Главная   страница 1страница 2страница 3страница 4страница 5

Тема 6. Финансовые и экономические основы местного самоуправления Управление муниципальной экономикой
Тезисы лекций:

Экономическая основа местного самоуправления является одним из главных базисных элементов местного самоуправления. Как уже было ранее замечено, экономическая основа тесно связана с демографической и территориальной основами местного самоуправления. Наличие этих трех элементов в их тесной диалектической связи является единственным условием, обеспечивающим реальную гарантию становления и развития системы местного самоуправления.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (2003 г.) установил, что экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Финансовую основу местного самоуправления составляет бюджет муниципального образования.

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.

Органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.



Муниципальная собственность. Гражданский кодекс РФ установил, что «имущество, принадлежащее на праве собственности городским, сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью» (ст.215, п.1). На основании этого можно сделать вывод, что под муниципальной собственностью подразумевается имущество, в отношении которого муниципальное образование обладает правами владения, пользования и распоряжения.

Согласно ст.215, п.3 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в собственности муниципального образования, делится на две части. Одна часть закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями на правах хозяйственного ведения и оперативного управления. Другая его часть, т. е. средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляет муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

В структуру муниципальной собственности входят: средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды; имущество органов местного самоуправления; муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности; муниципальные предприятия и организации; муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации; муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения; муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта; другое движимое и недвижимое имущество.

В соответствии с действующим российском законодательством исходными (базовыми) субъектами – носителями права муниципальной собственности в городском или сельском поселении являются само население (местное сообщество) и выступающие от его имени представительный орган или высшее должностное лицо местного самоуправления.

Согласно Конституции Российской Федерации муниципальная собственность в нашей стране признается и защищается государством равным образом с государственной, частной и иными формами собственности (ст.8).

Муниципальное хозяйство. Единственным назначением муниципальной власти является самостоятельное благоустройство места проживания людей. Для этого необходимо развитое и многоотраслевое муниципальное хозяйство. Впервые после 20-х гг. Федеральный Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» закрепил за местными сообществами право самостоятельного хозяйствования, обоснованное на самостоятельности местного бюджета и муниципальной собственности.

Публичная деятельность по созданию условий для удовлетворения коллективных потребностей членов местного сообщества, организованная за счет членов этого сообщества и на основе принадлежащих сообществу имущества и средств, называется коммунальным хозяйством.

Структура муниципальных финансов охватывает муниципальный бюджет и целевые внебюджетные фонды (пенсионные, страховые, инвестиционные), муниципальный кредит, финансы муниципальных предприятий.

Бюджет план финансовой деятельности муниципалитета на текущий год, выраженный в деньгах. Муниципальная бюджетная политика – деятельность по формированию и регулированию доходов и расходов местного сообщества. Ее целью является достижения равновесия между доходами и расходами, потребностями и средствами их удовлетворения в пределах муниципального хозяйства и в течение заданного периода времени.

Доходы бюджета – часть централизованных финансовых ресурсов местных властей, необходимых для исполнения их функций. Они выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств местного сообщества, и поступают в распоряжение муниципалитета. Существует три основных источника формирования доходной части местных бюджетов: налоги и сборы, внешние поступления (дотации, субсидии и трансферты), доходы от хозяйственной деятельности муниципалитета.

Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с осуществлением муниципальными властями мероприятий по выполнению возложенных на них функций.
План семинарского занятия

  1. Понятие финансово-экономических основ местного самоуправления

  2. Муниципальная собственность

  3. Экономическая политика органов муниципального управления

  4. Управление муниципальной собственностью: правовые основы и технологии

  5. Местное хозяйство в России и Республике Башкортостан

  6. Местные финансы и местный бюджет


Самостоятельная работа студентов

1. Проблемы и понятия для самостоятельного изучения и повторения: Финансово-экономические основы местного самоуправления. Управление муниципальной экономикой. Управление социальным развитием муниципалитетов.

2. Формы и виды СРС: проработка лекционного материала – 4 часа, проработка учебников, пособий, нормативных актов – 4 часа; подготовка выступлений к семинарам – 2,5 часа; подготовка к контрольной работе – 1,5 часа; подготовка к экзамену - 4 часа.
Список литературы, рекомендуемой для изучения:

  1. Закон Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». // Последняя редакция от 06.10.2003. № 131 – ФЗ.

  2. Закон Российской Федерации «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» М. 25.09.1997.

  3. Алексеев Ю. П., Гапоненко А. Л., Алисов А. Н. Муниципальный региональный менеджмент. - М., 1995.

