Ребенок не говорит родителям что его обижают

На странице подготовлен материал на тему: "Ребенок не говорит родителям что его обижают" с подробным описанием от профессионалов для людей. Если возникнут дополнительные вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Что делать, если ребенок жалуется, что его обижают?

Когда ребенок учится взаимодействовать с другими детьми, он приобретает драгоценный опыт общения. Психологи, анализируя детские коллективы, выделяют в ней разные роли. Они варьируются в зависимости от темперамента, активности, потребностей, занимаемого положения и отношения друг к другу. В группе обычно есть лидеры, дети, с которыми предпочитают общаться и играть, те, кого просто принимают, и не принятые. Ребенок, если он часто подвергается обидам со стороны, скорее всего, может носить статус не принятого.

Почему ребенка часто обижают?

Почему ребенок может жаловаться, что его все обижают? Психологи выделяют в этом случае несколько причин. Во-первых, это неумение общаться, повышенная агрессия, жадность. Во-вторых, это может быть желание занимать лидерскую позицию, однако отсутствие способностей пользоваться навыками лидера отталкивает сверстников. Следующая причина — это ярко выраженная роль жертвы, которая как бы «приглашает» обидеть, ударить, отобрать игрушку. И наконец, еще одна причина — это пример родителей в семье, когда один из них ведет себя аналогичным образом — позволяет себя обижать, получая от этого свою «выгоду», или часто обижается даже на незначительные проступки окружающих.

Как понять причину обидчивости ребенка и что могут сделать родители, чтобы помочь ему защищать себя или перестать быть «жертвой»?

Как решить проблему

Начнем с конца, то есть с действий, которые следует предпринять, если вы столкнулись с неприятной ситуацией лицом к лицу и обязаны как-то отреагировать. Есть простая цепочка действий, к которой следует прибегнуть родителям, если ребенок взял за привычку обижать других детей.

” Скажите малышу, что он перешел границу и должен быть наказан. Сформулируйте наказание и обязательно оговорите, что если ситуация повторится, дисциплинарные меры окажутся уже более суровыми. Объясните, что провинившийся должен постараться возместить нанесенный ущерб, извиниться.

Не слишком сложная инструкция, помогающая быстро устранить тревожные симптомы, правда? Но, к сожалению, закончить статью прямо на этом месте, поставив точку, не получится. Почему? Давайте разбираться.

Однажды у знакомой мне супружеской пары возникла похожая проблема. Школа связалась с ними, и сообщила, что их сын постоянно ввязывается в драки. Мои знакомые четко и быстро провели воспитательную работу по описанному выше алгоритму. И предупредили сына, что если он еще хоть раз поднимет на кого-то из одноклассников руку, то навсегда лишится своей любимой игровой приставки.

Мальчик отнесся к предупреждению очень серьезно. И в следующий раз во время драки совсем не использовал руки, только ноги и голову. Как вы, возможно, догадываетесь, взрослые оказались не особо довольны результатами воспитательного процесса.

Суть в том, что любой закон, даже самый суровый, можно попытаться обойти. И основной целью родителей маленького агрессора должно быть не создание строгих рамок из запретов и наказаний — хотя и они тоже нужны, да. А формирование у ребенка внутреннего ощущения, что нельзя опускаться до травли слабых.

Боритесь не только с симптомами, но и с причинами, побуждающими чадо так себя вести.

Советы родителям

Но главные советы – для родителей, только они смогут разрешить ситуацию.

  • Несмотря на все доводы, отцы обычно учат своих детей давать сдачи физически. Это тоже полезное умение, но с ним нужно быть предельно осторожными. В большинстве случаев, если агрессивный ребенок в группе не понимает слов, не прислушивается к замечаниям воспитателя или нянечки, да и слова собственных родителей для него мало что значат, лучше обучить ребенка методу ухода из конфликта.
  • Обратите внимание на договор об оказании образовательных услуг (вы подписывали его при оформлении карапуза в детский сад). В нем четко обозначены нормы допустимого поведения для воспитанников. Если действия обидчика противоречат договору, обратите на это внимание воспитателя, заведующей. Это может стать основанием для руководства дошкольного учреждения расторгнуть договор с родителями неуправляемого воспитанника.

