Конвенция по семейным делам

На странице подготовлен материал на тему: "Конвенция по семейным делам" с подробным описанием от профессионалов для людей. Если возникнут дополнительные вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Содержание

Конвенция по семейным делам

В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.
Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.
Для получения полного доступа к документам необходимо Оплатить доступ.

Дата обновления БД:

13.03.2020

39 / 178

Всего документов в БД:

98566

Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам

от 22 января 1993 года

(по состоянию на 28 марта 1997 года)

Государства — члены Содружества Независимых Государств, участники настоящей Конвенции, именуемые далее Договаривающиеся Стороны,

исходя из стремления обеспечить гражданам Договаривающихся Сторон и лицам, проживающим на их территориях, предоставление во всех Договаривающихся Сторонах в отношении личных и имущественных прав такой же правовой защиты, как и собственным гражданам,

придавая важное значение развитию сотрудничества в области оказания учреждениями юстиции правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам,

договорились о нижеследующем:

Раздел I. Общие положения

Часть I. Правовая защита

Статья 1. Предоставление правовой защиты

1. Граждане каждой из Договаривающихся Сторон, а также лица, проживающие на ее территории, пользуются на территориях всех других Договаривающихся Сторон в отношении своих личных и имущественных прав такой же правовой защитой, как и собственные граждане данной Договаривающейся Стороны.

2. Граждане каждой из Договаривающихся Сторон, а также другие лица, проживающие на ее территории, имеют право свободно и беспрепятственно обращаться в суды, прокуратуру, органы внутренних дел и иные учреждения других Договаривающихся Сторон, к компетенции которых относятся гражданские, семейные и уголовные дела (далееучреждения юстиции), могут выступать в них, подавать ходатайства, предъявлять иски и осуществлять иные процессуальные действия на тех же условиях, что и граждане данной Договаривающейся Стороны.

3. Положения настоящей Конвенции применяются также к юридическим лицам, созданным в соответствии с законодательством Договаривающихся Сторон.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Статья 2. Освобождение от уплаты пошлин и возмещения издержек

1. Граждане каждой из Договаривающихся Сторон и лица, проживающие на ее территории, освобождаются от уплаты и возмещения судебных и нотариальных пошлин и издержек, а также пользуются бесплатной юридической помощью на тех же условиях, что и собственные граждане.

2. Льготы, предусмотренные в пункте 1 настоящей статьи, распространяются на все процессуальные действия, осуществляемые по данному делу, включая исполнение решения.

Статья 3. Представление документа о семейном и имущественном положении

1. Льготы, предусмотренные статьей 2, предоставляются на основании документа о семейном и имущественном положении лица, возбуждающего ходатайство. Этот документ выдается компетентным учреждением Договаривающейся Стороны, на территории которой имеет местожительство или местопребывание заявитель.

2. Если заявитель не имеет на территории Договаривающихся Сторон местожительства или местопребывания, то достаточно представить документ, выданный соответствующим дипломатическим представительством или консульским учреждением Договаривающейся Стороны, гражданином которой он является.

3. Учреждение, выносящее решение по ходатайству о предоставлении льгот, может затребовать от учреждения, выдавшего документ, дополнительные данные или необходимые разъяснения.

Часть II. Правовая помощь

Статья 4. Оказание правовой помощи

1. Учреждения юстиции Договаривающихся Сторон оказывают правовую помощь по гражданским, семейным и уголовным делам в соответствии с положениями настоящей Конвенции.

2. Учреждения юстиции оказывают правовую помощь и другим учреждениям по делам, указанным в пункте 1 настоящей статьи.

Статья 5. Порядок сношений

При выполнении настоящей Конвенции компетентные учреждения юстиции Договаривающихся Сторон сносятся друг с другом через свои центральные, территориальные и другие органы, если только настоящей Конвенцией не установлен иной порядок сношений. Договаривающиеся Стороны определяют перечень своих центральных, территориальных и других органов, уполномоченных на осуществление непосредственных сношений, о чем уведомляют депозитария.

Статья 6. Объем правовой помощи

Договаривающиеся Стороны оказывают друг другу правовую помощь путем выполнения процессуальных и иных действий, предусмотренных законодательством запрашиваемой Договаривающейся Стороны, в том числе: составления и пересылки документов, проведения осмотров, обысков, изъятия, передачи вещественных доказательств, проведения экспертизы, допроса сторон, третьих лиц, подозреваемых, обвиняемых, потерпевших, свидетелей, экспертов, розыска лиц, осуществления уголовного преследования, выдачи лиц для привлечения их к уголовной ответственности или приведения приговора в исполнение, признания и исполнения судебных решений по гражданским делам, приговоров в части гражданского иска, исполнительных надписей, а также путем вручения документов.

Статья 7. Содержание и форма поручения об оказании правовой помощи

1. В поручении об оказании правовой помощи должны быть указаны:

а) наименование запрашиваемого учреждения;

б) наименование запрашивающего учреждения;

в) наименование дела, по которому запрашивается правовая помощь;

г) имена и фамилии сторон, свидетелей, подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, осужденных или потерпевших, их местожительство и местопребывание, гражданство, занятие, а по уголовным делам также место и дата рождения и, по возможности, фамилии и имена родителей; для юридических лиц — их наименование, юридический адрес и/или местонахождение;

д) при наличии представителей лиц, указанных в подпункте «г», их имена, фамилии и адреса;

е) содержание поручения, а также другие сведения, необходимые для его исполнения;

ж) по уголовным делам также описание и квалификация совершенного деяния и данные о размере ущерба, если он был причинен в результате деяния.