  4. Вебер Макс. Город. Приложение к журналу «Городское управление». - Обнинск, 1997.

  5. Велихов Л. Основы городского хозяйства. В 2-х частях. Приложение к журналу «Городское управление». - Обнинск, 1997.

  6. Иванов В. В. Муниципальный менеджмент. Справочное пособие.- М., ИНФРА-М, 2002.

  7. Модин Н. Организация договорной работы в органах местного самоуправления // Консультант директора. - 2001. - №3. - С. 30 - 34.

  8. Муниципальное управление. Учебное пособие / Отв. Ред. Иванов В. Н. – М., Муниципальный мир, 2002.

  9. Основы городского самоуправления. Учебное пособие для муниципальных служащих. / Под ред. Вобленко С. В. // Приложение к журналу «Городское управление». - Обнинск, 1997.


Тема 7. Организационные основы местного самоуправления
Тезисы лекций:

1. Понятие организационных основ местного самоуправления

Местное самоуправление – это, прежде всего, совместная и целенаправленная деятельность людей, поэтому она невозможна без определенных организационных структур и форм. К организационным структурам относятся определенные институциональные образования, в рамках которых возможно местное самоуправление. К ним можно отнести как те, в которых осуществляется непосредственное самоуправление народа (собрания, сходы), так и специальные органы, выражающие интересы и волю граждан (представительные и исполнительные органы местного самоуправления). Организационные формы местного самоуправления – это процессы и процедуры, обеспечивающие согласованность, последовательность, субординацию действий различных субъектов местного самоуправления. Они также весьма многообразны: местные выборы, референдумы, обращения граждан, организация работы органов местного самоуправления. О представительных и исполнительных органах местного самоуправления говорится в следующих параграфах.

Изучение и понимание организационных основ местного самоуправления чрезвычайно важно в рамках данного курса, ибо местное самоуправление как управленческая наука в первую очередь занимается оптимизацией организационных структур и форм, в рамках которых граждане решают вопросы местного значения. ( В то же время правовые основы изучаются главным образом в рамках муниципального права, экономические основы – в рамках экономики местного хозяйства, муниципальных финансов и т. д.) От того, как будут организованы, ранжированы, взаимоувязаны, задействованы все составляющие местного самоуправления (человек, территория, материально-финансовые ресурсы, правовые возможности), в решающей мере зависит качество, эффективность местного самоуправления. Значимость организационных основ обуславливается также их недооценкой, низким уровнем организации местного самоуправления в России в целом.
2. Представительные органы местного самоуправления

В системе местного самоуправления образуются представительные и исполнительные органы.

Представительные органы местного самоуправления формируются путем выборов избирателями, проживающими в границах муниципального образования.

Наличие выборных (представительных) органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным. Обязательность эта вытекает из Конституции Российской Федерации, называющей в числе первого органа не какой-либо другой, а именно выборный орган местного самоуправления. Обязательное наличие выборных (представительных) органов местного самоуправления предусмотрено в Европейской Хартии о местном самоуправлении. Закрепляя права местного самоуправления в решении государственных дел, хартия устанавливает, что права эти осуществляются советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования.

Во всех субъектах Российской Федерации в муниципальных образованиях избраны представительные органы. Закон РБ «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан» от 18 марта 2005 года устанавливает, что представительный орган муниципального образования в РБ именуется «Совет».

Законодательство субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований предусматривают различный численный состав представительных органов местного самоуправления. Численность представительных органов обусловлена в законах численностью избирателей, проживающих на территории муниципальных образований. Так, согласно закону РБ «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан» от 18 марта 2005 года, число депутатов, членов представительных органов колеблется от 7 человек в муниципальных образованиях с численностью населения до 1000 человек до 35 человек в муниципальных образованиях с численностью населения свыше 500000 человек. В муниципальных районах эта численность не может быть ниже 15 депутатов. Представительный орган не формируется, если численность жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек.

Срок полномочий представительных органов местного самоуправления также различен. В большинстве субъектов Российской Федерации он составляет 4 года. В ряде субъектов Российской Федерации срок полномочий представительного органа местного самоуправления составляет от 2 до 4 лет. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав» устанавливает, что срок полномочий представительного органа не должен превышать пяти лет.

Представительный орган сохраняет свои полномочия до избрания нового представительного органа следующего созыва. Полномочия представительного органа местного самоуправления могут быть прекращены досрочно только законодательным органом субъекта федерации. Основанием для роспуска представительного органа муниципального образования может быть нарушение им законодательства, установленного судом (принятие нормативного правового акта, противоречащего законодательству РФ или РБ, уставу муниципального образования).

