7.2. Рекомендуемая литература
Абрамов В. Ф. Местное самоуправление: идея и опыт// Социологические исследования. - 1997. - №1. - С. 120 - 126.
Абрамов В. Ф. Теория местного самоуправления на отечественной почве // Политические исследования. - 1998. - №4. – С. 152 - 155.
Анализ и оценка роли местного самоуправления в системе власти в России в 1990-2003 годах: Доклад Конгресса муниципальных образований Российской Федерации «Местное самоуправление в современной России: итоги и перспективы» // Местное право. - 2003.- №11-12.-С. 33 - 39.
Атаманчук Г. В. Сущность и истоки местного самоуправления // Муниципальный мир. - 1999. - С. 10 - 14.
Бабичев И. Местное самоуправление в современной России // Муниципальная власть. - 2004. - №1. - С. 73 - 80.
Бабичев И. В. О концепции совершенствования действующей модели местного самоуправления // Там же. - С. 3 - 11.
Бабичев И. В. Что такое местное самоуправление с точки зрения права // Местное право. - 2001. - №6. - С. 3 - 10.
Богуш М. В. Некоторые проблемы определения понятий на примере Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» // Местное право. - 2000. - №10. - С. 62-68.
Бойцова В. В. Местное самоуправление как разновидность публичной власти // Юридический мир. - 2003. - №4. - С. 8 - 12.
Бузгалин А. В. Самоуправление как новый тип общественных отношений // Проблемы местного самоуправления. - 2002. - №1. - С. 15-17.
Васильев В. И. Местное самоуправление: центр и регионы // Журнал российского права. - 2003. - №3. - С. 8 - 17.
Васильев М. Местное самоуправление в России: ограничения и опасности // Городское управление. - 1998. - №6. - С. 21 - 24.
Виноградов В. Формирование корпоративного имиджа местного самоуправления // Городское управление. - 2001. - №8. - С. 26 - 30.
Вобленко С. Основы государственной политики субъекта РФ в сфере местного самоуправления // Городское управление. - 2004. -№3. - С. 16 - 24.
Вобленко С. Местное самоуправление и общенациональная идея: отказ от «плоскостного подхода» в определении понятий // Там же. - С. 18 25.
Вобленко С. Проект ТАСИС «Развитие местной демократии и самоуправления в России» // Городское управление. - 2003. - №10.- С.25-31.
Воронин А. Аналитическая записка о местном самоуправлении в Российской Федерации // Местное самоуправление. - 2003. - №5. - С. 3-4; 13-14.
Гавришин М. П. Социальная природа местного самоуправления // Местное право. - 2002. - №11-12. - С. 49 - 67.
Гельман В. Федеральная политика и местное самоуправление // Власть. - 1997. - №9. – С. 73 - 80.
Герасимов А. В. О системном подходе к местному самоуправлению // Проблемы местного самоуправления. - 2004. - №1. - С. 3 - 12.
Граждан В. Местное самоуправление в России: быть ему или не быть? // Власть. - 2003. - №1. - С. 9 - 17.
Дементьев А. Конституционный статус местного самоуправления не противоречит принципу единства власти // Федерализм. - 2002. - №4.- С. 217 - 228.
Емельянов Н. А. Местное самоуправление. - М. : «Элиг», 2001. – 396 с.
Емельянов Н. А. Местное самоуправление в дореволюционной России. - Тула, 1997.
Жабин А., Матвеев, Ю. Местное самоуправление в системе российского федерализма // Федерализм: Теория. Практика. История. - 2001. - №3. - С. 213 - 226.
Захаров А. Федерализм и самоуправление: Главы из книги « E pluribus unum: Очерки современного федерализма» // Муниципальная власть. - 2003. - №4. - С. 108 - 113.
История местного самоуправления в России : Хрестоматия. Сост. Ю. В. Кириллов. // Приложение к журналу «Городское управление». – Обнинск, 1997.
Казанчев Ю. Д., Писарев А. Н. Муниципальное право : Учебник. - М. : Новый Юрист, 1998.
Королева-Конопляная Г. И. Местное самоуправление на современном этапе (политико-правовой аспект) // Социально-гуманитарные знания. - 2002. - №5. - С. 146 - 156.
Костюков А. Н. Принципы местного самоуправления // Местное право. - 2002. - №3-4. - С. 27 - 46.
Кулагин Д. В. Совершенствование института местного самоуправления - залог успешной деятельности всех уровней власти в государстве // Местное право. - 2001. - №7. - С. 22 - 26.
Лабутин А.В. Развитие теории территориального самоуправления в СССР : 1917-1991. – СПб., 1996.
