Главная   страница 1страница 2страница 3 ... страница 6страница 7

2. Отраслевой ритуально-похоронный комплекс РФ


В стране в основном сложился отраслевой комплекс ритуально-похоронных организаций. Он состоит из региональных комплексов отрасли по субъектам Российской Федерации и общефедеральных составляющих (см. схему 1).

К общефедеральным относятся: органы государственного управления, научные, проектные организации, учебные учреждения высшего, среднего и дополнительного профессионального образования. К общефедеральным можно отнести те организации, которые работают на несколько регионов. Например, выставочная компания ООО «Сибирская ярмарка» работает на общефедеральном уровне, традиционно организуя в Москве и Новосибирске международные выставки ритуально-похоронных изделий, технологий, в.т.ч. выставки «Некрополь», имеющие федеральное и международное значение.

Отдельные функции государственного управления на федеральном уровне выполняют: Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой), а также Минэкономразвития, Минрегионразвития. Функции государственного контроля и надзора исполняет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека «Роспотребнадзор» и ее территориальные органы в субъектах Российской Федерции.

В межрегиональном режиме, а фактически на общефедеральном уровне работает Военно-мемориальная компания, имеющая свои подразделения, филиалы или дочерние фирмы практически во всех регионах РФ. Кроме сервисных ритуальных организаций в составе ВМК функционируют производственные подразделения: каменные карьеры, цеха по обработке натурального камня, автомобильные хозяйства.

В стране сложилась достаточно разветвленная система производственной кооперации ритуально-похоронных организаций. ЗАО «Горбрус» работает по предоставлению ритуально-похоронных услуг в Москве и Московской области и одновременно поставляет изделия ритуально-похоронного назначения (в основном гробы, венки, искусственные цветы) предприятиям многих регионов. Предприятия по производству гробов «Экодрев» (Свердловская область), «Ли Мо Ко» (Московская область) поставляют свою продукцию десяткам регионов. Аналогично работают:



  • предприятие «Рассвет» (г. Москва) по поставке траурной одежды для облачения тел покойных;

  • предприятие ООО «Компания ОВАК» (г. Новосибирск) по изготовлению и поставке цветов, венков, памятников;

  • фирма «Акрополь» создала и обеспечивает функционирование Интернет справочника ритуальные услуги «Росритуал»;

  • созданный недавно в Санкт-Петербурге межрегиональный научно-технический специализированный центр развития, занимается проблемными вопросами развития отрасли.

В комплексе ритуально-похоронной сферы РФ представлены организации и предприятия практически всех организационно-правовых форм, предусмотренных Гражданским кодексом РФ:

  • Государственные и муниципальные предприятия – имеют в своем составе прежде всего кладбища и крематории.

  • Хозяйственные общества и товарищества – как правило, предоставляют ритуальные услуги до кладбища. Наблюдается тенденция стремления этих организаций выступать в роли управляющих компаний по кладбищам.

  • Индивидуальные предприниматели выполняют работы по изготовлению и установке надмогильных сооружений. В последнее время многие из них начинают предоставлять и другие ритуальные услуги, в том числе выполняют функции специализированных служб по вопросам похоронного дела.

Схема 1

Структура национального комплекса ритуально-похоронной сферы



3. Особенности ритуально-похоронной сферы


При рассмотрении проблем развития отрасли, вопросов совершенствования нормативно-правовой базы сферы ритуально-похоронного обслуживания необходимо учитывать особенности предоставляемых услуг, особенности заказчиков, особенности материально-технических объектов и хозяйствующих субъектов отрасли.

1. Заказчик ритуальных услуг – это особая категория, принципиально отличающаяся от заказчиков в других видах обслуживания. Как правило, гражданин, взяв на себя ответственность за организацию захоронения умершего родного, близкого человека, не представляет всего объема работ по захоронению, специфики услуг, так как обычно у него нет реального опыта такой работы. При этом такой гражданин:

  • находится в стрессовом состоянии – у него горе утраты родного, близкого человека и он не всегда адекватно воспринимает порядок и практику услуг, которые он взялся организовывать;

  • не знает всех правил предоставления ритуальных услуг, он «неграмотный» в этом отношении, не знает своих прав и обязанностей, не знает соответствующих законов, постановлений, правил, в области похоронного дела;

  • верит всему тому, что говорит ему представитель похоронной службы, оформляющий заказ на ритуальные услуги: какой лучше заказать гроб или венок, как организовывать ритуал прощания, какие цены на услуги, как организовывать поминки;

  • понимает необходимость провести похороны в течение трех суток, а для мусульман – в течение суток;

  • готов заплатить деньги за предоставленные услуги и даже готов взять необходимую сумму взаймы, чтобы провести захоронение достойно, по-человечески.