В случае если представительный орган принимает решение о самороспуске, оно должно быть одобрено не менее чем двумя третями голосов депутатов. Такую норму устанавливают большинство законов о местном самоуправлении и уставов муниципальных образований. Наряду с этим, в уставах некоторых муниципальных образований предусмотрен досрочный роспуск представительного органа по решению главы.
3. Глава муниципального образования

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования организует работу представительного органа местного самоуправления, осуществляет оперативно-распорядительные функции, подписывает решения представительного органа, представляет интересы муниципального образования. В том случае, если глава муниципального образования является одновременно главой администрации, то на него возлагаются обязанности по руководству исполнительными органами местного самоуправления.

Глава муниципального образования избирается либо гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Итак, глава администрации муниципального образования может быть избран:

- путем всеобщего равного и прямого тайного голосования;

- представительным органом местного самоуправления из своего состава.

Глава муниципального образования в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию. В случае избрания его представительным органом муниципального образования исполняет полномочия его председателя и в принципе не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации. Такое совмещение, однако, возможно в муниципальных образованиях, имеющих статус сельского поселения.

Глава муниципального образования обладает достаточно широкими полномочиями: представляет муниципальное образование в отношениях с внешними органами; подписывает и обнародует нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования; издает в пределах своих полномочий правовые акты и т. д. Однако при этом глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.

Глава муниципального образования именуется «председатель Совета», если является председателем представительного органа муниципального образования, «глава Администрации» - если является главой местной администрации. Свою деятельность глава муниципального образования осуществляет на принципах единоначалия, ответственности и законности.

В отдельных поселениях, входящих в состав муниципального образования, могут назначаться либо избираться должностные лица населенных пунктов (например, старосты деревень).


4. Исполнительные органы муниципального управления

Исполнительные органы местного самоуправления являются неотъемлемым элементом системы органов местного самоуправления и местного самоуправления вообще. Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Исполнительные органы местного самоуправления в основном называются администрацией. Исполнительные органы местного самоуправления состоят из главы муниципального образования или главы администрации и возглавляемой ими администрации, а также контрольного органа муниципального образования, избирательной комиссии муниципального образования и т. д.

Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности.

Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации. Местная администрация обладает правами юридического лица.

Финансирование органов администрации осуществляется за счет средств местного бюджета в соответствии со сметой расходов на управленческий аппарат.

Таким образом, исполнительный орган местного самоуправления состоит из главы администрации, его заместителей, аппарата, отраслевых и других структурных подразделений, осуществляющих управление в пределах компетенции, которой наделен исполнительный орган.

Контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и другие) образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Контрольный орган муниципального образования формируется на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования. Результаты проверок, осуществляемых контрольным органом муниципального образования, подлежат опубликованию (обнародованию).



Избирательная комиссия муниципального образования организует подготовку и проведение муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Лица, осуществляющие службу на постоянных должностях (не выборных) в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими.


План семинарского занятия

  1. Понятие организационных основ местного самоуправления

  2. Виды представительных органов местного самоуправления, их задачи и функции

  3. Статус депутата представительных органов местной власти

  4. Порядок формирования и статус главы муниципального образования

  5. Система исполнительных органов местной власти на уровне сел, районов и городов

  6. Структура администрации муниципального образования

  7. Ассоциации и союзы муниципальных образований

  8. Этапы и виды деятельности в органах муниципального управления


Самостоятельная работа студентов

1. Проблемы и понятия для самостоятельного изучения и повторения: Представительные органы местного самоуправления. Статус депутата в системе местного самоуправления. Исполнительные органы муниципального управления. Глава муниципального образования.

Организационная структура местных администраций. Ассоциации и союзы муниципальных образований.

Управленческое общение и управленческая культура муниципального служащего. Планирование деятельности местной администрации.

Инновационная деятельность администрации муниципального органа в современных условиях. Решения в системе муниципального управления.

Информационные технологии в работе местной администрации.



Работа с организациями и населением муниципальных образований. Управление конфликтами и сопротивлением в органах муниципального управления. Контроль в органах муниципального управления.

2. Формы и виды СРС: проработка лекционного материала – 3 часа, проработка учебников, пособий, нормативных актов – 3 часа; подготовка выступлений к учебно-научным дискуссиям – 1,5 часа; подготовка к семинару – 1 час, подготовка к контрольной работе – 0,5 часа; подготовка к экзамену - 2 часа.
Список литературы, рекомендуемой для изучения:

  1. Закон Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». // Последняя редакция от 06.10.2003. № 131 – ФЗ.