2. В поручении о вручении документа должны быть также указаны точный адрес получателя и наименование вручаемого документа.

3. Поручение должно быть подписано и скреплено гербовой печатью запрашивающего учреждения.

Статья 8. Порядок исполнения

1. При исполнении поручения об оказании правовой помощи запрашиваемое учреждение применяет законодательство своей страны. По просьбе запрашивающего учреждения оно может применить и процессуальные нормы запрашивающей Договаривающейся Стороны, если только они не противоречат законодательству запрашиваемой Договаривающейся Стороны.

2. Если запрашиваемое учреждение не компетентно исполнить поручение, оно пересылает его компетентному учреждению и уведомляет об этом запрашивающее учреждение.

3. По просьбе запрашивающего учреждения запрашиваемое учреждение своевременно сообщает ему и заинтересованным сторонам о времени и месте исполнения поручения, с тем чтобы они могли присутствовать при исполнении поручения в соответствии с законодательством запрашиваемой Договаривающейся Стороны.

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Кишинев, 7 октября 2002 г.)

Конвенция
о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам
(Кишинев, 7 октября 2002 г.)

Читайте так же:  Где не развита ювенальная юстиция

ГАРАНТ:

См. статус настоящей Конвенции

О толковании применения настоящей Конвенции см. решение Экономического Суда СНГ от 21 февраля 2007 г. N 01-1/2-06

Государства — участники Содружества Независимых Государств, участники настоящей Конвенции, далее именуемые Договаривающимися Сторонами,

исходя из стремления обеспечить гражданам каждой из Договаривающихся Сторон и другим лицам, проживающим на ее территории, надежную правовую защиту их личных, имущественных и неимущественных прав на территориях всех Договаривающихся Сторон,

придавая важное значение развитию сотрудничества в области оказания учреждениями юстиции правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, договорились о нижеследующем:

Совершено в городе Кишиневе 7 октября 2002 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящую Конвенцию, ее заверенную копию.

За Азербайджанскую Республику
/подпись/

За Республику Молдова
/подпись/

За Республику Армения
/подпись/

За Российскую Федерацию
/подпись/

За Республику Беларусь
/подпись/

За Республику Таджикистан
/подпись/

За Туркменистан
/подпись/

За Республику Казахстан
/подпись/

За Республику Узбекистан
/подпись/

За Кыргызскую Республику
/подпись/

За Украину
/подпись/

Особое мнение
Азербайджанской Республики к новой редакции Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам

1. Выполнение на основании запроса оперативно-розыскных мероприятий в рамках настоящей Конвенции возможно в той степени, в которой позволяет действующее национальное законодательство Азербайджанской Республики и только ее компетентными органами.

2. В рамках настоящей Конвенции на основании решения суда возможна конфискация только орудий и средств, используемых при совершении преступления, а также имущества, добытого преступным путем.

3. Статьи 63 и 108 Конвенции для Азербайджанской Республики не имеют юридической силы.

Оговорка
Украины по п. 13.3 повестки дня «О новой редакции Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» заседания Совета глав государств СНГ
(г. Кишинев, 7 октября 2002 года)

1. Украина берет на себя обязательство относительно предоставления правовой помощи в объеме, предусмотренном статьей 6 Конвенции, за исключением признания и исполнения исполнительных надписей.

2. Украина берет на себя обязательство признавать и исполнять решения, вынесенные на территории государств-участников Конвенции, предусмотренные подпунктом «а» пункта 1 статьи 54 Конвенции, за исключением нотариальных актов в отношении денежных обязательств.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Кишинев, 7 октября 2002 г.)

Конвенция вступила в силу 27 апреля 2004 г.

Текст Конвенции официально опубликован не был

Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.) (с изменениями и дополнениями)

Конвенция
о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам
(Минск, 22 января 1993 г.)

С изменениями и дополнениями от:

28 марта 1997 г.

ГАРАНТ:

Настоящая Конвенция прекращает свое действие для государств — участников Кишиневской конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 7 октября 2002 г. Однако в отношениях с государствами — участниками настоящей Конвенции, не подписавшими Кишиневскую конвенцию, настоящая Конвенция продолжает действовать

См. статус настоящей Конвенции

О толковании применения настоящей Конвенции см. решение Экономического Суда СНГ от 21 февраля 2007 г. N 01-1/2-06

Государства — члены Содружества Независимых Государств, участники настоящей Конвенции, именуемые далее Договаривающиеся Стороны,

исходя из стремления обеспечить гражданам Договаривающихся Сторон и лицам, проживающим на их территориях, предоставление во всех Договаривающихся Сторонах в отношении личных и имущественных прав такой же правовой защиты, как и собственным гражданам,

придавая важное значение развитию сотрудничества в области оказания учреждениями юстиции правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам,

договорились о нижеследующем:

Совершено в городе Минске 22 января 1993 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Архиве Правительства Республики Беларусь, которое направит государствам — участникам настоящей Конвенции ее заверенную копию.

