Составленная таблица-выборка основных идей философов показывает, что педагогическая философия имеет сложнейшую структуру и поддается периодизации развития, так как развивается «внутри» исторических видов философии. Содержание таблицы является доказательством существования объективного знания и ценностных ориентиров, нравственных идеалов своего времени, знаний о человеке и путей его формирования.
Принцип системности понимается как совокупность общенаучных методологических требований, в основе которых лежит рассмотрение объектов изучения как систем. К числу этих требований принято относить:
«выявление зависимости каждого элемента от его места и функций в системе с учетом того, что свойства целого не сводимы к сумме свойств его элементов;
анализ того, насколько поведение системы обусловлено как особенностями ее отдельных элементов, так и свойствами ее структуры;
изучение характера иерархичности, присущей данной системе;
обеспечение множественности описаний с целью многоаспектного охвата системы;
рассмотрение динамизма системы, представление ее как развивающейся системы» [48, 70].
Великим систематизатором был Аристотель. Он привел в систему все достижения греческой цивилизации. Согласно его взглядам система знаний выстраивается, если мы знаем достаточное количество причинных фактов, владеем обширной фактической информацией: она сама способна привести к системе. При этом необходимо не упустить ни одной детали, поскольку каждая способна сыграть свою роль в общей системе.
Таким образом, принцип системности (системный подход) требует от исследователя рассматривать объекты изучения в качестве сложных целостных образований, имеющих собственную структуру, и как систему. Для этого объект интереса мы должны представить, прежде всего, как закономерное явление во взаимодействии с такими же закономерно существующими объектами. Закономерное существование и развитие философской мысли о человеке и его воспитании наглядно видно в предыдущей таблице.
Рассматриваемую в нашей монографии философскую мысль, обращенную на образование и воспитание молодого поколения, мы вполне можем представить как систему, потому как каждая компонента имеет свою концептуальную структуру и содержание и четкую мировоззренческую базу. Например, античная философская мысль опирается на космологизм, который утверждает, что космос – это абсолют и вся космическая жизнь находится в гармонии. Космос при этом осознается не отвлеченно и абстрактно, а материально и телесно. Причем человек признается частью космоса – микрокосмом. Средневековая мысль опирается на христианскую философию, где Бог является трансцендентным Абсолютом; философская мысль эпохи Возрождения – на антропологизм, где духовное и материальное, небесное и земное – равноправные начала в человеке; в Новое время основной опорой являлись рационализм и антропологизм, которые утверждали, что в мире есть установленная Богом благая закономерность, которую человек, опираясь на свой разум, оснащенный научным методом, способен раскрыть и поставить на службу целям совершенствования окружающей его действительности.
Кроме того, выделенная нами и сгруппированная под одной идеей философская мысль, выражает соотношение совокупности частей как элементов одной целостной системы, их взаимозависимость друг от друга.
Далее, в результате соблюдения принципа системности мы сгруппировали существующие знания, представляющие не суммативную целостность, а новую концептуальную систему, обладающую новыми логическими связями, выражающими начало развития, его продвижение на основе преемственности образовавшихся логических связей. Следовательно, представленный нами материал есть доказательство существования новой концептуальной системы, названной нами «педагогическая философия», обладающей системными свойствами. Эти свойства: целостность, сложность, организованность, структурность и многоуровниевость, наличие внутренней связи и т. д.
Кроме того, системность заключается еще и в том, что процесс исследования идет не от случая к случаю, а непрерывно, планово, целенаправленно, от выявления простых закономерных явлений и связей к более сложным связям и отношениям.
Принцип научности направляет нас на изучение явления, опираясь на точно установленные факты, которые допускают их эмпирическую проверку, причем сам процесс изучения опирается на уже известные теории и отличается целенаправленностью, систематичностью, взаимосвязью всех элементов, процедур и методов.
В нашем случае мы строго придерживались принципа научности: во-первых, опираясь на точно установленные или признанные многими факты жизни философов и их трудов показали объективное существование философской мысли, направленной на решение педагогических проблем; во-вторых, мы обнаружили закономерность их появления в каждую историческую эпоху, причем детерминантой является прогресс человеческого общества, которое предъявляет высокие требования к человеку, личности и вопросам ее формирования.
Итак, принцип научности ориентирует нас на то, чтобы в процессе работы мы использовали не произвольные формы и методы познания, а в зависимости от познаваемой объективной действительности, состояния ее исследованности, развитости уже существующего знания об объекте нашего интереса, характера поставленной задачи пользовались формами и методами, используемыми в науке. Для этих целей в науке используются: наблюдение, эксперимент, моделирование, описание, аналогия и т.д.
С принципом научности органически связан принцип историзма.
Принцип историзма направляет действия исследователя на поиск того, с чего начинается история изучаемого явления, сущности. Необходимость опоры в исследованиях на принцип историзма обосновал в своем труде «Метафизика» Аристотель. Он считал, что «прежде чем излагать собственное мнение, следует тщательно изучить то, что высказывали по данному предмету предшественники, а только затем оспорить что-либо из известного или прибавить новое» [5, 38]. По сути первая книга «Метафизики» – это образец реализации принципа историзма. В девятой главе этой книги Аристотель делает вывод: «Всякое изучение происходит через предварительное знание или всех исходных данных, или некоторых, – и то, которое орудием имеет доказательство, и то, которое обращается к определениям: ибо составные части определения надо знать заранее, и они должны быть понятыми, и то же имеет силу и для изучения через индукцию» [там же].
В современной философской литературе это принято называть поиск «исторически первого», которое является основным, определяющим в исследуемом объекте. Причем «исторически первое» определяется всегда по процессу, то есть по результату закономерно существовавших причинных взаимодействий с другими причинными образованиями, в результате которых и сформировалась, в нашем случае, педагогическая философия. Таким образом, чтобы доказать, что это действительно так, необходимо: а) изучение настоящего, современного состояния педагогической философии; б) реконструкция ее прошлого – рассмотрение генезиса, т. е возникновения и основных этапов исторического движения; в) предвидение будущего, прогнозирование тенденций развития предмета нашего интереса. В определенной степени реконструкцию прошлого, демонстрацию генезиса и тенденцию развития педагогической философии мы уже представили (см. таблицу 1). Чтобы наглядно продемонстрировать «исторически первое» и что стало, продуктом этой основы – современное состояние педагогической философии – и в некоторой степени прогнозировать ее развитие, мы построили модель – таблицу развития и функционирования педагогической философии (см. таблицу 2).
Таблица 2
Эпоха
Философское (религиозное)
направление, течение
Философы
Развили, применили в качестве базисной идеи, философской основы педагогического течения или направления
Древний мир
Греция (до I в.)
Космоцентризм
Источник возникновения идей гармонично развитого гражданина. Базовая идея – человек есть микрокосм, как часть целого, он обладает теми же свойствами, что и целое.
Демокрит обосновал роль природных способностей в развитии человека. Обучение – создание второй природы человека. Заложил основы умственного воспитания детей
Афинские учебные заведения (мусические школы, палестры)
Пифагорейство
Источник возникновения педагогической диагностики, системы начального, среднего и высшего образования, содержания и объема учебного материала семи наук (грамматики, риторики, поэтики, арифметики, геометрии, астрономии и музыки).
Пифагор – основоположник арттерапии, акусматики (обучение с помощью акусм (символов).
На формирование философских взглядов Пифагора оказали влияние Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.
Фалес научил его дорожить временем. Анаксимандр – передал ему основы знаний по астрономии и физике твердых тел, учение о беспредельном. Анаксимен открыл ему первоначало – воздух.
От прорицателя Моха (финикийский жрец) Пифагор узнал о космогонии и неделимом первоначале. От египетских жрецов – таинства символики и иносказаний.
Пифагор и его школа
Аристей, Мнемарх, Феано, Милон, Алкмеон, Филолай, Архит, Аристарх и др.
Философия Пифагора оказала влияние на становление философских взглядов Ксенофана, Парменида, Зенона, которые ввели в оборот понятие «бытие». В свою очередь, Парменид оказал влияние на формирование идей Платона, философские школы Древней Греции.
