Главная   страница 1 ... страница 4страница 5страница 6страница 7

2. Основные направления совершенствования законодательства о ритуально похоронном деле


Как уже отмечалось, что закон РФ «О погребении и похоронном деле» нуждается в коренной переработке. Точнее необходимо делать его новую редакцию, а не приспосабливать отдельные устаревшие статьи к действительности сегодняшнего дня. Возможно, на первом этапе следует устранить явные противоречия с реалиями похоронного дела с учетом требований рыночной экономики.

Сформулируем некоторые основные аспекты, которые следует учесть при разработке новой редакции Закона и других нормативных актов.



1. В Законе должно быть отражено все то новое, прогрессивное, что имеется в Российской и зарубежной практике похоронного дела. Закон должен быть прямого действия, чтобы его могли использовать во всех регионах, все государственные, муниципальные и частные предприятия, фирмы, компании, которые предоставляют населению ритуальные услуги. Закон должен определить основные правила работы этих организаций.

2. Закон должен быть достаточно полным, охватывать все стороны похоронного сервиса, чтобы не требовалось после принятия Закона разрабатывать десятки дополнительных инструкций, положений и других документов нормативного характера.

3. Закон должен оставить право субъектам РФ вносить свои специфические нормы исходя из особенностей национального состава населения региона, его религиозных и других традиций, а также финансовых возможностей субъекта РФ по расширению прав потребителей ритуальных услуг.

4. В Законе должен быть предложен научно обоснованный понятийный аппарат, даны определения по основополагающим терминам: кладбище, крематорий, место захоронения, ритуальные услуги, похоронное дело, родственное место, похоронный дом (как наиболее перспективная форма предприятия, предоставляющего весь комплекс ритуальных услуг) и так далее.

5. Из Закона должны быть изъяты надуманные нормы и требования, типа: размер кладбища (40 га), срок минерализации (20 лет), кладбищенский период и прочее.

6. Наконец надо разделить понятие «социальное пособие» и Гарантированный перечень ритуальных услуг на безвозмездной основе. Заменить плохо работающую бесплатную льготу на твердую государственную поддержку в случае смерти человека. В частности:

Установить, что социальное пособие на погребение выплачивается за счет средств федерального бюджета органами социальной защиты гражданину, взявшему на себя обязанность по погребению умершего родного, близкого человека в течение 6 месяцев после погребения с представлением подлинных документов о факте захоронения тела умершего или праха (после кремации).

Вообще принцип должен быть один: если государство через федеральные законы, постановления, декларирует, устанавливает какую либо гарантию (льготу), то оно должно определить порядок ее финансирования из федерального бюджета, или разрешить нижестоящим органам власти использовать свои бюджетные возможности. Если же финансовое обеспечение гарантий не определено, то такая гарантия (льгота) должна быть изъята из официальных документов.

Единственным источником финансирования социального пособия должен быть Федеральный бюджет. В нем необходимо предусмотреть специальную статью – «выплата социального пособия по случаю смерти гражданина РФ». Число умерших в стране за год величина достаточно постоянная и расходы на такое пособие можно точно спрогнозировать и предусмотреть в бюджете с разбивкой по месяцам и по регионам. Механизм доведения этого пособия до конкретного человека, взявшего на себя ответственность за погребение умершего должен быть определен Законом.

Размер социального пособия должен составлять стоимость среднего прожиточного минимума для данного региона в данный период. Выплата такого пособия – это последняя обязанность Государства перед своим гражданином, независимо от того, кто был этот человек при жизни – молодым или старым, пенсионером или студентом, министром или бомжем.

7. В Законе надо четко определить, что основной формой Государственного регулирования развития похоронного дела является формирование системы специализированных служб по вопросам похоронного обслуживания. Право стать такой службой должны иметь предприятия и организации любых организационно-правовых форм, предусмотренных Гражданским кодексом РФ. Но следует определить основные требования к таким службам примененный порядок их формирования (создание, контроль за деятельностью, ликвидация и т.д.).

8. Нуждается в Законодательном закреплении и порядок создания, эксплуатации и благоустройства кладбищ; порядок выделения земли под кладбище и компенсации ее стоимости собственнику земли; порядок перевода земель сельскохозяйственного назначения или лесных угодий в земли, передаваемые под кладбища. Необходимо определить, что земли под кладбищами являются «землями «общего пользования» или «историко-мемориальными», находящимися под особой охраной Государства (см. Земельный кодекс).

