Главная   страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5страница 6 ... страница 9страница 10

Использование интернет-ресурсов в цикле гуманитарных предметов (естественнонаучных предметов)


(2 часа)
План:

  1. Использование возможности сети Интернет в школьном образовании. Специфика дистанционного образования.

  2. Использование различных форм деятельности при работе с интернет-ресурсами в школе.

  3. Примеры использования интернет-ресурсов в цикле гуманитарных предметов, естественнонаучных предметов, курсе информатики.



1. Использование возможности сети Интернет в школьном образовании.

Активное развитие информационных технологий в последние годы привело к тому, что сегодня школьное образование не может стоять в стороне от процесса информатизации общества. Конечно, при несовершенстве технической базы большинства компьютерных классов школ области нельзя говорить о полноценном использовании интернет-технологий в школьном образовании, но ряд программ и мероприятий, реализующихся сегодня в нашем регионе, позволяют надеяться на улучшение ситуации.

Сегодня, большое внимание уделяется развитию дистанционного образования - комплексу образовательных услуг, которые предоставляются пользователю с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от учреждений образования. В данном случае, телекоммуникации обеспечивают доставку участникам процесса изучаемого материала или их работу с учебным материалом, интерактивное взаимодействие преподавателя и обучаемого в процессе обучения, предоставляют слушателям возможность самостоятельной работы с информационными источниками сети, возможность работать в группе, а также оценку знаний и умений, полученных в ходе обучения.

Спецификой данной формы обучения является то, что обучаемый не только овладел определенной суммой знаний, но и научился самостоятельно их приобретать, работать с информацией, овладел способами познавательной деятельности, которые в дальнейшем мог бы применять в условиях непрерывного самообразования. Кроме того, дистанционное образование, индивидуализированное по своей сути, не должно вместе с тем исключать возможности коммуникации не только с преподавателем, но и с другими партнерами, сотрудничества в процессе разного рода познавательной и творческой деятельности.



Сегодня учителю-предметнику, работающему с современными информационными технологиями в школе необходимы определенные знания и умения по организации работы телекоммуникационной среде. Например:

  • знание назначения, особенностей устройства и функционирования телекоммуникационной среды;

  • знание основных сетевых информационных ресурсов и особенностей работы с ними;

  • знание особенностей организации и проведения телекоммуникационных проектов;

  • знание методических основ организации работы преподавателя и обучаемых в сети;

  • знание основных правил поведения пользователей в сети, основ телекоммуникационного этикета;

  • умение работать с электронной почтой, телекоммуникациями, сетевыми информационными службами;

  • умение отбирать и обрабатывать информацию, полученную по сети;

  • умение проводить поиск информации по сети;

  • умение организовать, разработать и провести сетевой учебный проект, тематическую телеконференцию.


Практические задания по данному блоку:

  1. Сформулируйте, какие материалы сети Интернет в поддержку преподавания Вашей дисциплины могут быть полезны в работе. Используя возможности сети Интернет, найдите информацию такого плана.

  2. Сформулируйте, какими материалами сети Интернет Вы порекомендовали бы воспользоваться ученикам:

  • для подготовки реферата по предмету;

  • для самостоятельного изучения некоторых вопросов по предмету;

  • для подготовки к сдаче экзаменов по предмету.

  1. Сформулируйте, какие материалы сети Интернет могут быть Вам полезны для повышения квалификации. Используя возможности сети Интернет, найдите информацию по данным проблемам.

Проблемные вопросы для слушателей:

  1. Выделите направления деятельности учителя, в рамках которых наиболее перспективно использовать интернет-технологии.

  2. Как Вы считаете, насколько перспективным направлением в системе образования является дистанционное обучение. Обоснуйте свое мнение.

  3. Какими знаниями, умениями, навыками должен обладать на Ваш взгляд учитель, использующий информационные технологии в своей профессиональной деятельности.


2. Использование различных форм деятельности при работе с интернет-ресурсами в школе.
Интернет-ресурсы в школе могут использоваться:

  • при подготовке школьников по отдельным учебным предметам к сдаче экзаменов экстерном;

  • при подготовке школьников к поступлению в учебные заведения определенного профиля;

  • для углубленного изучения темы, раздела из школьной программы или вне школьного курса;

  • для ликвидации пробелов в знаниях, умениях, навыках школьников по определенным предметам школьного цикла;

  • для изучения базового курса школьной программы для учащихся, не имеющих возможности по разным причинам посещать школу;

  • для дополнительного образования по интересам.