Софизм
Начало возникновения просветителей-энциклопедистов, философов-педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и другим видам знаний
Сократ использовал софистику в практической деятельности.
Использовали и развили Цицерон, Квинтилиан, Апулей, Вер Луций, Полидевк, Доминиан Флавий
Софистика была использована в гимназическом образовании.
Этический реализм, Майевтика – метод диалога, спора. Суть майевтики заключается в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к противоречию самим собой и подведения его к познанию «всеобщего» в нравственности как основы истинной морали, к самостоятельному нахождению истины.
Сократ основоположник использования в процессе обучения индуктивных доказательств на основе использования акусматики.
Он зачинатель просветительской работы в гуще народа. Им затронуты актуальнейшие вопросы своего времени: добро, зло, любовь, счастье, честность и т.д.
Сократ заложил основы учений о благе. Благо – понятие, определяющее цель человеческой жизни, ее ценность. Это то, к чему следует стремиться, чтобы быть счастливым. Добродетели – качества человека, оцениваемые положительно, в отличие от пороков.
Сократ также заложил основы учения об обязанностях. Обязанность есть закон, которому разумный человек должен следовать в жизни
Сократ
Платон, Евклид из Мегары, Ксенофонт, Антисфен и др.
Метод майевтики широко применяется в современном образовании.
Просветительская работа была и есть одна из основных видов деятельности педагогов во все времена.
Под влиянием идей Сократа возникли философские учения, названные «сократическими»: Академия Платона, школа киников, киренская школа, лигарская школа и др.
Платонизм
Философское учение объективного идеализма.
На формирование философских взглядов Платона оказали влияние Пифагор, Парменид, Гераклит, Сократ.
От Пифагора через Сократа – орфические элементы. От Парменида унаследовал убеждение в том, что реальность вечна и вне временна и что всякое изменение, с логической точки зрения, должно быть иллюзорным.
От Гераклита заимствовал теорию о том, что в это чувственном мире нет ничего постоянного, знание не может быть получено через органы чувств, оно может достигаться только разумом.
От Сократа унаследовал интерес к занятиям этическими проблемами и тенденцию искать скорее теологическое, чем механическое объяснение мира; идею блага.
Реальность идеального, сверхчувственного – открытие Платона в философии, определившее развитие западноевропейской философии вплоть до наших дней. Центральным в его философии является учение о мире идей, или эйдосов. Его теория познания неразрывно связана с его онтологией Он основоположник теории психологии о душе. Разработчик теории государственного устройства.
Платон выдвинул идею создания государственного образования. Он является основоположником педагогической теории, сформулировавшим ряд педагогических понятий. Именно он определил сущность воспитания и обучения; сформулировал важнейшие положения о содержании и методах работы с детьми; создал теорию музыкально-гимнастического воспитания детей; сделал попытку построить теорию воспитания на философской основе. Считал, что игры являются средствами воспитания детей.
Является основоположником авторитарного воспитания.
Платон
Аристотель, Ксенокрит, Кратет, Аркесилай и др.
Идеи Платона были использованы для построения тоталитарных государств, в которых ярко проявились тенденции подавления индивидуальной свободы личности; на формирование авторитаризма в политике государства, воспитании.
Идеи Платона были развиты Плотин, Порфирий, Лонгин, Ямвлих, Прокол и др.
Платон оказал сильнейшее влияние на формирование христианской теологии и философии, на формирование и развитие многих философско-педагоических направлений. Средневековые философы особое значение придавали учению о душе.
Аристотелизм
философское учение основанное на формальной логике, силлогистике и психологии.
Философия Аристотеля делится на три вида: теоретическую (умозрительную), изучающую проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения всего сущего, причины различных явлений («первичная философия»), цель которой знания ради знаний; практическую, изучающую деятельность человека, устройство государства, цель которой – знание ради деятельности; поэтическую («пойетическую» - творческую), цель которой – знание ради творчества.
Унаследовал от Платона этическую теорию о душе (соглашается с Платоном разделяя душу на две части: одну разумную, другую – иррациональную), о добродетели, вопросы морали, справедливости
Аристотель внес существенный вклад в развитие науки логики (Органон). Является основоположником теоретической физики, биологии, риторики и поэтики.
В космологии Аристотель отверг учение пифагорийцев и предложил идею о геоцентрической системе, сохранившую власть над умами вплоть до творца гелиоцентрической системы – Коперника.
Развил идею государственного воспитания и обучения молодежи. Является основоположником теории эстетического воспитания. определил риторику как средство убеждения.
Разработал теорию семейного воспитания. Считал, что семейное и общественное воспитание должны соотноситься друг с другом как часть и целое. Определил цель воспитания – формирование у молодежи добродетели.
Аристотель определил факторы, формирующие человека. Впервые теоретически обосновал, что воспитание является фактором гармоничного развития гражданина государства.
Выдвинул идею природосообразности воспитания. Обосновал периодизацию детства.
Является основоположником пропедевтики.
Педагогика Аристотеля трактуется как часть его теории о государстве. Деятельность педагога рассматривается государственной, своего рода социальной педагогикой. Он считал, что не педагогика подчинена политике, но политика – педагогике: именно «пайдея» оказывается целью аристократической формы правления.
Философия Аристотеля оказала влияние на формирование взглядов Фомы Аквинского, Коперника, Кеплера, Галиллея. Рене Декарта и др.
Аристотель
Философия Аристотеля благодаря ее развитости, потеряла свой национальный эллинский характер и сделалась общечеловеческим достоянием (А. Швеглер. историк философии).
Квинтилиан развил идеи Аристотеля в педагогике о подготовке детей к школе, о времени начала обучения детей дошкольного возраста, о необходимости учета их индивидуальных особенностей. Квинтиллиан выдвинул идею о гуманном отношении к детям, разработал методику развития речи детей, совершенствования их памяти; методику использования игр как средства обучения. Идеи Квинтиллиана были восприняты и развиты педагогами-гуманистами средневековья и эпохи Возрождения.
Томмазо Кампанелла – «Город солнца».
Я.А. Коменский тщательно разработал программу по воспитанию детей дошкольного возраста – «Материнская школа», затем М. Монтессори развила и применила эти идеи на практике.
.Средне-вековье
IV–XVI вв.
Теология
термин впервые введенный Платоном, который употребил его в отношении не собственного философского учения о Боге, а в отношении философски интерпретированных мифов, а также народной молвы, сказаний о богах.
Аристотель этим термином обозначил «первую философию», считая ее высшей теоретической наукой, которая занимается неподвижным и Вечным, а также божественными и вечными причинами, лежащими в основе видимых вещей
Ведущее философское направление в Западной Европе (5-16 вв.), которое признавало Бога в качестве высшего существующего начала, а весь окружающий мир – Его творения (Теоцентризм). Основополагающими догматами теологической философии явились догмат творения и догмат откровения. Главными представителями являются Августин Блаженный и Фома Аквинский.
Августин Блаженный основатель схоластики («схоластика» - schola (школа). Цель – философски обосновать религиозное учение и догматы Церкви. Для схоластики характерно восприятие Библии как жесткого нормативного текста, аболютной истины.
Воспевал человека, его красоту, силу, совершенство, богоподобность.
Считал, что обучение должно способствовать, прежде всего, нравственному совершенствованию человека. Важным условием достижения совершенства является послушание и дисциплина.
Основной принцип при выборе содержания образования – полезность для христианина. Это «семь свободных искусств»: грамматика. риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка.
Разработал методику «полезного» обучения. По его мнению, обучение необходимо для осознания Священного Писания и избежания возможных затруднений при чтении книг о христианском вероучении.
Фома Аквинский основоположник томизма (по имени Фомы (Thomas) – философско – богословское направление в схоластике, соединявшее христианские догмы и метод Аристотеля.
Вслед за Аристотелем, Фома полагал Бога первопричиной и конечной целью всего сущего, чистой формой и чистой актуальностью, а сущность и бытие Бога тождественными. Он разделял сущность (эссенцию) и существование (экзистенцию). Их разделение – одна из ключевых идей католичества.
