Главная   страница 1страница 2страница 3страница 4страница 5

Модуль 2. Синхронное и диахронное состояние языка как объект исследования


 Нормативное время для изучения модуля:

лекции – 30 часов

практические занятия – 24 часа

самостоятельная работа студента – 57 часов



 Цели модуля:

- изложить сведения о разноуровневом изучении языка;

- представить язык как объект синхронного и диахронного изучения языка;

- ознакомить студентов с проблемой типологии языков;

- сформировать представление о критериях морфологического и синтаксического изучения языка;

- показать особенности методов исследования языка;

- выявить аспекты проблемы культурологического исследования языка;

- познакомиться с параметрами социолингвистического изучения языковых явлений.


Учебный элемент 2.1. Дисциплины, изучающие звуковую сторону языка.

Фонетика и ее отрасли. Устройство и функционирование артикуляционного аппарата. Психоакустика и аудитивная фонетика как дисциплины, занимающиеся проблемами восприятия звучащей речи. Фонология. Фонема как базовая фонологическая единица. Фонема в языках неслогового строя. Языки нефонемного строя. Разграничение звуков речи. Параметры разграничения гласных и согласных. Классификация гласных (по Л.Р. Зиндеру). Классификация согласных (по Л.Р. Зиндеру). Транскрипция. Особенности классификации согласных в МФШ. Слог как кратчайшая артикуляторная единица. Функции интонационных средств. Паралингвистические средства общения.



Учебный элемент 2.2. Основные понятия теории письма.

Графема как основная единица системы письма. Буква как главный элемент алфавитной графической системы. Первичная и вторичные функции букв. Графика как раздел теории языка, формулирующий правила соответствия между буквами и графемами.



Учебный элемент 2.3. Основные понятия лексикологии.

Процессы номинации и лексические единицы языка. Внутренняя форма (мотивировка) слова. Сема как минимальный элемент значения слова. Синтагматические и парадигматические границы слова. Системные связи между единицами лексикона. Омонимия слов, ее отличия от полисемии. Синонимия слов. Гипонимия и несовместимость. Антонимия, дополнительность и конверсивность. Исторические изменения в лексическом составе языка. Заимствования из других языков как способ пополнения словаря. Лексико-семантические системы.



Учебный элемент 2.4. Основы общей морфологии.

Основные единицы морфологического анализа. Принципы морфологического анализа. Грамматические значения слов и морфологические категории. Принципы грамматической классификации слов (частей речи). Семантические критерии. Синтаксические критерии. Морфологические критерии. Деривационные критерии. Фонологические критерии. Категории существительного. Глагольные категории. Формообразовательная и словообразовательная структура слов. Аффиксы и их виды. Изучение исторических изменений в морфологической системе языка.



Учебный элемент 2.5. Основные вопросы синтаксиса.

Предложение как основная единица синтаксиса. Предикационная структура предложения. Пропозициональная структура предложения. Интенциональная структура предложения. Средства выражения синтаксических связей и функций.



Учебный элемент 2.6. Принципы сравнительно-исторического языкознания. Генеалогическая классификация языков.

Языковые семьи и макросемьи. Лингвистическая карта мира. Индоевропеистика и ее объекты. Основные признаки, характеризующие относительно древнее состояние индоевропейского языка-источника. Анатолийские языки. Индоарийские языки. Дардские языки. Тохарские языки. Романская группа языков. Германские языки. Славянские языки. Языки кельтской группы. Балтийские языки. Языки народов России.



Учебный элемент 2.7. Лингвистическая типология как один из видов систематизации языков.

Основные виды систематизации языков в лингвистике. Фонетико-фонологическая типология. Основные категории морфологической типологии языков. Типологические закономерности в синтаксисе. Лексическая типология языков. Структурная и социальная типология языков. Основные направления типологических исследований.



Учебный элемент 2.8. Психолингвистика и ее основные задачи.

Специфика психолингвистического подхода к анализу языковых явлений. Моделирование процессов речепроизводства. Моделирование процессов понимания речи.

Учебный элемент 2.9. Социолингвистика и ее основные задачи.