Нужно законодательно закрепить обязанности администрации субъектов федерации районов, городов, финансировать работы по благоустройству и содержанию кладбищ или разрешить им взимать плату с населения (как местный налог) за пользованием кладбищем.



9. Необходимо Законодательно определить – как гражданину, на какой срок и на каких условиях предоставляется участок земли для проведения захоронения умершего. Граждане, оформившие захоронение своего умершего родного (близкого) человека, нередко затем никак не заботятся о месте захоронения. В итоге до 25 % мест захоронения на отдельных кладбищах являются бесхозными. Такие захоронения зарастают кустарником, становятся местами для сбора мусора и бытовых отходов. Нужно определить порядок изъятия таких брошенных мест захоронения и порядок их повторного использования.

Одновременно надо определить ответственность граждан за поддержание мест захоронения в надлежащем состоянии и порядок передачи права быть ответственным другому гражданину, гражданам или государству. Поводом для такой передачи могут быть:

  • смерть ответственного за место захоронение;

  • физическая невозможность ответственного за место захоронение выполнять свои обязанности из-за болезни, отъезда в другую местность и тд.;

  • нежелание ответственного за место захоронение исполнять свои обязанности в дальнейшем.

10. Очень важной морально-этической проблемой является вопрос о том, кому принадлежит тело умершего человека и кто вправе принимать решение о месте и способе погребения умершего, месте его захоронения, о форме и размерах памятника. Главное должно быть определено – кто и при каких условиях имеет право изымать органы умершего для их использования в научных целях или для трансплантации другим людям.

11. Практика развития рыночных отношений в нашей стране показывает, что настало время дать правовую основу для участия частного капитала в развитии похоронного дела. В первоочередном порядке встают вопросы о необходимости создания частных кладбищ и крематориев. Разрешение этой проблемы Законодательно дает мощный толчок развития кремационного дела. По-новому будут решаться и проблемы нехватки земли под кладбища. Есть немало фирм, которые уже сейчас на своих землях готовы организовать кладбища и построить крематории.

Необходимо дать правовую основу возможности коммерческих структур в управлении кладбищами, о формах использования частных инвестиций в строительстве кладбищ, крематориев, колумбарных стен, склепов и т.д. Действующий Закон эти вопросы вообще обходит, а фактически запрещает использовать частный капитал в развитии похоронной отрасли.



12. В рамках улучшения нормативно-правового регулирования отрасли целесообразно разработать «Правила предоставления ритуально-похоронных услуг в субъектах РФ».

В соответствии с законом РФ «О защите прав потребителей» правила предоставления отдельных видов услуг в РФ рассматриваются и утверждаются Правительством РФ.

В настоящее время порядок предоставления ритуально-похоронных услуг не имеет нормативно-правовой основы, хотя такие услуги в той или иной мере затрагивают интересы всего населения страны. Работа ритуально-похоронных организаций в определенной степени регулируется законом РФ «О погребении и похоронном деле»; СанПиНом 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения».

Однако указанными документами не установлены организационно-правовые требования к порядку предоставления услуг организациями ритуально-похоронной сферы.

В ряде регионов приняты нормативные документы, регламентирующие работу кладбищ, крематориев, организаций, принимающих заказы на ритуально-похоронные услуги. Указанные документы могут быть использованы при разработке проекта «Правил предоставления ритуально-похоронных услуг в субъектах РФ».

В «Правилах предоставления ритуально-похоронных услуг в субъектах РФ» необходимо зафиксировать на государственном уровне права заказчиков (потребителей) ритуально-похоронных услуг на всех этапах процесса их предоставления и применительно ко всем организациям, которые участвуют в этом процессе.

Правила должны быть документом прямого действия и должны применяться без каких-либо дополнительных инструкций во всех субъектах федерации и муниципальных образованиях. Они должны быть обязательными для всех предприятий и организаций независимо от их организационно-правовой формы.



