоить пострадавшего горячим чаем, кофе, молоком. При сильном общем охлаждении организма необходимо поместить пострадавшего в ванну с водой +25-27 градусов, постепенно доводя её температуру до +37 градусов. Дать горячий чай, кофе, и отправить в больницу.

15. Какова первая помощь на берегу при утоплении?

Как можно скорее извлечь пострадавшего из воды (клиническая смерть длится не более 5-7 минут). Удалить воду из лёгких и желудка, положив на колено головой вниз. Затем перевернуть на спину и сделать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Пострадавшего согреть чаем, кофе и отправить в больницу.

16. Какова первая помощь при отравлении ядовитыми растениями, грибами и ягодами?

Признаки отравления: общая слабость, головокружение, тошнота и рвота, боли в животе.

Следует немедленно вызвать рвоту, промыть желудок, сделать клизму, предварительно дать 5-6 стаканов подсоленной воды, свежего молока, затем уложить в тёплую постель, создать покой.

!7. Террориститечский акт. Взорван соседний дом. В вашем подъезде обрушилась лестница, выбиты все стёкла. Что делать?

Не прыгать с верхних этажей. Не паниковать. Выйти на уцелевшие балконы, лоджии или к окнам и звать на помощь криками или размахиванием простыни, полотенца, рубашки. По возможности оказать помощь тем, кто пострадал от разлетевшихся стёкол и других предметов.

18. Разрушено здание. Вы оказались под обломками. Как действовать?

Не паниковать, не падать духом, обуздать страх. Оценить обстановку. Не делать лишних движений. Берегите силы. Если самому не выбраться, зовите на помощь, особенно в “минуты молчания”, когда не работает техника. Ваши крики, стоны будут услышаны спасателями.



  1. Вопросы для викторины “Герои и подвиги”.

1. Когда началась и закончилась вторая мировая война?

1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу, Англия и Франция, связанные с Польшей пактом о взаимопомощи, объявили войну Германии.

2 сентября 1945 года Япония подписала акт о безоговорочной капитуляции.

2. Когда было учреждено звание Героя Советского Союза? Кто и за что награждён Золотой Звездой №1.

16 апреля 1934 года Верховным Советом СССР.

Первыми удостоены звания Героя Советского Союза лётчики полярной авиации, участвовавшие в спасении челюскинцев. Сигизмунд Александрович Леваневский получил Золотую звезду №1.

3. Кто из советских военнослужащих в годы Великой Отечественной войны был трижды удостоен звания Героя Советского Союза?

Иван Никитович Кожедуб, Александр Иванович Покрышкин, Георгий Константинович Жуков.

4. Кто из советских полководцев был дважды награждён орденом “Победы”?

Георгий Константинович Жуков, Александр Михайлович Василевский.

5. Какими фронтами было начато наступление Советских войск по освобождению Белоруссии? Как называлась операция?

22 июня 1944 г., 1,2, 3-м Белорусскими и 1-м Прибалтийским фронтами. Операция называлась “Багратион”.

6. В каких боях родилась советская гвардия – гордость нашей армии?

18 сентября 1941 года 10, 127, 153, 161-я стрелковые дивизии геройски сражались с врагом под Минском, Смоленском, участвовали в контрударе под Ельней. За массовый героизм, мужество личного состава, высокое воинское мастерство они были переименованы в гвардейские.

7. В каком году были введены погоны в Советской армии?

В 1943 году.

8. Кто и когда водрузил Знамя Победы над рейхстагом? Где знамя хранится сейчас?

Разведчики 756-го полка 150 стрелковой дивизии М.А.Егоров и М.В. Кантария. Хранится в Центральном музее Вооружённых Сил.

9. Когда проходил на Красной площади Парад Победы? Кто командовал и принимал парад.

24 июня 1945 года. Принимал парад Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков, командовал парадом Маршал Советского Союза Константин Константинович Рокоссовский.

10. Когда в годы войны был первый салют и в честь какого события?

5 августа 1943 года в честь освобождения городов Орла и Белгорода.

11. Когда и где прошло самое крупное танковое сражение второй мировой войны?

12 июля 1943 года, близ с. Прохоровка на Курской дуге, с обеих сторон участвовали около 1200 танков.

12. Какая дата считается днём рождения регулярного Российского флота?

