Главная |
страница 1 ... страница 4страница 5страница 6страница 7
2. Основные направления совершенствования законодательства о ритуально похоронном делеКак уже отмечалось, что закон РФ «О погребении и похоронном деле» нуждается в коренной переработке. Точнее необходимо делать его новую редакцию, а не приспосабливать отдельные устаревшие статьи к действительности сегодняшнего дня. Возможно, на первом этапе следует устранить явные противоречия с реалиями похоронного дела с учетом требований рыночной экономики. Сформулируем некоторые основные аспекты, которые следует учесть при разработке новой редакции Закона и других нормативных актов. 1. В Законе должно быть отражено все то новое, прогрессивное, что имеется в Российской и зарубежной практике похоронного дела. Закон должен быть прямого действия, чтобы его могли использовать во всех регионах, все государственные, муниципальные и частные предприятия, фирмы, компании, которые предоставляют населению ритуальные услуги. Закон должен определить основные правила работы этих организаций. 2. Закон должен быть достаточно полным, охватывать все стороны похоронного сервиса, чтобы не требовалось после принятия Закона разрабатывать десятки дополнительных инструкций, положений и других документов нормативного характера. 3. Закон должен оставить право субъектам РФ вносить свои специфические нормы исходя из особенностей национального состава населения региона, его религиозных и других традиций, а также финансовых возможностей субъекта РФ по расширению прав потребителей ритуальных услуг. 4. В Законе должен быть предложен научно обоснованный понятийный аппарат, даны определения по основополагающим терминам: кладбище, крематорий, место захоронения, ритуальные услуги, похоронное дело, родственное место, похоронный дом (как наиболее перспективная форма предприятия, предоставляющего весь комплекс ритуальных услуг) и так далее. 5. Из Закона должны быть изъяты надуманные нормы и требования, типа: размер кладбища (40 га), срок минерализации (20 лет), кладбищенский период и прочее. 6. Наконец надо разделить понятие «социальное пособие» и Гарантированный перечень ритуальных услуг на безвозмездной основе. Заменить плохо работающую бесплатную льготу на твердую государственную поддержку в случае смерти человека. В частности: Установить, что социальное пособие на погребение выплачивается за счет средств федерального бюджета органами социальной защиты гражданину, взявшему на себя обязанность по погребению умершего родного, близкого человека в течение 6 месяцев после погребения с представлением подлинных документов о факте захоронения тела умершего или праха (после кремации). Вообще принцип должен быть один: если государство через федеральные законы, постановления, декларирует, устанавливает какую либо гарантию (льготу), то оно должно определить порядок ее финансирования из федерального бюджета, или разрешить нижестоящим органам власти использовать свои бюджетные возможности. Если же финансовое обеспечение гарантий не определено, то такая гарантия (льгота) должна быть изъята из официальных документов. Единственным источником финансирования социального пособия должен быть Федеральный бюджет. В нем необходимо предусмотреть специальную статью – «выплата социального пособия по случаю смерти гражданина РФ». Число умерших в стране за год величина достаточно постоянная и расходы на такое пособие можно точно спрогнозировать и предусмотреть в бюджете с разбивкой по месяцам и по регионам. Механизм доведения этого пособия до конкретного человека, взявшего на себя ответственность за погребение умершего должен быть определен Законом. Размер социального пособия должен составлять стоимость среднего прожиточного минимума для данного региона в данный период. Выплата такого пособия – это последняя обязанность Государства перед своим гражданином, независимо от того, кто был этот человек при жизни – молодым или старым, пенсионером или студентом, министром или бомжем. 7. В Законе надо четко определить, что основной формой Государственного регулирования развития похоронного дела является формирование системы специализированных служб по вопросам похоронного обслуживания. Право стать такой службой должны иметь предприятия и организации любых организационно-правовых форм, предусмотренных Гражданским кодексом РФ. Но следует определить основные требования к таким службам примененный порядок их формирования (создание, контроль за деятельностью, ликвидация и т.д.). 8. Нуждается в Законодательном закреплении и порядок создания, эксплуатации и благоустройства кладбищ; порядок выделения земли под кладбище и компенсации ее стоимости собственнику земли; порядок перевода земель сельскохозяйственного назначения или лесных угодий в земли, передаваемые под кладбища. Необходимо определить, что земли под кладбищами являются «землями «общего пользования» или «историко-мемориальными», находящимися под особой охраной Государства (см. Земельный кодекс). Нужно законодательно закрепить обязанности администрации субъектов федерации районов, городов, финансировать работы по благоустройству и содержанию кладбищ или разрешить им взимать плату с населения (как местный налог) за пользованием кладбищем. 9. Необходимо Законодательно определить – как гражданину, на какой срок и на каких условиях предоставляется участок земли для проведения захоронения умершего. Граждане, оформившие захоронение своего умершего родного (близкого) человека, нередко затем никак не заботятся о месте захоронения. В итоге до 25 % мест захоронения на отдельных кладбищах являются бесхозными. Такие захоронения зарастают кустарником, становятся местами для сбора мусора и бытовых отходов. Нужно определить порядок изъятия таких брошенных мест захоронения и порядок их повторного использования. Одновременно надо определить ответственность граждан за поддержание мест захоронения в надлежащем состоянии и порядок передачи права быть ответственным другому гражданину, гражданам или государству. Поводом для такой передачи могут быть:
10. Очень важной морально-этической проблемой является вопрос о том, кому принадлежит тело умершего человека и кто вправе принимать решение о месте и способе погребения умершего, месте его захоронения, о форме и размерах памятника. Главное должно быть определено – кто и при каких условиях имеет право изымать органы умершего для их использования в научных целях или для трансплантации другим людям. 11. Практика развития рыночных отношений в нашей стране показывает, что настало время дать правовую основу для участия частного капитала в развитии похоронного дела. В первоочередном порядке встают вопросы о необходимости создания частных кладбищ и крематориев. Разрешение этой проблемы Законодательно дает мощный толчок развития кремационного дела. По-новому будут решаться и проблемы нехватки земли под кладбища. Есть немало фирм, которые уже сейчас на своих землях готовы организовать кладбища и построить крематории. Необходимо дать правовую основу возможности коммерческих структур в управлении кладбищами, о формах использования частных инвестиций в строительстве кладбищ, крематориев, колумбарных стен, склепов и т.д. Действующий Закон эти вопросы вообще обходит, а фактически запрещает использовать частный капитал в развитии похоронной отрасли. 12. В рамках улучшения нормативно-правового регулирования отрасли целесообразно разработать «Правила предоставления ритуально-похоронных услуг в субъектах РФ». В соответствии с законом РФ «О защите прав потребителей» правила предоставления отдельных видов услуг в РФ рассматриваются и утверждаются Правительством РФ. В настоящее время порядок предоставления ритуально-похоронных услуг не имеет нормативно-правовой основы, хотя такие услуги в той или иной мере затрагивают интересы всего населения страны. Работа ритуально-похоронных организаций в определенной степени регулируется законом РФ «О погребении и похоронном деле»; СанПиНом 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения». Однако указанными документами не установлены организационно-правовые требования к порядку предоставления услуг организациями ритуально-похоронной сферы. В ряде регионов приняты нормативные документы, регламентирующие работу кладбищ, крематориев, организаций, принимающих заказы на ритуально-похоронные услуги. Указанные документы могут быть использованы при разработке проекта «Правил предоставления ритуально-похоронных услуг в субъектах РФ». Правила должны быть документом прямого действия и должны применяться без каких-либо дополнительных инструкций во всех субъектах федерации и муниципальных образованиях. Они должны быть обязательными для всех предприятий и организаций независимо от их организационно-правовой формы. 13. В соответствии с законом РФ «О техническом регулировании» на изделие, объекты, процессы, предоставляющие потенциальную опасность для жизни и здоровья людей, имущества физических и юридических лиц, окружающей среды должны разрабатываться технические регламенты. Такие регламенты должны до 2010 года заменить нормативные и директивные документы, в которых в настоящее время содержатся обязательные требования по безопасности изделий, объектов, процессов, в том числе документы: ГОСТ и ГОСТ Р, СНиПы, СанПиНы, рекомендации. Применительно к ритуально-похоронной сфере целесообразно разработать технический регламент «Безопасность объектов, изделий, материалов, оборудования ритуально-похоронного назначения». Этот регламент должен быть принят в качестве федерального закона Государственной Думы ФС РФ. В него войдут нормы действующих санитарных норм и правил СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения». В регламенте должны быть в частности установлены требования по безопасности к гробам, которые предназначены для использования при кремации тел умерших. 1. Размер свободных площадей для захоронения на кладбищах города, района, муниципалитета, исходя из среднего показателя 100 умерших в год на данной территории. 2. Наличие крематория стандартной комплектации (на 2 печи) исходя из среднего показателя коэффициента смертности в районе, городе, группе районов. 3. Размер участка земли для организации семейно-родового места захоронения умерших граждан на безвозмездной и платной основе. 4. Количество рабочих и приемщиков заказов ритуально-похоронных служб на 10000 жителей района, населенного пункта. 5. Размер производственных площадей на одного работника ритуально-похоронной службы. 3. Предложения по первоочередному внесению изменений в федеральный закон РФ № 8-ФЗ от 12.01.1996 г. «О погребении и похоронном деле»По результатам обсуждения концепции в федеральных округах сформулированы предложения о первоочередных мерах, по изменению действующего законодательства в ритуально-похоронной сфере. Предметом предложений по внесению изменений в Закон № 8-ФЗ являются:
Предложениями предлагается:
Пособие выплачивается органами социального обеспечения лицу, взявшему на себя ответственность за захоронение умершего, при предъявлении удостоверение личности и государственного свидетельства о смерти гражданина.
