Диагностика выявление жестокого обращения с детьми

На странице подготовлен материал на тему: "Диагностика выявление жестокого обращения с детьми" с подробным описанием от профессионалов для людей. Если возникнут дополнительные вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Использование диагностических методов в работе по выявлению жестокого обращения с детьми

Оксана Храмова
Использование диагностических методов в работе по выявлению жестокого обращения с детьми

Ребенок считается жертвой жестокого обращения, если в результате действий или бездействий со стороны окружающих лиц ему был причинен вред или он подвергся высокому риску причинения вреда. Таким образом, специалисты, работающие с семьями и детьми должны уметь распознавать признаки жестокого обращения с ребёнком на ранних этапах и проводить оценку риска причинения вреда, а также обеспечить своевременную помощь ребёнку.

Факторы риска

Семьи в трудной жизненной ситуации

Семьи с низким уровнем достатка

Конфликтные семьи

Семьи с опекаемыми детьми

Семьи в кризисной ситуации

Работники образовательных учреждений должны обращать внимание на следующие особенности в поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии по отношении к нему:

— психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту;

— неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка;

— изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми);

— проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания;

— отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле;

— повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.);

— враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери;

— судорожное реагирование на поднятую руку, вздрагивание при неожиданном приближении взрослого, резких движениях (ребенок сжимается, как бы боясь удара)

— обвинение ребенком родителей или опекуна в нанесении повреждений;

— прятанье в школе дневника, обманы, ложь, острые эмоциональные реакции при получении замечаний или плохих оценок, боязнь идти домой;

— случаи энуреза, энкопреза у ребенка школьного возраста;

— ребенок много времени проводит в семье знакомых, одноклассников, соседей, не стремиться домой после школы.

Поводом для вмешательства специалистов, изучения ситуации в семье может быть:

— информация от ребенка;

— информация от родителей (законных представителей, других членов семьи;

— информация от специалистов;

— информация от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;

— информация от представителей общественных объединений;

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

— результаты медицинского осмотра;

— дополнительная информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком.

Немаловажную роль в процессе выявления неблагополучной ситуации в семье играет психологическая диагностика. Часто дети, которые подвергаются жестокому обращению, запуганы и поэтому не могут рассказать о том, что с ними происходит. Как правило, такой вид поведения скрыт от глаз окружающих. Использование методов диагностической работы даёт объективную картину происходящего и помогает пресечь жестокое обращение с ребенком.

К методам диагностической работы с детьми в условиях образовательного учреждения относятся: — Наблюдение (внешний вид, поведенческие реакции, особенности психологического состояния ребёнка по внешним проявлениям);

• Опрос (интервью, анкетирование);

• Тестирование и др.

Однако, для достоверной диагностики выраженности семейного неблагополучия необходимо сочетать качественные методы, такие как наблюдение и беседа, с количественными методами, такими как анкетирование, тестирование и т. д

Выделяют ряд методик наиболее часто применяемых в психолого — социальной работе с неблагополучными семьями:

«Рисунок семьи», методика может быть применима для детей любого возраста и даже для взрослых. предназначенная для исследования переживаний и восприятия ребенком своего места в семье, отношение к семье в целом и отдельным ее членам; диагностика наличия конфликтных, дисгармоничных семейных отношений в восприятии ребенка.

«Несуществующее животное», изучение личностной сферы ребёнка.

«Незаконченные предложения», методика позволяет исследовать мир глубоких переживаний подростка.

Опросник для исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия (Е. И. Захарова).Методика интересна для выявления страхов ребенка, что всегда имеет место в неблагополучной семье.

Методика «Интервью» применяется для диагностики случаев насилия и жестокого обращения с детьми. Она предназначена для подростков и существует в двух вариантах: для подростков 11-12 лет и для подростков 13-14 лет, проводится индивидуально.

Методика «Письмо другу» направлена на диагностику случаев насилия и жестокого обращения с детьми. Методика предназначена для подростков. В ней описывается ситуация насилия, в которую попал ровесник. Подросткам предлагается написать герою письмо с поддержкой. Процедура исследования проводится в группе.

Опросник социализации «Моя семья» выявляет различные уровни по степени выраженности взаимоотношений в семье.

Цветовой тест отношений (А. И. Лутошкина), изучение эмоциональных компонентов отношений ребёнка к значимым для него людям и к себе и отражает как сознательный, так и частично неосознаваемый уровень этих отношений.

Методика «Дом – дерево — человек» исследования личности, предназначена для обследования как взрослых, так и детей, возможно групповое обследование.

Методика исследования личности «Семейный велосипед», предметом диагностики выступает индивидуальное поле значений, желаний, установок клиента.

Тест – метафора «Музыкальные инструменты», позволяет выявить ключевые особенности внутрисемейных отношений и их восприятие глазами ребенка.

Методика «Рене — Жиля», социометрия, позволяет выявить отношение ребёнка к близким родственникам, а также к друзьям, одноклассникам, учителям.