Октябрь 1696 г. Боярская дума приняла Указ “Морским судам быть”.

13. Когда и под чьим командованием авиация Краснознамённого Балтийского флота нанесла первый бомбовый удар по Берлину?

В августе 1941 года под командованием полковника Преображенского Евгения Николаевича. Самолёты взлетали с аэродрома на острове Саарема (Эстония).

14. Где и когда впервые были применены реактивные установки “Катюша”?

14 июля 1941 года в районе станции Орша. Батареей командовал капитан Флёров Иван Андреевич.



  1. Ситуации для практической обработки.

Вводная – “Химическая опасность”.

проводится в ГОУ (МОУ) при близком расположении предприятий, использующих в производстве АХОВ.

1. Получение сигнала об аварии на одном из предприятий возможности заражения АХОВ.

Постоянный состав: Сбор руководящего состава ГОУ (МОУ) у директора. Получение задачи. Организуется наблюдение за окружающей обстановкой, а также постоянная связь с районным органом, специально уполномоченным на решение задач ГО и ЧС.

Начальник штаба ГО ГОУ (МОУ) приводит в готовность НАСФ (если они сформированы).



Обучающиеся: Оповещаются через радиоузел или звонковой сигнализацией об угрозе химического заражения. Доводятся правила поведения в условиях заражения АХОВ, характерного для данной аварии.

Обучающиеся изготавливают простейшие средства защиты и приводят в готовность имеющиеся.

Обучающиеся старших классов участвуют в работах по герметизации закреплённых за ними школьных помещений, подготавливают убежища (подвальные помещения).

2. Возникновение опасности химического заражения. Подаётся сигнал “Возникновение угрозы химического заражения” (звонковая сигнализация или речевая информация).

В зависимости от направления ветра и распространения облака отрабатываются элементы эвакуации.

Постоянный состав: Преподавательский состав руководит действиями обучающихся. Все перемещаются по территории школы и ближайшей местности в зависимости от характера АХОВ (при аммиаке укрываются в защитных сооружениях, при хлоре поднимаются на верхние этажи), надевают простейшие средства защиты органов дыхания.

Руководящий и преподавательский состав доводят до учащихся правила поведения, ведут разъяснительную работу по недопущению паники.



Обучающиеся: организованно, не создавая паники, под командой учителя выходят из здания школы в сторону, перпендикулярную ветру.

На этом этапе могут быть отработаны нормативы ГО по надеванию СИЗ (№2,3.) и оказанию само-и взаимопомощи при поражении АХОВ.

При отработке этого этапа учитываются организованность и дисциплина обучающихся при выполнении поставленных задач, каждому классу (группе) выставляется определённый бал. За выполнение нормативов ГО может быть выставлена оценка как всему коллективу класса, так и индивидуально каждому.

Обучающимся могут быть заданы вопросы по особенностям и мерам безопасности при контакте с различными АХОВ (при определении оценки класса (группе)).

Особо выставляется оценка классу (группе) за отработку действий по эвакуации.
Вводная - “Радиационная опасность”.

(проводится в районах, имеющих радиационные объекты).

1. Получение информации из районного органа, специально уполномоченного на решение задач ГО и ЧС о возможной угрозе радиационного заражения территории.

Постоянный состав: Сбор руководящего состава ГОУ (МОУ) у директора. Получение задачи. Организуется наблюдение за окружающей обстановкой, а также постоянная связь с районным органом, специально уполномоченным на решение задач ГО и ЧС.

Обучающиеся: Ученики 3-5 классов изготавливают простейшие средства защиты органов дыхания и приводят в готовность имеющиеся. В 6-11 классах организуется работа по герметизации школьных помещений. Ученики 10-11 классов получают имущество для хозяйственных работ и приводят в готовность подвальные помещения.

2. Начало радиоактивного заражения с повышением уровня радиации свыше 30 мкр/час.



Постоянный состав: Сбор и постановка задач. Преподавательский состав проводит разъяснительную работу с учащимися.

Обучающиеся: Оповещаются через радиоузел. Разъясняется обстановка и объясняются правила поведения в условиях возможного заражения.

3. Повышение уровня радиации до 60 мкр/час и более.