  • Никогда не стыдите своего сынишку, который пришел из садика с синяком или ссадиной. Некоторые папы и дедушки этим «грешат»: они начинают взывать к его мужскому началу («Ты же мужик! Терпи! Не плачь! Хватит жаловаться! Разберись сам!»). Ребенок почувствует себя очень одиноким без поддержки со стороны самых близких людей, а это никак не поспособствует воспитанию в нем мужества.
  • Чаще разговаривайте с воспитателем не о том, какой плохой Вася-Коля, а о том, как ведет себя именно ваш ребенок. Причин для издевок в детском коллективе может быть довольно много (необычная фамилия, имя вашего чада, особенности его внешности — рыжий, с веснушками, одежда, в которой вы отправляете малыша в садик и так далее). Если причина устранима, сделайте это: чудесные вязаные шорты с большими бантиками у колен, которые подарила бабушка, возможно, нравятся бабушке, но для ребенка — хуже пытки, поскольку именно из-за этих бантиков над ним смеются. Есть и дети, которые сами провоцируют других на агрессию (они ведут себя тихо, мирно, но не преминут подложить «свинью» ровеснику при удобном случае). Не забывайте работать над такими недостатками у собственного ребенка.

  • Повысить уверенность малыша в своих силах помогут занятия спортом — борьбой, единоборствами, плаванием, легкой атлетикой. Обычно малыши, которые реализуются в спорте, в детских коллективах ведут себя более уверенно, четко очерчивают свои границы и могут за себя постоять.
  • Если довелось столкнуться с родителями обидчика, не делите детей на «твоего ребенка» и «моего ребенка», проблема у вас общая: один малыш обижен, другой — обидчик. Но в конфликте всегда участвуют двое, будет хорошо, если усилия удастся объединить.
Видео (кликните для воспроизведения).

Главное — научите ребенка быть великодушным и прощать.

Человек, который не умеет прощать, менее успешен в жизни, часто страдает самыми разнообразными хроническими заболеваниями, вызванными именно потаенными, давними, глубокими обидами.

Если обидчик просит прощения, лучше всего простить его и больше не вспоминать плохого поступка. Так будет лучше для всех и в первую очередь для вашего чада.

О детских конфликтах и способах их преодоления рассказывает психолог в видео, представленном ниже.

медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей

Детская жестокость. Что делать, если ребенка обижают сверстники

Если ваш ребенок впал в немилость сверстникам, не стоит сидеть сложа руки, считает психолог Светлана Меркулова. Как правильно действовать в этой ситуации, она рассказала АиФ.ru.

Возможные мотивы серийного обидчика

Чтобы с чем-то или кем-то эффективно бороться, нужно сначала узнать о «противниках» побольше. Поговорите с ребенком и попытайтесь понять — почему? Почему он обижает других детей?

«Все так делают»

Не ваше чадо положило начало травле. Конфликт сформировался без его непосредственного участия. Однако потом ребенок, не особенно задумываясь, присоединился к «развлечениям» сверстников, задирая жертву словами или действиями. Так было проще, чем принимать какое-то иное решение, противопоставлять себя коллективу, проявлять инициативу.

Читайте так же:  Усыновление ребенка в волхове
Видео (кликните для воспроизведения).

Ребенок, который оправдывает свои поступки фразой «Все так делают!», обычно не очень дружит с ситуациями, требующими самостоятельного принятия решения. Не имеет своего мнения, предпочитает просто подчиняться другим людям — родителям, учителям, неформальным лидерам из числа сверстников.

Чтобы мягко скорректировать эту нездоровую тенденцию, стоит взяться за развитие у чада такой штуки, как критическое мышление. Есть специальные упражнения, которые научат вашего сына или дочку оценивать окружающую реальность самостоятельно, думать о последствиях тех или иных слов или поступков. И в будущем они скорее будут делать то, что сами считают правильным, а не слепо следовать за кем-то.

«Пусть лучше он, чем я»

Такой мотив часто встречается у детей, которых в прошлом самих травили. Казалось бы — после того, как ты побывал на месте жертвы, должно стать совершенно очевидно, что так себя вести нельзя.

Но страх снова оказаться в эпицентре оскорблений и насмешек иногда становится настолько силен, что ребенок готов на все, чтобы этого не случилось. Например, самостоятельно побыстрее найти другого козла отпущения. Чтобы над ним смеялись, его вещи портили. «Пусть лучше он, чем я».

Такая печальная ситуация означает, что ваш сын или дочка не чувствуют себя достаточно защищенными. