Главная   страница 1 ... страница 3страница 4страница 5страница 6страница 7

4. Государственно-частное партнерство в отрасли


Исходя из особенностей ритуально-похоронной сферы и необходимости разрешения имеющихся в отрасли проблем необходимо, прежде всего, обеспечить координацию работы органов Государственного управления в субъектах федерации и местного самоуправления, частных, муниципальных, государственных предприятий и закрепить это законодательно.

Такая координация наиболее целесообразна через государственно-частное партнерство как важнейшего инструмента разрешения проблем отрасли и стимулирования ее развития.

Существующая система финансирования материально-технических объектов ритуально-похоронного назначения, основанная на выделении средств из государственного или местного бюджетов, не обеспечивает их должного развития, и даже нормативного функционирования. Зачастую не хватает денег на благоустройство новых кладбищ и крематориев.



Разрешение этой проблемы также возможно на путях государственно-частного партнерства, которое все шире реализуется во многих отраслях экономики. Применительно к ритуально-похоронной сфере государственно-частное партнерство может реализоваться по следующим направлениям:

1. Частное финансирование:

  • долевое участие в строительстве новых кладбищ, крематориев, пантеонов, усыпальниц, колумбарных стен, склепов;

  • развития автокатафального транспорта и транспорта для перевозки тел умерших с места смерти в лечебно-профилактическое учреждение;

  • развития производственной базы по изготовлению предметов ритуально-похоронного назначения (гробы, венки, фото, надгробные сооружения и т.д.).

2. Государственное (муниципальное) финансирование:

  • строительства новых муниципальных, государственных кладбищ и крематориев;

  • содержания и благоустройства муниципальных, государственных кладбищ, военно-мемориальных комплексов, участков;

  • создания и содержания моргов лечебно-профилактических учреждений;

  • создания и содержания пантеонов.

3. Формирование в регионах Попечительских (экспертных) советов по вопросам похоронного дела, в которые на паритетных началах входят представители органов муниципального и/или государственного управления; муниципальных (государственных) и частных предприятий ритуально-похоронной сферы; общественных и религиозных организаций. Такой Совет принимает участие в обсуждении всех документов по вопросам развития и функционирования системы ритуально-похоронного обслуживания до их принятия соответствующими органами управления. Таким образом, обеспечивается совместное участие частных и государственных (муниципальных) структур в разработке и принятие всех основных нормативных и директивных документов регламентирующих деятельность предприятий отрасли в регионах.

4. Формирование специализированных служб по вопросам похоронного дела. Их создание в соответствии с законом РФ «О погребении и похоронном деле» возложено на органы местного самоуправления, а в гг. Москве и Санкт-Петербурге на органы государственного управления. Организационно-правовая форма служб законом не определена. По сложившейся практике статус специализированной службы получают ритуально-похоронные предприятия различных организационно-правовых форм, в том числе: частные, муниципальные, государственные, однако порядок их формирования законодательно не определен.

5. Постоянное взаимодействие специализированных служб по вопросам похоронного дела с органами государственного (муниципального) управления в частности с управлениями (отделами) ЗАГС. Взаимодействие осуществляется также с государственными учреждениями здравоохранения, системы МВД, Роспотребнадзора и т.д.

6. Договорное взаимодействие сотрудничество государственных (муниципальных) предприятий ритуально-похоронной сферы (как правило, это кладбища) и хозяйственными обществам, товариществами, которые принимают заказы на ритуально-похоронные услуги. Исполнение заказов осуществляется на основе кооперации частных и государственных (муниципальных) предприятий отрасли, в соответствии с заключенным договором между ними.

Обычная практика: заказ принимает частная фирма, имеющая статус специализированной службы по вопросам похоронного дела. Она же продает предметы ритуально-похоронного назначения, предоставляет услуги зала прощания, услуги катафального транспорта. На территории кладбища, исполнение заказа по захоронению гроба, урны, переходит к муниципальному (государственному) предприятию, которое также имеет статус специализированной службы.