За Республику Армения
/ подпись /

За Российскую Федерацию
/ подпись /

За Республику Беларусь
/ подпись /

За Республику Таджикистан
/ подпись /

За Республику Казахстан
/ подпись /

За Туркменистан
/ подпись /

За Республику Кыргызстан
/ подпись /

За Республику Узбекистан
/ подпись /

За Республику Молдова
/ подпись /

За Украину
/ подпись /

Уведомление Азербайджанской Республики

Милли Меджлис (Парламент) Азербайджанской Республики 1 сентября 1995 года принял Решение N 1098 о присоединении Азербайджанской Республики к Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанной государствами-участниками Содружества Независимых Государств 22 января 1993 года в городе Минске.

Правительство Азербайджанской Республики с этого момента берет на себя обязательства добросовестно выполнять содержащиеся в упомянутой Конвенции положения.

Данный документ подписан мною и заверен печатью.

Совершено в городе Баку, 22 сентября 1995 года.

Министр иностранных дел

Уведомление Республики Грузия

Ссылаясь на Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, принятую в городе Минске 22 января 1993 года,

И, принимая во внимание, что Грузия, будучи членом Содружества Независимых Государств, может стать стороной вышеуказанной Конвенции,

Правительство Грузии, рассмотрев и одобрив указанную Конвенцию, настоящим официально заявляет о присоединении Грузии к этой Конвенции.

В удостоверении чего, я, Министр иностранных дел Грузии, подписал этот документ о присоединении и скрепил его официальной печатью.

Совершено в городе Тбилиси 5 февраля 1996 года.

Министр иностранных дел

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.)

Конвенция вступила в силу 19 мая 1994 г.

Российская Федерация ратифицировала настоящую Конвенцию Федеральным законом от 4 августа 1994 г. N 16-ФЗ

Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 10 декабря 1994 г.

Текст Конвенции опубликован в Бюллетене международных договоров 1995 г., N 2, стр. 3, в Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 1994 г., N 2 , стр. 101, в специальном приложении к Вестнику Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, N 3, март 1999 г., в сборнике «Действующее международное право» т. 3 (в извлечении)

Настоящая Конвенция прекращает свое действие для государств — участников Кишиневской конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (7 октября 2002 г.). Однако в отношениях с государствами — участниками настоящей Конвенции, не подписавшими Кишиневскую конвенцию настоящая Конвенция продолжает действовать

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Протокол к Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. (Москва, 28 марта 1997 г.)

Статус Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (г. Кишинев, 7 октября 2002 г.) (по состоянию на 24 октября 2019 г.)

Статус
Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам
(7 октября 2002 г., г. Кишинев)
(по состоянию на 20 марта 2017 г.)

Читайте так же:  Центр помощи женщинам от домашнего насилия

подлежит ратификации и вступает в силу на тридцатый день с даты сдачи на хранение депозитарию третьей ратификационной грамоты. Для государства, которое сдало ратификационную грамоту на хранение депозитарию после вступления в силу настоящей Конвенции, она вступит в силу на тридцатый день с даты сдачи на хранение депозитарию его ратификационной грамоты

подписали: Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Грузия*, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Украина

сдали ратификационные грамоты:

Республика Беларусь — депонирована 1 августа 2003 года;

Республика Казахстан — депонирована 29 марта 2004 года;

Кыргызская Республика — депонирована 2 сентября 2004 года;

Республика Армения — депонирована 21 января 2005 года;

Республика Таджикистан — депонирована 18 апреля 2005 года.

Азербайджанская Республика — депонировано 24 марта 2004 года (внутригосударственные процедуры выполнены).

Конвенция вступила в силу 27 апреля 2004 года

вступила в силу для государств:

Республика Беларусь — 27 апреля 2004 года;

Азербайджанская Республика — 27 апреля 2004 года;

Республика Казахстан — 27 апреля 2004 года;

Кыргызская Республика — 1 октября 2004 года;

Республика Армения — 19 февраля 2005 года;

Республика Таджикистан — 17 мая 2005 года.

* Грузия не является участником СНГ в соответствии с Решением СГГ от 9 октября 2009 г.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Статус Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (7 октября 2002 г., г. Кишинев)

Информация о документе предоставлена Исполнительным комитетом СНГ

Полезно знать. Для юристов, практикующих в СНГ и ЕвраЗЭС

Граждане стран СНГ, приехавшие в Российскую Федерацию, и граждане РФ находящиеся в странах СНГ не всегда знают какое значение имеет Минская Конвенция от 1993 года.

Именно эта конвенция даёт большое количество прав и привилегий, которыми пользуются граждане СНГ повседневно. Естественно, данная конвенция является весьма актуальной для граждан СНГ, находящимся на территории Российской Федерации.