  2. Закон Российской Федерации «О муниципальной служб в Российской Федерации» М. от 2.03.2007.

  3. Закон Республики Башкортостан «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан» от 20.12 94 г. № ВС-26/3г. // Последняя редакция от 18.03.2005 .

  4. Закон Республики Башкортостан «О муниципальной службе в Республике Башкортостан». Уфа 14.06.2000.

  5. Артемов В. Органы местного самоуправления как субъекты гражданского права // Государственная власть и местное самоуправление. - 2003. - №1. - С. 7 - 9.

  6. Бабун Р., Старченко Е. Организационные структуры администраций городов: проблемы оптимизации // Городское управление. - 2003. - №5. - С. 27 - 42.

  7. Виноградов В. Формирование корпоративного имиджа местного самоуправления // Городское управление. - 2001. - №8. - С. 26 - 30.

  8. Герасимов А. В. О системном подходе к местному самоуправлению // Проблемы местного самоуправления. - 2004. - №1. - С. 3 - 12.

  9. Гричук А. Г. Подготовка кадров для органов местного самоуправления, муниципальных предприятий, учреждений // Чиновникъ. - 2002. - №5. - С. 32 - 37.

  10. Иванов В. В. Муниципальный менеджмент. Справочное пособие.- М., ИНФРА-М, 2002.

  11. Игнатюк Н. А. Система органов местного самоуправления // Журнал российского права. - 1998. - №6. – С. 17 - 22.

  12. Кабашов С. Ю. Местное самоуправление в Российской Федерации: Учебное пособие. - Уфа, РИО БАГСУ, 2005.

  13. Калаченко Л. Требуются профессионалы. Муниципальная служба: состояние, пути развития кадрового потенциала // Муниципальная власть. - 2002. - №2. - С. 40 - 42.

  14. Лаптева Л. Е. Выборный мэр: конституция, законодательство, реалии // Чиновникъ. - 2003. - №6. - С. 30 - 33.

  15. Модин Н. Организация договорной работы в органах местного самоуправления // Консультант директора. - 2001. - №3. - С. 30 - 34.

  16. Постовой Н. В. Представительные органы местного самоуправления // Местное право. - 2003. - №3-4. - С. 23 - 38.

  17. Сергеев А. А. О порядке формирования представительных органов муниципальных районов // Конституционное и муниципальное право. - 2004. - №2. –С. 27 - 30.

  18. Сивицкий В. Гарантии от бесконтрольности: Некоторые аспекты ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления в проекте новой редакции Федерального закона // Муниципальная власть. - 2003. -№1. - С. 61 - 62.

  19. Халиков М. И. Система государственного и муниципального управления. Учебное пособие – Уфа: РИО БАГСУ, 2007. – 349 с.

  20. Щугрина Е. С. Вопросы функционирования представительной власти на местах // Политические исследования. - 1998. - №4. - С. 157-162.



Тема 8. Формы участия населения в осуществлении

местного самоуправления
Тезисы лекций:
1. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления.

Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 года не только определяет, но и расширяет разнообразные формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления. В законе этот перечень не закрыт, то есть, возможны и другие формы.

Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления - это реализация гражданами права на местное самоуправление. Решения, принимаемые населением в данном случае, являются обязательными для исполнения местными органами. К ним относятся: местный референдум, муниципальные выборы, голосование, сход граждан и другие.

Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления более разнообразны и не носят директивного характера. Как правило, они связаны с выполнением населением каких либо вопросов местного значения или направлены на выявление мнения граждан по каким–либо вопросам: правотворческая инициатива граждан, территориальное общественное самоуправление, публичные слушания, собрание граждан, опрос граждан, обращения граждан в органы местного самоуправления и другие.



1. Местный референдум. В целях решения непосредственно населением вопросов местного значения проводится местный референдум. Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления.

2. Муниципальные выборы. Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

3. Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования

4. Сход граждан. В поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан. Сход граждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом. Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. Сход граждан может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек. Решения, принятые на сходе граждан, подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

5. Правотворческая инициатива граждан. С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может превышать 3 процента от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.

Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения.

Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.



6. Публичные слушания. Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.

Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования.



7. Собрание граждан. Для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования могут проводиться собрания граждан.

Собрание граждан проводится по инициативе населения, представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, а также в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления.