Лаврентьев С. Н., Гайдук В. В. Местное самоуправление в структуре федеративного государства // Местная власть. – Уфа, 2000. - С. 115 - 121.
Лапин В. Становление местного самоуправления в РФ // Федерализм: Теория. Практика. История. - 1999. - №2. - С. 163 - 186.
Лаптева А. Е. Земские учреждения в России. - М., 1993.
Леонтьев Г. Местное самоуправление – ресурс государства для управления развитием // Городское управление. - 2002. - №7. - С. 27 - 38.
Либоракина М. Атрибут вертикали власти или основа гражданского общества? //Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. - 2003. - №3. - С. 144 - 151.
Маслов В. Н. Основные концепции развития местного самоуправления в России // Проблемы местного самоуправления. - 2002. - №2. - С. 13 - 20.
Местное самоуправление. Основы системного подхода. – СПб, 1997.
Местное самоуправление: проблемы методологии и организации. – СПб, 1997.
Мирошниченко Е. В. Местное самоуправление в России. Теория и практика. // Государство и право. – 1993. - № 6, С. 141.
Мокрый В. Ключевая роль местного самоуправления в укреплении государственности // Проблемы теории и практики управления. - 2002. - №6. - С. 64 - 67.
Мокрый В. Развитие в России местного самоуправления как института публичной власти // Там же. - С. 138 - 143.
Мокрый В. С. Местное самоуправление: пути становления и развития // Журнал российского права. - 2002. - №10. - С. 3 - 10.
О смысле местного самоуправления: /Материалы «круглого стола» // Городское управление. - 1998. - №11. - 2-13.
Оффердал О. Политика и проблемы организационного дизайна в местном самоуправлении // Политические исследования. - 1998. - №1. - С. 52 - 67.
Патрушев В. Организационное развитие местного самоуправления // Там же. - С. 58 - 62.
Постовой Н. В. Организационная основа местного самоуправления // Там же. - С. 13 - 26.
Постовой Н. В. Концепции местного самоуправления // Там же. - С. 12 - 51.
Постовой Н. В. Основы местного самоуправления: понятие, общая характеристика // Местное право. - 2001. - №10-11. - С. 29 - 38.
Пылин В. В. Основы и принципы местного самоуправления // Журнал российского права. - 1999. - №7-8. - С. 26 - 32.
Ревенко Л. Институт местного самоуправления: десять лет спустя // Там же. - №4. - С. 132 - 139.
Рокецкий Л. Ю. Становление местной власти: результаты и проблемы // Чиновникъ. - 1999. - №5. - С. 4 - 7.
Салов О. Местное самоуправление в современном мире // Федерализм, № 1, 2000.
Собянин С. С. Местное самоуправление в Российской Федерации: состояние и перспективы развития // Законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации: Информационно-методический бюллетень. - 2003. - Вып.1. - С. 5 - 23.
Стронгина М. Л. Функции местного самоуправления и проблемы становления российского федерализма // Проблемы местного самоуправления. - 2003. - №1. - С. 81 - 90.
Сысуев О. Н. Местное самоуправление в Российской Федерации: Текст доклада президента Конгресса муниципальных образований России в рамках «круглого стола», организованного Фондом «Единство во имя России» // Местное самоуправление. - 2003. -№20.- С.5.
Тимофеев Н. С. Местное самоуправление – кризис развития или кризис идеи? // Вестник Моск. ун-та. Сер.11. Право. - 2002. - №6. - С.3-21.
Тимофеев Н. С. О некоторых современных аспектах государственной политики развития местного самоуправления // Там же. - 2002. - №4. - С. 37 - 61.
Тихонов Д. А. Местное самоуправление: из истории концепции // Вестник Московского ун-та. Сер.18. Социология и политология. - 2000. - №2. - С. 3 - 17.
Тощенко Ж. Т. Развитие демократии и становление местного самоуправления в России // Социологические исследования. - 2003. - №8. - С. 31 - 39.
Уваров А. А. Синергетические аспекты развития местного самоуправления // Чиновникъ. - 2003. - №5. - С. 28 - 31.
Уваров А. А. Система местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. - 2002. - №2. - С. 28 - 33.
Хачатурян Б. Г. Дискуссионные вопросы российского местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. - 2003.- №2. - С. 31 - 34.
Хрестоматия муниципального политика. В 5 томах. // Приложение к журналу «Городское управление». - Обнинск, 1997.
Юшина Е. А. Местное самоуправление как предмет политологического анализа // Политическое управление. – М.,1998. – С. 183 - 195.
Ярошенко А. А. Местное самоуправление в системе власти в государстве // Государственная власть и местное самоуправление. - 2002. - №4. - С. 37 - 39.