Минская Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам была подписана 22 января 1993года представителями Республики Беларусь, Республики Армении, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Казахстан, Республики Узбекистан, Республики Туркменистан, Республики Кыргызстан, Республики Молдова и Украины. 1 сентября 1995 года Азербайджанская Республика, а затем 5 февраля Республика Грузия присоединились к участникам Минской Конвенции. В ней описываются такие важные детали как правовая защита граждан стран участниц, правовая помощь, оказываемая между странами участницами. Данная конвенция также определяет правовые отношения по гражданским и семейным делам, признание и исполнение решений учреждений стран участниц. Проще говоря, Минская конвенция значительно защищает и значительно облегчает нахождение граждан участников на территории других стран-участниц.

Видео (кликните для воспроизведения).

Очень важным для граждан СНГ является то, что Минская Конвенция даёт гражданам стран-участниц на территориях всех других договаривающихся Сторон такую же правовую защиту в отношении своих личных и имущественных прав, как и собственным гражданам данной договаривающейся Стороны. То есть, граждане СНГ имеют такие же права на неприкосновенность, свободу передвижения, вступление в брак, приобретение имущества в собственность, распоряжение собственностью, как и граждане той страны участницы, где они находятся. Также, граждане имеют право свободно обращаться в суды, прокуратуру и иные учреждения, к компетенции которых относятся гражданские, семейные и уголовные дела, на тех же условиях, что и граждане страны-участницы, в которой они находятся.

Вопрос правоотношений супругов также должен регулироваться в тех случаях, когда семья находится за границей. Минское соглашение очень подробно разъясняет в каком порядке должны решаться семейные вопросы граждан стран-участниц в стране другой из участников договора. Разрешение семейных вопросов подробно разъяснено в статьях 26-37 конвенции. Например, важный момент указан в статье 27, где написано, что «Личные и имущественные правоотношения супругов определяются по законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой они имеют совместное местожительство». Условия же брака определяются для каждого из будущих супругов законодательством той страны-участницы, гражданином которой он или она является, что указано в статье 26. Более детальные разъяснения о вопросе семейных правоотношений, таких как расторжение брака, опека и попечительство, усыновление, признание брака недействительным и др. можно найти в 26-37 статьях.

Имущественные правоотношения описаны в статьях 38-43. В данных статьях подробно расписано право собственности, формы сделки, доверенности, и т.д., например, как указано в 38 статье, право собственности на недвижимое имущество определяется по законодательству той стороны, на территории которой находится недвижимое имущество.
Очень важно отметить, что Конвенция дает право использовать доверенности, выданные в одной из стран-участниц в другой. Удобства заключаются в том, что при условии выдачи доверенности в Республики Узбекистан на русском языке такая доверенность имеет силу на территории Российской Федерации, а также на территории любой страны ратифицировавшей Минскую Конвенцию. Возникает вопрос правовой силы доверенности, написанной на иностранном языке. Например, доверенность выдана в Республике Узбекистан, но на узбекском языке. Конвенция дает возможность использования такой доверенности в Российской Федерации при наличии нотариального перевода доверенности на русский язык. Нотариальный перевод доверенности (нотариально заверенный перевод доверенности) также может быть произведен как в России, так и в Узбекистане, а также на территории любого государства-участника.

В статьях 44-50 разъяснены вопросы наследования, такие как право наследования, переход наследства государству, завещания, меры по охране наследства и другие. Например, в 45 статье указано, что право наследования имущества, кроме тех случаев, когда наследуется недвижимость, определяется по законодательству страны-участницы, на территории которой наследователь имел последнее постоянное место жительства. В случае же недвижимого имущества, наследование определяется по законодательству стороны, на территории которой находится это имущество.

Конвенция по семейным делам

Конвенция
о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам
(Минск, 22 января 1993 года)

Между государствами-участниками Кишиневской Конвенции прекращает свое действие Минская Конв енция от 22 января 1993 года и протокол к ней от 28 марта 1997 года. Однако Минская Конвенция и протокол к ней продолжают применяться в отношениях между государством-участником Кишиневской Конвенции и государством, являющимся их участником, для которого Кишиневская Конвенция не вступила в силу (пункты 3 и 4 статьи 120 Кишиневской Конвенции)

Ратифицирована Постановлениями ЗС ЖК КР от 17 мая 1995 года З № 76-1 и СНП ЖК КР от 31 мая 1995 года П № 59-1

Кыргызская Республика депонировала ратификационную грамоту 19 апреля 1996 года

Конвенция вступила в силу 19 мая 1994 года, для Кыргызской Республики — 17 февраля 1996 года

Государства-члены Содружества Независимых Государств, участники настоящей Конвенции, именуемые далее Договаривающиеся Стороны;

Читайте так же:  Дают ли деньги за усыновление ребенка

исходя из стремления обеспечить гражданам Договаривающихся Сторон и лицам, проживающим на их территориях, предоставление во всех Договаривающихся Сторонах в отношении личных и имущественных прав такой же правовой защиты, как и собственным гражданам;

придавая важное значение развитию сотрудничества в области оказания учреждениями юстиции правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам,

договорились о нижеследующем:

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Часть I. Правовая защита

В статью 1 внесены изменения в соответствии с Протоколом от 28.03.97 г. ( см. стар. ред. )

Статья 1. Предоставление правовой защиты

1. Граждане каждой из Договаривающихся Сторон, а также лица, проживающие на ее территории, пользуются на территориях всех других Договаривающихся Сторон в отношении своих личных и имущественных прав такой же правовой защитой, как и собственные граждане данной Договаривающейся Стороны.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