13. В соответствии с законом РФ «О техническом регулировании» на изделие, объекты, процессы, предоставляющие потенциальную опасность для жизни и здоровья людей, имущества физических и юридических лиц, окружающей среды должны разрабатываться технические регламенты. Такие регламенты должны до 2010 года заменить нормативные и директивные документы, в которых в настоящее время содержатся обязательные требования по безопасности изделий, объектов, процессов, в том числе документы: ГОСТ и ГОСТ Р, СНиПы, СанПиНы, рекомендации.

Применительно к ритуально-похоронной сфере целесообразно разработать технический регламент «Безопасность объектов, изделий, материалов, оборудования ритуально-похоронного назначения». Этот регламент должен быть принят в качестве федерального закона Государственной Думы ФС РФ.

В него войдут нормы действующих санитарных норм и правил СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения». В регламенте должны быть в частности установлены требования по безопасности к гробам, которые предназначены для использования при кремации тел умерших.

14. Нормативы ритуально-похоронной отрасли. Требуется правовое обеспечение системы создания, утверждения и корректировки нормативов для ритуально-похоронной отрасли, в том числе нормативы:

1. Размер свободных площадей для захоронения на кладбищах города, района, муниципалитета, исходя из среднего показателя 100 умерших в год на данной территории.

2. Наличие крематория стандартной комплектации (на 2 печи) исходя из среднего показателя коэффициента смертности в районе, городе, группе районов.

3. Размер участка земли для организации семейно-родового места захоронения умерших граждан на безвозмездной и платной основе.

4. Количество рабочих и приемщиков заказов ритуально-похоронных служб на 10000 жителей района, населенного пункта.

5. Размер производственных площадей на одного работника ритуально-похоронной службы.


3. Предложения по первоочередному внесению изменений в федеральный закон РФ № 8-ФЗ от 12.01.1996 г. «О погребении и похоронном деле»


По результатам обсуждения концепции в федеральных округах сформулированы предложения о первоочередных мерах, по изменению действующего законодательства в ритуально-похоронной сфере.

Предметом предложений по внесению изменений в Закон № 8-ФЗ являются:

  • формы Государственного регулирования и Государственной поддержки похоронного дела в РФ;

  • порядок предоставления государственных гарантий при погребении на безвозмездной основе;

  • размер социального пособия на погребение;

  • источники финансирования предоставления государственных гарантий и социального пособия;

  • формы хозяйственного ведения по крематориям и кладбищам;

  • возможность государственного и муниципального установление цены на гарантированный перечень ритуально-похоронных услуг.

Предложениями предлагается:

  1. Определить формы государственного регулирования и государственной поддержки похоронного дела как социально значимого для государства вида деятельности.

  2. Установить, что государственное регулирование похоронного дела в Российской Федерации осуществляет в пределах своих полномочий федеральный орган исполнительной власти, на который возложены функции по проведению государственной политики в данной сфере.

  3. Определить, что крематории и кладбища могут быть в ведении федеральных и региональных органов государственного управления, органов местного самоуправления, специализированных служб по вопросам похоронного дела при осуществлении постоянного контроля за их деятельностью со стороны органов местного самоуправления.

  4. Установить что социальное пособие на погребение умершего гражданина РФ должен составить 5 минимальных размеров оплаты труда, определенного в установленном порядке органами государственного управления субъекта РФ, на день смерти.

Пособие выплачивается органами социального обеспечения лицу, взявшему на себя ответственность за захоронение умершего, при предъявлении удостоверение личности и государственного свидетельства о смерти гражданина.

  1. Захоронение умерших граждан, личность которых не установлена или чьи тела не востребованы для погребения родными и близкими, осуществляется в форме муниципального заказа по поручению органов местного самоуправления муниципального образования, на территории которого проживал умерший гражданин до дня смерти, одной из специализированных служб по вопросам похоронного дела. Компенсация затрат предприятию за проведение похорон осуществляется в размере социального пособия на погребение органами социальной защиты в течение десяти дней после похорон на основании акта выполненных работ.

  2. Установить, что финансирование затрат на компенсацию предприятиям выполненных услуг по захоронению умерших граждан, личность которых не установлена или чьи тела не востребованы для погребения родными и близкими, а также финансирование выплат гражданам социального пособия на погребение умершего, осуществляется за счет средств федерального бюджета на соответствующий финансовый год. Эти средства должны отражаться в бюджете отдельной строкой.