Языковая ситуация, ее типология. Вспомогательные международные языки и их типы. Язык и общество. Пиджины и креольские языки. Становление развитых контактных языков. Социально-культурный аспект значения. Языковая картина мира. Роль В. фон Гумбольдта в решении проблемы. Этнолингвистика. Интегративные и тождественные функции языка и культуры.



Учебный элемент 2.10. Принципы систематизации лингвистических универсалий.

Исследование фонетико-фонологических универсалий. Морфологические универсалии. Синтаксические универсалии. Социолингвистические универсалии.



Учебный элемент 2.11. Методы исследования языка.

Описательный метод изучении языка. Сопоставительный метод изучения языка. Конструктивные методы изучения языка. Дистрибутивный метод изучения языка.


Контрольные вопросы к модулю 2.

  1. Что такое фонетика в узком и широком понимании слова? В каких аспектах в фонетике изучается звук?

  2. Что представляют собой звуки речи с акустической стороны? Назовите основные физические параметры звука.

  3. Что такое речевой аппарат? Назовите его составные части. Что такое артикуляция?

  4. Назовите основные физические параметры звука и охарактеризуйте их.

  5. Каковы акустические и артикуляционные различия между гласными и согласными?

  6. Какое место среди других звуков занимают сонорные звуки?

  7. Назовите основания классификации гласных звуков. С работой какого органа речи связано деление гласных по ряду и подъему?

  8. Назовите основания классификации согласных звуков. С работой каких органов речи связано деление согласных: а) на звонкие и глухие, б) твердые и мягкие?

  9. Что такое аффриката?




  1. Приведите примеры гласных и согласных звуков, отсутствующих в русском языке, но известных другим языкам мира. В чем состоит артикуляционная и акустическая специфика этих звуков?

  2. Приведите примеры звуков, которые универсальны (встречаются в подавляющем большинстве языков мира) и, наоборот, очень редки. В чем состоят причины «популярности» одних и раритетности других?

  3. Как соотносятся фонетика и фонология? В каком аспекте фонология изучает звук?

  4. Что такое фонема? Каково соотношение звука и фонемы?

  5. Как понимают фонему представители различных фонологических
    школ?

  6. Что такое дифференциальные признаки фонемы? Как их выявить?

  7. Что такое фонологическая оппозиция?

  8. Что такое варьирование фонем? Объясните понятия основной вариант фонемы, комбинаторный вариант (аллофон), факультативный вариант фонемы (диафон), индивидуальный вариант фонемы. Как их можно различить?

  9. В чем заключается нейтрализация фонологических противопоставлений?

  10. Что такое фонологическая система? Как проявляется зависимость фонемы от фонологической системы?

  11. Объясните термины архифонема и гиперфонема.

  12. В чём причина синтагматических звуковых изменений?

  13. Приведите примеры регулярных и нерегулярных фонетических изменений.

  14. Приведите примеры живых и исторических фонетических изменений.

  15. Что такое звуковой закон? Приведите примеры действия фонетических законов в различных языках.

  16. Что такое фонетические соответствия между языками?

  17. В чем заключается различие между позиционными и комбинаторными фонетическими изменениями?

  18. Что такое аккомодация?

  19. На примере русского языка и других языков охарактеризуйте фонетические изменения, происходящие в области гласных.

  20. Охарактеризуйте явления ассимиляции и диссимиляциии в области согласных.

  21. Что такое протеза, эпентеза, диэреза, метатеза, гаплология?

  22. Что такое фонетическое членение речи? Назовите элементы фонетического членения речи, следуя от наиболее крупных элементов к минимальным.

  23. Что такое фраза и синтагма? Чем они различаются?

  24. Как соотносятся фраза и предложение?

  25. Раскройте содержание терминов такт, проклитика, энклитика.

  26. Какие определения слога вам известны? Как, в соответствии с этими определениями, происходит слогоделение?

  27. Назовите известные вам типы слогов.

  28. Что такое ударение? Каковы основные способы выделения ударных слогов в языках мира?

  29. Назовите основные типы ударения с точки зрения его места в слове.

