Главная страница 1страница 2 ... страница 4страница 5

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФГОУ ВПО «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра русского языка и теории языка


«УТВЕРЖДАЮ»__________

Руководитель ПИ ЮФУ,

д.п.н., профессор В.И. Мареев


Учебно-методический комплекс

ОПД.Ф.05 Введение в филологию
Направление

050300 Филологическое образование

Степень (квалификация) – бакалавр филологического образования

УМК принят в фонд учебно-методического управления ПИ ЮФУ

_____________________2009 г.

Ростов-на-Дону

2009 г.

Составитель: проф. И.А. Кудряшов
УМК утвержден на заседании кафедры русского языка и теории языка

Протокол № 3 от «01» октября 2009 г.


Заведующий кафедрой русского языка и теории языка

д.ф.н., проф. В.Ю. Меликян


УМК утвержден учёным советом ПИ ЮФУ пр. № __ от «___» __________
Председатель ученого совета ПИ ЮФУ,

руководитель ПИ ЮФУ, профессор ________________________________ В.И. Мареев

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебно-методический комплекс по Введению в языкознание является одним из основных составляющих основной образовательной программы специальности 050301 «Русский язык и литература» и составлен для студентов 1 курса факультета лингвистики и словесности ПИ ЮФУ. Данный учебно-методический комплекс составлен в соответствии с ГОС ВПО 2000 г. и ГОС ВПО 2005 г., программами по соответствующим разделам курса «Введение в языкознание» для педагогических университетов и институтов, рекомендованными УМО высших учебных заведений.

Цель УМК: ознакомить студентов с основной проблематикой лингвистической науки; изложить системное взаимодействия всех языковых уровней; знакомство с актуальными проблемами современного языкознания; расширение лингвистической пресуппозиции студентов и повышение уровня их теоретической подготовки. Курс является пропедевтическим, подготавливающим студентов к изучению предметов лингвистического цикла.

Задачи УМК:

сформировать у слушателей курса представление о лингвистической науке как гуманитарном знании с многоаспектной проблематикой;

раскрыть содержание всех основных разделов языкознания и охарактеризовать их в диалектическом взаимодействии;

приобщить студентов к чтению специальной лингвистической литературы, ознакомить их с актуальными проблемами отечественного и зарубежного языкознания, персоналиями выдающихся лингвистов;

развить навыки профессионального мышления и укрепить теоретическую базу специалиста-филолога в процессе изучения и преподавания дисциплин лингвистического цикла в учебных заведениях разного ранга.

Принципы отбора и организации учебного материала:

  1. принцип интегративного изложения материала курса;

  2. принцип единства и диалектического взаимодействия всех языковых уровней в процессе выражения мысли;

  3. отбор содержания материала на основе фактической эрудиции слушателей, приобретенной в период школьного образования;

  4. принцип синтезирования содержания теоретических источников в соответствии с принятой программой курса.

В системе подготовки филологов теоретический курс «Введение в языкознание» является первым, начальным курсом науки о языке. Данный курс должен служить для того, чтобы ознакомить студентов с системой понятий и терминов, которыми пользуется любая лингвистическая дисциплина и без которых трудно слушать и понимать соответствующие специальные курсы. Этот курс вводит студента в проблематику языкознания как науки. Поэтому в нем даются сведения о том, чем выделяется язык среди прочих явлений действительности, каковы его элементы и единицы, что такое структура и система языка и как надо понимать системность отдельных языковых уровней. В нем рассматриваются также и главнейшие принципы, по которым происходит изменение языка, его эволюция и те закономерности, которые управляют историческим развитием языка. Тем самым этот курс служит как бы общим теоретическим введением ко всему комплексу лингвистических дисциплин любой филологической специальности. Он призван способствовать расширению лингвистического кругозора, пробуждению у первокурсников научного интереса к языку, к изучению его особенностей и проблем науки о нем.

Однако курс «Введение в языкознание» имеет первостепенное значение в подготовке специалиста-филолога не только как закладывающий основы теоретических знаний, но и вырабатывающий навыки лингвистического наблюдения и самостоятельного анализа языковых данных, способствующий развитию лингвистической наблюдательности.

Поставленные цели определяют структуру курса. Курс «Введение в языкознание», как и любая учебная дисциплина, подразумевает сочетание теоретического и практического аспектов. Программа курса предусматривает три формы учебной работы: лекционный курс, практические и занятия по курсу и самостоятельную работу студентов.