Но этот же заказчик особенно, ближайшие родственники покойного, через две-три недели после похорон, возвратившись в нормальное психологическое состояние и получив определенный «опыт» ритуального обслуживания, начинают совершенно по-другому воспринимать происшедшее с их семьей во время похорон. Вдруг они узнают, что можно было все организовывать и провести по-другому, значительно дешевле и лучше. «Оказалось», что у других фирм и гроб другой и венки лучше и землекопам можно было не давать деньги. Иногда выясняется, что при заказе не была учтена какая-то работа, а за нее надо дополнительно платить.

Исходя из сказанного об особенностях заказчика услуг на организацию похорон можно сделать выводы, что ключевую роль при оформлении заказа играет агент или другое официальное лицо, предоставляющее интересы ритуальной организации. Другими словами тот сотрудник похоронной службы, который принимает заказ и получает деньги за этот заказ.

Такой сотрудник обязан самым детальным образом проинформировать заказчика о всех его правах и обязанностях, о всех льготах, о всех возможных вариантах организации процесса захоронения. Более того, он обязан скрупулезно проконтролировать как исполнился заказ, причем проверить это в мельчайших деталях, по каждой позиции. При этом не имеет значения, кто выполнял ту или иную работу – данная ритуальная организация или другая, выполняющая заказ по кооперации.

Особое внимание необходимо уделять тому, чтобы заказчик при приеме заказа был ознакомлен со всеми (без исключения!!!) видами работ, которые выполняются при проведении похорон.



2. Ритуальные услуги, как таковые имеют свою исключительную специфику, не похожую ни на какие другие услуги.

Каждый умерший человек должен быть обязательно похоронен независимо от того:

  • кем он был при жизни;

  • где и с кем он жил или жил один, или у него не было постоянного места жительства;

  • какое материальное положение было у его семьи и какое материальное положение у родственников, друзей и близких покойного;

  • какой национальности, какого вероисповедания или атеист, или иностранец.

При организации похорон нельзя создавать очереди – при оформлении документов, нельзя заставлять человека ждать чего-либо и где-либо. Нельзя требовать большого количества документов, а еще лучше ограничиваться одним – двумя основными документами, которые необходимы для оформления факта смерти – паспорт (свидетельство о рождении) для оформления остальных документов – государственные (гербовые) свидетельство о смерти.

Требования по времени при организации похорон очень жесткое. По традициям различных религиозных конфессий покойный должен быть погребен в течение 1-3 суток. В этой ситуации гражданину, взявшему на себя ответственность за захоронение покойного нужно очень много успеть сделать. Именно этим объясняется нетерпеливость, и даже нервозность родственников покойного при оформлении документов, при оформлении заказа на погребение, при доставке предметов ритуала, при прибытии катафалка и т.д. Во всех этих случаях должна быть обеспечена исключительная четкость, пунктуальность работы ритуально-похоронной организации, ее сотрудников. Соответственно должна быть обеспечена четкость работы государственных организаций и учреждений, которые в той или иной мере участвуют в оформлении документов в организации погребения.

Максимальное внимание, чуткость и доброжелательность необходимо обеспечить при оформлении медицинского свидетельства о смерти (в лечебно-профилактических учреждениях), гербового (государственного) свидетельства о смерти (в ЗАГСе или местной администрации поселка). Именно здесь должна работать система «одного окна» с предъявлением одного необходимого документа.

3. Количество заказов в год на погребение умерших в каждом поселении величина достаточно постоянная, т.к. и число умерших в среднем составляет (1,21,3) % от численности населения.

Достаточно стабильное и прогнозируемое число умерших в год в данном районе, городе, регионе определяет и постоянное число заказов на погребение независимо от количества ритуально-похоронных организаций, количества агентов, работающих в них и оформляющих заказы на похороны.



Вывод: количество ритуальных фирм, которые занимаются организацией похорон, тоже должно быть ограничено, некоторым оптимальным для данного поселения размером. При этом их деятельность должна быть строго регламентированной и контролируемой со стороны органов государственного управления и местного самоуправления. В организации похорон излишняя конкуренция только повредит.

4. Конкуренция ритуальных фирм, занимающихся организацией и проведением похорон, имеет свои особенности и соответственно должна быть ограничена. В частности:

  • реклама должна быть сдержанной, уважительной. Нельзя допускать агрессивности рекламы;

  • нельзя размещать рекламные материалы в органах государственного управления, в ЛПУ и тех местах, где идет оформления каких-либо документов связанных с похоронами (ЗАГСы, больницы, военкоматы, поликлиники). В этих местах должна быть размещена, полная и достоверная информация о всех (в равной степени) ритуальных организациях данного региона, которые имеют статус специализированной службы;

  • необходимо четко разделить информацию о ритуально-похоронных услугах и рекламу о них. Информация должна быть бесплатной, максимально доступной и понятной гражданам, реклама не может быть навязчивой и повсеместной.

