Главная   страница 1страница 2страница 3страница 4страница 5

УЧЕБНЫЕ МОДУЛИ

Модуль 1. Формы существования языковой материи в синхронии и диахронии.


 Нормативное время для изучения модуля:

лекции – 18 часов

практические занятия – 18 часа

самостоятельная работа студента – 45 часов



 Цели модуля:

  • изучить базовую понятийно-терминологическую систему языкознания;

- познакомить с важнейшими теоретическими проблемами современной языковедческой науки;

- изложить сведения о разноуровневом устройстве языка;

- представить язык как знаковую систему;

- ознакомить студентов с проблемой «система и структура языка» в диахроническом аспекте;

- сформировать представление о параметрах противопоставления языка и речи;

- показать особенности территориального варьирования языка;

- выявить аспекты проблемы происхождения языка;

- познакомиться с гипотезами о соотношении языка и мышления.


 Перечень учебных элементов модуля

Учебный элемент 1.1. Языкознание как система наук о языке. Описание языка в формальном и функциональном аспектах.

Теоретическое языкознание и практическое изучение языка. Описательное и историческое изучение языка. Частное и общее языкознание: отрасли частного языкознания; проблематика общего языкознания. Области прикладного языкознания. Взаимодействие отдельных отраслей языкознания. Формальное и функциональное языкознание.



Учебный элемент 1.2. Язык как система знаков. Структура языкового знака.

Язык как одна из большого множества разнообразных знаковых систем. Две стратегии в семиотике: Ф. де Соссюр и Ч. Пирс. Знак. Означаемое и означающее. Иконы. Индексы. Символы. Значение и смысл. Асимметрия языкового знака (С.О. Карцевский). Взгляды М.В. Никитина и А.В. Кравченко на природу языкового знака. Проблема иконичности в языке.



Учебный элемент 1.3. Понятие о системе и структуре языка. Языковые единицы и структурные отношения между ними. Уровни языковой системы.

Проблема языка как системы в трудах Ф. де Соссюра. Роль И.А. Бодуэна де куртенэ в решении проблемы «система и структура языка». Понимание структуры языка представителями Пражской лингвистической школы. Трактовка понятия «структура языка» представителями Копенгагенской школы. Современное понимание проблемы «система и структура языка». Инвариантные единицы языка и структурные ярусы языковой системы.

Учебный элемент 1.4. Понятие о языке и речи.

Разграничение языка как «органа, образующего мысль» и речевой деятельности в трудах В. фон Гумбольдта. И.А. Бодуэн де Куртенэ о языке как «определенном комплексе известных составных частей и категорий, существующем только in potential и в собрании всех индивидуальных оттенков» и языке как «беспрерывно повторяющемся процессе, основывающемся на общительном характере человека и его потребности воплощать свои мысли». Параметры противопоставления языка и речи, разработанные Ф. де Соссюром. Язык и речь как диалектическое единство, элементы которого обусловливают друг друга (современная трактовка данной проблемы).



Учебный элемент 1.5. Проблемы взаимосвязи языка и мышления.

Язык племени и народности. Национальный язык. Языки субэтнических общностей. Русский язык и особая историческая общность людей - российский народ. Языковое поведение. Этикет и речь. Лингвострановедческая теория слова.



Учебный элемент 1.6. Проблемы и гипотезы происхождения языка.

Три аспекта проблемы: как возникает язык, то есть определенная система знаков, дающая людям возможность сознательно общаться между собой; как возникает языковая способность; как организовалась в сообществах предков человека определенная коммуникативная деятельность, заставляющая их творчески совершенствовать средства общения. Переход от возникновения языка к его эволюции. Современные теории эволюции языка: теория «красного мрамора» (М. Кей); теория «невидимой руки» (Р. Келлер); теория «педоморфоза и ноотении» (Б. Бичакжян). Теории эволюционного развития языка современного человека.



Учебный элемент 1.7. Этапы развития письменности.

Пиктография и идеография как способы передачи сообщений на расстоянии и во времени. Логографическое и словесно-слоговое письмо. Китайское письмо и письмо брахми как образцы словесно-слогового письма. Клинопись. Египетское иероглифическое письмо. Японские слоговые системы знаков. Происхождение алфавита. Греческий алфавит и его ответвления. Ранние славянские алфавиты: кириллица, глаголица. Латинский алфавит.



Учебный элемент 1.8. Исторические изменения в языке. Взаимодействие языков.

Исторические изменения в звуковом строе языка. Исторические изменения в лексическом составе языка. Исторические изменения в морфологической системе языка. Конвергенция и дивергенция языков.

