Правовые последствия усыновления российских детей иностранными гражданами

На странице подготовлен материал на тему: "Правовые последствия усыновления российских детей иностранными гражданами" с подробным описанием от профессионалов для людей. Если возникнут дополнительные вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Усыновление российских детей иностранными гражданами

Задайте вопрос юристу бесплатно!

Кратко опишите в форме вашу проблему, юрист БЕСПЛАТНО подготовит ответ и перезвонит в течение 5 минут! Решим любой вопрос!

Все данные будут переданы по защищенному каналу

Заполните форму, и уже через 5 минут с вами свяжется юрист

В 2020 году в федеральном банке данных о детях-сиротах находятся сведения о 43 100 детях, оставшихся без родительского попечения. Большинство из них состоят на учете не 1 год. Закон предусматривает возможность семейного устройства несовершеннолетних за пределами страны. Рассмотрим, как проходит усыновление российских детей иностранными гражданами.

Кому допускается усыновление российских детей?

С 2010 года действует ограничение на усыновление российских детей гражданами других стран. Наложен полный запрет на прием российских несовершеннолетних гражданами США (ст. 4 ФЗ от 2012 № 272).

Беспрепятственно могут усыновить российского ребенка граждане СНГ, Италии, Испании, Франции, Великобритании. Однако Постановление Правительства от 2000 года № 275 устанавливает ограничение. Правом на принятие в семью российского ребенка иностранцы наделяются только через 12 месяцев после поступления сведений о нем в региональный банк данных.

Усыновление возможно, если за 1 год несовершеннолетний не был передан в семью:

Статистика усыновления

Количество несовершеннолетних, переданных на иностранное усыновление с каждым годом уменьшается. В 2018 году иностранцами были усыновлены 256 детей. Аналогичный показатель 2017 года составляет 336 несовершеннолетних (на 23,8% больше), а в 2016 году – 433 ребенка (на 40,9% больше).

Основной причиной уменьшения числа усыновленных детей стало принятие ФЗ № 272 от 2012 года. Его появление обусловлено фактами жестокого обращения американскими усыновителями с российскими детьми.

Принятие закона имело значительный резонанс. Противники закона поясняли, что количество детей, пострадавших в приемных семьях РФ значительно больше. Однако закон был принят. С 2012 года наложен запрет на усыновление российских детей американскими гражданами и лицами, имеющими двойное гражданство (если одно из них гражданство США).

Процедура семейного устройства в России имеет ряд особенностей. Поэтому иностранным гражданам сложно самостоятельно решить вопрос с усыновлением. Однако на помощь придут специализированные агентства. Если у вас возникли проблемы с иностранным усыновлением, необходимо получить юридическую поддержку. Оставьте заявку, и юрист немедленно окажет вам правовую помощь.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

  • В связи с постоянным изменением законодательства, подзаконных актов и судебной практики, порой мы не успеваем обновлять информацию на сайте
  • Ваша юридическая проблема в 90% случаев индивидуальна, поэтому самостоятельная защита прав и базовые варианты решения ситуации зачастую могут не подходить и приведут лишь к усложнению процесса!

Поэтому обратитесь к нашему юристу за БЕСПЛАТНОЙ консультацией прямо сейчас и избавьтесь от проблем в дальнейшем!

Усыновление иностранцами детей – российских граждан (стр. 5 из 14)

Если ребенок усыновляется лицом, состоящим в браке, необходимо также согласие на усыновление его супруга, который не является усыновителем, поскольку этот супруг также будет принимать участие в воспитании ребенка в качестве его отчима или мачехи. Необходимость в получении согласия супруга усыновителя отпадает, если супруги прекратили супружеские отношения, не проживают совместно более года и место жительства другого супруга неизвестно. Для обеспечения усыновителям и усыновляемым равных условий и облегчения контроля за усыновлением, дети, подлежащие усыновлению, и лица, желающие усыновить ребенка, регистрируются отдельно. В соответствии с законодательством введена система централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей. Выявлению и учету подлежат дети, родители которых умерли, неизвестны («подкидыши»), лишены родительских прав, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными, уклоняются от воспитания и содержания своих детей и т.п.[18]

При этом должно быть установлено отсутствие родительского попечения в отношении обоих родителей. Сведения о таких детях ставятся на централизованный учет в случае, если эти дети еще не устроены на воспитание в семьи или находятся в специализированных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Каждый ребенок, оставшийся без попечения родителей, регистрируется в журнале первичного учета («муниципальный уровень»), и в течение месяца со дня регистрации орган опеки и попечительства предпринимает попытки к устройству такого ребенка на воспитание в семью (на усыновление, под опеку, в приемную семью).

В случае невозможности устройства такого ребенка в семью, орган опеки и попечительства передает сведения о нем в региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Такой банк данных формируется в каждом из регионов России. Как правило, его ведет соответствующий отдел органа управления образованием субъекта Российской Федерации или Центр по усыновлению, опеке и попечительству.

Сведения о ребенке, оставшемся без попечения родителей, переданные в региональный банк данных, передаются в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, который находится в Министерстве образования и науки Российской Федерации.

В течение не менее трех месяцев с момента поступления данных в федеральный банк региональные службы и Отдел социальной защиты детей и охраны прав детей Министерства, осуществляют попытки к устройству детей, сведения о которых находятся в банке данных, на воспитание в семьи.

По заказу Министерства образования и науки РФ от 20.02.1995, №8 разработана компьютерная программа «Надежда», которая связывает федеральный и региональные банки данных о детях и позволяет при помощи модемной связи и электронной почты оперативно получать и использовать сведения о детях. То есть, кандидату в усыновители нет необходимости ехать в Москву для получения сведений о том, где можно усыновить «мальчика двух-трех лет с голубыми глазами и темными волосами «; ему достаточно обратиться в свой региональный банк данных и, если такого ребенка нет в регионе, региональная служба связывается с федеральным банком данных, и в течение пяти минут выявляется регион, в котором такой ребенок есть.

Читайте так же:  Как поменять стс при смене фамилии

Таким образом, развеян «миф» о том, что усыновить ребенка очень трудно и различные бюрократические структуры чинят в этом препятствия гражданам. Сейчас в банке данных около 40 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей и, если кто-то не смог найти ребенка на усыновление в своем районе, городе, он можете обратиться в региональную службу, в федеральный банк данных для подбора ребенка.

В федеральном банке данных отсутствует «очередь» на усыновление. При этом складывается парадоксальная ситуация — люди, желающие усыновить ребенка, готовы стоять на учете в своем регионе не один год и не хотят выехать для усыновления в другой край, область, в то время как иностранные граждане прилетают в Россию с целью усыновить ребенка с другого конца света — из США, Канады, даже из Новой Зеландии.

На мой взгляд, прежде всего это связано со сложившейся трудной социально-экономической ситуацией в стране, когда небольшое число граждан может позволить себе такую «роскошь», как усыновление ребенка. Второй причиной является недостаточная информированность граждан о существовании федеральной и региональных служб по оказанию содействия в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи.

В настоящее время только одна газета согласилась регулярно давать сведения о детях-сиротах, состоящих на учете в федеральном банке данных — «Семейный совет» (приложение к еженедельнику »Аргументы и факты»). И результат не замедлил сказаться — дети, сведения о которых были опубликованы в газете, нашли себе семьи в разных уголках России. Сейчас перед нами стоит проблема поиска путей более широкого информирования граждан о детях, нуждающихся в устройстве на воспитание в семьи.

1.3 Порядок и правовые последствия усыновления

Новое семейное законодательство существенно изменило порядок усыновления. Лица, желающие усыновить ребенка должны обратиться в орган опеки и попечительства (отдел образования или иную службу, на которую возложены функции по охране прав детей) по месту своего жительства, чтобы получить заключение о том, что они являются надлежащими кандидатами в усыновители. Для получения такого заключения необходимы, в первую очередь, паспорт, а также: справка с места работы о занимаемой должности и заработной плате, либо копия декларации о доходах; копия финансового лицевого счета с места жительства; копия свидетельства о браке; медицинское заключение о состоянии здоровья.

Специалист по охране детства в личной беседе с кандидатами в усыновители (до получения от них необходимых документов) выявляет мотивы усыновления, наличие возможности обеспечения ими должного содержания и воспитания ребенка, отсутствие противопоказаний для усыновления.[20] Выясняются также данные, которые учитываются при подготовке заключения, такие, как возраст усыновителей (особенно в тех случаях, когда усыновить ребенка раннего возраста изъявляют желание лица предпенсионного или пенсионного возраста), наличие членов семьи, страдающих заболеваниями, которые могут отрицательно сказаться на здоровье и воспитании ребенка. Специалист по охране детства обязательно посещает семью кандидатов в усыновители, составляет акт обследования условий их жизни и дает заключение о возможности усыновления ими ребенка.

Лица, получившие заключение о том, что они являются надлежащими кандидатами в усыновители, вправе начать подбор ребенка на усыновление. Орган опеки и попечительства выдает им направление на подбор ребенка из соответствующего детского учреждения и, как уже говорилось выше, если кандидаты в усыновители не смогли подобрать ребенка в районе (городе) по месту своего жительства, они вправе обратиться в любой региональный банк данных или в федеральный банк данных.

Усыновление детей иностранными гражданами: порядок оформления и основания

В детских домах РФ проживает несколько десятков тысяч детей-сирот. Проблема передачи их на воспитание в полноценные семьи очень остра, особенно учитывая, что половина из них имеет существенные проблемы со здоровьем. В такой ситуации усыновление российских детей иностранными гражданами становится счастливым билетом в полноценную жизнь для сотен сирот.

Помощь в усыновлении иностранными гражданами

На территории каждого региона осуществляют деятельность агентства по иностранному усыновлению. Это специализированные организации, которые оказывают помощь кандидатам-иностранцам.

Агентства оказывает услугу по сопровождению процедуры усыновления с момента заключения договора и до предоставления отчетов об усыновленном. Услуга оказывается на платной основе.

Важно! Кандидаты не обязаны пользоваться услугами агентства.

На практике, услуги агентства значительно упрощают процедуру иностранного усыновления. Специалисты предоставляют услуги переводчика, нотариуса, сопровождение агента при визите в детский дом, отдел опеки и суд.

Процедура иностранного усыновления занимает длительное время. Период ожидания очереди может составлять 1-2 года + процесс усыновления (знакомство с ребенком подготовка документов, суд) от 10 до 18 месяцев.

Обязательный контроль

Усыновители должны понимать, что после передачи ребенка в семью, уполномоченные структуры осуществляют проверку условий его жизни в дальнейшем вплоть до наступления совершеннолетия. Это касается и детей, усыновляемых иностранцами, хотя, процедура проверки в другой стране для российских органов опеки и попечительства затруднена. Именно поэтому функции проверки берут на себя полномочные представительства тех государств, гражданами которых являются приемные родители.

После окончания процедуры усыновления и переезда в другую страну уполномоченному органу отводится срок не более 1 месяца для взятия ребенка на консульский учет. В дальнейшем он обязан осуществлять периодические проверки и отправлять рапорты российскому попечительскому Совету. Проверке подлежат бытовые условия проживания ребенка, состояние его здоровья, процесс обучения. К рапорту прикладываются фотоснимки для подтверждения сведений.

Читайте так же:  Региональные выплаты матерям одиночкам

Усыновление иностранцами детей – российских граждан (стр. 1 из 14)

Усыновление иностранцами детей – российских граждан

Глава 1. Понятие, условия и порядок усыновления (удочерения) детей по законодательству Российской Федерации

1.1 История усыновления

1.2 Понятие и условия усыновления

1.3 Порядок и правовые последствия усыновления

Глава 2. Усыновление (удочерение) детей иностранными гражданами

2.1 Усыновление иностранцами детей – российских граждан

2.2 Проблемы законодательства о международном усыновлении

Глава 3. Основания, порядок и правовые последствия отмены усыновления (удочерения) детей

3.1 Отмена усыновления

3.2 Усыновление как способ судебной защиты прав ребёнка

Список использованной литературы

В соответствии с международным и российским законодательством, защита прав и обеспечение интересов детей – одна из основных задач государства. Ребёнок должен рассматриваться как самостоятельная личность, имеющая с момента рождения определённые права. Одно из самых важных из них – право жить и воспитываться в семье – закреплено в Семейном кодексе РФ.

20 ноября 1989 г. в мировом сообществе произошло событие: Генеральная ассамблея ООН единогласно проголосовала за принятие Конвенции о правах ребёнка. 13 июня 1990 г. Конвенция была ратифицирована Верховным Советом СССР, а 15 сентября 1990 г. вступила в силу для Российской Федерации. Подписав Конвенцию, Россия признала приоритетность семейных форм устройства детей-сирот перед распространенной длительное время практикой передачи таких детей на воспитание в государственные учреждения.[1]

Тем не менее, в настоящее время в России продолжают сохраняться негативные тенденции, создающие угрозу нормальному формированию ребёнка как личности, угрозу его жизни и здоровью. По данным прокурорской и следственной практики отличается снижение числа детей, устроенных в семью, и рост числа так называемых «государственных детей», тех, кто воспитывается в детских домах и интернатных учреждениях. Продолжает существовать внутренний рынок детей, которые быть переданы на усыновление, отмечается значительная коммерциализация межгосударственного усыновления. На территории Российской Федерации продолжают незаконную посредническую деятельность по выявлению детей, подлежащих усыновлению, представители различных российских и иностранных организаций. Тем самым нарушается установленный законом приоритета устройства детей – граждан Российской Федерации, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи российских граждан. Наблюдаются многочисленные нарушения и злоупотребления в области внутригосударственного, так и международного усыновления.

В последнее время падает престиж семьи, растёт число детей оставшихся без попечения родителей. Из них только 5% дети-сироты, все остальные имеют родителей, которые по тем или иным причинам (лишены родительских прав, хронические алкоголики, наркоманы, отбывают сроки наказания, безвестно отсутствуют, уклоняются от родительских обязанностей и др.) не занимаются их воспитанием, либо по состоянию здоровья не могут осуществлять свои родительские обязанности (так называемое социальное сиротство). В последние годы социальное сиротство приобрело новые особенности: дети по вине родителей оказываются на улице и становятся бомжами, попрошайками, беспризорными. В средствах массовой информации неоднократно обсуждались проблемы, связанные с усложнившимся после введения в действие Семейного кодекса Российской Федерации порядком усыновления.

Защита прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является одной из важнейших функций государства. Вышеизложенное свидетельствует об актуальности и проблемности темы дипломной работы.

Цель работы заключается в исследовании усыновления как правовой формы устройства детей в семью и многозначной юридической природы правоотношений, возникших в этой связи. Эта цель достигается путём решения следующих задач: 1)рассмотрение понятия и условий усыновления; 2) изучение порядка усыновления; 3) определение правовых последствий вызываемых усыновлением для его участников; 4) рассмотрение оснований, порядка и правовых последствий отмены усыновления.

Объектом исследования выступает семейное, гражданское и гражданское процессуальное законодательство, регулирующее общественные отношения, возникающие в результате усыновления, практика рассмотрения дел об усыновлении в судах.

Предметом исследования является совокупность правоотношений порождаемых актом усыновления.

Методологическую основу исследования составляют диалектический, исторический, логический, сравнительно-правовой анализ.

Глава 1. Понятие, условия и порядок усыновления (удочерения) детей по законодательству Российской Федерации

1.1 История усыновления

Усыновление как «искусственное сыновство», как прием «стороннего» в состав семьи совершалось в Древней Руси еще во времена язычества. В пору, когда на смену язычеству пришло христианство, усыновление осуществлялось церковью посредством особого акта, исходящего от церковной власти. Оно освящалось особым церковным обрядом «сынотворенья». Для того чтобы усыновление имело силу, оно подлежало утверждению епархиальным архиереем при соблюдении определенного церковного обряда. Такими были требования, предъявлявшиеся к усыновлению нормами византийского права, под влиянием которых тогда находилась Русь. Что же касается русского обычного права, то оно предусматривало разные процедуры усыновления, сохранявшиеся долгое время. В их числе: обряд фиктивного рождения. Для большей достоверности в некоторых местностях на мнимую роженицу надевали рубашку, испачканную кровью. Имитировать роды мог и мужчина. Считалось, что обряд, имитирующий роды ребенка мужчиной, сопровождал усыновление им ребенка; женитьба на вдове брата; фактический прием усыновляемого в дом; особый договорный акт между усыновителем и усыновляемым.[2]

Следовательно, усыновление было известно еще тогда, когда существовала древняя семья с патриархальным отцом семейства во главе, в которую одинаково входили и дети, и рабы, и принятые в семью (примаки) из чужой семьи. Но если ранее усыновление вызывалось потребностью сохранить численность, прочность общины, то со временем все отчетливей становится другая цель усыновления — иметь наследника, который поминал бы души бездетных супругов. Это был своеобразный отголосок древности, поскольку в пору христианства заботу о душе усопшего можно было поручить церкви, а в языческие времена принесение ему жертв составляло исключительную обязанность его детей. Вместе с тем при усыновлении учитывались интересы не только усыновителя, но и усыновляемых, особенно тех, кто утратил собственную семью.

Читайте так же:  Доверенность на другой страны детей

Долгое время правила, касающиеся усыновления, не подвергались существенным изменениям и по-прежнему отличались большим разнообразием. Но по мере укрепления частнособственнических начал в семейных отношениях все большее значение стало приобретать предписание: нельзя усыновлять своих незаконных детей. Тем самым создавались преграды на пути возможного посягательства на собственность усыновителя со стороны его незаконных детей.

В период реформ Петра I усыновлению как таковому специально внимания не уделялось. То же было характерно для эпохи царствования Екатерины II, которая много занималась укреплением правовых основ Российского государства, правовым регулированием различного рода отношений, в том числе семейных и особенно связанных с защитой прав детей. Но специальных законов, посвященных усыновлению как таковому, тогда не было. Лишь в порядке исключения она разрешила двум братьям графам Остерманам усыновить старшего внука их сестры. Подобного рода разрешение послужило в дальнейшем основанием для других усыновлений с согласия самой императрицы в каждом конкретном случае.

Законодательство, посвященное усыновлению, стало развиваться в основном в начале 19в. 11 октября 1803 г. появился Указ, позволяющий бездетным дворянам усыновлять ближайших законнорожденных родственников «через передачу им при жизни фамилии и герба» и оставление по смерти в наследство недвижимого имущества. Усыновленные дети признавались как бы родными «во всех наследственных линиях и не могли быть отчуждаемы от прав, присвоенных общими узаконениями равным степеням родства». Несколько позже появляется целая серия указов, специально предназначенных для усыновления. Все они обращали внимание на необходимость неукоснительного соблюдения принципа сословности при усыновлении дворянами, купцами, нижними воинскими чинами и т.д. Усыновление лицами, принадлежащими к дворянскому сословию, в то же время получило значение генеалогического и предназначалось для поддержания угасающей фамилии. Но существовало оно не только для поддержания угасающей фамилии, но и с целью приобретения ребенком новой семьи.[3]

Усыновление российских детей иностранными гражданами

Судебная практика

Видео (кликните для воспроизведения).

Постановление Пленума Верховного Суда № 8 от 2006 года предусматривает необходимость изучения судом информации о том, что отдел опеки исчерпал все способы устройства несовершеннолетнего в семью российских граждан. При отсутствии доказательств суд откажет в удовлетворении требований.

Пример. Иностранная семья желала усыновить мальчика из г. Санкт-Петербург. Они подготовили документы, прошли все этапы подготовки. Суд отказал в удовлетворении требований, так как в материалах дела отсутствовал отказ от принятия несовершеннолетнего в семью приемного родителя, в которой воспитывался брат усыновляемого. Женщина представила в процесс заключение о возможности стать кандидатом и подтвердила, что желает принять ребенка в семью. Иностранная семья подала на апелляцию. Но вторая инстанция оставила решение без изменения.

Однако в ряде случаев при допросе в зале суда приемные родители братьев и сестер усыновляемого отказывались от принятия ребенка в семью.

Пример. Семья иностранных граждан хотела удочерить девочку, брат которой был под опекой у бабушки и дедушки. В процессе выяснилось, что отсутствуют сведения об отказе бабушки и дедушки от приема несовершеннолетнего в семью. Процесс был приостановлен. Родственники были вызваны в суд. Они подтвердили, что не считают девочку кровной внучкой и не желают принимать ее в семью. После чего процесс был продолжен. Суд удовлетворил требования усыновителей.

Порядок усыновления иностранцами

Для получения заключения о возможности быть кандидатом, иностранные граждане должны соответствовать требованиям, предъявляемым к усыновителям:

  • не иметь судимости;
  • не иметь заболеваний, препятствующих исполнению родительских обязанностей;
  • иметь высокий доход;
  • иметь денежные средства на счету;
  • иметь жилплощадь;
  • пройти подготовку для кандидатов в усыновители;
  • иметь опыт общения с детьми;
  • не быть лишенным дееспособности;
  • не состоять на учете в качестве алкоголика или наркомана.

Если кандидат является гражданином страны, которая разрешает однополые браки, то он обязательно должен состоять в браке с лицом противоположного пола. Запрещается усыновление несовершеннолетних граждан РФ лицами, состоящими в однополом браке и одинокими гражданами, которые проживают в странах, разрешивших однополые союзы.

При этом, гражданин РФ, не состоящий в официальном браке, имеет право на усыновление вне зависимости от пола.