Пода1тся сигнал: “Возникновение угрозы радиоактивного заражения” и даётся команда об укрытии всех в защитных сооружениях.

Все спускаются в убежище (подвальное помещение), согласно установленному графику.

По прибытии в защитное сооружение классные руководители (мастера производственного обучения) проверяют наличие учащихся.

Приводят в готовность простейшие средства защиты органов дыхания.

Руководящий и преподавательский состав доводят до учащихся правила поведения на территории школы в условиях повышенного радиационного фона, ведут разъяснительную работу по недопущению паники.

Штаб ГО ГОУ (МОУ) докладывает в районный орган, специально уполномоченный на решение задач ГО и ЧС об обстановке. При получении распоряжения проводится эвакуация.

При отработке этой вводной учитывается организованность и дисциплина учащихся при выполнении мероприятий; точность и качество выполнения поставленных задач; при эвакуации - время прибытия в указанное место, кроме того наличие простейших средств защиты.

Выставляются баллы каждому классу (группе).


Вводная – “Наводнение”.

Получение информации из районного органа, специально уполномоченного на решение задач ГО и ЧС о возможном подтоплении.



Постоянный состав: В кабинете директора собирается руководящий состав ГОУ (МОУ), осуществляется оповещение всех остальных.

Начальник ГО ГОУ (МОУ) уточняет готовность формирований ГО.

Классные руководители готовят учащихся к эвакуации из здания на заранее определённые возвышенные места.

Обучающиеся: Ученики старших классов оказывают помощь в эвакуации. При необходимости оказывают помощь младшим учащимся.

При прибытии на место эвакуации преподавательский состав проверяет обучающихся по классному журналу и ведёт разъяснительную работу по недопущении паники.

Обучающиеся – юноши групп (старших классов) должны быть готовы принять участие в проводимых работах по возведению дамб, насыпей, отводных каналов и оказанию помощи жителям домов.

При отработке этой вводной учитывается организованность и дисциплина учащихся при эвакуации, время прибытия на указанное место.

Выставляются баллы каждому классу.

Вводная – “Пожар”.

Пожар в здании ГОУ (МОУ).

Командир звена пожаротушения обеспечивает вызов штатной пожарной команды и отключение электроснабжения ГОУ (МОУ).

Постоянный состав и обучающиеся без паники покидают здание школы согласно план-схемам эвакуации. Используются простейшие средства защиты органов дыхания. На установленном безопасном месте на территории ГОУ (МОУ) классные руководители (мастера производственного обучения) проверяют наличие обучающихся, результат сообщают директору ГОУ (МОУ).

Если пожар произошёл в одном крыле ГОУ (МОУ), то при эвакуации необходимо воспользоваться лестницей другого крыла.

НАСФ ГОУ (МОУ) принимают участие в локализации очага пожара.

При отработке этой вводной учитывается организованность и дисциплина обучающихся при выполнении мероприятий; точность и качество выполнения поставленных задач; при эвакуации – время прибытия в указанное место, кроме того, наличие простейших средств защиты.

Выставляются баллы каждому классу (группе).






Смотрите также:
Методические рекомендации по организации и проведению "Дня защиты детей"
383.11kb.
Описание этапов «дня защиты детей»
207.05kb.
Методические рекомендации для социальных педагогов коц по проведению Дня славянской письменности и культуры
345.66kb.
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «менеджмент в сксиТ»
371.29kb.
Методические рекомендации по определению реальной нагрузки на человека химических веществ, поступающих с атмосферным
850.31kb.
Методические рекомендации органам исполнительной власти города Москвы по организации защиты конфиденциальной информации и персональных данных
3697.7kb.
Методические рекомендации по оценке действия и потенциальной опасности пестицидов для медоносных пчел
409.02kb.
Методические рекомендации по подготовке к зачетам и экзаменам для студентов 1 курса заочной формы обучения направление 031600 «Реклама и связи с общественностью»
521.45kb.
Методические рекомендации для специалистов, работающих с одаренными детьми Курган 2009
727.64kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Современные проблемы физики и производства Дисциплина входит в цикл днм
272.66kb.
Методы и средства обработки видеоинформации методические рекомендации
209.13kb.
Рекомендации по организации оформления документов в системе «Галактика» в переходный период в связи с изменением налоговых ставок (ндс, нсп)
153.49kb.