Учебный элемент 1.9. Кодифицированные и некодифицированные формы языка.

Территориальное варьирование языка. Языковые диалекты. Понятие о литературном языке. Функциональные стили. Просторечие. Жаргоны. Арго. Сленг.
Контрольные вопросы к модулю 1.

  • Какое значение имеет язык для человеческого общества в целом и для отдельного человека?

  • В чем состоит сложность языка как предмета языкознания?

  • Язык сравнивали с зеркалом, одеждой для мысли, игрой в шахматы, живым организмом. В чем недостатки этих сравнений?

  • Как проявляется в языке антиномия физического и психического?

  • В чем состоит антиномия индивидуального и социального?

  • Охарактеризуйте антиномию синхронии и диахронии.

  • Какова структура науки о языке? В чем отличие общего языкознания от частных лингвистических дисциплин?

  • Перечислите фундаментальные задачи языкознания. Какие науки занимаются решением каждой из этих задач?

  1. В чем важность решения такой прикладной задачи языкознания, как нормирование языка? Каким образом оно осуществляется?

  2. В чем трудности решения такой прикладной задачи, как создание и совершенствование национальных систем письменности?

  3. Какое место занимает языкознание в классификации наук?

  4. В чем состоит методологическое значение языкознания в блоке гума­нитарных дисциплин?

  5. В чем состоит предмет филологии? Литературоведения? В чем разли­чие предметов литературоведения и языкознания? Как можно показать глубин­ную связь этих наук?

  6. В чем связь языкознания и истории? Приведите примеры взаимодейст­вия этих наук.

  7. В чем значение топонимии и ономастики в целом для других наук?

  8. Как можно охарактеризовать связь языкознания и социологии?

  9. В чем связь языкознания и философии?

  10. Приведите примеры взаимодействия языкознания и этнологии.

  11. Какие вопросы решают новые дисциплины, возникшие на стыке язы­кознания и других наук: психолингвистика, социолингвистика, этнолингвисти­ка?

  12. Чем обусловлена связь языкознания с негуманитарными науками?

  13. Какое значение имеет для языкознания физиология и акустика?

  14. Чем занимается нейролингвистика?

  15. В чем состоит связь языкознания с информатикой и кибернетикой?

  16. В чем заключается двойственность природы языка?

  17. В чем предмет науки семиотики?

  18. Что такое знак? Чем научное понятие знака (используемое в семиотике) отличается от «бытового»?

  19. Что такое знаковая ситуация? Перечислите ее компоненты.

  20. Что такое экспонент знака? Приведите примеры знаков, различающихся по экспоненту.

  21. Что такое десигнат знака?

  22. Каково соотношение актуального и потенциального значения знака?

  23. В чем заключается условность знака?

  24. Чем отличается знак от симптома?

  25. Владеют ли животные знаковыми системами? Приведите примеры, подтверждающие свою точку зрения.

  26. В чем заключается произвольность знака?

  27. Что такое иконические знаки? Приведите примеры иконических знаков в различных знаковых системах, в том числе в языке.

  28. Что такое автономность знака?

  29. В чем заключается однозначность, неизменность и предопределенность знака?

  30. Что такое специфичность знака?

  31. Каково соотношение языка и других знаковых систем? В чем коренное отличие языка от других знаковых систем?

  32. Что является знаком в языке?

  33. Что такое актуальное и потенциальное значение языкового знака?

  34. Чем обусловлена многозначность языковых знаков?

  35. Каково соотношение речевой деятельности, речи и языка?

  36. Охарактеризуйте противоположность языка и речи как противополож-ность сущности и явления, общего и частного, потенциального и актуального, социального и индивидуального.

  37. В чем диалектика соотношения языка и речи?

  38. Как вы понимаете следующие высказывания: Вообще, речь создается приложением старого языка к новой действительности (В. Скаличка); Язык есть не только орудие, но и продукт речи (Ф. Соссюр); Язык есть область конструируемых лингвистических объектов, речь есть область естественных лингвистических объектов (Т.П. Ломтев)?

  39. В чем некорректность вопроса Что возникло раньше – язык или речь?

  40. Американский исследователь Примак обучил свою «воспитанницу» шимпанзе Сарру «языку», насчитывающему 120 единиц. Используя специальные бирки, Сара умела «писать» предложения типа Мэри, дай Саре банан, но с большим трудом «писала» фразу Сара дает банан Мэри. О какой особенности мышления животных говорит этот факт? Чем отличается мышление животных от мышления человека?