Следуя Аристотелю трактовал разум как высшую среди человеческих способностей, усматривая и в самой воле прежде всего ее разумное определение, каковым он считал способность различать добро и зло. Видел как и Аристотель в воле практический разум, т.е. разум направленный на действие, а не на познание, руководящей нашими поступками, нашим жизненным поведением, а не теоретической установкой, не содержанием.
Выдвинул идею об истинности знания, полученного разумом только в случае соответствия разума вере; вера и разум одновременно участвуют в процессе познания и вера и разум дают истинное знание, если разум не противоречит вере.
Фома считал, что философия и теология – родные науки.
Смысл жизни видел в счастье, которое, в духе своего мировоззрения. понимал как познание и созерцание Бога.
В XIX в. на основе доктрин Аквинского возникло философско-педагогическое направление, получившее название «неотомизм»
Августин Блаженный, Фома Аквинский
Теологическая философия положила начало появлению в будущем эмпирического (Бекон, Гоббс, Локк, Д. Юм) и рационального (Декарт) направлений в философии как результат критики номиналистов опираться на опыт (эмпиризм) и повышенного интереса к проблеме самопознания (Я- концепция, рационализм).
Педагогические идеи были развиты Иоанном Златоустом, Иоанном Дамаскиным, Фотием, Михаилом Пселл, А. Алкуиным, Ф.Аквинским и др.
Сочинения Ф.Аквинского служили основным источником изучения богословия в школах повышенного типа – коллегиях и университетах.
В 20 в Ж. Маритен возрождает философские идеи Ф. Аквинского о существовании объективной реальности, зависимой от воли Бога. Мир есть воплощение «Божественного разума», а теология – высшая ступень познания. Начинается новый виток развития томизма –неотомизм. Маритен является вождем неотомизма в философии и в педагогике. Видными представителями неотомизма являются – У. Каннингам, У. Махгаген, М. Казотти и др. По их мнению, сущность мира непостижима наукой. Ее моно познать, только приближаясь к Богу.
Основные положения педагогики неотомизма определяются идеей о «двойной природе» человека. Человек – единство материи и духа, а поэтому он одновременно и индивид, и личность. А посему наука бессильна определить цели воспитания. Это может сделать только религия. Отсюда и утверждение неотомистов о том, что без религиозного воспитания невозможно формирование положительных нравственных качеств личности и гражданских добродетелей. Ж. Маритен считал, что кризис современной цивилизации имеет своим главным источником ослабление религиозной веры.
Для преодоления «кризиса воспитания», как утверждают неотомисты, необходимо постоянное сотрудничество философии и педагогики, поскольку лишь христианская философия дает педагогической теории неизменные ориентиры, на этой основе педагог-христианин сможет преодолеть формальное отношение своих воспитанников к религии, сделать глубокую религиозную веру их органической внутренней потребностью и успешно противостоять влиянию «деструктивных» идей.
Педагогика неотомизма строится на приоритете воспитания общечеловеческой добродетели: доброты, гуманизма, честности, любви к ближнему, способности к самопожертвованию и т п.
Идеи Ф. Аквинского о сущности (эссенция) и существовании экзистенция) также были развиты в 20 в классиками экзистенциализма М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр и педагогами Дж. Кнеллер, К. Гоулд, Э. Берейзах, М. Марсель, Т. Морита и др.
Основная базовая идея экзистенциалистов заключается в том, что современные науки – антропология, психология, социология, педагогика – не обладают сколько-нибудь реальными знаниями о сущности. Да и сами понятия «человек», «ребенок» - пустые абстракции, ибо никаких общечеловеческих качеств, никакой «человеческой природы» не существует: каждый индивид – особый, неповторимый мир. Существование человека как «Я» предшествует его сущности и творит ее. Каждый человек – носитель своей нравственности.
Индивидуальная внутренняя сущность ребенка (экзистенция) почти недосягаема для каких-либо педагогических влияний, ибо имеет жесткие границы, не позволяющие ни преподавателям, ни родителям глубоко проникнуть в ее пределы, а следовательно, роль внешних факторов в формировании личности крайне незначительна. Отсюда и признание экзистенциалистами – самодетерминации, признание самовоспитания, а посему не нужны программы, нет необходимости изобретать особые методы и приемы воспитания. Жизнь, природа и интуиция – великие силы, помогающие воспитанникам и их наставникам безошибочно определять пути самореализации личности.
Педагог должен, прежде всего, заботиться о создании свободной атмосферы, не ограничивать процесс самовыражения личности – меньше наставлений, больше дружеского участия.
Экзистенциализм в педагогике 20 в. был развит Н. Бердяевым, О. Больновой, Бубер, В.В. Зеньковским.
В.В. Зеньковский создал направление православной педагогики за рубежом. Был сторонником светского образования. Религиозное воспитание, по его мнению, необходимо для фактора национальной идентификации в условиях эмиграции («История русской педагогики в XX в.», 1960)
Сер.III в. до сер. VI в. н. э.
Неоплатонизм
самое развитое и влиятельное философское направление поздней античности, систематизировавшее учение Платона об отдельно существующих умопостигаемых идеях как единственно подлинном бытии с помощью методов аристотелевской логики. Первосоздателем неоплатонизма является Аммоний Саккас, подлинным основателем – Плотин.
Плотин считал – основой всего существующего является сверхразумный божественный принцип, абсолютно непознаваемое бытие. Единственным познанием является познание подлинного бытия (божественного принципа). Его невозможно постичь ни чувственным, ни рациональным путем. Есть только один способ приближения к божественному принципу – «экстаз», который достигается лишь духовным усилием, душевным сосредототочением и подавлением всего телесного.
Всякая жизнь есть некое мышление, но одно более смутное, чем другое, как жизнь. А та более ясная и первая жизнь есть одно с первым умом. Следовательно, первое мышление, и последняя жизнь есть последнее мышление. Если…поэтому истиннейшая жизнь есть жизнь благодаря мышлению, а жизнь тождественна с истиннейшим мышлением, то истиннейшее мышление живет, а созерцание и такой предмет созерцания есть живое и жизнь, и оба – одно.
Поэтому Плотин считал: «ум и отрок … нуждаются в насыщении и в мышлении». Цель образования научить слиться с божеством, достигаемое через катарсис – очищение телесного и низменного.
Цель воспитания по Михаилу Пселлу – формирование высоко образованного человека, обладающего христианской твердостью ума и душевным благородством.
Аммоний Саккас, Плотин.
Ямвлих, Порфирий, Прокл.
Философия неоплатонников оказала значительное влияние на формирование философских взглядов христианских мыслителей Византии, а именно: Псевдо-Дионисий Ареопагит, Василия Кесарийского, Григория Назиазина, Григория Нисского. Они широко использовали понятия неоплатонизма для толкования и изложения христианского вероучения и построения системы христианского воспитания.
С X–XI вв. Михаил Пселл – проповедник аскетизма («исихазм»). XIV–XVI вв. – Григорий Плифон – выдающийся платоник, один из основателей новоевропейской диалектики.
Николай Кузанский –переосмыслил учение Платона и неоплатонников. В философии открыл принцип совпадения противоположностей – максимума и минимума.
Михаил Пселл соглашаясь с учением о двух природах – земной и небесной считал, что процесс образования человека должен состоять из двух этапов: изучения наук о низшей природе, которое завершается усвоением элементов античной философии, и постижения божественного мира через изучение теологии
Эпоха Возрождения
XIV–XVII вв.
Антропоцентризм. Пантеизм (натурфилософия)
Антропоцентризм – воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Т. о. антропоцентризм отражает ценность отдельного человека.
Пантеизм – учение о том, что все есть Бог; учение, обожествляющее Вселенную, природу.
Николай Кузанский считал, что «Бог есть свернутый мир. Вселенная есть развернутый Бог. Бог заключает в Себе все в том смысле, что все – в Нем; Он является развитием всего в том, что сам Он – во всем».
Человек есть Бог, только не абсолютно, раз он человек; он – человеческий бог. Человек есть также мир, но не конкретно все вещи, раз он человек; он – микрокосм, или человеческий мир. область человечности охватывает, таким образом, своей человеческой потенцией бога и весь мир. Человек может быть человеческим богом».