Методика «Самооценка психических состояний» Айзенка, исследует психические состояния, такие как ригидность, фрустрация, агрессивность и тревожность что в совокупности, может свидетельствовать о психосоциальном неблагополучии и в крайнем проявлении к суицидальной склонности.

Таким образом, анализируя достоинства и недостатки этих методик, можно выделить следующие особенности: они позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки; представляют информацию о личностных особенностях ребёнка (самооценки, тревожности, ярких черт личности, также информацию о эмоционально – личностных отношениях учащихся с родителями. Информация, получаемая с помощью психодиагностических методик, полезна с точки зрения выбора средств вмешательства, по оказанию медико – социально – психологической помощи детям оказавшимся в ситуации жестокого обращения.

Универсальной, методикой, которая рассматривается в качестве основного источника информации об актуальной или ставшей «историей» ситуации в семье -это слушание, собеседование, организация разговора. Ни анкетирование, ни тесты, ни любые другие методические приемы не могут дать эксперту столько, сколько его собственные коммуникативных навыки и умения. Иногда умение расположить ребёнка к себе даёт больше информации, чем диагностическое обследование.

Использование деятельностных форм и методов в организации работы с детьми дошкольного возраста (из опыта работы) «Из опыта работы воспитателя Климахиной Т. В. по использованию деятельностных форм и методов в организации работы с детьми дошкольного возраста».

Читайте так же:  До какого времени выплачиваются алименты на детей

Использование сенсорной комнаты и методов арт-терапии в работе с детьми ОВЗ В системе социальных отношений дошкольное образовательное учреждение является одной из опорных ступеней вступления ребенка с ОВЗ в общество.

Использование интерактивных игр в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с нарушением речи и детьми с ОВЗ Слайд 1 С каждым годом количество детей с нарушениями речи и детей с ограниченными возможностями здоровья (дальше: дети с ОВЗ, поступающих.

Использование методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста Всем известно, что дошкольный возраст – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир.

Консультация для педагогов «Использование нетрадиционных методов в работе учителя-логопеда ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 176» Консультация для педагогов ««Использование нетрадиционных.

Методы выявления жестокого обращения с ребенком. Оценка риска жестокого обращения с ребенком в семье Оценка риска жестокого обращения в семье. 09.09.2016 в отдел психологического сопровождения обратился отец –назовем его Василий. Он рассказал,.

План мероприятий по профилактике жестокого обращения с детьми В нашей дошкольной образовательной организации систематически проводится работа по профилактике жестокого обращения с детьми. Каждый квартал.

План взаимодействия с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми В нашей дошкольной образовательной организации постоянно ведется работа по профилактике жестокого обращения с детьми. Часто посещает нашу.

Взаимодействие ДОУ и семьи: Профилактика жестокого обращения с ребёнком в семье Кайгородова Светлана Геннадьевна воспитатель высшей квалификационной категории Кравцова Наталья Павловна воспитатель высшей квалификационной.

Взаимодействие с семьями воспитанников по предотвращению жестокого обращения с детьми через создание мультфильмов Видео Жестокое обращение с детьми в семье в настоящее время является наиболее острой проблемой, стоящей перед системой дошкольного воспитания,.

http://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-diagnosticheskih-metodov-v-rabote-po-vyjavleniyu-zhestokogo-obraschenija-s-detmi.html

ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ: ДИАГНОСТИКА, КОРРЕКЦИЯ, ПРОФИЛАКТИКА

ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ: ДИАГНОСТИКА, КОРРЕКЦИЯ, ПРОФИЛАКТИКА

НАСИЛИЕ НАД ДЕТЬМИ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ВИДЫ

1. Насилие над детьми; определение, распространённость, причины
Жестокое обращение с детьми (насилие)- это любое поведение по отношении к ребёнку, которое нарушает его физическое или психическое благополучие, ставя под угрозу состояние его здоровья и развития.

Физическое насилие
ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ — это любое неслучайное нанесение телесных повреждений ребёнку в возрасте до 18 лет родителем или лицом, осуществляющим опеку. К физическому насилию относят также случаи, когда родители умышленно не предотвращают возможности причинении телесных повреждений.
Ряд различных видов жестокости представляет такую картину: избиение; привязывание к стулу, кровати; запирание в темной комнате, чулане; лишение пищи и питья; принуждение к неудобным длительным позам (стояние на одной ноге, сидения на корточках и т. д.); стояние на коленях на полу на рассыпанной крупе; пытки (тушение о тело ребёнка зажженных сигарет, удары электрическим током, зажигание перед лицом спичек и т. д.); принуждение к пьянству, курению и другим пагубным пристрастиям; различные виды сексуального насилия; постоянное запугивание, изощренные виды жестокости (удушение, порезы, уколы, клизмы и др.).
Жестокое обращение с детьми может иметь различную природу. Бывает как бы вынужденным — родители не справляются с ребёнком, «вынуждены» прибегать к физическим наказаниям. Может носить случайный характер. Нередко связано с тяжелыми психическими заболеваниями взрослых.