Указанные средства в установленном порядке направляются в органы социальной защиты субъекта РФ для финансирования через районные, городские органы социального обеспечения выплат социальных пособий на погребение и компенсацию затрат предприятий по захоронению определенных категорий умерших граждан.

  1. Предоставить органам государственного управления субъектов РФ и органам местного самоуправления право устанавливать для специализированных служб по вопросам похоронного дела перечень услуг, минимально необходимых для погребения умерших граждан по твердой государственной (муниципальной) цене при установленном уровне качества с тем, чтобы ответственные за погребение имели возможность свободного выбора каких-либо ритуальных услуг по установленным ценам и тарифам или аналогичных услуг по свободной рыночной цене.

Предлагаемые изменения и дополнения позволят:

    1. Конкретизировать формы Государственного регулирования и Государственной поддержки похоронного дела, определить функции Федерального органа исполнительной власти по проведению Государственной политики в области похоронного дела.

    2. Упорядочить предоставление Государственных гарантий по погребению на безвозмездной основе в соответствии с общей политикой государства по замене натуральных льгот денежной компенсацией, имея в виду что:

    • безвозмездно будут захораниваться только тела неопознанных умерших, а также тела умерших, если отсутствуют лица, взявшие на себя обязанность по осуществлению их погребения;

    • будет увеличен размер социального пособия на погребение. Это позволит малоимущим гражданам в основном оплатить расходы, связанные с погребением умерших родных и близких.

    1. Установить единый источник финансирования социального пособия и безвозмездного захоронения – федеральный бюджет. В действующем Законе таких источников несколько, в т.ч. фонды: Пенсионный и Социального страхования, которые, в свою очередь, дотируются из федерального бюджета. Наличие в настоящее время различных источников финансирования, расходов на погребение, разделяет умерших на определенные категории: пенсионеры, неработающие, работающие, дети и т.д., что является некорректным по отношению к гражданам России, которые при жизни имеют одинаковые права.

    2. Повысить уровень социальной защищенности граждан при получении ими похоронных услуг. С этой целью органам государственного управления субъектов РФ и органам местного самоуправления предоставляется право устанавливать цены на ритуальные предметы и услуги, минимально необходимые для достойного захоронения умерших (гарантированный перечень). При этом сохраняется свободное рыночное ценообразование на все остальные предметы и услуги похоронного назначения.

Это даст возможность гражданам выбирать ритуальные услуги по свободным рыночным ценам или по государственным (муниципальным) ценам услуги, входящие в установленный гарантированный перечень.

    1. Включить в перечень средств для финансирования похоронного дела все возможные в рыночных условиях источники, в том числе средства физических и юридических лиц.

    2. Уравнять в правах частные, муниципальные и государственные предприятия в части владения и распоряжения кладбищами и крематориями при этом сохраняется запреты на приватизацию этих объектов.

    3. Вносимые предложения не потребуют отмены или приостановления действующих актов федерального законодательства. Однако предполагает принятие ряда нормативных актов в развитие предлагаемого проекта закона. В частности будет необходимо внести изменение в порядок формирования федерального бюджета, включив в него дополнительную позицию «Финансирование мероприятий по компенсации затрат на безвозмездное захоронение и выплату социальных пособий на погребение».

Приложение А.

РЕКОМЕНДАЦИИ парламентских слушаний в Государственной Думе ФС РФ от 21.10.2003 г. на тему: «О практике применения Федерального закона «О погребении и похоронном деле»


21 октября 2003 года г. Москва

Участники парламентских слушаний на тему: «О практике применения Федерального закона «О погребении и похоронном деле», депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представители федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организаций, научных и образовательных учреждений, общественных и религиозных объединений, специалисты в области услуг по погребению, обсудив широкий круг вопросов, связанных с организацией похоронного дела и практикой реализации Федерального закона «О погребении и похоронном деле», отмечают исключительную важность и необходимость его совершенствования.

Похоронное обслуживание населения является одной из наиболее социально значимых сфер услуг и охватывает практически всё население страны. По статистике ежегодно в Российской Федерации умирает более 2 млн. человек. В их похоронах принимает участие около 25 млн. россиян.

Услуги по погребению предоставляют около 5 тысяч предприятий различных форм собственности. Нормальная и оперативная работа похоронной службы, применение современного российского и зарубежного опыта, привлечение частных инвестиций в развитие похоронного комплекса требуют согласованной деятельности государственных, муниципальных и частных похоронных служб на основе эффективной нормативной правовой базы.

В ходе реализации Федеральной целевой программы «Улучшение ритуального обслуживания населения на 1993-2000 годы» были заложены общие принципы организации похоронного дела. В 1995 году издано постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о порядке лицензирования деятельности по оказанию ритуальных услуг», в 1996 году приняты Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» и Указ Президента Российской Федерации «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших». Установлены социальные гарантии в части предоставления услуг по погребению, в том числе гарантированный перечень услуг, оказываемых всеми специализированными службами безвозмездно. В 2001 году принято постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении перечня похоронных принадлежностей, реализация которых освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость». В ряде субъектов России приняты свои законы и постановления о похоронном деле. В 2002-2003 годах изданы Рекомендации Госстроя России о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации, 2-е издание сборника-справочника материалов и нормативных актов по ритуальному обслуживанию, сборник научных трудов по вопросам организации похоронного дела.

За последние годы в России проделана определённая работа по улучшению организации и укреплению материально-технической базы похоронного дела. В настоящее время пересматриваются подходы к ведению кладбищенского хозяйствования с учетом технико-экономических, градостроительных, санитарно-гигиенических, историко-культурных и этических аспектов. Появляются новые виды и формы похоронного обслуживания, повышает его качество. Одним из новых направлений, требующих нормативно-правового обеспечения, стало предоставление участков земли под семейные (родовые) захоронения, в том числе под будущие погребения.

Впервые в России ЗАО «Диагностика аварийных ситуаций» разработаны проекты крематориев различного класса, налажено серийное производство кремационных установок ПКТ-4000.

В Московском государственном университете сервиса с 1997 года начал функционировать учебный центр, специализирующийся на профессиональном образовании в сфере похоронного дела. Традиционным становится организация при поддержке Госстроя России выставок и межрегиональных форумов, научно-практических конференций и семинаров. В их проведении активно участвуют выставочная общество «Сибирская Ярмарка», Союз похоронных организаций и крематориев.

Вместе с тем, участники слушаний отмечают, что общее состояние похоронного дела в Российской Федерации имеет ряд серьезных недостатков, требующих совершенствования Федерального закона «О погребении и похоронном деле», других федеральных законов и нормативных правовых актов.

Государственное регулирование этой деятельности пока не представляет собой целостной системы. Не выполняются требования ряда важных статей федерального закона об организации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Отсутствует единая государственная политика развития похоронного дела и общегражданская похоронная культура. Не определены места погребения на случай чрезвычайных ситуаций и техногенных катастроф.

Несмотря на потребности отдельных регионов, медленно развиваются услуги по кремации тел умерших. Крематории функционируют лишь в 10 городах страны. В среднем по России кремация не превышает 7% (для сравнения: в странах Европы и США этот показатель достигает 80-90%).

Органы местного самоуправления во многих регионах плохо решают вопросы содержания и благоустройства городских и сельских кладбищ, в том числе воинских захоронений. Под кладбища зачастую выделяют непригодные для этих целей болотистые, низменные участки земли. Непомерно возрастает стоимость земли, предлагаемой под кладбища. В похоронном обслуживании нередко встречаются фирмы-однодневки, случайные и неподготовленные люди. Имеют место факты незаконных захоронений. Население недостаточно информировано о своих правах и обязанностях в области погребения, о действующих нормативно-правовых документах в этой сфере. Требуется внести изменение в статью 5 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» в части уточнения волеизъявления лиц по достойному отношению к телу после их смерти и согласия на изъятие (трансплантацию) органов.