2. Граждане каждой из Договаривающихся Сторон, а также другие лица, проживающие на ее территории, имеют право свободно и беспрепятственно обращаться в суды, прокуратуру, органы внутренних дел и иные учреждения других Договаривающихся Сторон, к компетенции которых относятся гражданские, семейные и уголовные дела (далее — учреждения юстиции), могут выступать в них, подавать ходатайства, предъявлять иски и осуществлять иные процессуальные действия на тех же условиях, что и граждане данной Договаривающейся Стороны.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

3. Положения настоящей Конвенции применяются также к юридическим лицам, созданным в соответствии с законодательством Договаривающихся Сторон.

Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам

Международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы и подлежат исполнению наряду с законодательными актами России.

22.01.1993 г. в г. Минске была заключена Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Этот документ вступил в силу 19.05.1994 г., для Российской Федерации – 10.12.1994 г.

Участниками Конвенции являются:

  • Республика Армения,
  • Республика Беларусь,
  • Республика Казахстан,
  • Кыргызская Республика,
  • Республика Молдова,
  • Российская Федерация,
  • Республика Таджикистан,
  • Туркменистан,
  • Республика Узбекистан,
  • Украина.

Необходимость заключения данной Конвенции вызвана намерением Сторон обеспечить гражданам стран – участниц и лицам, проживающим на территориях Договаривающихся сторон предоставление такой же правовой защиты, как и собственным гражданам. Правовая защита в рамках данной Конвенции касается личных и имущественных прав граждан. Заключение Конвенции продиктовано также целью сотрудничества между сторонами в области оказания гражданам учреждениями юстиции правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам.

Примечательно, что положения Конвенции применяются как в отношении физических, так и в отношении юридических лиц Договаривающихся Сторон.

Так, в части признания и исполнения решений, Договаривающиеся Стороны берут на себя обязательство признавать и исполнять решения, вынесенные на территории других Договаривающихся Сторон:

  • решения учреждений юстиции по гражданским и семейным делам, включая утвержденные судом мировые соглашения по таким делам и нотариальные акты в отношении денежных обязательств;
  • решения судов по уголовным делам о возмещении ущерба.

В случае, если данные решения потребуют принудительного исполнения, то порядок такого исполнения будет определяться по законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой должно быть осуществлено принудительное исполнение.

Определены условия, при которых вынесенные учреждениями юстиции и вступившие в законную силу решения, не требующие по своему характеру исполнения, признаются на территориях других Договаривающихся Сторон без специального производства.

Данная Конвенция регулирует:

  • Вопросы правовой защиты и правовой помощи гражданам;
  • Отношения по гражданским и семейным делам;
  • Признание и исполнение решений;
  • Вопросы правовой помощи по уголовным делам.

В части правовой защиты установлено право граждан и юридических лиц стран – участниц свободно и беспрепятственно обращаться в суды, прокуратуру и иные учреждения других Договаривающихся Сторон. При обращении в уполномоченные органы они имеют те же процессуальные права и обязанности, что и лица, проживающие на территории Договаривающейся Стороны.

В связи с этим, Конвенцией для стран – участниц предусмотрены процессуальные льготы за совершение юридически значимых действий. Например, установлено освобождение от уплаты и возмещения судебных и нотариальных пошлин и издержек, а также право получения бесплатной юридической помощи. Льготы распространяются на все процессуальные действия, включая исполнение решения.

Кроме того, решен вопрос с подсудностью гражданских дел. Она определяется в зависимости от того, кто является ответчиком по делу.

НАПРИМЕР

Иски к физическим лицам, имеющим место жительства на территории одной из Договаривающихся Сторон, предъявляются, независимо от их гражданства, в суды этой Договаривающейся Стороны. Иски к юридическим лицам предъявляются в суды Договаривающейся Стороны, на территории которой находится орган управления юридического лица, его представительство либо филиал. Если в деле участвуют несколько ответчиков, имеющих местожительство (местонахождение) на территориях разных Договаривающихся Сторон, спор рассматривается по местожительству (местонахождению) любого ответчика по выбору истца.

Решены вопросы договорной подсудности и взаимосвязи судебных процессов.

Вопросы исковой давности согласно Конвенции разрешаются по законодательству, которое применяется для регулирования соответствующего правоотношения.

Определен порядок признания и исполнения решений.

В части регулирования правовых отношений по гражданским и семейным делам Конвенция закрепляет правила определения личного статуса граждан:

  • правоспособность и дееспособность;
  • безвестное отсутствие и объявление умершим;
  • установление факта смерти и пр.

По семейным делам определены правила заключения и расторжения брака, правоотношения супругов, родителей и детей, усыновления, опеки и попечительства и пр. Решены некоторые вопросы в области наследственного права, имущественных правоотношений.

В частности, Конвенция определяет законодательство, которым регулируются вопросы права собственности на недвижимое и движимое имущество.

Так, Конвенция устанавливает, что право собственности на недвижимое имущество определяется по законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой это недвижимое имущество находится. При этом, какие именно объекты являются недвижимым имуществом также определяется законодательством Стороны, на территории которой находится это недвижимое имущество.