8. ТЕСТЫ (КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ)
Пояснительная записка
Контрольные задания предназначены для студентов специальности «ГМУ», прослушавших курс «Система муниципального управления».
Целью тестирования является как осуществление текущего и итогового контроля, так и проверка остаточных знаний. Форма (способ) применения контрольных заданий заключается в выборе студентами правильных ответов (только один в каждом вопросе) в течение 50 минут (на 25 вопросов).
Контрольные задания в целом соответствуют требованиям ГОС («Система муниципального управления») и учебной программы данного курса и являются тестом средней сложности.
Критерии оценки теста
Количество правильных ответов
|
Оценка
|
21-25
|
5 «отлично»
|
16-20
|
4 «хорошо»
|
11-15
|
3 «удовлетворительно»
|
>11
|
2 «неудовлетворительно»
|
Тест
Инструкция: Вам предлагается ответить на 25 вопросов. Внимательно прочитайте задание и обведите кружком правильный вариант ответа (только один!).
1. В ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6.10.03 определяются следующие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления:
1) публичные слушания
2) конференция граждан (собрание делегатов)
3) опрос граждан
4) опубликование (обнародование) устава муниципального образования
Укажите неправильный ответ
2. Самоорганизация граждан по месту их жительства для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения – это:
сход граждан
местное самоуправление
местный референдум
все ответы неверны
3. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется:
соответствующими законами РФ или законами субъектов РФ
только на определенный срок
указами Президента РФ или руководителей субъектов РФ
только для городских поселений и муниципальных районов
4. Какой орган не является обязательным в структуре органов местного самоуправления:
1) представительный орган местного самоуправления
2) глава муниципального образования
3) исполнительный орган муниципального образования
4) контрольный орган местного самоуправления
5. Устав муниципального образования принимается:
представительным органом субъекта РФ
на местном референдуме
главой местной администрации
представительным органом муниципального образования
6. Глава муниципального образования в РФ:
избирается или назначается вышестоящим органом
2) избирается только населением муниципального образования
3) избирается только представительным органом местного самоуправления
4) избирается или населением или представительным органом.
7. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество
в постоянное пользование:
1) физическим, юридическим лицам
2) органам местного самоуправления иных муниципальных образований
3) органам государственной власти
4) все ответы верны
8. Перечень вопросов местного значения может быть расширен:
1) на основе решений представительного органа местного самоуправления
2) на основе внесения изменений и дополнений в законы субъекта РФ
3) на основе внесения изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»
4) все ответы верны
9. Признаки муниципального образования
выборные органы местного самоуправления
органы территориального общественного самоуправления
муниципальная собственность, местный бюджет
устав муниципального образования
Укажите неверный ответ
10. Основаниями для отзыва депутата выборного органа местного самоуправления могут служить:
1) неэффективная деятельность на своем посту, подтвержденная заключениями экспертов
2) бездействие в качестве депутата или уклонение от выполнения своих обязанностей, подтвержденные не менее чем 3% подписей избирателей
3) конкретные противоправные решения или действия депутата в случае их подтверждения в судебном порядке
4) совершение депутатом действий, влекущих уголовную ответственность
11. В каком случае возможно предоставление субвенций из бюджета муниципального района в бюджеты поселений, входящих в состав данного района?
1) в случае недостаточности средств в бюджетах поселений
2) в случае, если доходная часть бюджета муниципального района превышает установленные нормативы
3) в случае заключения соглашения о передаче муниципальным районом части своих полномочий поселениям
3) такие субвенции запрещены ФЗ №131
12. Муниципальная служба — это профессиональная деятельность, осуществляемая
на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной
на постоянной или временной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной
на постоянной или временной основе на любой муниципальной должности
в органах местного самоуправления
13. Кто из перечисленных лиц может быть отнесен к муниципальным служащим?
выборные должностные лица местного самоуправления
члены выборного органа местного самоуправления (депутаты)
руководители структурных подразделений местной администрации
руководители предприятий и учреждений, полностью финансируемых за счет средств местного бюджета
14. Являются ли главы муниципальных образований РБ муниципальными служащими?