  30. Что такое интонация? Охарактеризуйте основные компоненты интонации: мелодику, ритм, темп, интенсивность, тембр. Каковы функции каждого из этих компонентов?

  31. Имеет ли место в современной графике различных языков прямое и полное соответствие между звуком и буквой?

  32. Каким образом в современной графике различных языков решается проблема несоответствия между звуком и буквой?

  33. Что такое орфография? В чём причина её появления?

  34. Назовите основные принципы орфографии.

  35. Что такое транскрипция? Какие виды научной транскрипции вам известны?

  36. Что такое практическая транскрипция?

  37. Что такое транслитерация?

  38. Какие меры по нормированию практической транскрипции и транслитерации вам известны?

  39. Что такое лексикология? Каковы основные задачи и проблемы этой об­ласти лингвистики? Какие разделы и сферы выделяются в рамках лексиколо­гии?

  40. Каково соотношение ономасиологии и семасиологии?

  41. Что такое ономастика? В чем специфика ее предмета?

  42. Каково соотношение этимологии и исторической лексикологии?

  43. В чем заключаются трудности определения слова?

  44. В чем заключается главная функция слова?

  45. Какие критерии выдвигались в качестве основания, по которому слово может быть выделено из ряда других языковых единиц? Покажите относительность этих критериев.

  46. Назовите различные основания, согласно которым могут классифицироваться элементы словарного состава языка.

  47. В чем заключается проблема тождества слова?

  48. Что такое лексическое значение? Какова его структура?

  49. В чем специфика лексического значения имени собственного? личного местоимения?

  50. В чем своеобразие лексического значения терминов?

  51. Как соотносятся: а) слово и понятие, б) денотат и сигнификат, в) сигнификат и коннотация?

  52. Какое содержание может входить в коннотативную часть лексического значения? Какие типы коннотаций вам известны?

  53. Каким образом обычно отражаются в толковых словарях: а) структура лексического значения, б) экстралингвистические характеристики слова?

  54. Что такое мотивированность слова? Какие типы мотивированности вам известны?

  55. Можно ли считать выбор мотивировочного признака совершенно слу­чайным - или же он от чего-то зависит?

  56. Что такое идиоматичность? От чего зависит степень идиоматичности?

  57. Что такое внутренняя форма слова?

  58. Охарактеризуйте взаимоотношения внутренней формы и лексического значения слова. Как влияет прозрачная внутренняя форма на развитие полисе­мии?

  59. Как определить уже известный вам термин калька через термин внут­ренняя форма?

  60. Перечислите факторы деэтимологизации. Приведите примеры слов,
    иллюстрирующие срабатывание этих факторов.

  61. Что такое этимологическая тавтология и этимологический парадокс?

  62. Что такое реэтимологизация? Почему она происходит?

  63. Что такое figūra etymologica?

  64. В чем проявляется системность лексики?

  65. Что такое полисемия? Каковы причины её возникновения?

  66. Чем полисемия отличается от омонимии? Как обычно отражают эти различия толковые словари?

  67. Какие типы лексических значений вам известны? По каким основаниям они выделяются?

  68. Какие пути развития значения вы знаете?

  69. Какими закономерностями и сведениями можно руководствоваться, определяя направление метафорического или метонимического переноса?

  70. Чем объясняется сходство в развитии значений многозначного слова в различных языках? Чем объясняются различия?

  71. Чем определяется порядок следования значений многозначных слов в толковых словарях?

  72. Что такое омонимия?

  73. Какие пути возникновения полных омонимов вам известны?

  74. Что такое омофоны, омографы и омоформы?

  75. Что такое синонимия? Каковы причины возникновения синонимов?

  76. Какие типы синонимов вам известны? На чём основано их выделение?

  77. Объясните понятия синонимический ряд и доминанта синонимического ряда.

  78. Чем отличается синонимия от гипонимии?

  79. Что такое паронимия?

  80. Что такое антонимы? На чём основаны отношения антонимии?

  81. Назовите основные типы антонимов. На каких основаниях они выде­ляются?

  82. Что такое контекстная антонимия и контекстная синонимия?