В связи с тем, что количество заказов на похороны в каждом регионе ограничено и в среднем за год достаточно стабильно. Это накладывает определенные ограничения на организацию услуг:

  • нельзя переманивать уже принятые заказы у ответственного за организацию погребение. Если заказ уже принят, оформлен и оплачен, то другая фирма не должна его перебивать, переманивать заказчика на себя.

Неоднократно высказывалось предложение сформировать кодекс чести организаций и фирм, работающих в похоронном бизнесе, с тем, чтобы профессионалы сами регулировали этические вопросы взаимодействия между собой.

5. В связи с ограниченным на данной территории количества заказов на похороны, ритуальные фирмы должны большое внимание уделять качеству обслуживания и расширению ассортимента услуг. При этом предложение новых видов услуг должно опережать их спрос, т.к. заказчик о многих услугах даже не догадывается. Это значит, ритуально-похоронные фирмы не должны замыкаться на организации только похорон, а могут предоставлять различные услуги после погребения, в том числе печатание некрологов, организация поминальных обедов, поминки на 9-й, 40-й день, после 6 месяцев, после года и т.д.

Работы по установке памятников могут быть самыми различными, имея в виду, что:



  • памятник можно модернизировать, заменить на более современный, более дорогой;

  • вместо памятника или в дополнение к памятнику, можно организовать цветочное оформление мест захоронения. А эта работа ежегодно возобновляется, она нужна постоянно;

  • услуги по уходу за местом захоронения востребованы постоянно и, если будет хорошее предложение, то многие граждане постараются воспользоваться такими услугами. Однако на практике во многих регионах их пока почти нет. Упор делается на установку дорогостоящих памятников, оград, цветников.

6. Похоронное дело – это социальная сфера, но это еще и рыночная отрасль, где спрос и предложение постоянно изменяются, влияют друг на друга. Ассортимент услуг постоянно расширяется, обновляется. Гражданам предлагаются самые разнообразные услуги с учетом их материальных возможностей и представлений об организации ритуального обслуживания.

Здесь принципы следующие:

а) Минимально необходимый набор ритуальных услуг должен быть предоставлен всем желающим гражданам по вполне доступной цене. С тем, чтобы даже граждане с низкими доходами смогли заказать такой набор услуг.

б) По желанию заказчика должны быть предоставлены любые услуги и изделия ритуального назначения по той цене, которую сможет оплатить заказчик.



7. Кладбище – является особым градостроительным, исключительно социально-значимым объектом, который не похож ни на один объект жилищно-коммунального хозяйства или бытового обслуживания. По действующему законодательству кладбище нельзя приватизировать.

Характерные особенности кладбища:

  • кладбище нельзя снести, нельзя использовать для других целей, кроме как для захоронения умерших людей;

  • кладбище, как градостроительный объект, расположенный на обособленном участке земли нуждается в постоянном уходе, благо устроительных работах. Оно должно постоянно поддерживаться в виде удобном для посещения гражданами и одновременно удобном для проведения новых захоронений, для поддержания мест захоронений в надлежащем состоянии;

  • кладбище должно «работать» (т.е. сохранять способность к новым захоронениям) бесконечно долго 100-200-300 и больше лет. Примеры известных Европейских кладбищ показывает, что это вполне возможно. В России также имеются подобные кладбища в Москве, Санкт-Петербурге, других городах;

  • кладбище – это место поклонения памяти ушедших от нас родных и близких и оно постоянно должно отвечать этой функции, быть способным принять любое число посетителей, в том числе в дни массового посещения в пасхальные праздники, когда количество посетителей увеличивается в 10-20 раз по сравнению с обычными днями;

  • кладбище выполняет функцию утилизации тел покойных. Соответственно оно должно отвечать самым жестким санитарным требованиям. В частности должны быть санитарно-защитные зоны, а также зоны моральной защиты. Это особенно актуально для городских кладбищ, когда жилые дома вплотную приблизились к кладбищу;

  • размещение кладбищ должно учитывать их специфику и отвечать ряду требований в частности быть на достаточно доступном для посещения гражданами расстоянии от поселения и в тоже время не нарушить покой жителей ближайших домов;

  • закрытые кладбища – абсолютно неправильный термин, изобретение чиновников от Санэпиднадзора и поддержанное некоторыми чиновниками местных администраций с целью запрета захоронения на таких кладбищах и последующего использования близлежащей к кладбищу территории, особенно в городах. Понятием закрытое кладбище чиновники хотят снять ответственность за его дальнейшую судьбу, за его благоустройство. Однако граждане имеют право ухаживать за местами захоронений своих родных и близких сколько угодно долго 100-200 и больше лет. Граждане имеют право использовать эти места для последующих захоронений. При объявлении кладбища закрытым этого права их лишают, что само по себе незаконно и конечно негуманно и противоречит всем общечеловеческим нормам;

  • кладбище должно предоставлять как можно более широкий спектр услуг, как при захоронениях, так и при посещении и благоустройстве мест захоронений, уходе за надмогильными сооружениями. Современное кладбища все более приближаются по своим функциональным возможностям к объектам типа «Похоронный дом», такие примеры есть в Екатеринбурге, Москве, Санкт-Петербурге, Иванове.