да
нет
да, если глава муниципального образования не является выборным лицом
да, если глава муниципального образования одновременно является главой администрации
15. В Республике Башкортостан установлены следующие группы муниципальных должностей муниципальной службы:
главные, старшие, ведущие, младшие группы муниципальных должностей муниципальной службы
старшие, ведущие, младшие группы муниципальных должностей муниципальной службы
высшие, главные, старшие, ведущие, младшие группы муниципальных должностей муниципальной службы
выборные и назначаемые муниципальные должности муниципальной службы
16. Управляющий делами администрации муниципального образования РБ (при численности населения до 7,5 тысячи человек) замещает:
старшую муниципальную должность
ведущую муниципальную должность
должность муниципального советника 1,2,3 классов
должность советника муниципальной службы 1,2,3 классов
17. Реестр муниципальных должностей муниципальной службы в РБ – это:
список муниципальных должностей муниципальной службы, устанавливаемых в соответствующем муниципальном образовании
перечень муниципальных должностей муниципальной службы, замещение которых предполагает осуществление профессиональной деятельности на постоянной основе
список наименований специализаций муниципальных должностей муниципальной службы
все ответы верны
18. Для лиц, замещающих ведущие должности муниципальной службы, устанавливаются следующие квалификационные требования:
высшее профессиональное образование по специальности «государственное и муниципальное управление»
высшее или среднее профессиональное образование по специальности «государственное и муниципальное управление»
высшее или среднее профессиональное образование
высшее профессиональное образование
19. Квалификационные разряды присваиваются муниципальным служащим по результатам
1) квалификационного экзамена или аттестации
2) только аттестации
3) конкурса
4) только квалификационного экзамена
20. Квалификационный экзамен проводится:
не реже 1 раза в год
раз в 2 года
не реже 1 раза в 3 года
по мере необходимости
21. Муниципальным служащим, замещающим ведущие должности муниципальной службы основной ежегодный оплачиваемый отпуск составляет:
1) 30 дней
2) 25 дней
3) 40 дней
4) 35 дней
22. Стаж муниципальной службы муниципального служащего приравнивается к стажу государственной службы государственного служащего
1) во всех случаях
2) в случае, если муниципальный служащий начинает свою службу в качестве государственного служащего
3) в случае, если муниципальный служащий проработал не менее года на государственной службе в течение трудового стажа
4) ни при каких условиях
23. Должностные оклады работникам органов местного самоуправления устанавливаются по группам оплаты труда в зависимости от:
вида муниципальных образований
численности населения муниципальных образований
численности аппарата муниципальных образований
бюджетных возможностей муниципальных образований
24. Надбавка к должностному окладу за особые условия службы лицам, замещающим муниципальные должности муниципальной службы, устанавливается:
представительным органом муниципального образования
главой муниципального образования
руководителем подразделения администрации муниципального образования
главой администрации муниципального образования
25. Ежемесячная надбавка за особые условия службы муниципальным служащим составляет:
до 20% должностного оклада
до 30% должностного оклада
до 40% должностного оклада
до 50% должностного оклада
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
Практика показывает, что курс «Система муниципального управления» является одним из самых сложных как для студентов, так и для начинающих преподавателей. В значительной мере это связано с тем, что концепция и логика современного муниципального управления с трудом вписываются в привычную логику и менталитет российских граждан.
Необходимо учитывать, что в рамках муниципальной реформы идут перманентные и достаточно серьезные изменения, что требует от преподавателя постоянного контроля за изменениями в системе муниципального управления. В первую очередь это касается изменений на региональном уровне, в данном случае в Республике Башкортостан.
Очень важно учитывать то, что данная дисциплина носит управленческий характер и требует анализа основных понятий и процессов через призму базовых управленческих (а не правовых, экономических или социально-политических) категорий. Следовательно, преподаватель должен быть достаточно подготовлен в области теории управления и современного менеджмента.
Качество освоения курса «Система муниципального управления в значительной степени зависит от исходного уровня образования и рода занятий студентов. Нужно корректировать не только объем, содержание, но и характер подачи информации в зависимости от формы и вида подготовки студентов. Если бюджетные группы, обучающиеся на базе высшего образования, достаточно хорошо представляют практику муниципального управления, то группы, обучающиеся на базе среднего образования, зачастую не готовы обсуждать даже общие категории науки. Следовательно, в первом случае на практических занятиях возможны дискуссии, анализ конкретных ситуаций, работа в проектных группах и т.п.; во втором случае предпочтительны доклады студентов с последующим их обсуждением. То же самое касается и организации их самостоятельной работы: она может быть более сложной, направленной на решение прикладных задач, или связанной только с теоретическим освоением базовых категорий курса.
Характер учебной группы и уровень ее подготовки также в значительной мере определяет формы экзамена. По степени убывающей сложности их можно распределить следующим образом: работа в проектных группах, устный экзамен по билетам, тестирование, письменная экзаменационная работа.
Халиков Марат Ильич
Система муниципального управления
Учебно-методический комплекс
Подписано в печать
Объем 6,81 п. л. Формат
Тираж 200 Заказ
Отпечатано в БАГСУ
450057, г. Уфа, ул. Цюрупы, 6