  41. Охарактеризуйте аргументы «вербалистов» (ученых, считающих, что мышление с необходимостью опирается за естественный язык) и «авербали-стов» (противников этой точки зрения). Как можно решить этот спор?

  42. Почему мышление обязательно опирается на какие-либо знаковые сис-темы?

  43. Почему сложные и нестандартные мыслительные задачи обычно тре-буют для своего решения привлечения естественного языка?

  44. Какую роль играет язык в становлении абстрактного мышления чело-века?

  45. Как Вы понимаете следующие высказывания: Мысль не выражается словом, а совершается в нем (Л.С. Выготский); Язык не только передает понятия, но и является ходом их конструирования (Ю.Н. Тынянов)?

  46. В чем суть гипотезы Сепира – Уорфа? Почему она называется гипоте-зой лингвистической относительности?

  47. Можно ли говорить об определяющем влиянии языка на рациональное, научное мышление?

  48. В какой степени язык может влиять на запоминание и воспроизведение информации?

  49. Может ли язык влиять на формирование стереотипного, «бытового» уровня мышления?

  50. Как в языке отражается национальная специфика мировосприятия народов?

  51. Раскройте значение терминов система и структура.

  52. Как проявляется в языке такое свойство системы, как иерархичность строения?

  53. Что такое языковой ярус (уровень языка)?

  54. Как проявляется в языке такое свойство системы, как целостность? На каком ярусе целостность ощущается наиболее жестко?

  55. Как проявляется в языке такое свойство системы, как связь со средой? Какой ярус наиболее тесно связан со средой?

  56. Что такое синтагматика и парадигматика? Каково их соотношение?

  57. В чем проявляются синтагматические отношения на уровне фонетики? Проиллюстрируйте особенности проявления синтагматических отношений на уровне фонетики на примере слов свадьба, мять, счастье.

  58. Как проявляются синтагматические отношения на уровне лексики?

  59. В чем суть закона смыслового согласования?

  60. В чем проявляются синтагматические отношения на уровне морфологии и синтаксиса? Проиллюстрируйте свой ответ примерами из вышеприведенных текстов.

  61. Приведите примеры проявления парадигматических отношений на разных уровнях языка (в фонетике, лексике, морфологии, синтаксисе).

  62. Что такое позиция и оппозиция? Каково их соотношение?

  63. Что такое корреляция?

  64. Как вы понимаете слова Ф. де Соссюра «В языке нет ничего, кроме различий»?

  65. Почему невозможно чисто лингвистическое решение проблемы происхождения языка?

  66. В чем главная сложность проблемы происхождения языка?

  67. Назовите основные ископаемые виды предчеловека.

  68. Что мешает признать неандертальца существом, владеющим звуковым языком?

  69. В чем суть теории звукоподражаний?

  70. В чем суть теории общественного договора?

  71. Охарактеризуйте теорию трудовых выкриков.

  72. В чем суть эволюционной теории?

  73. Как мог совершиться переход от нерасчлененных сигналов к составным знакам?

  74. Как могла возникнуть произвольность знака?

  75. Какие факты свидетельствуют о первичности конативной функции языка?

  76. Насколько овладение родным языком маленьким ребенком соотносимо с проблемой происхождения языка? Попытайтесь на примере детской речи проиллюстрировать известные вам теории происхождения языка.

  77. Что такое форма существования языка? По каким критериям она выявляется? Какие синонимы этого термина вы знаете?

  78. Каковы основные признаки национального литературного языка? Чем он отличается от литературного языка донационального периода?

  79. Что такое койне? Как соотносится койне с литературным языком, диалектом, просторечием?

  80. В чем состоит стилевая дифференциация литературного языка? Какие функциональные стили вы знаете?

  81. Чем отличается литературный язык от языка художественной литера-туры?

  82. По каким критериям можно противопоставить литературный язык и диалект?

  83. Каков статус тех местных особенностей, которые проявляются в речи жителей городов? Можете ли Вы привести примеры таких фактов?

  84. Носитель диалекта пишет письмо. Как вы думаете, каким может быть статус текста письма с точки зрения разных форм существования языка?

  85. Что такое просторечие? Можно ли считать просторечие особой формой существования языка? Имеет ли оно своего носителя?

  86. Как можно охарактеризовать соотношение просторечия и койне?

  87. Попытайтесь распределить следующие слова по двум группам, в одну из которых входили бы факты просторечия, в другую – слова, принадлежащие к разговорному стилю литературного языка: какаво ‘какао’, болтушка, рожа ‘лицо’, забулдыга, айда (междометие), зенки ‘глаза’, гипертоник, картошка, лежебока, здоровый ‘большой, огромный’, драный ‘рваный’, читалка, ханурик, старикашка, бетонка, вишь (частица), жмот, шляться, подсобка ‘подсобное помещение’, ложить, страшно ‘очень’, страм, электричка, вихляться. Сформулируйте критерии, которыми вы руководствовались.