7. Сертификация ритуально-похоронных услуг предусмотрена законом РФ «О погребении и похоронном деле»:

Статья 17. Санитарные и экологические требования к содержания.

Пункт 6. Предметы и вещества, используемые при погребении (гробы, урны, венки, бальзамирующие вещества) допускаются к использованию при наличии сертификата, подтверждающего их санитарно-гигиеническую и экологическую безопасность.

Однако на практике эта норма почти не работает. Через взаимодействие государственных и частных структур сертификация должна заработать в полном объеме и стать мощным рычагом повышения качества ритуально-похоронных услуг.



8. Создание добровольных формирований предприятий и фирм ритуально-похоронной сферы Союзов, Ассоциаций, Корпораций и т.п. В них входят как частные, так и муниципальные (государственные) организации.

Глава III. развитие законодательства РФ по регулированию отрасли

1. Многоуровневая система нормативно-правового регулирования развития ритуально-похоронного комплекса РФ


Она состоит из 4-х уровней:

  1. Федеральный – государственный.

  2. Региональный – федеральный – государственный. На уровне федеральных округов.

  3. Региональный – государственный. На уровне субъектов федерации.

  4. Местный – муниципальный. На уровне органов местного самоуправления.

1.1. Федеральный – государственный уровень координации и регулирования

На этом уровне формируется основная нормативная база отрасли. Здесь разрабатываются и принимаются федеральные законы:

  • о погребении и похоронном деле (предстоит подготовка новой редакции);

  • технический регламент «Безопасность объектов, материалов, оборудования, инструмента, применяемого в ритуально похоронной сфере» (он должен заменить СанПиН).

Материалы по проектам законов вносят Минэкономразвития, Минздравсоцразвития, Минрегионразвития по предложениям Росстроя, Роспотребнадзора, Союза похоронных организаций и крематориев РФ и других общественных формирований предприятий отрасли.

На федеральном уровне разрабатываются и утверждаются:

  • Агентством «Ростехрегулирование» – национальные стандарты по вопросам деятельности отрасли, в том числе по терминам и определениям, общим техническим условиям, по отдельным процессам предоставления ритуально-похоронных услуг;

  • Минэкономразвития и Минрегионравзвития РФ и Минздравсоцразвития совместно с Союзом похоронных организаций и крематориев – проект Правил предоставления ритуально-похоронных услуг (для внесения на утверждение Правительства РФ), а также «Проект правил работы муниципальных кладбищ и крематориев» – в качестве рекомендации для их утверждения в субъектах федерации или муниципалитете.

На федеральном уровне главным координирующим органом в области ритуально-похоронного обслуживания является экспертный совет при комитете по делам ветеранов Государственной Думы ФС РФ.

Общественными формированиями на федеральном уровне являются также:



  • секция ритуально-похоронных услуг в составе Комитета по развитию потребительского рынка ТПП РФ;

  • подкомитет ритуально-похоронных услуг технического комитета по стандартизации ТК-346 в составе Ростехрегулирования.

Организацию контроля деятельности ритуально-похоронных организаций на федеральном и региональном уровне осуществляет Роспотребнадзор и его территориальные органы в Субъектах федерации.

Координацию деятельности общественных организаций осуществляет Союз похоронных организаций и крематориев.

Традиционные смотры, конкурсы организаций ритуально-похоронной сферы (кладбищ) проводит Росстрой.

Координацию работы образовательных учреждений по подготовке кадров для ритуально-похоронного сервиса осуществляет Учебно-методическое объединение (УМО) в сфере сервиса и Московский государственный университет сервиса.

Координацию выставочной и издательской деятельности осуществляет выставочная фирма ЗАО «Сибирская ярмарка» и редакция журнала «Похоронный дом».

Координацию развития кремационного дела осуществляет ЗАО «ДИАС» – диагностика аварийных ситуаций и ГОУ ВПО МГУ им. Баумана.