Иначе решается вопрос с транспортными средствами. Право собственности на транспортные средства, подлежащие внесению в государственные реестры, определяется по законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой находится орган, осуществивший регистрацию транспортного средства.

Возникновение и прекращение права собственности или иного вещного права на имущество, являющееся предметом сделки, определяется по законодательству места совершения сделки, если иное не предусмотрено соглашением Сторон.

Форма сделки, права и обязанности сторон сделки определяется по законодательству места ее совершения. В отношении прав и обязанностей, иное может быть предусмотрено соглашением сторон. Форма сделки по поводу недвижимого имущества и прав на него определяется по законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой находится такое имущество.

Кроме того, в Конвенции решены отдельные вопросы в части взаимодействия уполномоченных органов договаривающихся Сторон. В частности, определяется, в каком порядке учреждения юстиции договаривающихся сторон оказывают взаимную правовую помощь по гражданским, семейным и уголовным делам. В частности, установлено, что данная помощь оказывается путем выполнения процессуальных и иных действий, предусмотренных законодательством запрашиваемой Стороны. Поэтому, положения данной Конвенции могут использоваться для эффективной борьбы с уклонением от уплаты налогов, взысканием алиментов, поиском и установлением лиц, причастных к преступлениям и пр.

Читайте так же:  Право детей получать алименты

Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.) (с изменениями и дополнениями)

Конвенция
о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам
(Минск, 22 января 1993 г.)

С изменениями и дополнениями от:

28 марта 1997 г.

ГАРАНТ:

Настоящая Конвенция прекращает свое действие для государств — участников Кишиневской конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 7 октября 2002 г. Однако в отношениях с государствами — участниками настоящей Конвенции, не подписавшими Кишиневскую конвенцию, настоящая Конвенция продолжает действовать

См. статус настоящей Конвенции

О толковании применения настоящей Конвенции см. решение Экономического Суда СНГ от 21 февраля 2007 г. N 01-1/2-06

Государства — члены Содружества Независимых Государств, участники настоящей Конвенции, именуемые далее Договаривающиеся Стороны,

исходя из стремления обеспечить гражданам Договаривающихся Сторон и лицам, проживающим на их территориях, предоставление во всех Договаривающихся Сторонах в отношении личных и имущественных прав такой же правовой защиты, как и собственным гражданам,

придавая важное значение развитию сотрудничества в области оказания учреждениями юстиции правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам,

договорились о нижеследующем:

Совершено в городе Минске 22 января 1993 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Архиве Правительства Республики Беларусь, которое направит государствам — участникам настоящей Конвенции ее заверенную копию.

За Республику Армения
/ подпись /

За Российскую Федерацию
/ подпись /

За Республику Беларусь
/ подпись /

За Республику Таджикистан
/ подпись /

За Республику Казахстан
/ подпись /

За Туркменистан
/ подпись /

За Республику Кыргызстан
/ подпись /

За Республику Узбекистан
/ подпись /

За Республику Молдова
/ подпись /

За Украину
/ подпись /

Уведомление Азербайджанской Республики

Милли Меджлис (Парламент) Азербайджанской Республики 1 сентября 1995 года принял Решение N 1098 о присоединении Азербайджанской Республики к Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанной государствами-участниками Содружества Независимых Государств 22 января 1993 года в городе Минске.

Правительство Азербайджанской Республики с этого момента берет на себя обязательства добросовестно выполнять содержащиеся в упомянутой Конвенции положения.

Данный документ подписан мною и заверен печатью.

Совершено в городе Баку, 22 сентября 1995 года.

Министр иностранных дел

Уведомление Республики Грузия

Ссылаясь на Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, принятую в городе Минске 22 января 1993 года,

И, принимая во внимание, что Грузия, будучи членом Содружества Независимых Государств, может стать стороной вышеуказанной Конвенции,

Правительство Грузии, рассмотрев и одобрив указанную Конвенцию, настоящим официально заявляет о присоединении Грузии к этой Конвенции.

В удостоверении чего, я, Министр иностранных дел Грузии, подписал этот документ о присоединении и скрепил его официальной печатью.

Совершено в городе Тбилиси 5 февраля 1996 года.

Министр иностранных дел

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.)

Конвенция вступила в силу 19 мая 1994 г.

Российская Федерация ратифицировала настоящую Конвенцию Федеральным законом от 4 августа 1994 г. N 16-ФЗ

Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 10 декабря 1994 г.

Текст Конвенции опубликован в Бюллетене международных договоров 1995 г., N 2, стр. 3, в Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 1994 г., N 2 , стр. 101, в специальном приложении к Вестнику Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, N 3, март 1999 г., в сборнике «Действующее международное право» т. 3 (в извлечении)

Настоящая Конвенция прекращает свое действие для государств — участников Кишиневской конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (7 октября 2002 г.). Однако в отношениях с государствами — участниками настоящей Конвенции, не подписавшими Кишиневскую конвенцию настоящая Конвенция продолжает действовать

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Протокол к Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. (Москва, 28 марта 1997 г.)