  83. Что такое энантиосемия? Как понимается слово грамматика в современной лингвистике? Како-во место грамматики в иерархической модели структуры языка?

  84. Что такое грамматическое значение? Чем оно отличается от лексического?

  85. Как выявляется то или иное грамматическое значение?

  86. Чем отличаются словоизменительные грамматические значения от
    классификационных?

  87. Что такое грамматическая категория? Как выявляются грамматические категории?

  88. Какова связь грамматических категорий с мышлением человека, мировоззрением народа?

  89. Приведите примеры, демонстрирующие историческую изменчивость грамматических значений и грамматических категорий.

  90. Что такое грамматическая форма и грамматическая парадигма?

Назовите основные типы аффиксов и приведите примеры.

  1. Приведите примеры, показывающие, что один и тот же тип аффиксов в одних случаях может использоваться для словоизменения, в других - для сло­вообразования.

  2. Чем инфиксы отличаются от интерфиксов?

  3. Что такое циркумфикс?

  4. Что такое трансфикс? В каких языках мира встречаются трансфиксы?

  5. Что такое внутренняя флексия?

  6. Что такое редупликация?

  7. Что такое супплетивизм?

  8. В каких случаях можно говорить об ударении как о грамматическом средстве?

  9. Охарактеризуйте интонацию как грамматическое средство.

  10. В каких случаях порядок слов становится грамматическим средством?

  11. Назовите типы служебных слов.

  12. Какое место занимает синтаксис среди других разделов языкознания?

  13. Какие определения предложения вам известны? По каким признакам предложение выделяется как особая языковая единица?

  14. Что такое структурная схема (модель) предложения?

  15. Что такое интонационная схема (модель) предложения?

  16. Что такое предикативность?

  17. Чем отличается актуальное членение предложения от анализа по чле-нам предложения?

  18. Что такое модальность?

  19. Какую модальность может выражать форма повелительного наклоне-ния в русском языке? Приведите примеры.

  20. Какими средствами может выражаться модальность приказа в русском языке? Приведите примеры.

  21. Почему генеалогическая классификация абсолютна, а типологические характеристики языков выявляются на уровне тенденций?

  22. Каковы критерии родства языков? Почему сходство словоизменительных морфем является ведущим критерием при установлении факта родства?

  23. Приведите примеры фонетических соответствий между родственными языками.

  24. Какая группы лексики относятся к основному словарному фонду?

  25. Назовите основные единицы генеалогической классификации языков.

  26. В чем недостаток термина праязык?

  27. Какие семьи языков предполагается объединить в рамках ностратической макросемьи?

  28. По каким параметрам можно осуществлять типологическую классификацию языков?

  29. В чем различие языков консонантного и вокалического типа?

  30. В чем различия между аналитическими и синтетическими языками?

  31. Какие черты русского языка свидетельствуют о действующей в нем тенденции к аналитизму?

  32. Чем отличается фузия от агглютинации?

  33. Что такое инкорпорация?

  34. Что такое научный метод, как соотносится метод и теория науки? Почему языкознание является своего рода «полигоном» для разработки методологии гуманитарных наук?

  35. Как определить сравнительно-исторический метод в языкознании? По­чему недостаточно осуществлять «синхронное» сравнение языков, не учитывая закономерности их исторического развития?

  36. Какие науки используют сравнительно-исторический метод в качестве основного?

  37. Как определить системно-структурный метод в языкознании?

  38. В каких науках системно-структурный метод используется как основной?

  39. В чем состоит антропологический принцип в изучении языка?

  40. Чем отличается антропологический подход от системно-структурного?

  41. Что изучается в рамках антропологического языкознания? Как можно сформулировать предмет этнолингвистики? Психолингвистики? Когнитивной лингвистки?


Тестовые задания к модулю 2.