8. Конференция граждан (собрание делегатов). В случаях, предусмотренных уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления, полномочия собрания граждан могут осуществляться конференцией граждан (собранием делегатов).

Итоги конференции граждан (собрания делегатов) подлежат официальному опубликованию (обнародованию).



9. Опрос граждан. Опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти.

Результаты опроса носят рекомендательный характер. В опросе граждан имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом.



10. Обращения граждан в органы местного самоуправления. Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления. Должностные лица местного самоуправления обязаны дать письменный ответ по существу обращений граждан в органы местного самоуправления в течение одного месяца.

Возможны и другие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении. В любом случае они должны основываться на на принципах законности и добровольности.

Как видим, в новом законе перечень и возможности форм участия населения в управлении муниципальным образованием существенно расширены. Причем закон прямо указывает, что государственные органы и их должностные лица, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны содействовать населению в непосредственном осуществлении населением местного самоуправления и участии населения в осуществлении местного самоуправления.
2. Территориальное общественное самоуправление: правовые основы, роль и место в системе местного самоуправления

Территориальное общественное самоуправление как самостоятельная организационно-правовая форма осуществления местного самоуправления имеет следующие отличительные признаки: во-первых, территориальный принцип организации и деятельности; во-вторых, общественная форма осуществления; в-третьих, самоуправленческая природа.

В законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории.

Территориальное общественное самоуправление осуществляется в поселениях непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.

Исходя из демократических начал организации местного самоуправления, законодательство Российской Федерации предоставляет гражданам право на осуществление местного самоуправления в иных, не противоречащих Конституции России, федеральным законам и законам субъектов Российской Федерации организационно-правовых формах.
План семинарского занятия


  1. Виды и типы форм осуществления местного управления

  2. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления

  3. Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления

  4. Территориальное общественное самоуправление

  5. Условия и проблемы эффективной самореализации граждан в системе местного самоуправления


Самостоятельная работа студентов

1. Проблемы и понятия для самостоятельного изучения и повторения: Формы осуществления местного самоуправления.

Территориальное общественное самоуправление: законодательная основа функционирования, место и роль в системе местного самоуправления.



2. Формы и виды СРС: проработка лекционного материала – 3 часа, проработка учебников, пособий, нормативных актов – 3 часа; подготовка выступлений к учебно-научным дискуссиям – 2,5 часа; подготовка к семинару – 1 час, подготовка к контрольной работе – 0,5 часа; подготовка к экзамену - 2 часа.
Список литературы, рекомендуемой для изучения:

  1. Закон Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». //Последняя редакция от 06.10.2003. № 131 – ФЗ.

  2. Закон Республики Башкортостан «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан» от 20.12 94. № ВС-26/3г // Последняя редакция от 18.03.2005 .

  3. Кабашов С. Ю. Местное самоуправление в Российской Федерации : Учебное пособие. - Уфа, РИО БАГСУ, 2005.

  4. Халиков М. И. Система государственного и муниципального управления. Учебное пособие – Уфа : РИО БАГСУ, 2007. – 349 с.


Тема 9. Местное самоуправление в Республике Башкортостан
Тезисы лекций:

2. Местное самоуправление в Республике Башкортостан

Местное самоуправление в Республике Башкортостан - форма народовластия, обеспечивающая населению возможность самостоятельно и под свою ответственность непосредственно путем прямого волеизъявления или через выборные и другие органы местного самоуправления решать вопросы местного значения. Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Республики Башкортостан.

Правовую основу местного самоуправления составляют Конституция Республики Башкортостан, Закон РБ «О местном самоуправлении в РБ», «О статусе главы муниципального образования РБ», «О муниципальной службе в РБ», «Об установлении границ муниципальных образований в РБ» и иные законы.



Экономическую основу местного самоуправления в РБ составляют природные ресурсы (земля, ее недра, воды, леса, растительный и животный мир), находящиеся в границах территории муниципального образования, движимое и недвижимое имущество, входящее в состав муниципальной собственности, местные финансы, государственная собственность, переданная местному сообществу в хозяйственное ведение и оперативное управление, а также иные ресурсы, служащие удовлетворению потребностей населения муниципального образования.

Имущество, принадлежащее на праве собственности муниципального образования, является муниципальной собственностью. В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, имущество органов местного самоуправления, муниципальные организации, финансово-кредитные организации, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, другое движимое и недвижимое имущество, находящееся в собственности местного сообщества.

Органы государственной власти Республики Башкортостан способствуют становлению и развитию местного самоуправления, обеспечивают участие граждан в решении вопросов местного значения, принимают программы поддержки местного самоуправления, создают условия организационно-правовой и финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления, создают и развивают систему подготовки и повышения квалификации муниципальных служащих.