Международные договоры по вопросам семьи и брака

Различия между национальными правовыми системами в области регулирования брачно-семейных отношений существенно осложняют процесс создания унифицированных на международном уровне норм. Однако отсутствие унификации приводит к неопределенности право­вого регулирования брачно-семейных отношений с иностранным эле­ментом, возникновению хромающих отношений, когда браки, усы­новления, разводы, решения об установлении опеки или попечитель­ства над детьми, действительные в одной стране, не признаются таковыми в другой. Неопределенность брачно-семейного статуса фи­зических лиц влечет за собой усложнение решения ряда других право­вых вопросов — о наследовании имущества, о праве собственности и пр.

Первой попыткой урегулировать брачно-семейиые отношения на международном уровне было принятие Гаагских конвенций 1902— 1905 гг.о браке, разводе и судебном разлучении супругов, о личных и имущественных отношениях между супругами, об опеке над несовершен­нолетними, о попечительстве над совершеннолетними. В 1920 году была принята Гаагская конвенция об урегулировании коллизий законов в обла­сти заключения брака. К сожалению, данные конвенции не получили ши­рокого распространения.

Следующий этап процесса унификации стал возможен лишь во второй половине XX века, когда была принята новая серия Гаагских конвенций по вопросам семьи и брака (1950—1980 гг.):

• Конвенция о законе, применимом к алиментным обязатель­ствам в пользу детей 1956 г.;

• Конвенция о юрисдикции и применимом праве в отношении за­щиты несовершеннолетних 1961 г.;

• Конвенция о юрисдикции, применимом праве и признании ре­шений в отношении усыновления;

• Конвенция о признании разводов и решений о судебном разлу­чении супругов 1970 г.:

• Конвенция о праве, применимом к алиментным обязательствам 1973 г.;

• Конвенция о заключении брака и признании его недействитель­ным 1978 г.;

• Конвенция о праве, применимом к режимам собственности суп­ругов 1978 г.

Кроме Гаагских конвенций в этот же период были приняты:

• Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков 1962 г.;

• Нью-Йоркская конвенция о взыскании алиментов за границей 1956г.;

• Европейская конвенция об усыновлении детей 1967 г.;

• Европейская конвенция о статусе детей, рожденных вне брака 1975 г.
Следующим этапом международной унификации (1980—1990-е

годы) стало принятие серии «детских» конвенций:

• Конвенции о гражданских аспектах международного похище­ния детей 1980 г. (квалифицируются категории незаконного перемеще­ния и удержания ребенка за границей);

• Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г.;

• Конвенции о защите детей и сотрудничестве в области иност­ранного усыновления 1993 г.

Большинство перечисленных конвенций построены на использова­нии коллизионного метода правового регулирования.

К сожалению, Украина не участвует в большинстве универсаль­ных конвенций по вопросам семьи и брака. На международном уров­не брачно-семейные отношения урегулированы договорами Украины о правовой помощи,многие из них содержат специальный раздел «Се­мейные дела», нормы которого обычно регулируют заключение бра­ка, правоотношения супругов, расторжение брака, признание брака недействительным, установление или оспаривание отцовства или материнства, правоотношения родителей и детей, опеку и попечитель­ство, усыновление. Данные договоры содержат преимущественно нормы коллизионного характера, а также нормы, позволяющие раз­граничить компетенцию судов и других правоприменительных учреж­дений государств — сторон договора.

Читайте так же:  Раздел имущества после смерти наследодателя

КОЛЛИЗИОННЫЕ НОРМЫ ОТНОСИТЕЛЬНО ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙРаздел VIII З «О МЧП»

Интернационализация производства, происходя­щая в XX веке, резко усилила миграцию населения. Социально-экономические причины использования иностранной рабочей силы в каком-либо государстве и приложение труда рабочих и специалистов одной страны за ее пределами, пребывание за рубежом с целью получения образования и обучения отличаются

от причин миграции населения по национальному признаку, в целях воссоединения семей, в результате последствии военных действий, изменений в характере политического строя. Однако конечный результат этих миграций ведет к образованию значительной прослойки иностранных граждан, постоянно или временно находя­щихся на территории соответствующей страны и всту­пающих в этой стране в трудовые отношения с мест­ными работодателями.

В области трудовых отношений сложились опреде­ленные коллизионные принципы. Коллизионный принцип применения закона страны места работы (lex loci laboris) — это основной принцип законодательства о международном частном праве Австрии, Албании, Венг­рии, Испании, Швейцарии, он применяется в судебной практике Нидерландов, Бразилии. Так, в Законе о меж­дународном частном праве Венгрии 1979 года указывает­ся, что к трудовым правоотношениям, если законода­тельство не предусматривает иное, применяется закон того государства, на территории которого выполняется работа.

Под законом места работы (lex loci laboris) по­нимается закон страны места нахождения предприятия, где работает трудящийся.

В отдельных специальных случаях под lex loci laboris понимается закон страны места нахождения правления предприятия, закон флага судна и др. Иногда, в случае командирования работника в другую страну для выполнения тех или иных трудовых заданий применяет­ся и принцип закона страны учреждения, командиро­вавшего работника (lex loci delegationis).