Основные правила

Вопрос усыновления детей, имеющих российское гражданство иностранцами, муссируется в обществе последние несколько лет. Связано это с громкими скандалами в отношении зарубежных семей, взявших маленьких россиян на воспитание. Из-за неблагоприятной ситуации усложнилась процедура передачи ребенка для усыновления иностранцам.

Приоритетное положение при усыновлении маленьких россиян имеют граждане РФ. Кандидатуры иностранцев же рассматриваются только, если претендентов на ребенка внутри страны не имеется. Причем данный факт должен быть рассмотрен советом судебной коллегии отдела попечительства и внесен в протокол.

При усыновлении ответственные лица обязаны учитывать интересы ребенка, поэтому во внимание принимаются такие факторы:

  • Национальная принадлежность претендентов на усыновление.
  • Вероисповедание усыновителей.
  • Совпадение языка и культурных традиций.

Претенденты обязаны будут доказать, что у них имеется возможность предоставить ребенку надлежащий медицинский уход, всестороннее воспитание.

Еще одно обязательное правило, действующее в отношении, как иностранных, так и российских усыновителей, заключается в передаче кровных братьев и сестер только в одну семью. Исключения возможны только при наличии существенных обстоятельств, затрагивающих интересы ребенка.

Если в качестве усыновителя выступает интернациональная семья, в которой один из супругов – гражданин России, процедура осуществляется по законам РФ.

Плюс имеются ограничения на усыновление россиян гражданами государств, в которых официально разрешены браки между лицами обоего пола.

Читайте так же:  Сколько выдано сертификатов на материнский капитал

Основные требования

В отношении детей, подлежащих усыновлению, законодательство ограничений не накладывает. Никакие заболевания или социальные факторы не являются препятствием для проведения процедуры. Единственное условие, указанное в ст. 124 СК РФ предписывает, что не могут быть усыновлены иностранцами маленькие россияне, сведения о которых находятся в Федеральном банке данных о детях менее 1-го года.

В отношении приемных родителей требований много, большинство из них действует и применительно к россиянам:

  • Граждане должны достигнуть совершеннолетия и являться дееспособными.
  • Недопустимо признание недееспособности у любого из родителей даже, если она не полная, а частичная.
  • Претенденты не могут быть в прошлом лишены или ограничены в родительских правах в отношении любого ребенка.
  • Недопустимо для приемных родителей снятие судом обязанностей попечителя по причине их ненадлежащего исполнения.
  • Наличие серьезных заболеваний также является препятствием для процедуры.
  • Приемная семья должна обладать достаточным официальным доходом и собственной жилплощадью.
  • Не могут стать усыновителями лица, имеющие или в прошлом имевшие судимость за совершение тяжких преступлений.
  • У претендентов не должно быть любой неснятой судимости, и они не должны находиться под следствием.

Порядок проведения процедуры

Основные этапы проведения усыновления выглядят следующим образом:

  • Если супружеская пара принимает решение об усыновлении ребенка из России, ей надлежит сделать официальный запрос в единую Федеральную базу данных.
  • После предварительной проверки личностей по запросу предоставляют сведения о детях, которые могут быть оформлены в семьи иностранцев.
  • После выбора понравившегося ребенка следует получить разрешение на его посещение в воспитательном учреждении у попечительского Совета.
  • В ходе визитов к ребенку устанавливается психологический контакт. Если желание жить одной семьей обоюдно, в попечительский Совет подается еще одно заявление.
  • Следующим этапом будет сбор необходимых документов и судебное заседание, на котором принимается решение о передаче ребенка в семью или об отказе. Подобные дела слушаются в Верховных республиканских или областных судах.

Необходимые документы

Если в целом кандидатуры потенциальных родителей были одобрены, им потребуется собрать и представить ряд документов. В данном случае следует учитывать, что большая их часть выдается зарубежными структурами не на русском языке. Поэтому для всех документов необходима легализация (Приказ Минобрнауки № 101 от 17.02.2015). Легализация предполагает перевод текста на русский язык и заверка его компетентными органами. Она может быть осуществлена 2-мя способами:

  • Проставление апостиля. Такой вариант возможен лишь в отношении документов, составленных и заверенных в странах, являющихся действующими участниками Гаагской конвенции 1961 года.
  • Легализация в консульстве. Документы заверяются полномочным лицом в консульстве того государства, гражданином которого является претендент (Приказ МИД № 9470).