  88. Что такое жаргон и арго? В чем их функциональные различия?

  89. Что такое условно-профессиональные языки?

  90. К какому типу социолектов относятся следующие слова: муха ‘неразборчивое место в рукописи’ (в речи наборщиков), белочник (голубятник) ‘ворующий белье во время просушки’, взять академ ‘уйти в академический от-пуск’, прикол ‘развлечение’, мультики ‘галлюцинации после приема наркоти-ков’, бить в верхний потолок ‘воровать из верхнего кармана’, прикид ‘одежда’, кирпич ‘дорожный знак, запрещающий проезд’, машина (баян) ‘медицинский шприц’.

  91. Что такое общий жаргон (интержаргон)? В чем парадоксальность это-го термина? Приведите примеры слов, которые Вы могли бы отнести к общему жаргону.

  92. Проанализируйте речь ведущих какой-либо молодежной программы с точки зрения соотношения языковых средств, принадлежащих к разным фор-мам существования языка.

  93. Что такое узус?

  94. Что такое языковой субстрат? Приведите примеры субстратов в раз-личных языках мира.

  95. Какими должны быть контакты между народами для того, чтобы в их языках мог появиться субстрат?

  96. На каких уровнях языковой системы может проявляться субстратное влияние?

  97. В чем трудности выявления происхождения субстратных слов?

  98. Что такое суперстрат?

  99. Что такое пиджин? При каком типе языковых контактов может появиться пиджин? Приведите примеры пиджинов в различных странах.

  100. Приведите примеры пиджинов в различных странах.

  101. Что такое креольский язык? В чем его отличие от пиджина?

  102. Приведите примеры креольских языков, ставших государственными.

  103. Что такое суржик и трасянка?

  104. Что такое письмо? Каковы причины появления письменности?

  105. Назовите основные этапы становления письма.

  106. Что такое нефонетическое письмо? Когда оно возникло? Какие виды нефонетического письма вам известны?

  107. Какие народы пользуются нефонетическим письмом в наши дни? Какие существенные ограничения и трудности в возможностях передачи информации свойственны нефонетическому письму?

  108. Когда возникло фонографическое письмо? Какие его виды вам известны?

Тестовые задания к модулю 1.

Тест № 1. 1.Какие из систем являются предметом изучения лингвистики?



  1. язык рекламы

  2. язык глухонемых

  3. идиостиль

  4. азбука Морзе

  5. национальный язык

2.Что является объектом изучения лингвистики?

  • грамматическое значение прилагательного

  • языковые способы выражения оценки

  • текст романа «Обрыв»

  • жаргон

  • речевые проявления задержки умственного развития ребенка

Тест № 2.
1. Впервые разграничил язык и речь

  1. Л.В. Щерба;

  2. Ф.де Соссюр;

  3. А.И. Бодуэн де Куртенэ;

  4. М. В. Ломоносов;

  5. Я.Н. Грот;

2. Как называется функциональный тип языка, используемый в качестве основного средства повседневного общения с широким диапазоном коммуникативных сфер в условиях регулярных социальных контактов между носителями разных диалектов или языков?
a. койне;

b. общенациональный литературный язык;

c. лингва франка;

d. пиджины.




<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Д п. н., профессор В. И. Мареев Учебно-методический комплекс опд. Ф. 05 Введение в филологию Направление
910.75kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. В. 04 «Организация патронажной службы» для студентов, обучающихся по специальности 040101. 65 «Социальная работа»
205.48kb.
Учебно-методический комплекс санкт-Петербург
3050.02kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины б в. 2 Глобалистика и ноосферология. Ч. , Ч. 2 Направление подготовки 100100 Сервис
823.38kb.
Учебно-методический комплекс Для студентов факультета журналистики Минск бгу 2007
1894.47kb.
Учебно-методический комплекс история уровень основной образовательной программы Бакалавриат
1945.24kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск
789.37kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины искусство заголовка для студентов факультета журналистики
169.09kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины политология для студентов
245.88kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «философия религии» по специальности 080507. 65 «Менеджмент организации» Формы обучения
370.54kb.
К пс н. Фомичева Н. С. Учебно-методический комплекс по курсу
821.59kb.
Л. В. Михалёва «16» июня 2011г. Учебно-методический комплекс
264.04kb.