Главная |
страница 1 ... страница 3страница 4страница 5страница 6страница 7 ... страница 9страница 10
Интернет-технологии и дополнительное образованиеПлан: 1. Основные виды и формы дополнительного образования. 1.1 Дополнительное образование детей 1.2 Общие вопросы организации образовательного процесса в системе дополнительного образования. 2 Дополнительное профессиональное образование взрослых
1.1 Дополнительное образование детей Новая социокультурная ситуация, развитие рынка образовательных услуг в последние года дали мощный импульс совершенствованию работы учреждений дополнительного образования. Их статус и типы в период 1990-1995 гг. не были четко определены. В марте 1995 г. Правительством Российской Федерации было утверждено постановление № 233 «Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей», в котором дано следующее определение: «Образовательное учреждение дополнительного образования детей – тип образовательного учреждения, основное предназначение которого – развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных программ и услуг в интересах личности, общества и государства». Основные задачи учреждений дополнительного образования: обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей, адаптация их к жизни в обществе, формирование общей культуры, организация содержательного досуга. Попытка с педагогической позиции осмыслить суть понятия «учреждение дополнительного образования» с учетом специфики его деятельности, творчества и содержательной направленности его работы дает нам возможность определить это понятие следующим образом. Учреждение дополнительного образования – это коллективный субъект образовательно-воспитательной деятельности и творчества, которые осуществляются на основе форм и методов гибкого взаимодействия педагогов, учащихся и родителей в соответствии с целями, учебными планами и программами, дополняющими и углубляющими содержание общего среднего образования. В этом определении особо акцентируется внимание на специфике форм и методов работы учреждений дополнительного образования, которые внешне и не так существенно отличаются от форм и методов работы, например, средней школы. Однако они более гибки и вариативны, в большей степени ориентированы на развитие творчества учащихся, их склонностей и способностей, чем в массовой средней школе. Главное отличие учреждения дополнительного образования заключается в том, что ребенок, подросток имеет право сам, на свое усмотрение выбирать тот вид творческой деятельности, занятия, которое в большей степени соответствует его интересам, склонностям и способностям. Учреждение дополнительного образования в большей степени, чем школа, дает учащимся право самостоятельно извлекать полезные знания, умения, овладевать тем конкретным видом деятельности, которая в перспективе может стать их профессиональной. В связи с этим учреждения дополнительного образования – это не придаток школы, они имеют самостоятельное и самоценное образовательно-воспитательное значение, которое может дать широкий спектр образовательных услуг и в большей степени, чем школа, удовлетворить интересы личности. Учреждения дополнительного образования детей составляют дворцы, дома и центры детского и юношеского творчества, реализующие разнонаправленные дополнительные образовательные программы, спортивные школы и клубы общей физической подготовки, учреждения технической ориентации, эколого-биологической и туристско-краеведческой направленности. Свыше 400 учреждений реализуют программы спортивно-технической, военно-патриотической и военно-технической ориентации. Контингент обучающихся системы дополнительного образования детей ежегодно увеличивается. Если в 1990 году было 6,3 млн. обучающихся, то в 1999-2000 гг. – 7,6 млн. Это означает, что сегодня 40% обучающихся постоянно заняты в свободное от учебы время любимым делом - художественным и техническим творчеством, экологией, физической культурой и спортом, туризмом, краеведением и т.