Программа лекционного курса включает восемь разделов: введение, четыре раздела, связанных с изучением структуры языка на разных его уровнях, и три раздела, посвященных, соответственно, историческому языкознанию, сравнительному и типологическому языкознанию и теории и истории письма.

По ряду тем предусмотрены практические занятия. Материалом для практических занятий служат главным образом факты современного русского языка, однако, в отличие от других учебных дисциплин, в рамках курса «Введение в языкознание» эти факты трактуются в свете общелингвистической теории и подразумевается их постоянное сопоставление с фактами иных языков. Стремление расширить кругозор студентов, вывести их за пределы ограниченного количества изучаемых языков, показать многообразие языков мира определяет по возможности широкое привлечение материала ряда индоевропейских (в т.ч. и славянских) языков. Эти цели преследует и введение в тексты задач примеров из незнакомых студентам языков. С целью обеспечения межпредметных связей в упражнения введен материал латинского языка.

В целях развития навыков самостоятельной работы программа предусматривает проработку определенного объема учебной и научной литературы, использование словарей лингвистической терминологии и других справочников. Работа с литературой, отражающей теоретический аспект курса и обеспечивающей его практический аспект, должна показать студенту существование терминологических вариантов, возможность неоднозначной интерпретации языковых фактов, наличие различных точек зрения на одну и ту же проблему, что, в свою очередь, должно стимулировать у студента интерес к самостоятельному анализу языковых данных, к выработке собственной точки зрения.

Развитию навыков самостоятельной работы способствует и написание домашней контрольной работы. Эта работа дает студенту возможность в процессе ее выполнения самостоятельно углубить и закрепить свои знания, используя всю имеющуюся в его распоряжении учебную и справочную литературу. Поэтому, являясь средством контроля, такая работа одновременно оказывается и обучающим средством, развивает навыки работы с литературой и навыки анализа языкового материала.

При чтении курса мы опираемся на концепцию языка, представленную в "Курсе общей лингвистики" Ф. де Соссюра, вводя с первых же занятий основополагающие дихотомии (язык - речь, синхрония - диахрония, синтагматика - парадигматика, внешняя - внутренняя лингвистика, означающее - означаемое языкового знака). В данном курсе рассматриваются следующие циклы проблем: 1) природа языка, его общественная сущность, основные функции, соотношение языка и мышления, язык как знаковая система и его место среди других семиотических систем; 2) внутреннее устройство языка - основные единицы языка и основные типы отношений между ними, язык как система систем: фонетико-фонологический, морфологический, лексический и синтаксический уровни языковой структуры; 3) внешние условия существования языка: дифференциация и интеграция языков, языковые контакты - явления субстрата, суперстрата и адстрата, языковые союзы; 4) динамика развития языковой структуры; 5) методы лингвистического описания и возможные классификации языков (достаточно подробно рассматривается история становления и развития сравнительно-исторического и типологического методов в языкознании и соответственно генеалогическая и типологическая классификация языков).



Организация работы в семестре.

Подготовка к семинару – это работа над тремя группами заданий:

● чтение учебной литературы, текстов лекций (особое внимание здесь следует уделять работе над терминологическим аппаратом) и поиск ответов на вопросы по теме семинара;

● выполнение заданий и упражнений;

● подготовка рефератов для сообщений на 5-7 минут.

К каждому семинару дан список тем рефератов для самостоятельной работы (если сообщение посвящено ученому-филологу, то в этом сообщении следует дать и биографические сведения, и представление о лингвистических работах этого ученого; особое внимание следует уделить тем проблемам, которые непосредственно соотносятся с темой семинара; в конце необходимо привести список реферированных источников, минимум два названия). Выполнение реферата объемом в 2-3 страницы обязательно к каждому семинарскому занятию; староста группы следит за тем, чтобы темы распределялись между студентами равномерно и не было регулярных тематических пересечений («работы в парах и тройках»). Темы, помеченные двумя звездочками, – более сложные, рефераты по ним оцениваются выше. К концу семестра у каждого студента должно быть выполнено 8 рефератов.

Семинарское занятие состоит из 3-х частей:

● обсуждение основных вопросов по теме семинара;

● выполнение практических заданий и упражнений (за ответ на вопрос можно получить до 5 баллов). В случае необходимости на семинаре может проводиться анализ и проверка заданий, выполненных дома;

● сообщение студентов по самостоятельно подготовленным темам (каждое сообщение может быть оценено максимум в 10 баллов).