Перечень основных запрашиваемых документов, включает в себя:

  • Гражданские паспорта заявителей.
  • Официальное прошение об усыновлении плюс заполненная анкета установленного образца.
  • Разрешение на проведение обследования условий проживания семьи.
  • Официальное подтверждение государственных структур о запрете однополых браков в стране, гражданами которой являются потенциальные родители.
  • Заключение об условиях проживания ребенка, составленное полномочной российской государственной структурой.
  • Справка о прохождении курсов подготовки родителей, плюс программа данных курсов. Осуществляются они иностранными организациями, поэтому потребуется свидетельство, предоставляющее право на проведение.
  • Удостоверение о заключении брачного союза.

Заявление на усыновление содержит в себе следующую информацию:

  • Основные данные о претендентах (ФИО, дату и место рождения и пр.).
  • Данные о стране (странах), гражданами которой являются заявители.
  • Информация об усыновляемом ребенке (ФИО, дата рождения и пр.).
  • Сведения об имеющихся биологических родителях ребенка и наличии кровных братьев и сестер.
  • Изложение причины, по которой граждане хотят стать усыновителями и причины выбора конкретного ребенка.
  • Ходатайство с просьбой о смене ребенком имени, фамилии, отчества и внесении сведений об усыновителях в его документы в качестве родителей.

Когда ребенок официально уже усыновлен, новые родители обязаны представить в попечительский Совет следующие документы:

  • Акт о проведенной проверке условий проживания.
  • Заверение о постановке на учет в российском Консульстве ребенка, вывезенного за пределы РФ, плюс свидетельство, выданное организации в том, что она имеет полномочия для постановки на учет ребенка.

Алгоритм действий

Процедура усыновления детей граждан РФ иностранными гражданами является более сложной, чем российское усыновление. Вопрос рассматривается краевым или областным судом. Требуется более серьезная подготовка.

Порядок действий:

  1. Сбор документов.
  2. Обращение в региональный банк данных о детях-сиротах РФ.
  3. Постановка на учет в качестве кандидата.
  4. Ожидание очереди.
  5. Получение предложений.
  6. Знакомство с ребенком.
  7. Оформление согласия.
  8. Судебное заседание.
  9. Получение судебного решения.
  10. Постановка на учет в консульство.

Иностранцы имеют право действовать самостоятельно или через специализированное агентство. Однако после усыновления заключение контракта с агентством является обязательным. Так как усыновителям придется 1 раз в 6 месяцев предоставлять отчет о проживании несовершеннолетнего в семье.

Сбор документов

Кандидат должен подготовить полный перечень документов, для получения заключения о возможности быть кандидатом в усыновители (ст. 271 ГПК РФ). Он включает:

  • гражданский паспорт;
  • сведения о доходах;
  • медицинское заключение;
  • сведения о судимости;
  • информация о жилплощади;
  • сведения о деньгах на счетах;
  • характеризующие материалы;
  • автобиографию;
  • сертификат о прохождении обучения.

Все документы предоставляются в виде оригиналов и копий, переведенных специалистом. Все копии и переводы должны быть легализованы консульством, переведены и нотариально удостоверены.

Важно! Все документы должны быть предоставлены в 2 экземплярах.

Также иностранцы должны иметь согласие на усыновление из уполномоченного органа своей страны.

Постановка на учет

С момента получения заключения о возможности быть усыновителем, иностранные граждане имеют право встать на учет в любом регионе РФ. Специалист вносит данные о кандидате в специальный журнал.

Читайте так же:  Бесплатное жилье матери одиночке


Предоставление сведений о детях проводится в порядке очереди. Очередность формируется в зависимости от даты постановки на учет.


Кандидат имеет право на информирование о процессе подбора ребенка. В случае, если в банке данных отсутствуют сведения о ребенке, который подходит под требования кандидатов, специалист регионального банке ежемесячно направляет сведения об отсутствии данных.

В случае появления подходящей кандидатуры, специалист направляет информацию о ребенке. Она содержит его имя, дату рождения, состояние здоровья и фотографию.

В случае, если иностранные граждане выражают желание познакомится с ним, они должны предоставить в региональный банк ответ.

Знакомство с ребенком

Постановление Правительства от 2000 года № 275 устанавливает обязанность кандидатов лично познакомиться с несовершеннолетним. Они обязаны посетить организацию для детей-сирот в которую ребенок помещен под надзор.

Усыновители обязаны ознакомится со следующей информацией:

  • личное дело ребенка;
  • сведения о родственниках;
  • медицинская документация.