В связи с этим участники парламентских слушаний выделяют следующие ключевые проблемы:

  • федеральная законодательная база похоронного дела нуждается в существенной доработке, а региональная - развита неудовлетворительно;

  • фиксированных размер стоимости услуг по погребению, предоставляемых согласно гарантированному перечню на безвозмездной основе (1000 руб.), нарушает право граждан на достойное погребение, и в значительной мере не покрывает реальных затрат специализированных служб по вопросам похоронного дела, что приводит к ухудшению их финансового состояния;

  • отмена лицензирования деятельности по оказанию услуг по погребению и отсутствие системы стандартов в отрасли приводит к свертыванию государственного и муниципального регулирования этой деятельности, снижению уровня защищенности граждан от недобросовестных предпринимателей;

  • отсутствуют правоустанавливающие документы по созданию и эксплуатации кладбищ, выделению для них земельных участков, а для граждан не определен порядок пользования местами захоронений;

  • слабо развита информационная и научная базы похоронного дела, отсутствует единая система учета захоронений в муниципальных образованиях, на региональном и федеральном уровнях, что значительно затрудняет поиск мест захоронений граждан;

  • не определены квалифицированные требования к работникам похоронной службы, отсутствует единая система аттестации, повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров;

  • нет четкого механизма взаимодействия между участниками сферы похоронных услуг - федеральными, региональными и местными органами власти, государственными (муниципальными) и частными похоронными службами, органами ЗАГС, медицинскими учреждениями, органами социальной защиты;

  • в неудовлетворительном состоянии находятся многие муниципальные, особенно сельские кладбища, средства на их содержание, благоустройство и охрану не выделяются, по фактам вандализма и надругательства на кладбищах не применяются реальные меры административной и уголовной ответственности;

  • отсутствует статистическая отчетность о количестве кладбищ (крематориев) и занимаемой ими площади.

В целях совершенствования Федерального закона «О погребении и похоронном деле» и дальнейшего развития похоронного дела в Российской Федерации участники парламентских слушаний рекомендуют:

Президенту Российской Федерации:

  • поручить Генеральной прокуратуре Российской Федерации проверить ход выполнения Федерального закона «О погребении и похоронном деле» и Указа Президента Российской Федерации от 29 июня 1996 г, № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших»;

  • рассмотреть на заседании Государственного Совета Российской Федерации вопрос «О состоянии похоронного дела в Российской Федерации».

Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:

  • внести изменения и дополнения в Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» с учетом принятых в настоящих рекомендациях предложений.

В числе первоочередных мер по совершенствованию Федерального закона в 2003 -1 квартале 2004 года:

  • рассмотреть в качестве законодательной инициативы, установление стоимости гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе социального пособия на погребение в размере 2000 рублей с последующей ежегодной индексацией;

  • внести изменения и дополнения в Земельный Кодекс Российской Федерации в части отнесения земель, занимаемых кладбищами, к землям поселений (земли общего пользования), а также освобождения от возмещения убытков и потерь сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства при изъятии земель и государственных и муниципальных нужд с целью организации на них кладбищ;

  • внести изменения и дополнения в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» в части лицензирования деятельности по оказанию похоронных услуг, включая приём заказа и заключения договора на организацию похорон (в том числе агентские услуги приёмщика заказов на организацию похорон); комплекс работ по захоронению и перезахоронению; все услуги по кремации; транспортировку тел (останков) умерших (погибших); изготовление и опайку цинковых гробов; бальзамирование, санитарную и косметическую обработку тел умерших; заключение прижизненных договоров на организацию похорон;

  • внести изменения и дополнения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части определения норм ответственности за незаконные захоронения, в том числе вне кладбищ, на кладбищах с нарушением установленного порядка;

  • внести изменения и дополнения в подпункт 18 пункта 2 статьи 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 7 июля 2003 года) в части изменения терминологии в соответствии с Федеральным законом «О погребении и похоронном деле»;

  • создать в Комитете Государственной Думы по делам ветеранов подкомитет по совершенствованию законодательства в сфере похоронного дела и военно-мемориальной работе.

Правительству Российской Федерации:

  • разработать Государственную концепцию развития похоронного дела в Российской Федерации на 2004-2010 годы с привлечением бюджетных и внебюджетных источников, в том числе средств Пенсионного фонда Российской Федерации, предусмотрев при этом необходимость строительства крематориев в крупных городах и регионах, где погребение в землю затруднено (районы вечной мерзлоты, подтопляемые территории и т.д.);

  • в целях реализации статьи 25 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» определить федеральный орган, которому будет поручено осуществлять организацию и координацию развития похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности;

  • разработать и утвердить положение о кладбищах, включая порядок их создания, выделении земель, финансировании содержания и благоустройства, учитывая, что они расположены на землях поселений и отнесены к землям общего пользования;