2. Местные органы государственного управления в Республике Башкортостан

Реализуя основные положения Конституции РБ, в конце 1994 года Верховным Советом Республики Башкортостан были приняты законы «О местном государственном управлении в РБ» (в настоящее время этот закон отменен, поскольку с 3 января 2002 года вступил в силу закон РБ «О местных органах государственной власти в РБ») и «О местном самоуправлении в РБ». На основе этих законов города и районы республики получили свой статус в системе органов государственной власти, а сельские и поселковые Советы свой – как муниципальные образования. Такое положение соответствовало статье 108 прежней Конституции, где были закреплены два вида местной власти: местное государственное управление и местное самоуправление. В обновленной Конституции РБ отсутствует термин «местное государственное управление». Вместо него введено понятие «местные органы государственной власти», действующие на уровне городов и районов. По существу это те же городские и районные Советы и их администрации, которые выступают как территориальные органы государственного управления.



Следовательно, если в системе местного самоуправления, т.е. в сельских и внутригородских муниципальных образованиях, осуществлялась муниципальная служба, то в системе районного и городского управления по-прежнему сохранялась государственная служба. Лица, обеспечивающие исполнение полномочий местных органов государственной власти, являются государственными служащими Республики Башкортостан.

В систему местных органов государственной власти входили местные представительные органы – районные и городские Советы и местные исполнительные органы – администрации района, города.

Нужно отметить, что в целом система местных органов государственной власти в городах и районах РБ оправдала себя. Она позволила в сложных условиях 90-х годов прошлого века сохранить управляемость этих территорий, обеспечить их социально-экономическое развитие, не допустить анархии, массового нарушения прав и свобод граждан.



Однако сегодня эта система изжила себя и в политическом и правовом аспектах. Развитие территорий возможно в первую очередь на рыночной, а не административно-командной основе. Это требует повышения самостоятельности граждан, их солидарной ответственности за решение местных вопросов. Значит, необходимо введение системы местного самоуправления и на этом уровне, ибо только оно обеспечивает в полной мере самостоятельность и ответственность самих граждан за положение в своем городе или районе.

Проблемой в данном случае является поиск оптимальных путей и методов перехода к новой системе управления. Нужно найти такие организационно-правовые формы, которые, во-первых, максимально использовали бы накопленный положительный опыт местных органов государственного управления, а, во-вторых, позволили бы оптимально сочетать интересы как республики в целом, так и населения территорий (муниципальных образований) в современных условиях.
План семинарского занятия

  1. Местное управление на территории Башкирии в 18-19 вв.

  2. Формирование местного самоуправления в РБ

  3. Местное самоуправление в Республике Башкортостан на уровне сел и поселков

  4. Развитие местного самоуправления в городах и районах республики

  5. Специфика местного самоуправления в Республике Башкортостан


Самостоятельная работа

1. Проблемы и понятия для самостоятельного изучения и повторения: Особенности муниципального управления в РБ.

2. Формы и виды СРС: проработка лекционного материала – 4 часа, проработка учебников, пособий, нормативных актов – 4 часа; подготовка выступлений к семинарам – 2,5 часа; подготовка к контрольной работе – 1,5 часа; подготовка к экзамену – 4 часа.
Список литературы, рекомендуемой для изучения:

  1. Закон Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». // Последняя редакция от 06.10.2003. № 131 – ФЗ.

  2. Закон Российской Федерации «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» М. от 17.12.1997.

  3. Закон Республики Башкортостан «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан» от 20.12 94 г. № ВС-26/3г.//Последняя редакция от 05.06.2001г. № 221-з. База Консультант плюс по РБ по состоянию на 1.02.2003

  4. Закон Республики Башкортостан «О муниципальной службе в Республике Башкортостан». Уфа 14.06.2000

  5. Иванов В.В. Муниципальный менеджмент. Справочное пособие.- М., ИНФРА-М, 2002.

  6. Муниципальное управление. Учебное пособие / Отв. Ред. Иванов В. Н. – М., Муниципальный мир, 2002.

  7. Закон Республики Башкортостан «Об административно-территориальном устройстве Республики Башкортостан». – Уфа, 25.07.2001.

  8. Закон Республики Башкортостан «Об изменениях в административно-территориальном устройстве Республики Башкортостан, изменениях границ и преобразованиях муниципальных образований в Республике Башкортостан» от 17 декабря 2004 года // Республика Башкортостан, 18 декабря 2004 г.