Николай Кузанский возвращает нас к Зенону с его парадоксами бесконечности. Центр и окружность космоса – это Бог, а посему хотя мир не бесконечен, однако его нельзя помыслить и конечным, поскольку у него нет пределов, между которыми он был бы замкнут.
Идеи Н.Кузанского отразились в трудах Г. Галилея и Б. Кавальери.
Николай Коперник разрушил важнейший принцип аристотелевской физики и космологии, отвергая вместе с ним и представление о конечности космоса. Он утверждал, что не Земля, а Солнце является центром мироздания, а наша Земля вместе с другими планетами вращается вокруг своей оси, поворачиваясь к Солнцу то одной, то другой своей стороной, отчего и происходит смена дня и ночи. Если у Вселенной есть центр, значит, у нее есть и граница.
Эту неправильную идею исправил Джордано Бруно. Вселенная, которая, по его мнению, пронизана божественным началом, одухотворена, жива, едина (здесь он повторяет идеи Демокрита и Эпикура). Из этого натуралистического пантеизма вытекают все основные положения философского учения Бруно.
Джордано Бруно отождествлял космос с бесконечным божеством. Если Вселенная божественна, то может ли она иметь границы, быть конечной? Разумеется не может. Вселенная бесконечна, а количество миров в ней бесконечно. Из этого положения неизбежно следует, что у мироздания нет центра, и, стало быть, наше Солнце вовсе не является центром мира. Вселенная бесконечна, ее центр везде и поэтому нигде; любое небесное тело можно рассматривать в качестве относительного центра, абсолютного же в принципе не может быть. Мир, нас окружающий, устроен разумно и правильно. Мир – это Бог, и, вглядываясь в мир, мы сливаемся с Богом. Всюду Мировая Душа, пронизывающая материю и движущая ее. Смерти нет – есть лишь переходы одного в другое. Бог всюду, в тысяче масок и обличий. Он бездонен, непостижим и неисчерпаем (это есть не что иное, как неоплатонизм, который Бруно назвал «героическим энтузиазмом», что в переводе означает – «обожание», слияние человека с Богом).
Поскольку Вселенная бесконечна и неподвижна, не нужно искать ее двигателя. Бесконечные миры, содержащиеся в ней, каковы земли, огни и другие виды тел, называемые звездами, все движутся вследствие внутреннего начала, которое есть их собственная душа, и вследствие этого напрасно разыскивать их внешний двигатель.
Мы непрерывно меняемся, и это влечет за собою то, что к нам постоянно притекают новые атомы и что из нас истекают принятые уже решения.
Эразм Роттердамский считал, что для преобразования мира, изменение государственного и церковного уклада, достижения человеческого счастья необходимо высоко поставить дело воспитания. Поэтому высочайшей целью воспитания является формирование в процессе воспитания чувства морального долга и религиозного послушания. «Знание указывает, чего просить во имя Христово, т.е. спасительного… Но молитва даже предпочтительнее, так как она соединяет с Богом; однако и знание не менее необходимо».
Томас Мор один из основоположников утопического социализма. Его взгляды оказали большое влияние на последующих представителей утопического социализма. Он требует отчуждения собственности индивидов в пользу государства, напоминающего «государство» Платона, требует религиозной веротерпимости, возможно меньшего количества религиозных догм и передачи дела воспитания юношества духовенству. «Увещание и внушение лежит на обязанности священников, а исправление и наказание преступных принадлежит князю и другим чиновникам.
Священники занимаются образование мальчиков и юношей. Но они столько же заботятся об учении, как о развитии нравственности и добродетели. Именно, они прилагают огромное усердие к тому, чтобы в еще нежные и гибкие умы мальчиков впитать мысли, добрые и полезные для сохранения государства».
Мишель де Монтень будучи скептиком, но не агностиком выступил против схоластического догматизма и религиозного авторитаризма. Ему, в начале своего творчества были близки идеи Сенеки, Марка Аврелия, Эпиктета. Но по мере приобретения жизненного опыта он стал близок к Эпикуру и Лукрецию. Под влиянием философии эпикуризма проповедовал гедонизм, веротерпимость, лояльность, доброжелательность, нравственность. Он считал, что человек должен сам выстраивать свое существование, пользуясь духовными и телесными наслаждениями, которые дарит природа
Один главных философских вопросов, над которым он работал долгое время – это вопрос о человеческом знании. Монтень показал историческую относительность и изменчивость знания, необходимость его постоянного совершенствования. Считал теологию ложной наукой, закабаляющей разум, отрицал бессмертие души и загробное воздаяние.
Не без основания, пожалуй, приписываем мы простодушию и невежеству склонность к легковерию и готовность поддаваться убеждению со стороны… Чем менее занята и чем меньшей стойкостью обладает душа, тем легче она сгибается под тяжестью первого обращенного к ней убеждения. Вот почему дети, простолюдины, женщины и больные склонны к тому, чтобы их водили, так сказать, за уши.
Монтень считал, чтобы человек был способен самостоятельно мыслить, ему надо помочь научиться наблюдать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы. По его мнению, ценность в формировании человеческой личности представляют лишь те знания, которые получены путем эксперимента (опыта). Это опыт, поставленный на самом себе, на человеке, который наблюдает за окружающим миром и одновременно анализирует данный ему Богом разум. Таким образом, Монтень возвращается высказыванию одного из семи греческих мудрецов Фалеса: «Познай себя!».
Колюччо Салютати, Леонардо Бруни, Эразм Роттердамский, Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Никколо Макиавелли, Томас Мор, Джордано Бруно, Мишель Монтень и др.
На основе гуманистических воззрений, развивая педагогические идеи Квинтиллиана, Эразм Роттердамский сделал два открытия в педагогике:
Воспитание – универсальное явление и универсальная деятельность человека. Это форма становления и развития человека. Вне воспитания развитие человека невозможно.
2. Мир ребенка и мир детства. Ребенка надо воспитывать через его внутренний мир
путем развития его души. Чтобы правильно его воспитывать, ребенка надо знать, изучить.
Воспитание является целью, обучение – средством, но главным воспитании выступает хорошее образование.
Предмет детского наставления состоит во многих частях, из которых как первая, так и особенная есть та, чтоб «младый» дух занимался семенами благочестия, вторая – чтоб он любил и изучал свободные науки; третья с самых первых лет немедленно привыкал к учтивому обхождению в свете. Ребенку надо дать раннее научное образование. Начинать нужно с 3-х лет. В основу развития в процессе воспитания не допускать ничего такого, что превосходит силы ребенка, даже игры.
Гуманистический образец образования, разработанный Э.Роттердам-ским лег в основу мировой педагогической теории и практики.
Первые шаги в практическом осуществлении гуманистичес-ких идей образования были сделаны итальянскими педагогами Витторино да Фельтре и Гуарино Гуарини.
Томас Мор в труде «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии» определил:
1. Получателей образования – все дети, как мальчики, так и девочки, Вообще все люди.
2.Степень образования – для всех равное общественное воспитание и первоначальное обучение.
3.Содержание образования – чтение, письмо, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, диалектика. естествознание, теоретическое земледелие (здесь он продолжает идеи Квинтиллиана, Августина Блаженного).
4.Язык обучения – родной.
5. Содержание воспитания – физическое, умственное, трудовое, самообразование.
Томас Мор сетовал за то, чтобы воспитанием сформировать в человеке умение вести здоровый образ жизни, а высшие духовные наслаждения он находил в исканиях и созерцании истины, приятных воспоминаниях и надежде на счастливое будущее.
В «Опытах» М. Монтень определил главную задачу образования и воспитания – обретение моральных качеств, гражданских чувств. Он считал, что образование должно прежде всего развивать ум учащихся, воспитывать в детях привычку к самостоятельной мысли и критическому отношению к любым взглядам и авторитетам. По его мнению, содержание образования должно включать: чтение и письмо, математику, физику, геометрию, историю, физическую культуру.