Тест №1

1. Сфера, которая не допускает сознательное воздействие человека на язык.

a) графика

b) терминология

c) нормативно-стилистическая система

d) табу
2. Общий универсальный компонент культур проявляется на уровнях семантической организации языков (тест множественного выбора).

a) субъект действия и объект

b) лакуны

c) денотативные различия лексических соответствий

d) предмет и признак

Тест №2

1. Индивидуальное двуязычие при владении двумя языками в равной степени.

a) симметричное

b) асимметричное

c) автономное

d) совмещенное
2. Процесс сближения языков, происходящий в языковом сознании и речевой деятельности многих говорящих.

a) диглоссия

b) смешение языков

c) билингвизм



Тест №3
1. Нормативно одобренный обществом образ поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную социальную позицию.

a) роль


b) статус

c) экспектация

d) субкод
2. По мнению Л.П. Крысина, роль может быть обусловлена следующими характеристиками.

a) социальное положение

b) возраст

c) свойства ситуации (пассажир, пациент)

d) настроение

Тест 4
1. Французский язык является официальным языком следующих канадский провинций (несколько вариантов)

a) Terre Neuve

b) Québec

c) Nouveau-Bruswick

d) Territoires fédéraux (Ninavut, T.N.O. et Yukon)

e) Ontario


2. Трилингвизм стран Магриба.

a) арабский – французский - английский

b) арабский – английский – французский

c) арабский – английский – испанский




Тест 5.


  1. К какому типу (на основе характерного морфологического признака) принадлежат языки тюркской группы?

1. изолирующий тип;

2. инорпорирующий тип;

3. агглютинативный тип;

4. флективный тип.


  1. Какую семантическую характеристику передает слово «Петя» в предложении «Петя разбил чашку»?

1. пациенс;

2. предикат;

3. экспериенцер;

4. агенс.

Литература к модулю 2.
I. Учебники


  1. Баранникова Л.И. Введение в языкознание. Саратов. 1973.

  2. Головин Б.Н. Введение в языкознание. М. 1983.

  3. Кодухов В.И. Введение в языкознание. М. 1987.

  4. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М. 1987.

  5. Реформатский А.А. Введение в языковедение. М. 1996

  6. Русский язык. Энциклопедия. М. 1979 (2-е изд.: М. 1997).

II. Дополнительная литература

1. Баранникова Л.И. Основные сведения о языке. М. 1982.

2. Будагов Р.А. Введение в науку о языке. М. 1973.

3. Введение в языкознание: Хрестоматия / Сост. Б.Ю.Норман, Н.Д.Павленко. Минск. 1984.

III. Словари и справочники


  1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М. 1966.

  2. Лингвистический энциклопедический словарь. М. 1990.

  3. Нечаев Г.А. Краткий лингвистический словарь. Ростов н/Д. 1976.

  4. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Справочник лингвистических терминов. М. 1985.

  5. Русский язык. Энциклопедия. М. 1979. 2-е изд.: М. 1997.

ΙV. Сборники упражнений


  1. Калабина С.И. Практикум по курсу “Введение в языкознание”. М. 1985 (М. 1977).

  2. Кондрашов Н.А., Копосов Л.Ф., Рупосова Л.П. Сборник задач и упражнений по введению в языкознание. М. 1991 (М.1985).

  3. Норман Б.Ю. Сборник задач по введению в языкознание. Минск. 1989.



<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Д п. н., профессор В. И. Мареев Учебно-методический комплекс опд. Ф. 05 Введение в филологию Направление
910.75kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. В. 04 «Организация патронажной службы» для студентов, обучающихся по специальности 040101. 65 «Социальная работа»
205.48kb.
Учебно-методический комплекс санкт-Петербург
3050.02kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины б в. 2 Глобалистика и ноосферология. Ч. , Ч. 2 Направление подготовки 100100 Сервис
823.38kb.
Учебно-методический комплекс Для студентов факультета журналистики Минск бгу 2007
1894.47kb.
Учебно-методический комплекс история уровень основной образовательной программы Бакалавриат
1945.24kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск
789.37kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины искусство заголовка для студентов факультета журналистики
169.09kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины политология для студентов
245.88kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «философия религии» по специальности 080507. 65 «Менеджмент организации» Формы обучения
370.54kb.
К пс н. Фомичева Н. С. Учебно-методический комплекс по курсу
821.59kb.
Л. В. Михалёва «16» июня 2011г. Учебно-методический комплекс
264.04kb.