Сексуальное насилие
СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ это использование ребёнка и подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения.
Инцест — это сексуальные контакты между двумя людьми, связанными тесными родственными узами, невзирая на возраст. Инцест может происходить между отцом и дочерью, отцом и сыном, братом и сестрой, матерью и дочерью, наиболее частым вариантом является насилие со стороны отца или отчима. Проблема инцеста является одной из самых сложных, так как насилие совершается близким родственником. И если отец, активный правонарушитель, то мать чаще всего является пассивным, так как вытесняет подсознательно как прямую, так и косвенную информацию об инцесте, предпочитая оставаться «слепой» и «глухой». Это происходит в тех случаях, когда после рассказа девушки или девочки о насилии со стороны отца или отчима, мать обвиняет дочь во лжи (или только частично верит ей, осуждая её при этом) и делает вид, как будто ничего не произошло. Такой вариант встречается достаточно часто. К сожалению, реже встречается вариант, где мать безоговорочно верит дочери, порывает с мужем и оказывает дочери всяческую поддержку, целиком возлагая ответственность за случившееся на насильника.

Пренебрежение детьми
ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ — это форма жестокого обращения с детьми, при которой родителями или опекунами не обеспечиваются элементарные нужды ребёнка, такие, как еда, одежда, образование и забота о здоровье.
В данном случае речь идёт о семьях, где детей недостаточно кормят или пищу готовят непригодным способом (например, грудным детям дают плохо обработанную, не протертую пищу), где детей одевают не по погоде, где ребёнка игнорируют и не проявляют к нему должного внимания, не заботятся о здоровье ребёнка, не выполняют медицинских рекомендаций, не отдают по возрасту ребёнка в школу, а если он всё-таки начал посещать школу, практически не интересуются его успеваемостью, не контролируют посещение школы. К вариантам пренебрежительного отношения относятся случаи, когда маленького ребёнка отпускают гулять одного в вечернее время или рядом с проезжей частью. А также когда ребенок из-за небрежности взрослых может выпить оставленное без присмотра сильнодействующее лекарство, опрокинуть на себя горячую воду, выпасть из окна многоэтажного дома или получить сильный удар электричеством.

СИМПТОМЫ, ДИАГНОСТИКА И ПОСЛЕДСТВИЯ НАСИЛИЯ

2.1. Симптомы, диагностика и последствия эмоционального насилия
Эмоциональное насилие, несмотря на то, что обывателю кажется этот вид насилия наиболее легким, на самом деле оставляет иногда более глубокий след в жизни человека, чем остальные. Заживают раны и затягиваются рубцы, полученные в результате физического насилия, вылечиваются заболевания, полученные после сексуального злоупотребления, но раны в душе, нарушения психики и болезненные вспышки воспоминаний мучают ребёнка еще долгие годы.

Дети, пережившие позор и унижение в семье, как правило, точно так же будут вести себя со своими собственными детьми. Причины этого кроются в том, что они просто не имеют другого опыта общения между детьми и взрослыми. Чувства, с которыми ребенок придет во взрослый мир, будут ограничены; такие люди не способны на нежность, любовь и эмпатию.
Обычно у них возникают трудности с пониманием других людей, они злобны, недоверчивы и несчастны. Сознание того, что «он плохой, глупый, неуклюжий» отравляет им жизнь. Самооценка и самоуважение крайне низкие.
Моделируя поведение взрослых, которое сопровождало его всю жизнь, такой человек будет создавать вокруг себя такую же нестерпимую обстановку.
Насилие с экрана
Сегодня дети подвергаются воздействию насилия с экранов, больше чем когда-либо. Под экраном мы подразумеваем экраны ТВ, видео, компьютерные игры, а также Интернет.
Копируют то, что видят на экране и сами начинают себя вести насильственным образом;
Копируют грубую речь;
Получают представление о том, что насилие — это нормально и является неотъемлемой частью каждодневной жизни;
Или же становятся более робкими и боязливыми.
Длительное сидение перед экраном телевизора или компьютера также уменьшает физическую активность, чтение и общение с друзьями.

Читайте так же:  Справка доверенность на ребенка

Важно помнить, что эффект травмы на ребёнка сильно зависит от его уровня развития. Следовательно, распознание когнитивной, эмоциональной и социальной стадии развития ребенка является первостепенным в понимании того, как травма действует на ребёнка.
ПОДХОД:
Дети — младше 12 лет
Помните, что существует широкий спектр когнитивных способностей у детей до 12 лет. Особенно важным является то, чтобы психиатр (психолог) был способен оценить эмоциональный и когнитивный уровень развития ребенка. Это может быть особенно трудно с травмированными детьми, которые с момента травмы имеют тенденцию к регрессу в обеих сферах: и эмоциональной и когнитивной.
Другая важная вещь это то, что понимать вас является особенно тяжёлой работой для ребёнка, который имеет трудности доверия к людям. Следовательно, травма может активизировать симптомы и усиливать подозрение. Чтобы преодолеть эту защиту, можно сказать ребёнку, что вы хотели бы поиграть в простую игру. Это рисовальная игра, во время которой вы попросите ребёнка назвать и скопировать фигурки, которые вы изобразите на бумаге.
Следующая техника — попросить ребенка нарисовать на картинке мальчика и девочку. Помните, что до 5 лет дети обычно не рисуют тело.
Например:

Между 5-8 годами тело рисуют, и пол часто отличают длинными и короткими волосами, квадратом для мальчика и треугольником для девочки. Дети до 10 лет, в редких случаях, дифференцируют пол, рисуют гениталии или грудь.

http://educontest.net/ru/24242/%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%8C%D0%BC%D0%B8-%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%B3%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82/

Методы выявления жестокого обращения с ребенком. Оценка риска жестокого обращения с ребенком в семье

Светлана Владимировна Масагутова
Методы выявления жестокого обращения с ребенком. Оценка риска жестокого обращения с ребенком в семье

Оценка риска жестокого обращения в семье.

09.09.2016 в отдел психологического сопровождения обратился отец –назовем его Василий. Он рассказал, что они с женой находятся в состоянии развода, сам он работает вахтовым методом, их совместную дочь- Ж (5,5 лет) видит только когда приезжает с заезда. В последний раз, когда он взял дочь к себе — в августе 2016 г., он увидел у нее на теле синяки. Василий пояснил, что Ж ему рассказала о том, что ее побил сожитель мамы, с которым она ее неоднократно оставляла, когда уходила по своим делам. Василий показал видео, на котором девочка показывает синяки (незначительные – на лбу и спине) и отвечает на вопросы отца о том, что сожитель мамы наносил ей удары рукой. По его словам, мама девочки – часто злоупотребляет спиртными напитками.

Оценка риска ЖО: Высокий уровень- вероятность причинения серьезного вреда является значительной, требует проверки и вмешательства государственных органов, уполномоченных принимать меры по защите прав и законных интересов ребенка. Ребенку 5,5 лет-фактор риска – высокий по возрастным показателям; мать, по словам отца, игнорирует ребенка. Василий пояснил, мама Ж отрицает данный факт и не понимает, что оставляя свою дочь с чужими мужчинами, ей может грозить опасность жестокого отношения и насилия. С его слов, поведение матери – создает прямую угрозу жизни и здоровью ребенка.

Тип семьи- кризисная. Границы в семье отсутствуют, появилось новое окружение (сожитель мамы, появилась коалиция – со слов Василия, теща на его стороне – против дочери. Ресурсов в семье практически нет.

План безопасности для ребенка:

1. Отцу ребенка было рекомендовано обратиться в органы опеки и попечительства, написать заявление об определении бытовых условий и непосредственного окружения ребенка.

2. Психологу детского сада, который посещает девочка – установить график посещаемости детского сада, провести наблюдение за поведением ребенка, выяснить — кто приводит и забирает.

В результате было установлено, что девочка достаточно замкнутая, тихая, воспитателям хлопот не доставляет- послушная. В последнее время приводит и забирает из детского сада – мама. Так же выяснилось, что в один из последних дней — когда забирал девочку папа, воспитатели заметили у него запах алкоголя.

3. Психологу в детском саду – провести с девочкой, в присутствии, обоих родителей или в присутствии одного (с их согласия) диагностику на определение эмоционального состояния ребенка и степени привязанности девочки к ближайшему окружению.

4. Психологу ОПС – провести мероприятия по основным 6 направлениям работы с семьей с точки зрения семейного системного подхода.

В настоящее время органами опеки и попечительства ведется работа по установления данного факта, условиям проживания ребенка и установлению ее места жительства.

План реабилитации семьи

Индивидуальный план сопровождения. Мероприятия по преодолению выявленных нарушений

1.Работа с отцом Василием:

1)Психоконсультирование, как сбор информации о его видении ситуации в семье. Составление генограммы.

2)Психоконсультирование на отработку негативных чувств к бывшей супруге (обида, злость). Поиск методов совладающего поведения в стрессовых ситуациях.

3)Психоконсультирование по ответам на вопросы: «Что важно в данной ситуации? Что делать?»

4)Совместная встреча с бывшей супругой по вопросам установления порядка общения с дочерью. Техника «Циркулярное интервью»

5)Совместная встреча с бывшей супругой и дочерью. Техника «Циркулярное интервью», «Рефлексивные вопросы» (2). Работа с сопротивлением, формирование мотивации.

2. Работа с бывшей супругой Василия–матерью Ж:

1)Психоконсультирование, как сбор информации о ее видении ситуации в семье. Составление генограммы.

2)Психоконсультирование на отработку негативных чувств к бывшему мужу (обида, злость). Поиск методов совладающего поведения в стрессовых ситуациях.

3)Психоконсультирование по ответам на вопросы: «Что важно в данной ситуации? Что делать?»