Одним из первых высказал мнение о том, что «природа – воспитатель». Большая часть традиционного слишком неважна, чтобы для ее ниспровержения подвергаться опасности. Благоразумие в жизни – самая необходимая добродетель.
В «Опытах» отразились наиболее полное выражение восприятие мира, свойственное позднему Возрождению, трезвый взгляд на мир и на общество. «Опыты» оказали влияние на формирование философских взглядов на Паскаля, Вольтера, Руссо, Ф. Бэкона.
XVII в. Новое время
Эмпиризм
Эмпиризм (от лат. experimentum – проба, опыт) направление в гносеологии, согласно которому чувственный опыт есть основа познания, его главный источник и критерий достоверности (истинности).
Эмпиристы утверждали, что: «нет ничего в разуме, чего бы не было в опыте (чувствах), «знание – сила».
Родоначальником эмпиризма считают Ф. Бэкона. Он считал, что задачей философии является создание нового метода научного познания; переосмысление предмета и задачи науки. Цель научного знания – в принесении пользы человеческому роду. Общая задача всех наук – увеличение власти человека над природой.
Философ писал: «Моя цель заключается в том, чтобы без прикрас и преувеличений показать истинный вес науки среди других вещей и, опираясь на свидетельства божественные и человеческие, выяснить ее подлинное значение и ценность».
Ф. Бэкон был убежден в том, что: образование освобождает человека от дикости и варварства. Но следует сделать ударение на этом слове «правильное». Ведь беспорядочное образование действует скорее в противоположном направлении;
Образование уничтожает легкомыслие, несерьезность и высокомерие; образование уничтожает пустое и чрезмерное удивление перед вещами, главный источник всякого неосновательного решения, ибо удивляются вещам или новым, или, великим.
Философия Ф. Бэкона строится на убеждении в положительной силе науки, тесно связанной с техническими изобретениями, в насущной необходимости выработки научного метода. Всякая наука дает нам двоякого рода знание. Одно есть результат божественного вдохновения, второе – чувственного восприятия. Что же касается того знания, которое является результатом обучения, то оно не первоначально, а основывается на ранее полученном знании, подобно тому, как это происходит с водными потоками, которые питаются не только из самих источников, но и принимают в себя воды других ручейков.
Согласно Ф. Бэкону наука должна иметь прочную опытно-экспериментальную базу, вырабатывать систему истинного знания о мире, служить мощным средством подчинения природы интересам человека и совершенствования общества.
Центральное место в философии Ф. Бэкона занимает классификация видов знания. Он разделил знания на теоретические и практические в области естествознания. Он считал, что наиболее правильным разделением человеческого знания является то, которое исходит из трех способностей разумной души, сосредоточившей в себе знание, история соответствует памяти, поэзия воображению, философия рассудку.
У философии троякий предмет – Бог, природа, человек и сообразно этому троякий путь воздействия. Природа воздействует на интеллект непосредственно, т.е. как бы прямыми лучами; Бог же воздействует на него через неадекватную среду (т.е. через творения) преломленными лучами; человек же, становясь сам объектом собственного познания, воздействует на свой интеллект отраженными лучами. Следовательно, выходит, что философия делится на три учения: учение о божестве, учение о природе, учение о человеке.
В 1623г. издал трактат «О достоинстве и увеличении наук» в нем он в качестве отдельнойотрасли знания назвалпедагогику, под которой понимал «руководство чтением». Таким образом, как особая наука педагогика впервые была вычленена из системы философских знаний в начале 17 в.
Статус педагогики как самостоятельной науки был закреплен трудами чешского педагога Я. А. Коменского.
Принципы эмпиризма получили развитие у Т. Гоббса. Согласно его учению реально существуют только единичные понятия, а общие понятия суть лишь имена вещей. Всякое знание поэтому имеет своим источником опыт; только один род опыта, есть восприятие, или первичное знание, а другой – знание об именах вещей. Источник этого второго опыта – ум, который сводится, таким образом, к способности именования вещей и связывания имен, т.е. правильного употребления слов (номинализм).
Учение Т.Гоббса определенной степени повлиял на появление великого труда русского философа и педагога А.Ф. Лосева «Философия имени»
Френсис Бэкон
Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм, Дж. Ст. Милль, Р. Бойль, Р. Гук, И. Ньютон, Дж. Дьюи и др.
Ф. Бэкон выдвинул проект «великого восстановления наук» через реформирование содержания образования. Оно, по мнению философа, должно включать: учение о природе, учение о человеке и обществе.
Учение о природе должно быть направленное на исследование причин и получение результатов и делится на две части – на теоретическую и практическую. Первая должна быть направлена на исследование недр природы, вторая на изменение природы; Учение о человеке должно состоять из двух частей. Одна из них должна рассматривать человека, как такового, вторая – в отношении к обществу. Первую Ф. Бэкон назвал философией человека, вторую – гражданской философией. Содержание первой части складывается из частей, соответствующих тем частям, из которых состоит сам человек, а именно из наук, изучающих тело, и наук, изучающих душу… должна заниматься цельной природой наука о природе и состоянии человека может быть разделена на две части, из которых одна человека, а другая самой связью души и тела; Первую он назвал учением о личности человека, вторую – учением о связи души и тела.
В содержание образования Ф. Бэкон также включает логику и этику. Он считал, что логика изучает процессы понимания и рассуждения, этика – волю, стремления и аффекты; первая рождает решения, вторая – действия.
Содержание этики он предлагает разделить на два основные учения: первое – об идеале (exemplar), или образе блага, и второе – об управлении и воспитании (cultura) души (Это содержание он называет «Георгики души»). Содержание первой части, по мнению Ф. Бэкона, раскрывает природу блага, второе формулирует правила, руководствуясь которыми душа приспосабливает себя к этой природе. Философские идеи Ф. Бэкона оказали существенное влияние на формирование педагогики Нового времени, особенно на Д. Локка, К. А. Гельвеция, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо и др.
В 20 в. эмпирические идеи в философии и педагогике были развиты Дж.Дьюи. Именно он выдвинул мысль о том, что центральными понятиями философии и педагогики являются понятие опыта, вокруг изучения которого необходимо построить все философско-педагогические исследования. Под опытом понимал все то, что имеется в человеческом сознании, как врожденное, так и приобретенное в процессе человеческой жизни. Особую роль отводил человеческому сознанию как носителю опыта. Делил опыт на чувственный, сверхчувствен-ный, религиозный, моральный, а также художественный, социальный, культурный и др., - имея в виду, что в совокупности опыт охватывает все сферы жизни.
Философ считал, что подлинным образованием является то ценное, вынесенное и пережитого из конкретных ситуаций, из специально организованного опыта, из «делания». Эмпирические идеи Дж.Дьюи переросли в реформаторскую педагогику – прагматизм, основанного на трактовке истинности как практической значимости: «истинно то, что полезно».
Один из путей реализации установок прагматизма – внедрение методов проектов (У.Х. Килпатрик).
Идеи прагматизма дали толчок возникновению различных направлений в педагогике 20 в.
Педагогикадействия. Основоположник В.А. Лай. Основная идея – развитие ребенка через формы активной изобразительно-выразительной деятельности: сочинения, иллюстрирование литературно-художественных произведений, лепка, изготовление или моделирование различных предметов. проведение физических и химических опытов.
В русской педагогике в 40-50-е гг. – «деятельностный подход». Основная идея – человек проявляется и развивается в деятельности. эта закономерность положена в основу принципа деятельностного подхода в воспитании ( на основе психологических теорий С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина и др.
Неопрагматизм (А. Маслоу, А. Комбс, Э.Келли, С. Хук и др.). основная идея – усиление индивидуалистической направленности воспитания. Неопрагматисты отстаивают полный произвол в поступках и оценках личности. Причем в такого рода поведении личности они видят источник ее активности и оптимизма, поскольку в своих действиях она ничем не связана, руководствуется лишь своими желаниями, своей волей.
Рассматривая вопрос об отборе учебного материала для общеобразовательной школы, неопрагматисты, ставят на первое место критерий релевантности, соответствия содержания образования интересам и непосредственным потребностям ребенка. Тем самым, они поддерживают идеи Дж. Дьюи о том, что истинность знаний определяется их практической пользой для жизни.