1.2. Федеральный – государственный региональный уровень в рамках федеральных округов

На этом уровне основная координация ритуально-похоронной сферы развития осуществляется через аппарат полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе. Наиболее перспективным является вариант создания при аппарате полномочного представителя общественного совета содействия развития ритуально-похоронной сферы и назначение одного из штатных работников аппарата его куратором.

На уровне каждого федерального округа наиболее целесообразно решить следующие задачи:

1. Организацию и проведение в центре федерального округа (или в крупнейших городах округа) регулярных (1 раз в 2 года) выставок ритуально-похоронных принадлежностей, технологий, оборудования, изделий и т.д.

Наиболее оптимальное время проведения – месяц октябрь. В это время закончились отпуска, кладбища завершили подготовку к зиме, завершились все основные религиозные праздники.

Целесообразно спланировать работу выставок так, чтобы 1 раз в 2 года проходили выставки в федеральных округах (такой опыт есть в Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге) соответственно 1 раз в 2 года (но в другой год) проводить выставку на федеральном уровне в Москве (или в каком то другом городе) с тем, чтобы дать возможность работникам ритуально-похоронной сферы принять участие во всех подобных мероприятиях. (В настоящее время нередко в одно и тоже время проводится несколько выставок, часть из них проводится на очень низком уровне, при малом участии предприятий).

Каждая из указанных выставок должна получать поддержку федеральных органов власти или полномочного представителя, а также Правительства соответствующего субъекта РФ и местных специализированных служб по вопросам похоронного дела.

На уровне федерального округа целесообразно проводить также:

1. Обучение работников специализированных служб по вопросам похоронного дел, в том числе рабочих, специалистов среднего звена, руководителей предприятий обучение должно охватывать все основные формы образования: заочное, дистанционное, дополнительное образование, повышение квалификации, профессиональная переподготовка.

2. Проведение научно-практических конференций по проблемам развития ритуально-похоронной сферы. Как правило, такие конференции наиболее эффективны при их проведении в период выставок.

3. Формирование добровольных Ассоциаций, Союзов, Гильдий предприятий и предпринимателей ритуально-похоронной сферы, которые с одной стороны должны составной частью Союза похоронных организаций и крематориев России, с другой стороны они могут объединять такие Союзы в субъектах РФ.

В настоящее время этот уровень почти не работает. Законодательно его функции не определены. Однако первые попытки использовать потенциал федерального округа уже сделаны на Урале и Северо-западе, благодаря Союзу похоронных организаций и крематориев.

1.3. Региональный, государственный уровень в рамках субъекта РФ

Субъектом координации и регулирования развития ритуально-похоронной сферы на этом уровне являются отраслевые органы Государственного управления субъекта РФ. Наиболее предпочтительным является департамент (комитет, Министерство, управление) потребительского рынка и услуг. Имея в виду, что главная задача отрасли – предоставлять услуги населению, поэтому и координацию деятельности такого предприятия должен осуществить орган госуправления по услугам.

Возможно (наиболее предпочтительно) создание специализированного органа управления (отдел, сектор) в администрации субъекта РФ, который бы занимался непосредственно отраслью в целом.



На этом уровне формируется вся региональная нормативная база отрасли, в том числе:

  • региональный закон «О погребении и похоронном деле»;

  • порядок создания кладбищ и порядок выделения земли под кладбища;

  • правила работы кладбищ (муниципальных, государственных и/или частных);

  • правила работы крематориев (муниципальных, государственных и/или частных);

  • правила работы пантеонов (трупохранилищ, моргов);

  • правила работы специализированных служб по вопросам похоронного дела;

  • порядок создания и функционирования специализированных служб по вопросам похоронного дела.

Часть этих документов разрабатывается в качестве проектов, для их последующего утверждения органами местного самоуправления, с учетом их специфики.

Региональный уровень является основным при решении вопросов развития кладбищенского хозяйства. Администрацией региона разрабатываются и утверждаются:

  • генеральная схема создания, строительства и реконструкции кладбищ на территории субъекта федерации;

  • программа совместных действий муниципальных образований по развитию отрасли в регионе;

  • нормативы обеспеченности кладбищами и крематориями муниципального образования;

  • нормативы материально-технического обеспечения кладбищ, пантеонов, крематориев.