8. Ритуальный зал (Дом) прощания с покойным имеет свою специфику. Для этой цели не всегда подходят используемые иногда театры или концертные залы. Крайне неудачным можно считать и использование в качестве залов прощания помещений при моргах больниц. Специализированный ритуальный Дом прощания должен выполнять несколько функций, в том числе:

    • иметь помещение для сохранения тела покойного до похорон (применяемый термин трупохрнилище мало подходит для этих целей, целесообразно использовать термин «пантеон»);

    • иметь магазин венков, цветов и других ритуальных принадлежностей;

    • такой зал должен позволять проводить как гражданскую панихиду прощания с покойным, так и религиозную и военную панихиду.

Зал прощания не должен находиться на территории больницы, в центре города или в жилом массиве с тем, чтобы морально не травмировать жителей ближайших домов видом бесконечных похорон, катафалков, людей в траурных одеждах и т.д.

При выборе места расположение Дома прощания (зала) необходимо решать две транспортные задачи: первая – чтобы до него можно было легко добраться общественным транспортом и вторая – от него как можно быстрее можно доехать до места погребения (кладбища, крематория) с тем, чтобы похоронные процессии не ездили по городу. Это особенно актуально для больших городов в часы «пик».

Дом прощания должен работать круглыми сутками на прием тел умерших, в том числе из других городов.

Залы прощания должны быть не дорогими, различных размеров, в том числе и небольших размеров для небольшого числа участвующих в ритуале прощания. Оформление зала должно быть строгим и в то же время универсальным, имея в виду: обеспечить прощание с покойными различных национальностей, вероисповеданий; обеспечить уважительное отношение к традициям и нормам соответствующих групп участников ритуала прощания.

9. Автокатафалки – особое транспортное средство, обеспечивающее перевозку тела покойного до места проведения ритуала прощания и далее до места погребения. Это может быть автомобиль легковой, автобус типа ПАЗ «Бычок», микроавтобус (типа «Газель «Баргузин») конная повозка и так далее с учетом возможностей населения и его традиций.

В России обычно это автобус, в котором размещается гроб с телом и 10-12 сопровождающих. В Европе – это легковой автомобиль. В любом случае еще требуется автобус для перевозки сопровождающих лиц до места погребения покойного и обратно.

Требования к катафалку определены СанПиНом, но не всегда удается их соблюдать в связи с тем, что автокатафалк достаточно дорогой и родственники нередко берут автобус на предприятии в качестве помощи от предприятия. Представляется, что эта практика не очень удачная, т.к. перевозка тела должна осуществляться только специализированным транспортом, специально приспособленном для этих целей с выполнением на нем комплекса дезинфекционных мероприятий.

10. Погрузочно-разгрузочные работы при осуществлении комплекса ритуальных мероприятий связанных с подготовкой к похоронам, прощания с покойным, и погребением. Обычно эти работы выполняют родные и близкие покойного. Для этого агент при приеме заказов сразу уточняет, сколько человек и кто конкретно (мужчины, женщины) будут участвовать в ритуале прощания и погребения. Хватит ли мужчин, которые будут выносить, заносить и нести гроб с телом покойного.


<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Сведения о концепции
962.94kb.
2. Концепции управления маркетингом
960.2kb.
Философа V века Васубандху. Трактат излагает основные концепции буддизма на основе элементов бытия
459.59kb.
Экономическая социология Власть, подчинение и сопротивление в концепции "моральной экономики" Джеймса Скотта
263.33kb.
А. А. Садыхова основные концепции и подходы к пониманию исламизации и реисламизации в отчественной и зарубежной науке данная статья
231.18kb.
«Развитие позитивной я-концепции старшеклассников в условиях летнего психологического лагеря»
147.15kb.
Две проблемы при выборе концепции новой угольной электростанции на постсоветском пространстве
103.38kb.
Технологическая карта по этнологии
144.63kb.
Геополитические концепции мусульманских стран и их информационно-пропагандистское обеспечение
115.41kb.
Антропонимика в пьесе А. Н
53.01kb.
Книги Энтони де Мелло были написаны вне какой-нибудь определенной религиозной концепции. Они призваны помочь представителям различных конфессий, агностикам и атеистам в их духовном поиске
1670.82kb.
Персональные сведения
6812.2kb.