Современные неопрагматисты решительно отстаивают идею комплексности в содержании образования, придавая ей универсальное значение и противопоставляя ее предметному принципу
XVII в.
Классический рационализм
Рене Декарт стоит у истоков рационалистической традиции Нового времени. На становление его философии ощутимо влияние стоицизма и августианства. К рационалистам можно отнести также философов, начиная с античности – Демокрита, Сократа, Платона, Эпикура, Канта и др.
Рационализм (от лат. rationalis – разумный) – совокупность философских направлений, делающих центральным пунктом анализа разум, размышление, рассудок – с субъективной стороны, а разумность, логический порядок вещей – с объективной.
Декарт считал: «Для познания вещей нужно учитывать лишь два условия, а именно нас, познающих, и сами подлежащие познанию вещи. В нас имеется только четыре способности, которыми мы для этого можем воспользоваться, а именно разум, воображение, чувство и память. По мнению Декарта, человек состоит из нематериальной непротяженной души – мыслящей, бессмертной, обладающей свободной воли, и тела – материального, протяженного, действующего рефлекторно, как механизм, обуславливающий тягу человека к удовольствию и пользе. Душа составляет сущность человека, «если бы тела даже вовсе не было бы, душа не перестала бы быть всем тем, что она есть». Человека можно отличить от автомата по целенаправленной деятельности и речи.
Статус педагогики как самостоятельной науки был закреплен трудами В. Ратке и, особенности Я.А. Коменского.
Для Декарта познание есть отыскание разумом истины. Путь к истине открывает научный метод. Истина – всеобща и необходима, т.е. абсолютна. Всеобщее и необходимое знание не может быть выведено из опыта, основание для него находится в самом разуме.
Декарту принадлежит идея создания научного метода. Метод, как его понимал философ должен превратить познание в организованную деятельность, освободив его от случайности, от таких субъективных факторов, как наблюдательность или острый ум, с одной стороны, удача и счастливое стечение обстоятельств с другой.
Под методами познания он понимал те достоверные и легкие правила, строго соблюдая которые человек никогда не примет ничего ложного за истинное и, не затрачивая напрасно никакого усилия ума, но постоянно шаг за шагом приумножая знание, придет к истинному познанию всего того, что он будет способен познать. Методу познания он придавал исключительное значение и считал, что даже «несовершенный человек, найдя верный метод познания, может, с помощью разума, подчинить себе мир». В вязи с чем, в «Рассуждении о методе» Декарт выдвигает четыре «правила для ума»: 1. Никогда не принимать за истинное ничего, что я не признал бы таковым с очевидностью, т.е. тщательно избегать поспешности и предупреждения и включать с свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению.
2. Делить каждую из рассматриваемых мною трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить.
3. Располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, од познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые естественным ходе вещей не предшествует друг другу.
4. Делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено.
В «Метафизике» он отмечает: «Человеку, исследующему истину, необходимо хоть один раз в жизни усомниться во всех вещах – насколько они возможны.
Мы должны также считать все сомнительное ложным. Однако это сомнение не следует относить к жизненной практике.
Мы не можем сомневаться в том, что, пока мы сомневаемся, мы существуем: это – первое, что мы познаем в ходе философствования». Отсюда вытекает основное философское положение Декарта: « Я мыслю, - следовательно, я существую». Таким образом, он объявил разум единственным источником знания: «недостаточно меть хороший ум, нужно его хорошо развить».
Главная заслуга Декарта заключается в том, что он первым высказал общую идею, согласно которой в философии следует считать истинным только то, что отчетливо ясно можно познать. Тем самым он установил в философии понятие «принципа», при котором истинным считается лишь то, что описано с помощью этого принципа и выведено из него.
В философии Декарта отчетливо воплощается намеченный протестантизмом дуализм духа и материи. Дело в том, что из мыслящего «Я» Декарт выводит идею о Боге, из идеи О Боге – бытие Бога, а из Него – реальность всего внешнего мира.
Бог, по его мнению, даритель всех светочей истины, так что полностью немыслимо, чтобы Он вводил нас в заблуждение, т.е. был подлинной и позитивной причиной ошибок, которым мы чувствуем, мы подвержены. Бог является первичной причиной движения тел в протяженности. Он же создатель всей этой материи. Движение также происходит благодаря божественной силе, Таким образом, Декарт стал первым философом, допустившим существование движущегося первоначала, которое затем стало движущей силой материи.
Заслугой Декарта является и то, что он построил древо знаний Нового времени. Философ считал: «Философия подобно дереву, корни которого – метафизика, ствол физика, а ветви, исходящие от этого ствола, все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике». Этику он считал высочайшей и совершеннейшей наукой, которая предполагает полное знание других наук и является последней степенью к высшей мудрости.
Идеи рационализма оказали сильнейшее влияние на этику, эстетику, философию языка, педагогику и других направлений теоретической мысли Нового времени.
Как антифилософская реакция против рационализма возникает позитивизм (Д. Юм, Даламбер, Тюрго, О. Конт и др.), а затем и неопозитивизм (М. Шлик, Р. Карнап, Л. Виттгенштейн, Х. Рейхенбах и др.
Они внесли определенный вклад в уточнение и систематизацию логических принципов и методических приемов научного исследования, показали широкие возможности применения математических методов, выступили против некоторых наиболее иррационалистических и псевдонаучных построений исследований.
Неопозитивисты стремились философски обосновать идеи сциентизма, т.е. абсолютизацию социальной роли науки, с помощью которой якобы можно разрешить все насущные проблемы общественной жизни. При этом подлинной наукой признается лишь математика и естествознание, а остальные области знания являются «мифологической сферой».
Неопозитивисты выступили также с предложениями «математизировать» педагогику, отбросить ее «гуманитарно-мифологические элементы», отбросить все то, что не поддается «прямой верификации (Р. Арчемболт).
Наиболее резкими оппонентами неопозитивизма в философии выступили экзистенциалисты, которые считали, что развитие науки и техники уничтожает исторически сложившийся тип одухотворенного, мыслящего человека, порождает людей-роботов, ведет мир к страшной катастрофе.
Рене Декарт
Спиноза, Лейбниц, Фихте, Шеллинг, Гегель и др.
Идеал воспитания и обучения Декарт видел в развитии ясного мышления, основанного на доказательстве. Считал, что природных задатков для развития ума недостаточно, образование должно дополнять их и руководить ими. Рутинному обучению, основанному на механическом заучивании, противопоставлял свободу мысли и стремление к истинному знанию.
Из эмпиризма и рационализма в педагогике были выведены:
1. Отрицание средневековой схоластической науки, основанной на авторитете церкви и Аристотеля.
2. Отрицание гуманистической науки.
3. Принцип самодеятельности учащихся, которые должны доходить до всего самостоятельным мышлением.
4. Принцип индивидуализации обучения, так как мышление. индивидуально.
5. Идея всеобщего обучения.
Философские идеи о формировании человека Нового времени были наиболее полно были обобщены в трудах Я. А. Коменского. В «Великой дидактике» он разработал основные вопросы теории и организации учебной работы с детьми. Он выдвинул и обосновал идею непрерывности образования (учить через всю жизнь).
Написал первую в мире педагогическую книгу для родителей «Материнская школа» о воспитании детей в семье.
Коменский считал, что учить надо всему, но «все подлежащее изучению, должно быть распределено сообразно ступеням возраста»: 1 ступень – «материнская школа» - должна развивать внешние чувства; 2 ступень – «школа родного языка» (с 6 до 12 лет) – внутренние чувства (воображение, память, речь и ручную активность); 3 ступень – «латинская школа» (от 12 до 18 лет) с ее склонностью к умственному труду: обучает понимать причинные связи и развивает способность к суждениям; 4 ступень – «академия» - воспитывает волю. Тем самым Коменский впервые в истории образования предложил стройную систему взаимосвязанных школ, позволяющих юношеству, начиная с раннего детства, получить научное образование.
Он считал, что разум человека способен охватить все при последовательном и постепенном продвижении вперед, следуя от близкого к далекому, от известного к неизвестному, от целого к частному.
Коменский предложил такие идеи по организации образования детей, которые до сих пор остаются актуальными:
1. Идея всеобщего обучения.
2. Идея единой школы.
3. идея природосообразности в обучении.
4. Идея классно-урочной системы обучения.
5. Понятие школьного учебного года, введение четвертей, каникул.
Одновременно с В. Ратке, но более обосновано разработал общедидактические принципы: наглядности, систематичнос-ти, сознательного учения, посильности и прочности обучения.
В плане совершенствования обучения первый ввел принцип наглядного обучения, издав иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках».
В отличие от многих философов, разработавших теоретические основы различных систем воспитания и обучения и не создавших свои школы, Я.А. Коменский создал пансофическую школу (кабинеты физики, механики, естественноисторических наук, кабинет биологии и пришкольный сад), продемонстрировав, как должна быть реализована связь между теорией и практикой. По сути, Я. А. Коменский впервые объективно показал пути реализации принципа связи теории с практикой, а именно, что теоретические изыскания осуществляются не сами по себе и не ради развития философии или науки, а для совершенствования практической деятельности, улучшения жизни людей. Проблемы, которые решают различные науки, всегда ставятся именно практикой, и результаты разрешения научных проблем всегда проверяются практикой и внедряются в практику, в общественное производство, в жизнь, для того, чтобы совершенство-вать ее. Великий педагог показал – «практика – есть критерий истины».
Для своей школы он создал ряд учебников – «Преддверие», «Открытая дверь языков», «Физика», «Астрономия», «Зал», «Школа – игра»
Разработал теорию дошкольного воспитания («Материнская школа»).
Нынешний педагогический неопозитивизм именуется «новым гуманизмом» или «сциентизмом» (П. Херс, Дж. Вильсон, Р.С. Питерс, Л. Колберг и др.). Основные идеи – воспитание должно быть очищено от мировоззренческих идей, так как социальная жизнь в условиях научно-технического прогресса нуждается в «рациональном мышлении», а не в идеологии. Необходимо полная гуманизация системы воспитания. Она является главным средством утверждения во всех сферах жизни общества справедливости как высшего принципа отношений между людьми
XVIII–сер.XIX вв.
Философия просвещения – течение в области культурной и духовной жизни, ставящее себе целью заменить воззрения, основывающиеся на религиозно или политическом авторитете; основанное на убеждении и решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества.
Основные черты философии Просвещения: прогрессизм, просветительство, историзм, социальность, демократизм, эволюционизм, радикализм, антиклерикализм.
Просвещенцы поставили себе задачу уничтожить власть церкви над обществом, «раздавить эту гадину» (Вольтер) и построить общественные отношения в соответствии с требованиями разума. Они считали, что для этого необходима разработка, систематизация опытно- практических и теоретических знаний по всем областям жизни и, особенно, популяризация, распространение их, просвещение народа и воспитание его в духе нового мировоззрения.
П.А. Гольбах выразил «общее» мнение просвещенцев о человеке: «Люди всегда будут заблуждаться, если станут пренебрегать опытом ради порожденных воображением систем. Человек – произведение природы, он существует в природе, подчинен ее законам, не может освободиться от нее, не может – даже в мысли – выйти из природы. Тщетно дух его желает ринуться за грани видимого мира, он всегда вынужден вмещаться в его пределах. Для существа, созданного природой и ограниченного ею, не существует ничего, помимо того великого целого, часть которого оно составляет и воздействие которого испытывает».
Д. Юм как бы продолжил эту мысль: «Мир, в котором мы обитаем, представляет собой как бы огромный театр, причем подлинные пружины и причины всего происходящего в нем от нас совершенно скрыты, и у нас нет ни знания достаточного, чтобы предвидеть те бедствия, которые беспрестанно угрожают нам, ни силы достаточной, чтобы предупредить их. Мы непрестанно балансируем между жизнью и смертью, здоровьем и болезнью, изобилием и нуждою, - все это распределяется между людьми тайными, неведомыми причинами, действие которых часто бывает неожиданным и всегда – необъяснимым». Согласно Д. Юму эти неведомые причины и есть источники возникновения суеверий, потому как люди не могут расчленить природу в соответствии с требованиями наиболее вероятной или по крайней мере наиболее вразумительной философской системы. Из-за невежества люди не могут понять, что «причины суть не что иное, как особое строение и структура мельчайших частиц их собственных тел, а также внешних объектов, и что все события, в которых они так заинтересованы, порождаются правильно и постоянно функционирующим механизмом». Отсюда один из главных тезисов Просвещения – просвещение народа и воспитание его в духе нового мировоззрения. Просвещенный индивид должен быть носителем прогресса, носителем духа развивающегося общества, в пределе – всего человечества. Только опора на собственный просвещенный разум делает человека независимым и самостоятельным. Поэтому просвещенцы считали распространение света разума своим главным делом, что и отразилось в стремлении создать новую систему образования и воспитания.
В конце XVIII в. под влиянием философских идей о формировании человека нового типа возникает философско-педагогическое течение филантропизм (нем. Philanropinismus, от греч. philantropos – друг человека). Основные представители Х.Г. Зальцман, И.Б. Базедов.
В философии Просвещения ярко выделяются три основных наравления: деистическое (Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк), атеистическо-материалистическое (Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах), утопическо-социалистическое (Мабли, Морелли, Бабеф, Оуэн, Сен-Симон).
XVII–XVIII вв. можно охарактеризовать как торжество логического и действительного, затем абсолютизация естественного разума. Но философия Просвещения обнаружила свою ограниченность сначала в трудах Фихте, Шеллинга, Гегеля; затем в учениях Юма, Канта. В то же время Кант, Фихте и Гегель сохранили просветительскую веру в разумного человека, придав ей в исторической перспективе более глубокий смысл.
Кант назвал Просвещение эпохой совершеннолетия человечества, когда отдельный человек должен иметь мужество пользоваться собственным рассудком – «Sapere aude» («Дерзай быть мудрым»).
2-я половина XVIII в. до сер. XIX в. – немецкая классическая философия. Подготовлена трудами немецких просветителей Г.В. Лейбница, Х. Вольфа, И.Г. Гердера и др.
В немецкой классической философии выделяются три ведущих философских направления: объективный идеализм (Кант, Шеллинг, Гегель); субъективный идеализм (Фихте); материализм (Фейербах).
Наиболее характерные черты: признание общезначимыми просветительские ценности прогресса человеческого рода, разума, свободы. Предельное сближение ценности Божественного абсолюта и ценности развивающегося человечества. Соединение прогрессизма и антропо-социоцентризма. Признание в качестве ценности духовно-практической активности человека.. Соединение идеализма и диалектики.
Признание человека как деятельного культурно-исторического существа, создающего себя в обществе и в истории.
Признание в качестве главных созидательных сил человека разум, нравственность, общение и труд.
Философия была переориентирована от традиционных проблем (бытие, мышление, познание и др.) на исследование человеческой сущности. Особое место в немецкой классической философии занимает учение о развитии; она обогатила логико-теоретический аппарат философии; взглянула на историю как целостный процесс.
И. Кант создал философскую систему, именуемую критическая философия или трансцендентальный идеализм.
Кант полагал, что главным вопрос философии антропологический: «Что такое человек?», который охватывает три кардинальных вопроса: 1. Что я могу знать (гносеологический). 2. Что я должен делать? (моральный). 3. На что я могу надеяться? (религиозный).
Главная задача решаемая Кантом – нахождение всеобщих и необходимых оснований человеческого познания и гуманистических ценностей, прежде всего свободы личности.
Г. Гегель отождествлял бытие и мышление, выдвинул учение об абсолютной идее, независимой от сознания и являющейся первопричиной всего сущего, материального мира, и тем самым глубоко обосновал концепцию объективного идеализма.
Гегель развил диалектику. Если для Сократа диалектика – искусство вести беседу с целью выявления понятий, для Платона – высшая наука, метод познания идей, для софистов – интеллектуальное оружие в борьбе за существование, для Канта диалектика – «псевдофилософствование», то для Гегеля диалектика есть – учение о всеобщем развитии, его основных законов и принципов. Диалектика есть «использование в науке закономерности, заключенной в природе мышления, и в то же время сама закономерность».
Л. Фейербах подверг критике идеализм и выдвинул целостную и последовательную материалистическую картину мира тем самым продолжил традиции материалистического понимания мира, заложенные еще в Древней Греции Демокритом и Эпикуром; философами нового времени Бэконом и Локком.
В противовес объективному идеализму Гегеля Л. Фейербах выдвинул теорию антропологического материализма, основными идеями этой теории являются: единственно существующими реальностями являются природа и человек; человек является частью природы, уникальное биологическое существо, наделенное волей, разумом, чувствами, желаниями; смыслом жизни человека должно стать стремление к счастью; человек есть единство материального и духовного; человек должен стать главным интересом философии; идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека; Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует, Бог – плод воображения человека; природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожима; все, что нас окружает (предметы, явления), - различные проявления материи.
Критикуя идеи Канта об ограниченных познавательных способностях разума человека и непознаваемости внутренней сущности вещей и явления окружающего мира выдвинул идею познаваемости окружающего человека мира, признав тем самым безграничность познаваемых возможностей разума. Фейербах считал, что безграничность возможностей познания наступает не сразу, а развивается постепенно, по мере эволюции человека, накопления опыта, роста научно-технического прогресса.
XIX в. в философском отношении не составляет единой картины, намечается сильное влияние различных идеологий, начала торжества позитивизма. В то же время, последней трети XIX в. наметились такие философские течения, как: позитивизм, иррационализм, неокантианство, «философия жизни», абсолютный идеализм, прагматизм, которые подготовили развитие философских течений: позитивизм, экзистенциализм, феноменология, неопозитивизм.
XX в. можно охарактеризовать как «век анализа» или «век великих разочарований»
Дж. Локк, Дж.А. Коллинз, Дж. Толанд, А.Э. Шефтсбери, Ш. Монтеске, Ж.Ж. Русо, Д. Дидро, К.А. Гельвеций, П.А. Гольбах, Г.Э. Лессинг, И.Г. Гердер, И.В. Гете, Т. Джеферсон, Б. Франклин, Т. Пейн, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, А.И. Герцен и др.
Развита И. Кантом, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель, Л. Фейербахом.
Идеи просвещения оказали значительное влияние на развитие общественной мысли и на педагогику как науку и искусство.
Дж. Локк разработал теорию воспитания, при этом большое внимание уделял ее психологическимосновам.
В работе «Мысли о воспитании» он изложил взгляды на воспитание джентльмена – человека, уверенного в себе, сочетающего широкую образованность с деловыми качествами, твердость нравственных убеждений с изяществом манер.
Он отрицал наличие врожденных качеств детей, уподоблял ребенка «чистой доске» (tabula rasa), на которой можно писать что угодно, указывая тем самым на большую силу воспитания.
Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци выступая против догматизма и схоластики в педагогике, выдвинули положение о решающей роли воспитания и среды в формировании личности.
Песталоцци считал, что воспитание должно быть природосообразным, а значит, гуманным: оно призвано развивать присущие человеческой природе духовные и физические силы в соответствии со свойственным ребенку стремлением к всесторонней деятельности.
В след за Я.А. Коменским, разработал теорию элементарного образования, обеспечивающую гармоническое развитие человека. Выдвинул идею развивающего обучения.
Ж.Ж. Руссо выступал против авторитаризма в воспитании. Он считал, что детей должны ограничивать не правила и запрещения, установленные воспитателями, а непреложные законы природы. Отрицал какие-либо наказания. Зачинатель теории свободного воспитания и педоцентризма. В качестве основных факторов воспитания признавал природу, людей и предметы окружающего мира. В своем труде «Эмиль, или о воспитании» критикует книжный характер обучения, оторванный от жизни, предлагал учить тому, что ребенку интересно, чтобы ребенок был сам активен в процессе его обучения и воспитания. Руссо считал, что у детей необходимо развивать самостоятельность мышления на основе активизации обучения, связи с жизнью, с личным опытом ребенка.
Руссо постоянно акцентировал внимание на значении труда в воспитании. По его мнению. труд внушает ребенку чувство долга, ответственности за то, что он делает. Кроме того, живя в обществе, человек обязан своим трудом оплачивать стоимость своего содержания. Труд - неизбежная обязанность человека.
Педагогические взгляды Руссо были сформированы на основе дуалистического мировоззрения, Он признавал изначальное существование духа и материи, а потому, в принципе, не отвергал религию, но полагал, что ребенку необходима та религия, которая опиралась бы на первоначальный смысл Евангелия, очищенного от неправильного толкования его отцами церкви.
Все является добрым, поскольку выходит из рук Творца, но вырождается под руками человека,- считал Руссо. И провозглашает лозунг: «Назад к природе!». Тем самым он представляет естественное состояние как идиллию: мирную, безыскусную жизнь в связи с природой. Человеческие потребности просты, общественные связи слабы. Самое главное – люди независимы и равны. В этих мыслях скрывается натурализм философа-педагога, который недооценивал значение общественных социальных связей и неравенства между людьми.
Воспитанию он приписывал задачу устранения всего, что тормозит естественное развитие, и создания для последнего наилучших условий.
По мнению Руссо роль педагога заключается в развитии активности, инициативы ребенка, в косвенном и тактичном руководстве без принуждения.
Педагогические идеи Ж.Ж. Руссо стали основой для возникновения новых теоретических воззрений педагогики и практической деятельности в конце XVIII и в XIX вв., как в Европе, так и в России. Например, И.Ф. Гербарт развил вопрос о роли интереса в процессе обучения; воспитание им определялось как отношение или взаимодействие воспитателя и воспитуемого для непосредственного воздействия на душу с целью образовать ее.
Ф.А. В. Дистервег корректировал положение Ж.Ж. Руссо о «сне разума» у ребенка до 12 лет, полагая, что и в 6 лет ребенок имеет разум, но только занят иными вещами, чем 18 летний юноша.
Опираясь на идеи Ж.Ж. Руссо, М, Монтессори разработала программу и методику сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.
Педагогические идеи Руссо были восприняты и в России. Они оказали влияние на педагогическое творчество И.Б. Базедова, А.Ф. Бестужева, Н.И. Пирогова, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого.
В соответствии с принципами Руссо в конце 18 в. возникает педагогическое направление филантропизм – система воспитания дружественных отношений между людьми, примененная Базедовымв Интернате воспитания в Дессау («Филантропин»). Основные идеи – связь обучения с жизнью, природой. Обучение и воспитание должны быть приятным и радостным. Содержание образования включало языки (греческий, латынь, французский и др.), философию, мораль, математику, естествознание, географию, историю, музыку, рисование, ручной руд, сельхозтруд, экскурсию, физическую культуру. Филантропины были направлены на подготовку молодежи к продолжению обучения в университетах.
В начале XIX в. под влиянием педагогических идей И.Г. Песталоцци, а затем и Э.Белла и Дж. Ланкастера филантропины не стали служить образцом для организации школьного образования как в Европе, так и в России.
К. Д. Ушинский выделил три основных принципа воспитания: народность, христианскую духовность и науку.
Идеи сенсуалистического познания мира Ж.Ж. Руссо отразились в методах обучения, в Яснополянской школе Л.Н. Толстого.
Опираясь на идею Ж.Ж. Русо об идеальной природе ребенка, Л.Н. Толстой считал, что учителя не имеют права принудительного воспитания детей в духе принятых принципов. В основу образования должна быть положена свобода выбора учащимися – чему и как они хотят учиться. Дело учителя – следовать и развивать природу ребенка.
Идеи Л.Н. Толстого получили дальнейшее развитие в деятельности К.Н. Вентцеля, И.И. Горбунова-Посадова и многих других педагогов конца 19 – начала 20 в.
Основная идея К.Н. Вентцеля выражается в том, что воспитание и образование детей в школах должно осуществляться в процессе включения их в повседневную жизнь, в тесной связи с производительным творческим трудом.