По результатам ознакомления усыновитель должен заполнить заявление о получении сведений о состоянии здоровья несовершеннолетнего. Он должен отказаться от претензий.

Обязательным условием является получение согласия несовершеннолетнего в возрасте от 10 лет. Он должен выразить свое мнение в письменной форме и устно подтвердить его в суде.

Также для процедуры усыновления необходимо получить согласие руководителя организации для детей-сирот. В случае положительного решения, в судебном процессе он выступает в качестве законного представителя ребенка.

Обращение в суд

Усыновление и удочерение иностранными гражданами проводится в областном или краевом суде региона. После подачи заявления в суд, граждане обязательно должны явиться лично на судебное заседание.

В процессе принимает участие:

  • представитель прокуратуры;
  • представитель управления региона по вопросам опеки и попечительства;
  • представитель агентства по усыновлению;
  • руководитель организации для детей-сирот;
  • усыновители;
  • переводчик.

Процесс является закрытым. Присутствие третьих лиц не допускается.

Представитель управления региона по вопросам опеки и попечительства обязан предоставить суду следующие сведения:

  • информация о несовершеннолетнем находились в свободном доступе;
  • знакомство с ним неоднократно предлагалось гражданам РФ;
  • у ребенка отсутствуют родственники, желающие принять его в семью;
  • он состоит на учете в региональном банке о детях-сиротах более 1 года;
  • у ребенка отсутствую родственники–иностранные граждане, которые желают принять его в семью.

Если суд посчитает, что несовершеннолетний может быть устроен на территории РФ, то он откажет в удовлетворении требований.

Постановка на учет в консульство

После вступления решения суда в законную силу, усыновители обязаны поставить несовершеннолетнего на учет в консульское учреждение.

№ п/п Документы для постановки на учет в консульство
1 Заявление о постановке на учет усыновленного ребенка 2 Паспорта усыновителей 3 Документ о рождении ребенка 4 Свидетельство об усыновлении

Важно! Отметка о постановке на учет проставляется в паспорте ребенка.

Отчет о проживании несовершеннолетнего в семье усыновителя должен содержать подробную информацию о состоянии здоровья ребенка, месте его проживания, фотографии. В случае перемены места жительства усыновители обязаны сообщить в консульство.

Рассмотрение порядка и правовых последствий усыновления иностранными гражданами и лицами без гражданства детей-граждан Российской Федерации. Правовое положение организаций, занимающихся международным усыновлением. Основания для отмены усыновления детей.

Рубрика Государство и право
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 26.05.2010
Размер файла 39,9 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Список использованной литературы и нпа

1. Семейный кодекс РФ от 8 декабря 1995 года

2. Гражданский кодекс РР от 21 октября 1994 года

3. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 23 октября 2002 года

4. Конституция РФ

5. Пчелинцева Л.М., Семейное право России: Учебник для вузов. — 3_е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2005. — 688 с.

6. Дюжева О.А., Проблемы законодательства о международном усыновлении // Государство и право. — 1995. — № 6. — С. 40-47.

7. Белоусов В.В., Брачно-семейные отношения в международном частном праве // Россия в окружающем мире: правовые аспекты. — М., 2000.

8. Нечаева Л.М., Курс лекций. — М.: ЮристЪ, 1999, с. 27.

9. Алексеев Н.А., Гей-брак. — М.:БЕК, 2002, с. 207.

10. Кузнецова И.М., Новое в усыновлении, журнал российского права, 1997, № 1, с. 113.

11. Постановление Правительства РФ от 28 марта 2000 г. № 268 «О деятельности органов и организации иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением»

12. Приказ Министерства образования РФ от 29 сентября 2000 г. № 2822 «Об аккредитации представительств иностранных организации, осуществляющих деятельность по усыновлению (удочерению) детей па территории Российской Федерации».

13. Конвенция о правах ребёнка от 20 ноября 1989 года.

14. ФЗ «Об актах гражданского состояния» в ред. Федеральных законов от 25.10.2001№ 138_ФЗ.

15. Постановление Правительства РФ об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории РФ и правил постановки на учёт консульскими учреждениями РФ детей, являющихся гражданами РФ и усыновлёнными иностранными гражданами и лицами без гражданства от 29 марта 2000 г. № 275.

Видео (кликните для воспроизведения).

16. ФЗ «О гражданстве РФ» от апреля 2002 года.

Источники

Правовые последствия усыновления российских детей иностранными гражданами
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here