  • определить порядок выделения земель под кладбища и передачи их в безвозмездное бессрочное пользование специализированной службе по вопросам похоронного дела;

  • установить порядок проведения санитарно-гигиенической и экологической экспертизы земель, выделяемых под сооружение кладбищ;

  • разработать и утвердить правила оказания похоронных услуг населению;

  • определить порядок учёта и выплаты социальных пособий на погребение умерших за пределами субъекта Российской Федерации (муниципального образования), в котором они проживали (зарегистрированы);

  • уточнить порядок выплаты социальных пособий на погребение по всем категориям граждан, включая индивидуальных предпринимателей, мигрантов и других.

Просить поручить Госстрою России совместно

с Союзом похоронных организаций и крематориев:

  • разработать и утвердить в установленном порядке комплексную программу развития похоронного дела и комплексную программу строительства крематориев в Российской Федерации на 2004-2010 годы за счёт всех источников финансирования, включая частных инвесторов;

  • разработать и утвердить нормативные правовые акты, регламентирующие похоронное дело в Российской Федерации, включая:

  • порядок создания, эксплуатации и финансирования крематориев;

  • порядок создания и работы специализированных служб по вопросам похоронного дела с учетом того, что они могут быть организациями различных форм собственности;

  • нормативы по похоронному обслуживанию населения в том числе землеотвод под кладбища из расчета на 1000 чел. населения, нормы по содержанию и санитарной уборке кладбищ, количеству рабочих мест в похоронном комплексе, количеству крематориев, трупохранилищ, пунктов по приему заказов, количеству единиц катафального транспорта и спецмашин по перевозке тел умерших и т.д.;

  • внести изменения и дополнения в Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН) и Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) в части выделения «похоронных услуг» как самостоятельного вида платных услуг населению в соответствии с Федеральным законом «О погребении и похоронном деле».

Минэкономразвития России, Минфину России при подготовке проекта Федерального закона «О федеральном бюджете на 2005 год» и последующие годы предусматривать выделение отдельной строкой целевого финансирования развития похоронного дела, в том числе на:

  • строительство и реконструкцию объектов похоронного назначения, имеющих федеральное и историко-мемориальное значение, в том числе Федерального военного мемориального кладбища;

  • строительство сети государственных крематориев;

  • формирование и содержание архивного фонда мест захоронений и кремаций;

  • обеспечение сохранности, содержание и благоустройство российских (советских) воинских захоронений на территории России и за рубежом.

Минтруду России совместно с Союзом похоронных организаций и крематориев разработать и утвердить:

  • перечень профессий и должностей в сфере похоронного дела, с учетом вредных условий труда;

  • квалификационные требования к работникам сферы похоронного дела;

  • систему нормирования, охраны и оплаты труда работников сферы похоронного дела, учитывая особые условия их работы.

Федеральной архивной службе России разработать поря­док формирования и содержания архивного фонда мест захоро­нений (кремаций) в субъектах Российской Федерации.

Минприроды России совместно с Минздравом России и Союзом похоронных организаций и крематориев разработать экологические требования к объектам похоронного назначения.

Минобразования России совместно с Союзом похорон­ных организаций и крематориев:

  • разработать и утвердить программу профессиональной подготовке кадров в сфере похоронного дела на бюджетной и внебюджетной основе;

  • внести в Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) специальности в сфере похоронного дела.

Госкомстату России совместно с Минэкономразвития России, Госстроем России, Союзом похоронных организаций и крематориев разработать систему регулярного проведения ежегодного мониторинга о составе и деятельности организаций похоронной сферы, в том числе о размерах кладбищ (мощности крематориев), количестве захоронений (кремаций).

Минздраву России разработать и утвердить в установленном порядке:

правила проведения эксгумации (перезахоронения);



  • инструкцию о работе с телами умерших (погибших), в том числе в моргах (патологоанатомических отделениях лечебно- профилактических учреждений) и трупохранилищах похоронных служб;

  • перечень заболеваний, умершие от которых подлежат обязательной кремации;

  • перечень регионов, в которых целесообразно обеспечить кремацию умерших (районы вечной мерзлоты, постоянно подтопляемые территории и т.д.);

  • перечень санитарно-гигиенических и экологических требований к предметам и веществам, используемых в похоронном деле в соответствии с пунктом 6 статьи 17 Федерального закона «О погребении и похоронном деле».