д. По содержанию образовательно-воспитательной деятельности учреждения дополнительного образования можно подразделить на однопрофильные, и многопрофильные. Чтобы определить себе содержание образовательно-воспитательной деятельности многопрофильного учреждения, перечислим названия отделов центра многопрофильного учреждения «Заречье» Казани: художественно-прикладной отдел, музыкальный отдел, художественно-массовый отдел, национальный отдел, спортивный отдел, учебный отдел, отдел детских организаций, отдел социальной реабилитации, отдел дошкольного образования. Наиболее характерной тенденцией практически всех многопрофильных учреждений дополнительного образования является включение в их деятельность отделов дошкольного воспитания. Формы работы с 5-7-летними детьми различны, например, школа раннего эстетического развития и др. В большинстве многопрофильных учреждений дополнительного образования имеются отделы технического творчества, работа которых строится в зависимости от кадров и материальной базы. Около 85% занимающихся в этих отделах – мальчики, девочки в основном занимаются начальным техническим моделированием. Формы образовательно-воспитательной деятельности в учреждениях дополнительного образования очень разнообразны. Это уроки-путешествия, «круглые столы», КВН, массовые праздники, конференции, предметные олимпиады, встречи с интересными людьми, литературные вечера и салоны, театрализованные представления, дискуссионные клубы, игры, ансамбли, фольклорные группы, джазовые ансамбли, клубы юных натуралистов, бизнес-клубы, различные выставки результатов детского творчества (художественного, механического, прикладного), творческие конкурсы детей и учащихся и т.д. Наряду с многопрофильными учреждениями в современной системе учреждений дополнительного образования активно функционируют и развиваются однопрофильные. Сравнительный анализ, например, по Казани показал, что на однопрофильные приходится 72% от их общего числа. Среди них музыкальные школы составляют 34%; детско-юношеские спортивные школы – 24%, станции юных туристов – 6%; станции юных техников – 2%; станции юных натуралистов – 1-2%. Практика показывает, что система дополнительного образования детей выполняет не только развивающую, обучающую, воспитывающую, реабилитирующую, компенсаторную, но и профилактическую функцию. В настоящее время эти функции могут и должны выполняться более успешно, если активно использовать в системе дополнительного образования детей следующие возможности сети Интернет:
Сеть Интернет делает возможным создание виртуальных творческих объединений, клубов по интересам, доступным углубленное изучение предметов в системе открытых и виртуальных колледжей, вне зависимости от расположения участников этого процесса. Средства коммуникации предоставляют возможность общение и совместную деятельность на расстоянии, позволяют искать и находить единомышленников и наставников в сети. Примеры использования сети Интернет в деятельности ДПО: http://www.mgdtd.ru – Московский дворец детского (юношеского творчества) http://www.anichkov.ru/ – Санкт-Петербургский городской дворец творчества Открытые колледжи www.college.ru, www.anriintern.com Творческие объединения http://www.childfest.ru/ - с 1 января 2002 года начал работать новый крупномасштабный образовательный проект Детский Интернет-Фестиваль. Физкультурно-оздоровительная работа и массовый спорт http://ftrainer.narod.ru/ - сайт учителя физической культуры; http://ftrainer.narod.ru/ - спортивный детский журнал. Преподаватели и школьники занимаются научно-исследовательской деятельностью в области физики, химии, биологии, углубленным изучением математики, на сайте размещаются проекты, развивающие у детей патриотизм, любовь к родному краю. Много интеллектуальных игр. 2. Дополнительное профессиональное образование взрослых Под дополнительным профессиональным образованием (ДПО) понимается образование на базе высшего или среднего профессионального образования, осуществляемое в целях совершенствования профессиональных качеств специалистов или их профессиональной переподготовки в связи с развитием науки, техники и технологии, совершенствованием образовательных стандартов, и завершающееся итоговой аттестацией и выдачей слушателю соответствующего документа. Основные задачи дополнительного профессионального образования:
В сложившейся к настоящему времени социальной и экономической ситуации в стране все большее значение приобретает дополнительное профессиональное образование (ДПО), позволяющее специалистам повысить квалификацию или пройти профессиональную переподготовку и получить квалификацию, дающую право работать в новой сфере деятельности. Потенциальные масштабы деятельности ДПО в Российской Федерации огромны. В стране насчитывается 350 городов с населением около 20 тыс. чел., 350 городов с населением 20 - 50 тыс. чел., 160 городов с населением 50 - 100 тыс. чел., около 170 городов с населением более 100 тыс. чел., не говоря уже о городах с многомиллионным населением. Если учитывать принятые в мире нормы периодичности повышения квалификации и профессиональной переподготовки (2-3 года), то пропускная способность существующей в России системы ДПО должна быть увеличена в 3-4 раза. Ежегодный контингент системы ДПО в 7-8 млн. человек для России мог бы явиться определенным достижением. Для сравнения можно отметить, что