В качестве оптимального метода при работе с интернет-ресурсами в школе наиболее эффективно использовать метод проектов. Можно выделить следующие типы проектов:

  • Исследовательские. Для таких проектов характерно наличие четко поставленных актуальных и значимых для участников целей, продуманной и обоснованной структуры, использование различных методов исследования, использования научных методов обработки и оформления результатов. Тематика исследовательских проектов должна отражать наиболее актуальные проблемы развития предметной области, учитывать их значимость для развития исследовательских навыков учащихся.

  • Игровые. В таких проектах главным содержанием становится ролевая игра, когда участники принимают на себя определенные роли для деловой имитации и разрешения вымышленных или реально существующих профессиональных ситуаций.

  • Практико-ориентированные. Особенность данного типа проектов состоит в предварительной постановке четкого, значимого для учащегося, имеющего практическое значение результата, выраженного в материальной форме: подготовка журнала, газеты, видеофильма, компьютерной программы, мультимедиа продуктов и т.д. Разработка и проведение данного типа проекта требует детальности в проработке структуры, определении функций участников, промежуточных и конечных результатов. Для данного типа проектов характерен более жесткий контроль со стороны координатора и автора проекта.

  • Творческие. Их особенность заключается в том, что они не имеют заранее определенной и детально проработанной структуры. В творческом проекте преподаватель определяет лишь общие параметры и указывает оптимальные пути решения задач. Необходимым условием творческих проектов является четкая постановка планируемого результата, значимого для учащихся. Специфика такого проекта предполагает интенсивную работу учащихся с документами и материалами, зачастую противоречивыми, не содержащими готовых ответов. Творческие проекты стимулируют максимальную активизацию познавательной активности обучаемых, способствуют эффективной выработке навыков и умений работы с документами и материалами, умений анализировать их, делать выводы и обобщения.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может выдвигаться учителями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В других, тематика проектов, особенно предназначенных для внеурочной деятельности, может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

Важным аспектом проектной деятельности является выработка критериев оценки учебного проекта. В качестве примера можно рассмотреть следующие критерии:



  • значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;

  • корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;

  • активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;

  • коллективный характер принимаемых решений;

  • необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему; привлечение знаний из других областей;

  • доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;

  • эстетика оформления результатов проведенного проекта;

  • умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.


Практические задания по данному блоку:

  1. Сформулируйте тематику образовательного ученического проекта, его цели, задачи, предполагаемый результат.

  2. Используя возможности сети Интернет, найдите необходимые материалы для реализации проекта.

  3. Найдите информацию о различных образовательных проектах в сети Интернет, проанализируйте их тематику, требования к участникам, оцените содержание.


Проблемные вопросы для слушателей:

  1. Как Вы считаете, когда и как наиболее эффективно использовать интернет-ресурсы в школе?

  2. Как Вы считаете, какие формы и методы наиболее эффективны при работе с интернет-ресурсами?

  3. Сформулируйте критерии, по которым можно оценить образовательный проект.


3. Некоторые примеры использования интернет-ресурсов в цикле гуманитарных предметов, естественнонаучных предметов, курсе информатики.

Приводятся примеры конкретных проектов по различным школьным дисциплинам, выделяются особенности каждого из них. Рассматривается классификация образовательных ресурсов по содержательному признаку. В качестве практической работы по данному блоку слушатели самостоятельно анализируют некоторые сайты образовательного назначения.




В качестве классификация образовательных ресурсов сети Интернет
по содержательному признаку можно предложить:



  1. Классификаторы образовательных ресурсов, образовательные порталы:

  • http://www.redline.ru - Российская образовательная сеть;

  • http://www.mnemo.ru - образовательный портал МНЕМО;

  • http://www.gain.ru - классификатор образовательных ресурсов.

  1. Сайты министерств, ведомств, фондов, общественные организации, дополнительное образование:

  • http://www.informika.ru - “Информика”;

  • http://www.dod.miem.edu.ru - Дополнительное образование;

  • http://www.nasledie.ru/obraz - фонд “Наследие”;

  • http://www.mtu-net.ru/prosvechen/ - фонд “Просвещение”;

  • http://www.alledu.ru - “Все образование”.

  1. Сайты ВУЗов:

  • http://www.msu.ru - МГУ;

  • http://www.tstu.ru - ТГТУ.