4)Совместная встреча с бывшим мужем по вопросам установления порядка общения с дочерью. Техника «Циркулярное интервью»

5)Совместная встреча с бывших супругов и дочери. Техника «Циркулярное интервью», «Рефлексивные вопросы» (2). Работа с сопротивлением, формирование мотивации.

3. Работа со старшим поколением семьи. Встреча с тещей — составление устного договора о поведении ее, в случае вмешательства в отношения зятя и дочери. Работа с сопротивлением, формирование мотивации.

4. Психотерапия с ребенком.

Занятия по нормализации эмоционального состояния ребенка:

1)Диагностика эмоционально-волевой сферы

2)Занятия по песочной терапии (5-10)

3)Мандалотерапия (Рисование, выкладывание из риса- 3-5 занятий)

5. Работа с новым окружением семьи

6. Работа с семьей, как с системой. Формирование правил, традиций, ритуалов – 1)составление письменного или устного договора супругов о воспитании дочери, времени общения и месте проживания, 2)совместные встречи всей семь в кабинете психолога по технике работы с сопротивлением.

Читайте так же:  Последствия неуплаты неустойки по алиментам

Как сделать прогулку с ребенком интересней Как сделать прогулку с ребенком интересней Подготовила: И. В. Рогожкина инструктор ФИЗО Для наших детей зима — долгожданная и любимая пора.

Конспект логопедического занятия с ребенком с ЗРР Конспект логопедического занятия с ребенком с ЗРР. Тема: «В гостях у петушка» Цель: 1. Расширить словарь ребенка. 2. Развитие мелкой моторики.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Безопасность. Предметы, требующие осторожного обращения». Цель: Закрепить у детей представления об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости.

Консультация «Как сочинить с ребенком сказку» Консультация на тему : Как сочинить с ребенком сказку. Сочинять сказки не так уж и просто. Это сложно даже для взрослых, что уж говорить.

План взаимодействия с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми В нашей дошкольной образовательной организации постоянно ведется работа по профилактике жестокого обращения с детьми. Часто посещает нашу.

Секреты общения с ребенком в семье Говорите своему ребенку 1. Я люблю тебя. 2. Я люблю тебя, даже когда ты злишься на меня, даже когда я злюсь на тебя. 3. Я люблю тебя, даже.

Социальная защита детей от жестокого обращения в семье: проблемы и пути решения В данной статье рассматривается проблема жестокого обращения с детьми в семье. Выявляется механизм возникновения жестокого обращения по.

Взаимодействие ДОУ и семьи: Профилактика жестокого обращения с ребёнком в семье Кайгородова Светлана Геннадьевна воспитатель высшей квалификационной категории Кравцова Наталья Павловна воспитатель высшей квалификационной.

Взаимодействие с семьями воспитанников по предотвращению жестокого обращения с детьми через создание мультфильмов Видео Жестокое обращение с детьми в семье в настоящее время является наиболее острой проблемой, стоящей перед системой дошкольного воспитания,.

Экспресс-диагностика для выявления детей группы риска в детском саду Данная экспресс-диагностика позволяет выявить детей группы риска. Родителю или педагогу предлагают оценить формы поведения ребенка от «0»до.

http://www.maam.ru/detskijsad/metody-vyjavlenija-zhestokogo-obraschenija-s-rebenkom-ocenka-riska-zhestokogo-obraschenija-s-rebenkom-v-seme.html

Выступление «Рекомендации по выявлению детей, подвергающихся жестокому обращению. Из опыта работы»

Поскольку сталкивающиеся с жестоким обращением дети редко обращаются за помощью, а факт насилия становится очевидным, когда пострадавшие попадают в больницы или совершают правонарушения, то поведение и состояние детей должно быть постоянным объектом внимания, а порой и сигналом тревоги для специалистов. При сборе такой информации следует обращать внимания на ряд признаков, в том числе на внешний вид детей, особенности поведения самих ребят и их родителей.

Специалисты утверждают, что часто сталкивающиеся с жестокостью дети позже начинают ходить, говорить, реже смеются, отстают от сверстников в весе и росте, значительно хуже успевают в школе. Ребенка, страдающего от домашнего насилия, можно определить даже по внешнему виду . У него, как правило, припухлые, «заспанные» глаза, бледное лицо, всклокоченные волосы, дурные привычки (сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание и др.), неопрятная одежда и другие признаки запущенности, общей неухоженности. На теле могут быть синяки, переломы, ожоги и другие травмы, происхождение которых он не может объяснить. Из-за этого ребенок во время переодевания, например, для занятий физкультурой, прячется, в жаркую погоду отказывается снять лишнюю одежду и т.д.