в США системой Lifelong Education с аналогичными целями и задачами охватывается в год около 20 млн. специалистов. Столь резкие изменения масштабов ДПО требуют новых организационных решений, дополнительных исследований в направлении повышения эффективности ее функционирования, серьезных инвестиций в информатизацию системы ДПО, оснащение их современной техникой, доступом в сеть Интернет, развитие учебно-методического обеспечения, в том числе и на электронных носителях, подготовку и переподготовку соответствующих преподавательских кадров. Инвестиции в сферу ДПО дают отдачу уже через один-два года (для высшего профессионального образования этот период оценивается в 8-10 лет). За прошедший год в системе ДПО прошли повышение квалификации и профессиональную переподготовку более 1.12 млн. человек (данные 2000 г.). Среди них специалисты и руководители предприятий различных форм собственности, государственные служащие, уволенные военнослужащие и члены их семей, незанятое население, выпускники вузов и другие категории граждан. Многие учреждения системы ДПО, а их более 1500, испытывают острый информационный дефицит в области законодательной и нормативно-правовой базы, учебно-методического и программного обеспечения. Этот информационный дефицит может быть восполнен с помощью ресурсов сети Интернет, что еще раз подчеркивает необходимость выхода учреждений ДПО в информационное пространство. Задачами информатизации сферы ДПО являются: 1. Правовое воспитание, образование и просвещение: Здесь основным аспектом является развитие системы ДПО через совершенствование нормативно-правовой базы, интеграцию и кооперацию различных учебных заведений, индивидуализацию и повышение гибкости учебных программ. Информатизация сферы ДПО должна способствовать правовому просвещению населения, обеспечить гражданам лучшую ориентировку в социально-экономических процессах и более активное воздействие на них. Особое внимание должно быть уделено распространению правовых знаний и информации о текущем законодательстве. Адреса: Юридический навигатор – http://www.uic.ssu.samara.ru/~cclub/navigator/lawnavigator.htm, находящийся на сервере Самарского университета. Из «Навигатора» есть доступ к толковому юридическом словарю http://www2.kodeks.net/urslovar/ http://raduga.smr.ru – правовое образование. 2.Повышение активности населения в экономической сфере: Информационные ресурсы сети Интернет, система дистанционного обученияразработанные учебные программы и учебная литература, а также аудио- и видеопродукция, компьютерные обучающие программы, базы данных на CD-ROM окажут реальную практическую помощь российскому бизнесу, прежде всего, индивидуальному, малому и среднему. Адреса: http://www.cinfo.ru/OB/OB_basic.htm бизнес образование 3. Обновление гуманитарного образования: Решение этой задачи, а также использование учебно-методической литературы, аудио- и видеопродукции, CD-ROM с использованием системы ДО обеспечит решение проблемы повышения качества преподавания гуманитарных и социальных дисциплин. Адреса: - http://www.hist.msu.ru/ER/sources.htm - история исторический факультет МГУ (http://www.tellur.ru/~historia/, - журнал по истории: «Мир истории» (http://www.ihst.ru/jour-r.htm) - Журнал «Вопросы истории естествознания и техники» 4. Охрана и укрепление здоровья населения: Информационно-просветительская деятельность в рамках информатизации системы ДПО позволит обеспечить консультирование населения по проблемам экологии и медицины. www.doktor.ru http://homeart.timus.ru - лекарственные травы. http://www.rmj.ru - русский медицинский журнал Для развития дополнительного профессионального образования целесообразно и необходимо решать следующие задачи:
По своему организационно-содержательному характеру процесс информатизации ДПО целесообразно разделить на два относительно самостоятельных блока: образовательный и информационно-просветительский. Образовательный блок - это система базовых курсов, разрабатываемых в рамках образовательной области, - это комплект учебных и методических материалов (учебники, хрестоматии, альбомы, учебные видео- , аудио- и компьютерные материалы, учебные планы, методические пособия и т.д.), представленных в различных формах и на различных носителях информации, включая сеть Интернет. Система базовых курсов обеспечивает постоянно развивающееся образование, включающее:
Кроме этого, целесообразно организовать проведение специализированных семинаров по отдельным модулям курсов, изучать передовой опыт по дистанционному обучению и дополнительному профессиональному образованию; Необходимо далее развивать и разрабатывать модели и технологий дистанционного обучения в системе ДПО.