На уровне субъекта РФ целесообразно создавать и обеспечить функционирование:

  • региональной системы добровольной сертификации ритуально-похоронных услуг;

  • региональной системы категорирования предприятий отрасли по уровню качества;

  • постоянно действующих семинаров работников ритуально-похоронной сферы по направлениям и категорией работников.

На уровне субъекта РФ разрабатываются также рекомендации для органов местного самоуправления для проведения дней или «Недели памяти».

При содействии администрации субъекта РФ могут формироваться фирмы, которые обеспечивают деятельность специализированных служб по вопросам похоронного дела, деятельность муниципальных кладбищ, пантеонов, крематориев и поставляют им на договорной основе:

  • предметы ритуально-похоронного назначения (гробы, венки, памятники, ограды);

  • импортные изделия ритуально-похоронного назначения, выполненные по заказам предприятия;

  • производственные услуги.

На территории субъекта РФ или федерального округа целесообразно организовать производство основных предметов ритуально-похоронного назначения.

Последние изменения в законе РФ «О погребении и похоронном деле» существенно уменьшили возможности субъектов РФ в организации ритуально-похоронного обслуживания. Представляется, что это не совсем оправдано.

С учетом изложенного, в этом разделе предстоит внести такие коррективы в Законодательство, чтобы субъекты РФ смогли в полном объеме участвовать в развитии этой исключительно важной отрасли.

1.4. Муниципальный уровень

Это основной уровень, на котором осуществляется развитие ритуально-похоронной сферы и ее функционирование.

Администрация муниципалитета:


  • утверждает правила и порядок работы кладбищ, крематориев, пантеонов;

  • создает специализированные службы по вопросам похоронного дела;

  • координирует деятельность всех ритуально-похоронных организаций на территории муниципалитета;

  • занимается вопросами создания реконструкции и расширения кладбищ, крематориев, пантеонов, усыпальниц;

  • принимает решение о передаче их управляющей компании для организации их деятельности;

  • контролирует деятельность кладбищ, крематориев, пантеонов.

Администрация муниципалитета решает социальные вопросы, связанные с ритуально-похоронным обслуживанием:

  • захоронение неопознанных тел, умерших малоимущих граждан;

  • изготовление надгробий;

  • выдача социальных пособий;

  • сохранение воинских и мемориальных мест захоронений.

Исключения из перечисленных функций по местному уровню власти составляют города федерального подчинения Москва и Санкт-Петербург.

Администрации этих городов в соответствии с федеральным законом «О погребении и похоронном деле» сами определяют на своей территории степень разделения функций между органами государственного управления города и местного самоуправления.




<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Сведения о концепции
962.94kb.
2. Концепции управления маркетингом
960.2kb.
Философа V века Васубандху. Трактат излагает основные концепции буддизма на основе элементов бытия
459.59kb.
Экономическая социология Власть, подчинение и сопротивление в концепции "моральной экономики" Джеймса Скотта
263.33kb.
А. А. Садыхова основные концепции и подходы к пониманию исламизации и реисламизации в отчественной и зарубежной науке данная статья
231.18kb.
«Развитие позитивной я-концепции старшеклассников в условиях летнего психологического лагеря»
147.15kb.
Две проблемы при выборе концепции новой угольной электростанции на постсоветском пространстве
103.38kb.
Технологическая карта по этнологии
144.63kb.
Геополитические концепции мусульманских стран и их информационно-пропагандистское обеспечение
115.41kb.
Антропонимика в пьесе А. Н
53.01kb.
Книги Энтони де Мелло были написаны вне какой-нибудь определенной религиозной концепции. Они призваны помочь представителям различных конфессий, агностикам и атеистам в их духовном поиске
1670.82kb.
Персональные сведения
6812.2kb.