Указанные средства в установленном порядке направляются в органы социальной защиты субъекта РФ для финансирования через районные, городские органы социального обеспечения выплат социальных пособий на погребение и компенсацию затрат предприятий по захоронению определенных категорий умерших граждан.
Предлагаемые изменения и дополнения позволят:
Это даст возможность гражданам выбирать ритуальные услуги по свободным рыночным ценам или по государственным (муниципальным) ценам услуги, входящие в установленный гарантированный перечень.
Приложение А.РЕКОМЕНДАЦИИ парламентских слушаний в Государственной Думе ФС РФ от 21.10.2003 г. на тему: «О практике применения Федерального закона «О погребении и похоронном деле»21 октября 2003 года г. Москва Участники парламентских слушаний на тему: «О практике применения Федерального закона «О погребении и похоронном деле», депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представители федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организаций, научных и образовательных учреждений, общественных и религиозных объединений, специалисты в области услуг по погребению, обсудив широкий круг вопросов, связанных с организацией похоронного дела и практикой реализации Федерального закона «О погребении и похоронном деле», отмечают исключительную важность и необходимость его совершенствования. Похоронное обслуживание населения является одной из наиболее социально значимых сфер услуг и охватывает практически всё население страны. По статистике ежегодно в Российской Федерации умирает более 2 млн. человек. В их похоронах принимает участие около 25 млн. россиян. Услуги по погребению предоставляют около 5 тысяч предприятий различных форм собственности. Нормальная и оперативная работа похоронной службы, применение современного российского и зарубежного опыта, привлечение частных инвестиций в развитие похоронного комплекса требуют согласованной деятельности государственных, муниципальных и частных похоронных служб на основе эффективной нормативной правовой базы. В ходе реализации Федеральной целевой программы «Улучшение ритуального обслуживания населения на 1993-2000 годы» были заложены общие принципы организации похоронного дела. В 1995 году издано постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о порядке лицензирования деятельности по оказанию ритуальных услуг», в 1996 году приняты Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» и Указ Президента Российской Федерации «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших». Установлены социальные гарантии в части предоставления услуг по погребению, в том числе гарантированный перечень услуг, оказываемых всеми специализированными службами безвозмездно. В 2001 году принято постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении перечня похоронных принадлежностей, реализация которых освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость». В ряде субъектов России приняты свои законы и постановления о похоронном деле. В 2002-2003 годах изданы Рекомендации Госстроя России о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации, 2-е издание сборника-справочника материалов и нормативных актов по ритуальному обслуживанию, сборник научных трудов по вопросам организации похоронного дела. За последние годы в России проделана определённая работа по улучшению организации и укреплению материально-технической базы похоронного дела. В настоящее время пересматриваются подходы к ведению кладбищенского хозяйствования с учетом технико-экономических, градостроительных, санитарно-гигиенических, историко-культурных и этических аспектов. Появляются новые виды и формы похоронного обслуживания, повышает его качество. Одним из новых направлений, требующих нормативно-правового обеспечения, стало предоставление участков земли под семейные (родовые) захоронения, в том числе под будущие погребения. Впервые в России ЗАО «Диагностика аварийных ситуаций» разработаны проекты крематориев различного класса, налажено серийное производство кремационных установок ПКТ-4000. В Московском государственном университете сервиса с 1997 года начал функционировать учебный центр, специализирующийся на профессиональном образовании в сфере похоронного дела. Традиционным становится организация при поддержке Госстроя России выставок и межрегиональных форумов, научно-практических конференций и семинаров. В их проведении активно участвуют выставочная общество «Сибирская Ярмарка», Союз похоронных организаций и крематориев. Вместе с тем, участники слушаний отмечают, что общее состояние похоронного дела в Российской Федерации имеет ряд серьезных недостатков, требующих совершенствования Федерального закона «О погребении и похоронном деле», других федеральных законов и нормативных правовых актов. Государственное регулирование этой деятельности пока не представляет собой целостной системы. Не выполняются требования ряда важных статей федерального закона об организации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Отсутствует единая