Сегодня, большое внимание уделяется развитию дистанционного образования - комплексу образовательных услуг, которые предоставляются пользователю с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от учреждений образования. В данном случае, телекоммуникации обеспечивают доставку участникам процесса изучаемого материала или их работу с учебным материалом, интерактивное взаимодействие преподавателя и обучаемого в процессе обучения, предоставляют слушателям возможность самостоятельной работы с информационными источниками сети, возможность работать в группе, а также оценку знаний и умений, полученных в ходе обучения. Обширную коллекцию ссылок на сайты многочисленных организаций, которые предоставляют услуги ДО, и литературу по ДО можно найти по адресу http://db.informika.ru/do/org_do/ Еще одним из средств повышения квалификации являются методические объединения учителей. Достоинство виртуальных объединений в том, что общение и сотрудничество осуществляется вне зависимости от расстояния и времени. В виртуальных методобъединениях может участвовать учитель любой квалификации и возраста, поделиться опытом, получить ответы на свои вопросы, обсудить проблемы, высказать свое мнение по актуальным вопросам образования и познакомиться с мнением своих коллег. Адреса: http://center.fio.ru/method/ - сетевое методическое объединение учителей-предметников на сайте московского Интернет-центра; http://center.edu.nsu.ru/noos/vmrus/html//opit.html – виртуальное методическое объединение учителей русского языка и литературы. В последние годы Министерство образования Российской Федерации традиционно проводит виртуальный Всероссийский августовский педсовет в сети Интернет при поддержке "Учительской газеты", Российской академии образования, Российской академии Интернета, Федерации Интернет Образования и Ассоциации РЕЛАРН. Дистанционная форма проведения педсовета позволяет повысить эффективность традиционных педагогических советов; объединить усилия педагогов, учёных, управленцев и родителей для активного развития образовательного сообщества, которое способно влиять на принятие многих государственных решений в области образования. Центр дистанционного образования «Эйдос» постоянно проводит дистанционные конференции в частности по проблемам: «Обновление школы: эксперимент 12-летняя школа», «Дистанционное образование». В этих конференциях принимали участие тысячи человек, причем на участие в августовском педсовете 2001 года были поданы заявки из 133 различных населенных пунктов, география которых от Красноярска до Москвы Арапов М.В. Интернет-ресурсы для системы социально-гуманитарного образования в России, Интернет Котов А.А. Информационные технологии в дополнительном профессиональном образовании, Интернет Астафьева Н.Е. Дидактическая система информатизации педагогической деятельности преподавателей профессиональных учебных заведений и научно-методические подходы к ее реализации. / Под общ. ред. А.П. Беляевой. СПб.-Тамбов, 1997 << предыдущая страница следующая страница >> Смотрите также:
Компьютерное тестирование
23.65kb.
Интернет-технологии в образовании
1636.57kb.
«Современные технологии в обучении английскому языку» по материалам Интернет-семинара для сетевых педагогов, оказывающих Интернет-поддержку участникам курсов повышения квалификации учителей английского языка
276.41kb.
«Морские кишечнополостные»
101.4kb.
Сущность компетентностного подхода в образовании Для определения сущности нового, компетентностного подхода в образовании, проанализируем понятие «компетентность»
95.68kb.
Общества. Интернет: «ЗА» И
89.13kb.
Закона «Об образовании», Закона «О библиотечном деле»
205.79kb.
Памятка для клиента системы Интернет Банкинг
74.58kb.
Техника компьютерные технологии [Шрифт
104.13kb.
В статье рассматривается проблема использования Интернет-технологий в процессе обучения студентов иностранным языкам, в первую очередь речь идёт о разработке современных мультимедийных образовательных программ в России
45.96kb.
Преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учётом возрастных психологических особенностей развития детей
10.77kb.
Применение технологии электроискрового легирования (эил) позволяет получать многофункциональные покрытия, характеризующиеся высокой адгезией, твердостью, износо- и коррозионной стойкостью
58.65kb.
|