Что касается поведения пострадавших детей , то они обычно подвержены неожиданной смене настроения, в младшем возрасте – приступам боязливости, например, прячутся за дверь при появлении взрослого. Такой ребенок разговаривает сам с собой или играет в воображаемом мире намного больше остальных детей. Он способен также демонстрировать повышенную, агрессивность: ломать игрушки, легко ввязываться в драки, может выбрать малыша слабее себя, чтобы издеваться над ним. Педагога должно насторожить, если в отношениях со взрослыми ребенок постоянно ищет одобрения или внимания, даже отрицательного, безоглядно привязывается к любому человеку, искренне проявившему к нему интерес, и пытается помешать своему кумиру вступать в тесные отношения с остальным окружением. Причем, подверженный насилию ребенок может, с одной стороны, льнуть к олицетворяющему власть человеку, а с другой – всячески отклонять предложение сходить в гости.

Наконец, для находящихся в условиях подавления детей характерны такие проявления, как

а) повышенная сексуальность, внешне выражающаяся в стремлении ласкать самого себя;

б) хвастливость, постоянное упоминание о том, какой он хороший, что он умеет делать, или же наоборот

в) чрезмерная самокритичность, убежденность, что он ничего не умеет делать вплоть до аутоагрессии, демонстративного причинения вреда самому себе и угроз суицида. Нередки также попытки побега из дома, бродяжничество.

Относительно поведения склонных к жестокости родителей или иных законных представителей можно утверждать, что на возможность семейного насилия указывают следующие признаки:

противоречивые, путаные объяснения причин возникновения травмы у ребенка, обвинение в случившемся самого пострадавшего;

отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее обращение за медицинской помощью, зачастую – лишь по инициативе посторонних лиц;

неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преувеличить или преуменьшить;

эмоциональная холодность в обращении с ребенком, отсутствие ласковых слов и жестов;

обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве;

негативная характеристика ребенка, возложение на него ответственности за собственные неудачи, отождествление с нелюбимым родственником;

алкогольная или наркотическая зависимость, признаки психических расстройств или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение и т. п.).

При возникновении подозрений о возможности насилия над ребенком и первичном контакте с потерпевшим педагогу необходимо, не делая поспешных выводов, предпринять следующие действия .

Во-первых, при отсутствии непосредственной угрозы жизни и безопасности ребенка следует незамедлительно и тщательно проверить достоверность предположений. Для этого используются беседы с самим ребенком, его братьями, сестрами и друзьями, соседями, родителями (опекунами, близкими родственниками), наблюдения за внешним видом и поведением несовершеннолетнего, знакомство с условиями проживания несовершеннолетнего дома и т.д. Полученные данные можно заносить в специальный дневник.

Во-вторых, подключить к работе специалиста-психолога, будучи готовым к тому, что виновники насилия, родители или работники образовательного (лечебного, а также любого иного учреждения), не желая выносить «сор из избы», станут всячески отрицать произошедшее. Предпринятые социальным педагогом действия должны привести к подтверждению или опровержению факта насилия.

Видео (кликните для воспроизведения).

Основным документом, в котором очерчена система мероприятий по обнаружению находящихся в социально опасном положении детей, и на который мы опираемся является «Инструкции о порядке выявления и учета несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите» (утверждена Постановлением Министерства образования от 28 июля 2004 г. № 47). В этом нормативном акте последовательность действий работников сферы образования определена следующим образом. Если ребенок сам рассказывает о насилии или же появившиеся у взрослого подозрения в ходе беседы подтверждаются, то педагог (классный руководитель, учитель, воспитатель и др.) в письменной форме оформляет свои наблюдения и передает их социальному педагогу или директору школы. В случае возникновения вследствие насилия угрозы жизни и здоровью ребенка, его необходимо срочно направить к врачу (в школьный фельдшерский пункт, детскую поликлинику, больницу и др.), а также заявить о произошедшем в органы внутренних дел. Кроме того, согласно пункту 9 «Инструкции…» представитель учреждения образования должен сообщить о фактах насилия в управления (отделы) образования и в комиссии по делам несовершеннолетних местных органов власти.

Читайте так же:  Ребенок хочет остаться с отцом после развода

Следующим шагом, как гласит пункт 19 документа, по поручению администрации учреждения образования его работники с участием инспектора по делам несовершеннолетних проводят проверку достоверности поступившей информации, обследуют условия жизни и воспитания ребенка и составляют акт. На основании полученной информации несовершеннолетний и его семья ставятся на учет в учреждении образования. Кроме того группой специалистов, в которую входят а) педагоги учреждения образования, б) работники отдела образования и местного органа власти (педагог социальный, педагог-психолог, педагоги, инспектор, методист, организатор и др.), в) инспектор по делам несовершеннолетних, г) медицинский работник составляется индивидуальный план помощи пострадавшему и межведомственный индивидуальный план защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего. Этот план составляется по форме, приведенной в приложении 2 «Инструкции…» и утверждается комиссией по делам несовершеннолетних. Кроме того, как записано в пункте 24 «Инструкции…», возможно также составление плана работы с родителями, форма которого приведена в приложении 3.