Рейтинг определяется по окончании семестра как среднестатистический. Студент, имеющий высокий рейтинг, во время экзамена имеет право отвечать не на все вопросы экзаменационного билета, а на один – по своему выбору.

Основные понятия курса: описательное и историческое языкознание, частное языкознание, семиотика, знак, структура и система языка, язык и речь, фонетика, графема, алфавит, номинация, лексикон, литературный язык, грамматическое значение, синтаксис, типология языков, дивергенция и конвергенция языков, праязык, языковая семья, индоевропеистика, глоттогенез, язык и мышление, язык и культура, функции языка.

Текущая аттестация качества знаний:

Проведение в течение семестра индивидуальных и общих (коллоквиум) собеседований со слушателями курса, а также отдельных контрольных консультаций.



Итоговая аттестация: Экзамен в форме собеседования по теоретическим вопросам курса.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФОНДА УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ПО СЕМЕСТРАМ




Вид работы
Кол-во часов (первый/второй семестры)

Всего часов на освоение учебного материала (по ГОС/ВПО и учебному плану)

202

Часов аудиторных занятий всего

90

Часов лекций с разбивкой по семестрам

48/1/2

Часов практических занятий с разбивкой по семестрам

42/ 1/2

Часов самостоятельной работы с разбивкой по семестрам

102/ 1/2

Число контрольных работ с разбивкой по семестрам (курсам)

1/1

Число экзаменов с разбивкой по семестрам

1/2



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Темы

Лекции


Семинары

Самост. работа



Языкознание как система наук о языке. Описание языка в формальном и функциональном аспектах

2




5



Язык как система знаков. Структура языкового знака


2

4

5



Понятие о системе и структуре языка. Языковые единицы и структурные отношения между ними. Уровни языковой системы

2

2


5



Понятие о языке и речи

2

2

5



Проблемы взаимосвязи языка и мышления

2

2

5



Проблемы и гипотезы происхождения языка

2

2

5



Основные понятия теории письма. Этапы развития письменности

2

4

5



Закономерности исторического развития языков.

2




5



Кодифицированные и некодифицированные формы языка

2




5



Дисциплины, изучающие звуковую сторону языка

4

4

5



Основные понятия лексикологии

2

4

5



Основы общей морфологии

4

2

5



Основные вопросы синтаксиса

2


2

5

  1. 1

Основные понятия теории лингвистических универсалий

2

2

5

  1. 1

Сравнительно-исторический и ареальный методы изучения связей между родственными языками

2

2

5



Генеалогическая классификация языков

2

4

5



Типологические классификации языков

2

2

5



Взаимосвязь языка и культуры. Социально-культурный аспект значения Социолингвистические методы исследования языков

2

2




19.

Дивергенция и конвергенция языков. Сравнительно-исторический и ареальный методы изучения связей между родственными языками.

2

2

5

20.

Вспомогательные международные языки и их типы

2




5

21.

Специфика психолингвистического подхода к анализу языковых явлений

2




5

22.

Методы изучения языка

2




2




Итого:

48

42

102


следующая страница >>
Смотрите также:
Д п. н., профессор В. И. Мареев Учебно-методический комплекс опд. Ф. 05 Введение в филологию Направление
910.75kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. В. 04 «Организация патронажной службы» для студентов, обучающихся по специальности 040101. 65 «Социальная работа»
205.48kb.
Учебно-методический комплекс санкт-Петербург
3050.02kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины б в. 2 Глобалистика и ноосферология. Ч. , Ч. 2 Направление подготовки 100100 Сервис
823.38kb.
Учебно-методический комплекс Для студентов факультета журналистики Минск бгу 2007
1894.47kb.
Учебно-методический комплекс история уровень основной образовательной программы Бакалавриат
1945.24kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск
789.37kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины искусство заголовка для студентов факультета журналистики
169.09kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины политология для студентов
245.88kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «философия религии» по специальности 080507. 65 «Менеджмент организации» Формы обучения
370.54kb.
К пс н. Фомичева Н. С. Учебно-методический комплекс по курсу
821.59kb.
Л. В. Михалёва «16» июня 2011г. Учебно-методический комплекс
264.04kb.