  1. Сайты, посвященные вопросам подготовки и переподготовки специалистов:

  • http://www.citforum.ru - подготовка и переподготовка специалистов;

  • http://www.ipro.ru - Институт развития профессионального образования;

  • http://www.eurekanet.ru - инновационная сеть “Эврика”;

  1. Информационные сайты (библиотеки, музеи, архивы):

  • http://www.rsl.ru - Ленинская библиотека;

  • http://vvvhistory.chat.ru - “Интернет – история”;

  • http://lcweb.loc.gov/homepage/ - библиотека Конгресса США;

  • http://www.exteach.ru/library - библиотека РАО С-Петербург;

  • http://www.lib.ru - электронная библиотека.

  1. Сайты “виртуальных” образовательных учреждений:

  • http://www.college.ru - Открытый колледж;

  • http://www.eidos.ru - Центр дистанционного обучения “Эйдос”;

  • http://www.anriintern.com - Дистанционное образование;

  • http://www.osp.ru - “Открытые системы”;

  • http://www.osi.ru - Институт “Открытое общество”.

  1. Сайты средних образовательных учреждений:

  • http://www.allbest.ru/union - союз образовательных сайтов;

  • http://schools.techno.ru - школы в Интернете;

  1. Сайты, поддерживающие образовательные проекты:

  • http://www.fio.ru - Федерация Интернет образования;

  • http://www.projectharmony.ru - Проект “Гармония”;

  • http://www.teletesting.ru - “Телетестинг”;

  • http://www.ege.ru - Единый экзамен;

  • http://www.chi2000.chat.ru - “Дети России”;

  • http://www.school-sector.relarn.ru - “Школьный сектор”.

  1. Сайты электронных изданий:

  • http://www.ug.ru - “Учительская газета”;

  • http://www.1september.ru - “1 сентября”;

  • http://www.director.ru - “Директор школы”;

  • http://www.izvestia.ru - “Известия”;

  • http://www.kp.ru - “Комсомольская правда”.

  1. Сайты, посвященные различным аспектам преподавания школьных дисциплин (методика преподавания, электронные издания, мультимедийные программные средства):

  • http://www.1c.ru/repetitor - Программные продукты фирмы “1С”;

  • http://www.history.ru - История;

  • http://www.physicon.ru - Фирма “Физикон”;

  • http://www.geo2000.nm.ru - География;

  • http://www.baty.ru - “Океан Знаний”;

  • http://www.chronobus.ru - Фирма “Хронобус”;

  • http://www.inissoft.com.by - ПМК по предметам;

  • http://www.mediahouse.ru - История Древнего мира;

  • http://www.peoples.ru - ЖЗЛ;

  • http://www.nd.ru - Иностранные языки.

  1. Сайты информационных ресурсов для студентов и школьников:

  • http://www.referat.ru - рефераты;

  • http://www.students.ru - сайт студенчества;

  • http://www.edunews.ru - Все для поступающих;

  • http://www.aboard.ru/news.htm - учеба за рубежом;

  • http://www.yfu.org - международный обмен школьниками;

  • http://www.gsn.org - школьная сеть США;

  1. Клубные”, “партийные” сайты:

  • http://www.openweb.ru/carrots/ - клуб “рыжих”;

  • http://www.astalavista.ru - подростковый клуб;

  • http://www.figvam.ru - детский клуб;

  • http://www.budennovsk.ru - детский клуб;

  • http://www.kic.kz - детский казахский клуб;

  1. Авторские сайты, посвященные различным проблемам образования.


<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Компьютерное тестирование
23.65kb.
Интернет-технологии в образовании
1636.57kb.
«Современные технологии в обучении английскому языку» по материалам Интернет-семинара для сетевых педагогов, оказывающих Интернет-поддержку участникам курсов повышения квалификации учителей английского языка
276.41kb.
«Морские кишечнополостные»
101.4kb.
Сущность компетентностного подхода в образовании Для определения сущности нового, компетентностного подхода в образовании, проанализируем понятие «компетентность»
95.68kb.
Общества. Интернет: «ЗА» И
89.13kb.
Закона «Об образовании», Закона «О библиотечном деле»
205.79kb.
Памятка для клиента системы Интернет Банкинг
74.58kb.
Техника компьютерные технологии [Шрифт
104.13kb.
В статье рассматривается проблема использования Интернет-технологий в процессе обучения студентов иностранным языкам, в первую очередь речь идёт о разработке современных мультимедийных образовательных программ в России
45.96kb.
Преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учётом возрастных психологических особенностей развития детей
10.77kb.
Применение технологии электроискрового легирования (эил) позволяет получать многофункциональные покрытия, характеризующиеся высокой адгезией, твердостью, износо- и коррозионной стойкостью
58.65kb.