Основная работа по устранению причин и условий, способствующих насилию над несовершеннолетним, поручается работникам образовательного учреждения, действия которых должны быть направлены на сохранение семьи, предотвращение аддитивных поступков ребенка. В рамках утвержденного межведомственного плана могут предприниматься меры по оказанию социальной, материальной, педагогической, психологической, коррекционной, медицинской, правовой или иной помощи как ребенку, так и его семье. И только в том случае, если поведение родителей или иных лиц, осуществлявших насилие над ребенком, остается без изменений, не взирая на совместные усилия сотрудников органов внутренних дел, опеки и попечительства, врачей, педагогов, родственников и соседей, тогда применяются репрессивно-карательные меры в виде:

привлечения виновных к административной или даже уголовной ответственности;

лишения прав на ребенка;

помещения ребенка в приют, опекунскую, приемную семью.

В данном направлении МОУ СОШ №2 работает по предлагаемому Вашему вниманию плану.

по выявлению жертв насилия, оказанию им помощи

и профилактике жестокого обращения с детьми.

http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/rekomendatcii_po_viyavleniyu_detej_podvergayushihsya_zhe_091704.html

Выявление жестокого обращения с детьми (консультация для педагогов)

татьяна сивиринова
Выявление жестокого обращения с детьми (консультация для педагогов)

Жестокое обращение с детьми (несовершеннолетними гражданами, от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи, опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.

Выделяют четыре основные формы жестокого обращения с детьми:

• Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений.

• Сексуальное насилие (или развращение) — вовлечение ребёнка с его согласия и без такого в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.

• Психическое (эмоциональное) насилие — периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

• Пренебрежение нуждами ребёнка – это отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

По юридическому определению, ребенок, подвергающийся физической жестокости, — это ребенок, не достигший 18-летнего возраста, родители которого или другие лица, их заменяющие, либо ответственные за их воспитание,

Наносят или позволяют нанести ребенку физические повреждения (за исключением повреждений случайного характера, которые приводят к смерти, или серьезному, или длительному нарушению целостности кожных покровов, или их припуханию, или длительному нарушению физического здоровья ребенка, или длительной потере или нарушению функций какого-либо органа, или нарушению психического здоровья и отставанию в развитии;

Создают или позволяют создавать риск нанесения ребенку физических повреждений, приводящих к нарушению физического, психического здоровья или отставанию в развитии.

Существует ряд признаков, позволяющих заподозрить применение физического насилия.

Внешний вид ребенка и характер травм:

Множественные повреждения: Синяки и ссадины неизвестного происхождения; возможно, различной давности (свежие или заживающие, или располагающиеся группами, или образующие необычный рисунок, или на нескольких участках тела.

— Ожоги неизвестного происхождения; могут быть в виде следа от сигареты, веревки, утюга, или, вследствие погружения в горячую жидкость, в виде перчатки, или носка.

— Разрывы и порезы неизвестного происхождения во рту, на губах, руках, ногах или туловище.

— Повреждение костей, припухлость и болезненность суставов, множественные и спиральные переломы неизвестного происхождения.

— Выбитые или расшатанные зубы.

— Следы человеческих укусов.

— Порезы неизвестного происхождения.

Появление повреждений чаще всего бывает после пропуска посещения детского сада, выходных, праздничных дней.

Задержка физического развития (отставание в весе и росте).

Признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь).

Психическое состояние и поведение ребенка:

Возраст 1,5 – 3 года

Редкие проявления радости, плаксивость;

Реакция испуга на плач других детей;

Крайности в поведении – от чрезмерной агрессивности до безучастности.

Возраст 3 года – 7 лет

Примирение со случившимся, отсутствие сопротивления;

Пассивная реакция на боль;

Болезненное отношение к замечаниям, критике;

Заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;

Псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых);

Негативизм, агрессивность, замкнутость;

Жестокое отношение к животным; лживость; воровство; склонность к поджогам;

Плохо развиты навыки общения;

Трудности в обучении: плохо усваивает программу, не способен сосредоточиться, отстает в речевом развитии;

Дает своим повреждениям невероятные объяснения; прикрывает тело одеждой, даже когда в ней нет необходимости;

Жалуется на болезненность при передвижении или неловко передвигается;

Боится идти домой.

Поведение родителей или попечителей:

Противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка и нежелание внести ясность в произошедшее;

Несвоевременное обращение за медицинской помощью;

Инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица;

Обвинение в травмах самого ребенка;

Неадекватность реакции на тяжесть повреждения у ребенка, стремление к ее преувеличению или преуменьшению;

Отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка;

Невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком, обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка;

Рассказы о том, как их наказывали в детстве; признаки психических расстройств в поведении или проявления патологических черт характера (агрессивность, устойчивое возбуждение и т. д.).

Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное воздействие родителей (опекунов) и других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических черт характера или же тормозящее развитие личности ребенка.

Читайте так же:  Мать одиночка расписанная

К этой форме насилия относятся:

Открытое неприятие или постоянная критика ребенка;

Оскорбление и унижение его достоинства;

Угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия;

Преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;

Предъявление чрезмерных требований, не соответствующих возрасту или возможностям ребенка;

Ложь и невыполнение взрослыми обещаний;

Однократное, грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.