В отношении специальных ситуаций, когда работа выполняется в нескольких странах, например в случае с работником международного транспорта (воздушного, речного, автомобильного, железнодорожного), применя­ются дополнительные коллизионные привязки. Так, на­пример, австрийский Закон о международном частном праве предусматривает, что в случае, когда работник обычно выполняет свою работу более чем в одной стране или когда он не имеет обычного места работы, применя­ется закон страны, в которой наниматель имеет обыч­ное место нахождения или в которой преимущественно осуществляется его деятельность.

По закону Албании, Чехо-Словакии может приме­няться закон места регистрации транспортного сред­ства.

Действия принципа автономии воли в трудовых отношениях ограничен национальными императивными нормами, однако он применяется в судебной практике Великобритании, Италии, Канады, Албании.

В связи с тем, что право на труд в международном публичном праве признано одним из неотъемлемых прав человека, его регуляции посвящено большое количество разных международных соглашений. Хотя в них и не решаются непосредственно вопросы, связанные с частноправовыми аспектами труда, однако устанавливаются общие правовые режимы (минимальные стандарты) для человека вообще или для определенных категорий лиц, что находит свое воссоздание в принципе, согласно с которым трудящиеся признаются более «слабой» стороной в трудовом контракте, в результате чего нуждаются в специальной защите.

С точки зрения регуляции правового статуса рабочих-мигрантов в МЧП по международно-правовых соглашений универсального уровня наиболее интересной является Международная конвенция о защите прав всех трудящихся мигрантов и членов их семей, которая была принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 45/158 от 18.12.1990 р.1, и она, собрав состоянием на 2.05.2003 г. необходимое количество (20) ратификаций и документов о подписании или присоединении, 1.07.2003 год вступила в силу. Украина в этой Конвенции участия не берет.

Значительное внимание правовой регуляции вопросов миграции уделяет Международная организация труда (МОТ). Среди ряда документов, принятых ею по отмеченному вопросу, на особенное внимание заслуживают такие:

• Конвенция 97 о работниках-мигрантах (пересмотренная в 1947 г.);

• Конвенция 143 о злоупотреблении в отрасли миграции и об обеспечении работникам-мигрантам равных возможностей и равного отношения, 1975 р.;

• Рекомендация 86 относительно работников-мигрантов (пересмотренная в
1949р.);

• Рекомендация 151 относительно работников-мигрантов, в 1975 г.
Хотя, в известной степени, этого же вопроса касаются и некоторые другие конвенции МОТ (157, 173 и тому подобное).

Вообще следует иметь в виду, что по Уставом МОТ, с учетом Филадельфийской декларации о целях и задачах МОТ (1944 ) главными заданиями МОТ являются:

• регламентация рабочего времени;

• регламентация найма рабочей силы;

• борьба с безработицей и обеспечение полной занятости;

• установление гарантий надлежащей заработной платы;

• защита трудящихся от профессиональных болезней, несчастных случаев
на производстве;

• поощрение сотрудничества между предпринимателями и трудящимися;

• обеспечение мира через достижение социальной справедливости.
Безусловно, все эти вопросы имеют определенное отношение и к МЧП

Однако следует четко размежевать сферы регуляции международного частного и международного трудового права.

3. Международная организация труда пытается решить поставленные перед ней задания путем создания международных стандартов в отрасли трудового права и осуществления надзора за их соблюдением в государствах-членах соответствующих международных соглашений, в частности, проверяя состояние воссоздания положений этих соглашений в национальном законодательстве.

Однако, как более раннее отмечалось, международные договоры становятся источником МЧП только тогда, когда их положения трансформируемые в национальное законодательство того или другого государства, а определенное государство может и не быть членом МОП или не принимать участия в соответствующей конвенции МОТ. И с другой стороны, проблема трансформации норм международного (в частности трудового) права настолько сложна, что далеко не всегда нормы национального законодательства полностью и должным образом воспроизводят соответствующие положения международного договора. Безусловно, это может стать предметом обсуждения состояния выполнения государством своих международных обязательств, однако неподобающая трансформация норм международного права в национальное законодательство, с точки зрения МЧП, никогда не будет основанием для неприменения этого законодательства, если только коллизионная регуляция подчиняет ему соответствующие отношения.

Таким образом, международное трудовое право направлено на решение глобального задания:как именно улучшить состояние правовой регуляции определенных трудовых отношений и в какое средство привести в соответствие с разработанными стандартами национальное законодательство держав мира. В отличие от международного трудового права МЧП решает полностью конкретную задачу:право какого именно государства подлежит применению для урегулирования определенных реальных отношений, причем перед ним совсем не стоит (и не может быть поставленным) вопрос о том, насколько право этого государства отвечает международным стандартам.

Поэтому регуляция трудовых отношений в МЧП в большей степени зависит от решений национального законодательства, где устанавливается как правила относительно пересечения границ собственными гражданами и иностранцами, так и условия пребывания иностранцев на соответствующей территории, в частности условия их допуска к трудоустройству.

| следующая лекция ==>
Расторжение брака | Понятие, предмет и методы международного частного права

Дата добавления: 2014-01-06 ; Просмотров: 4356 ; Нарушение авторских прав?

Видео (кликните для воспроизведения).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источники

Конвенция по семейным делам
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here