  9. Кабашов С. Ю. Местное самоуправление в Российской Федерации: Учебное пособие. - Уфа, РИО БАГСУ, 2005.

  10. Халиков М. И. Система государственного и муниципального управления. Учебное пособие – Уфа: РИО БАГСУ, 2007. – 349 с.



Тема 10. Муниципальная служба в Республике Башкортостан. Кадровое обеспечение органов местного самоуправления
Тезисы лекций:

Муниципальная служба – профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий.

Исходя из этого определения, можно выделить основные признаки муниципальной службы:



  1. это особый вид публичной службы, т. е. служба в органах местной публичной власти;

  2. это профессиональная деятельность в органах местного самоуправления, за осуществление которой муниципальные служащие получают денежное содержание из местного бюджета (бюджета муниципального образования);

  3. муниципальные служащие – это лица, несущие службу в органах местного самоуправления на должностях, не являющихся выборными;

  4. это деятельность по исполнению полномочий этих органов;

  5. это деятельность, организуемая на постоянной основе, т. е. муниципальные служащие осуществляют полномочия органа местного самоуправления в качестве основной работы в течение неопределенного времени (постоянно).

Муниципальная служба осуществляется только на муниципальных должностях муниципальной службы. Муниципальная должность – должность, предусмотренная уставом муниципального образования с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий. Муниципальные должности подразделяются на:

  1. выборные муниципальные должности, замещаемые в результате муниципальных выборов (депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления);

  2. иные муниципальные должности, замещаемые путем заключения трудового договора.

Муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета. В РБ насчитывается около пяти тысяч муниципальных служащих.

Лица, не замещающие муниципальные должности муниципальной службы и исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, не являются муниципальными служащими.

По результатам квалификационного экзамена муниципальным служащим присваиваются квалификационные разряды, указывающие на соответствие уровня их подготовки квалификационным требованиям, предъявляемым к муниципальным должностям муниципальной службы в соответствии с классификацией муниципальных должностей муниципальной службы.

По результатам квалификационного экзамена муниципальным служащим муниципальной службы Республики Башкортостан могут быть присвоены квалификационные разряды.



Права, обязанности, ограничения, ответственность, поощрения муниципального служащего устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации.

Предельный возраст для нахождения на муниципальной должности муниципальной службы – 60 лет. Продление нахождения на муниципальной службе более чем на 5 лет не допускается.

Управление муниципальной службой направлено на кадровое, организационное и нормативное правовое обеспечение муниципальной службы, осуществление прав и исполнение обязанностей муниципальными служащими, контроль за соблюдением ограничений и выполнением гарантий для муниципальных служащих. Отдельные функции управления муниципальной службой, обеспечение единообразного применения законодательства по вопросам муниципальной и государственной службы осуществляет Республиканская комиссия по вопросам муниципальной (государственной) службы, созданная Указом Президента РБ от 17 августа 2004 года. Большую роль в организационном и кадровом обеспечении муниципальной службы играют отдел государственной, муниципальной службы и кадров, а также сектор по вопросам местного самоуправления в составе Управления по работе с территориями и кадрами Администрации Президента РБ.

Муниципальная и гражданская государственная службы в РБ очень тесно связаны: у них сходная система принципов, прохождения службы, определения статуса служащих и т. д. Одинаковы пенсионное обеспечение, льготы, гарантии, требования. Стаж муниципальной службы засчитывается в стаж государственной службы и наоборот. Однако следует иметь в виду, что система гражданской государственной службы в последние годы претерпевает весьма серьезные изменения и они, по всей видимости, непосредственно скажутся и на условиях прохождения муниципальной службы. В первую очередь это может касаться оплаты труда служащих, порядка приема, прохождения службы, исчисления стажа и т. д.



В Республике Башкортостан муниципальная служба активно развивается и расширяется. В 2006 году численность муниципальных служащих увеличится на несколько тысяч человек за счет администраций городов и районов. Нужны специальные нормативные акты, регламентирующие порядок прохождения и организации муниципальной службы, нужно создать орган управления муниципальной службой, разработать стандарты, подготовить соответствующие кадры и т. д.
План семинарского занятия

  1. Понятие муниципальной службы

  2. Законодательство о муниципальной службе

  3. Муниципальные должности, их виды

  4. Характеристика муниципальных служащих

  5. Муниципальные служащие в РБ: подбор, продвижение, подготовка

  6. Работа с кадрами в органах муниципального управления


Самостоятельная работа студентов

1. Проблемы и понятия для самостоятельного изучения и повторения: Муниципальная служба: правовые основы, принципы организации и функционирования. Правовой статус муниципальных служащих в РБ. Кадровое обеспечение органов местного самоуправления.