государственная политика развития похоронного дела и общегражданская похоронная культура. Не определены места погребения на случай чрезвычайных ситуаций и техногенных катастроф. Несмотря на потребности отдельных регионов, медленно развиваются услуги по кремации тел умерших. Крематории функционируют лишь в 10 городах страны. В среднем по России кремация не превышает 7% (для сравнения: в странах Европы и США этот показатель достигает 80-90%). Органы местного самоуправления во многих регионах плохо решают вопросы содержания и благоустройства городских и сельских кладбищ, в том числе воинских захоронений. Под кладбища зачастую выделяют непригодные для этих целей болотистые, низменные участки земли. Непомерно возрастает стоимость земли, предлагаемой под кладбища. В похоронном обслуживании нередко встречаются фирмы-однодневки, случайные и неподготовленные люди. Имеют место факты незаконных захоронений. Население недостаточно информировано о своих правах и обязанностях в области погребения, о действующих нормативно-правовых документах в этой сфере. Требуется внести изменение в статью 5 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» в части уточнения волеизъявления лиц по достойному отношению к телу после их смерти и согласия на изъятие (трансплантацию) органов. В связи с этим участники парламентских слушаний выделяют следующие ключевые проблемы:
В целях совершенствования Федерального закона «О погребении и похоронном деле» и дальнейшего развития похоронного дела в Российской Федерации участники парламентских слушаний рекомендуют: Президенту Российской Федерации:
Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
В числе первоочередных мер по совершенствованию Федерального закона в 2003 -1 квартале 2004 года:
Правительству Российской Федерации:
Просить поручить Госстрою России совместно с Союзом похоронных организаций и крематориев:
Минэкономразвития России, Минфину России при подготовке проекта Федерального закона «О федеральном бюджете на 2005 год» и последующие годы предусматривать выделение отдельной строкой целевого финансирования развития похоронного дела, в том числе на:
Минтруду России совместно с Союзом похоронных организаций и крематориев разработать и утвердить:
Федеральной архивной службе России разработать порядок формирования и содержания архивного фонда мест захоронений (кремаций) в субъектах Российской Федерации. Минприроды России совместно с Минздравом России и Союзом похоронных организаций и крематориев разработать экологические требования к объектам похоронного назначения. Минобразования России совместно с Союзом похоронных организаций и крематориев:
Госкомстату России совместно с Минэкономразвития России, Госстроем России, Союзом похоронных организаций и крематориев разработать систему регулярного проведения ежегодного мониторинга о составе и деятельности организаций похоронной сферы, в том числе о размерах кладбищ (мощности крематориев), количестве захоронений (кремаций). Минздраву России разработать и утвердить в установленном порядке: правила проведения эксгумации (перезахоронения);
Минздраву России совместно с Госстроем России и Союзом похоронных организаций и крематориев:
МЧС России совместно с Союзом похоронных организаций и крематориев:
Минкультуры России совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами разработать рекомендации по организации похорон с учетом историко-культурных традиций, гражданской и религиозной погребальной культуры. Министерству по делам печати, телерадиовещанию и средств массовых коммуникаций регулярно освещать проблемы развития похоронного дела в Российской Федерации, возрождения культуры погребения. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления:
Настоящие рекомендации утверждены на заседании Комитета Государственной Думы по делам ветеранов от 12.11.2003 г. прот. №51/1 Председатель Комитета, Маршал Советского Союза В.Г. Куликов << предыдущая страница Смотрите также:
Сведения о концепции
962.94kb.
2. Концепции управления маркетингом
960.2kb.
Философа V века Васубандху. Трактат излагает основные концепции буддизма на основе элементов бытия
459.59kb.
Экономическая социология Власть, подчинение и сопротивление в концепции "моральной экономики" Джеймса Скотта
263.33kb.
А. А. Садыхова основные концепции и подходы к пониманию исламизации и реисламизации в отчественной и зарубежной науке данная статья
231.18kb.
«Развитие позитивной я-концепции старшеклассников в условиях летнего психологического лагеря»
147.15kb.
Две проблемы при выборе концепции новой угольной электростанции на постсоветском пространстве
103.38kb.
Технологическая карта по этнологии
144.63kb.
Геополитические концепции мусульманских стран и их информационно-пропагандистское обеспечение
115.41kb.
Антропонимика в пьесе А. Н
53.01kb.
Книги Энтони де Мелло были написаны вне какой-нибудь определенной религиозной концепции. Они призваны помочь представителям различных конфессий, агностикам и атеистам в их духовном поиске
1670.82kb.
Персональные сведения
6812.2kb.
|