Существует ряд признаков, позволяющих заподозрить применение эмоционального насилия.

Психическое состояние и физическое развитие ребенка:

Задержка физического и умственного развития;

Различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, различные кожные заболевания, аллергическая патология).

Беспокойство или тревожность;

Длительно сохраняющееся подавленное состояние;

Склонность к уединению;

Чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение;

Угрозы или попытки самоубийства;

Неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников;

Нежелание утешить ребенка, который действительно в этом нуждается;

Оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребенка;

Постоянное, чрезмерно критичное отношение к нему;

Негативная характеристика ребенка;

Отождествление его с ненавистным или нелюбимым родственником;

Перекладывание на него ответственности за свои неудачи;

Открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку.

Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость) – отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

К пренебрежению элементарными нуждами ребёнка относятся:

Отсутствие адекватного его возрасту и потребностям питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от лечения со стороны взрослого;

Отсутствие должного внимания или заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая;

Нанесение ему телесных повреждений, вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков.

Недостаток заботы о ребенке может быть и непредумышленным: вследствие болезни, бедности, неопытности, невежества родителей или стихийных бедствий и социальных потрясений.

Заброшенными могут оказаться дети, проживающие не только в семье, но и находящиеся на государственном обеспечении.

Особенности внешнего вида, клинические симптомы, определенные психические состояния и поведение ребенка – признаки,по которым можно заподозрить пренебрежительное отношение к его нуждам и интересам:

Утомленный, сонный вид, опухшие веки;

Санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез;

Низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном достаточном питании (например, во время пребывания в больнице или приюте);

Задержка роста или общее отставание в физическом развитии;

Задержка речевого и моторного развития, исчезающая при улучшении ситуации и появлении заботы о ребенке;

Частые вялотекущие и хронические инфекционные болезни;

Многократная госпитализация в отделение неотложной скорой помощи;

Повторные случайные травмы или отравления;

Постоянный голод и (или) жажда;

Стремление любым способом, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание взрослых;

Требование ласки и внимания;

Подавленное настроение, апатия;

Агрессивность и импульсивность;

Деликвентное (антиобщественное) поведение, вплоть до вандализма;

Неумение общаться с людьми, дружить;

Трудности в обучении, низкая успеваемость, недостаток знаний;

Защита прав и достоинств ребёнка в законодательных актах

Конвенция ООН о правах ребёнка даёт определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст. 19,а также устанавливает:

• обеспечение в максимально возможной степени здорового развития личности (ст. 6)

• защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16)

• обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24)

• признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27)

• защиту ребёнка от сексуального посягательства (ст. 34)

• защиту ребёнка от других форм жестокого обращения (ст. 37)

• меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39)

Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:

• за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст. 106-136)

• за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст. 150-157)

Семейный кодекс РФ гарантирует:

• право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54)

• право ребёнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка (ст. 56)

• лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст. 69)

• немедленное отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст. 77)

Закон РФ «Об образовании» утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на уважение их человеческого достоинства (ст. 5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое насилие над личностью ребёнка (ст. 56)

Профилактика жестокого обращения с детьми Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями.

«Работа с детьми, пострадавшими от жестокого обращения». Наиболее распространенной формой жестокого обращения с детьми является психическое насилие (эмоциональное) — это однократное или хроническое.

Рекомендации по профилактике жестокого обращения в отношении несовершеннолетних Рекомендации по профилактике жестокого обращения в отношении несовершеннолетних. Не стоит требовать от ребенка невозможного.

Конспект НОД в старшей группе «Правила обращения с огнем» Плутарх:Огонь жжёт тех, кто его трогает, но тем, кто умеет им пользоваться, он даёт и свет, и тепло, и помощь при всякой работе. Разработал.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с формами обращения при воспитании культуры речевого общения Наблюдая и анализируя общение детей группы, мы обратили внимание на культуру общения, формы обращения которые используют дети. Что и послужило.

Консультация для воспитателей «Выявление и обследование детей-логопатов» В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового.

Профилактика жестокого обращения с детьми Добрый день! Мы рады приветствовать Вас в стенах детского сада №14 «Боровичок». Меня зовут ДЕ – я педагог – психолог этого сада. Буквально.

Тест для воспитателей на выявление знаний ФГОС ДО Предлагаю Вашему вниманию тест для воспитателей на выявление знаний Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного.

Выявление и система работы с одаренными детьми в ДОУ Выявление и система работы с одаренными детьми в ДОУ. В современном обществе возросла потребность в людях неординарно мыслящих, творческих,.

Выявление особенностей социальных отношений у учащихся с недоразвитием интеллекта Необходимость изучения личности ребенка на всех этапах развития определяется тем, что структура личности складывается постепенно, а входящие.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://www.maam.ru/detskijsad/vyjavlenie-zhestokogo-obraschenija-s-detmi.html

Диагностика выявление жестокого обращения с детьми
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here