2. Формы и виды СРС: проработка лекционного материала – 4 часа, проработка учебников, пособий, нормативных актов – 4 часа; подготовка выступлений к семинарам – 2,5 часа; подготовка к контрольной работе – 2,5 часа; подготовка к экзамену - 4 часа.
Список литературы, рекомендуемой для изучения:

  1. Закон Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». // Последняя редакция от 06.10.2003. № 131 – ФЗ.

  2. Закон Российской Федерации «О муниципальной службе в Российской Федерации» М. от 2.03. 2007.

  3. Закон Республики Башкортостан «О муниципальной службе в Республике Башкортостан». Уфа 14.06.2000

  4. Закон Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года № 260-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан».

  5. Закон Республики Башкортостан от 23 декабря 2005 года № 259-з «О Реестре муниципальных должностей муниципальной службы в Республики Башкортостан»,

  6. Закон Республики Башкортостан от 22 декабря 2005 года № 258-з «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан «О перечне специализаций муниципальных должностей муниципальной службы Республики Башкортостан»,

  7. Закон Республики Башкортостан от 3 февраля 2006 года № 281-з «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан «О порядке исчисления стажа муниципальной службы в Республике Башкортостан».

  8. Закон Республики Башкортостан от 28 марта 2006 года № 288-з «О порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет на муниципальной службе в Республике Башкортостан».

  9. Закон Республики Башкортостан «О порядке проведения аттестации, квалификационного экзамена и присвоения квалификационных разрядов муниципальным служащим в РБ» от 31. 01. 2006.

  10. Закон Республики Башкортостан «Об оплате труда работников органов местного самоуправления в РБ» от 26. 02. 2004 .

  11. Бабун Р., Старченко Е. Организационные структуры администраций городов: проблемы оптимизации // Городское управление. - 2003. - №5. - С. 27 - 42.

  12. Бородин В. В. Муниципальная служба как институт муниципального права // Конституционное и муниципальное право. - 2003. - №5. - С. 15 - 16.

  13. Гричук А. Г. Подготовка кадров для органов местного самоуправления, муниципальных предприятий, учреждений // Чиновникъ. - 2002. - №5. - С. 32 - 37.

  14. Иванов В. В. Муниципальный менеджмент. Справочное пособие.- М., ИНФРА-М, 2002.

  15. Игнатюк Н. А. Система органов местного самоуправления // Журнал российского права. - 1998. - №6. – С. 17 - 22.

  16. Институт муниципальной службы // Федерализм, региональное управление и местное самоуправление. - 2000. - №5. - С. 47 - 53.

  17. Калиниченко Л. А. Муниципальная служба : реальность реформирования // Конституционное и муниципальное право. - 1999. - №1. - С. 35 - 37.

  18. Муниципальная служба. Сборник материалов под ред. Ю. В. Кириллова. // Приложение к журналу «Городское управление». - Обнинск, 1997.

  19. Постовой Н. В. Представительные органы местного самоуправления // Местное право. - 2003. - №3 - 4. - С. 23 - 38.

  20. Фадеев В. И. Муниципальная служба в Российской Федерации //Муниципальная служба. - 1998. - №4. - С. 2 - 11.

  21. Халиков М. И. Система государственного и муниципального управления. Учебное пособие – Уфа : РИО БАГСУ, 2007. – 349 с.




<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Учебно-методический комплекс по дисциплине «система муниципального управления»
1701.1kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине основы экономики уровень основной образовательной программы базовый
1414.02kb.
Учебно-методический комплекс санкт-Петербург
3050.02kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине "информационный менеджмент" для специальности
146.98kb.
Учебно-методический комплекс Для студентов факультета журналистики Минск бгу 2007
1894.47kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине судебные экспертизы в юридической деятельности специальности 030501 «Юриспруденция»
291.2kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Этнология» Для направления/специальности 050400 «социально-экономическое образование»
91.49kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск
789.37kb.
Д п. н., профессор В. И. Мареев Учебно-методический комплекс опд. Ф. 05 Введение в филологию Направление
910.75kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины искусство заголовка для студентов факультета журналистики
169.09kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. В. 04 «Организация патронажной службы» для студентов, обучающихся по специальности 040101. 65 «Социальная работа»
205.48kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины политология для студентов
245.88kb.