Минздраву России совместно с Госстроем России и Союзом похоронных организаций и крематориев:

  • внести дополнения в СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» с учетом сложившейся в субъектах Российской Федерации практики похоронного обслуживания;

  • разработать порядок захоронения на старых (закрытых) кладбищах в целях рационального их использования.

МЧС России совместно с Союзом похоронных организа­ций и крематориев:

  • определить места погребения на случай чрезвычайных ситуаций и техногенных катастроф;

  • определить регионы, в которых необходимы крематории для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и техногенных катастроф.

Минкультуры России совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами разработать рекомендации по организации похорон с учетом историко-культурных традиций, гражданской и религиозной погребальной культуры.

Министерству по делам печати, телерадиовещанию и средств массовых коммуникаций регулярно освещать пробле­мы развития похоронного дела в Российской Федерации, возро­ждения культуры погребения.

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления:

  • обратить особое внимание на исполнение требований Федерального закона «О погребении и похоронном деле», Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части достойного погребения умерших граждан, в том числе на сельских кладбищах;

  • определить (создать) орган, осуществляющий организацию похоронного дела как самостоятельного вида деятельности;

  • установить порядок и объемы бюджетного финансирования для содержания и благоустройства муниципальных кладбищ, включая воинские захоронения;

  • обеспечить регулярную и своевременную компенсацию похоронным службам полной стоимости услуг по погребению, оказанных на безвозмездной основе, не позднее 10 дней с момента погребения;

  • разработать и принять необходимые нормативные правовые акты, регламентирующие организацию похоронного дела на региональном и местном уровнях;

  • определить профессиональные и этические требования к работникам похоронных служб, непосредственно работающим с населением (агенты похоронной службы, организаторы похорон, смотрители кладбищ и т.д.);

  • в 2004 - 2005 годах провести проверку состояния и инвентаризацию всех городских и сельских кладбищ, разработать комплекс мер по их благоустройству с определением источников финансирования;

  • установить порядок предоставления социального пособия на погребение на основе справки о производственном захоронении, выдаваемой специализированной службой по вопросам похоронного дела;

  • определить порядок взаимодействия специализированных служб по вопросам похоронного дела с кладбищами, лечебно-профилактическими учреждениями и органами ЗАГС, религиозными конфессиями;

  • определить перечень конкурсных требований к организациям, выполняющим функции специализированных служб по вопросам похоронного дела;

  • в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ в целях повышения конкурентоспособности организаций в сфере похоронного дела рассмотреть вопрос о добровольной сертификации услуг по погребению (кремации);

  • развивать строительство похоронных домов с предоставлением населению полного комплекса похоронных услуг.

Настоящие рекомендации утверждены на заседании

Комитета Государственной Думы по делам ветеранов



от 12.11.2003 г. прот. №51/1

Председатель Комитета, Маршал Советского Союза В.Г. Куликов


<< предыдущая страница  
Смотрите также:
Сведения о концепции
962.94kb.
2. Концепции управления маркетингом
960.2kb.
Философа V века Васубандху. Трактат излагает основные концепции буддизма на основе элементов бытия
459.59kb.
Экономическая социология Власть, подчинение и сопротивление в концепции "моральной экономики" Джеймса Скотта
263.33kb.
А. А. Садыхова основные концепции и подходы к пониманию исламизации и реисламизации в отчественной и зарубежной науке данная статья
231.18kb.
«Развитие позитивной я-концепции старшеклассников в условиях летнего психологического лагеря»
147.15kb.
Две проблемы при выборе концепции новой угольной электростанции на постсоветском пространстве
103.38kb.
Технологическая карта по этнологии
144.63kb.
Геополитические концепции мусульманских стран и их информационно-пропагандистское обеспечение
115.41kb.
Антропонимика в пьесе А. Н
53.01kb.
Книги Энтони де Мелло были написаны вне какой-нибудь определенной религиозной концепции. Они призваны помочь представителям различных конфессий, агностикам и атеистам в их духовном поиске
1670.82kb.
Персональные сведения
6812.2kb.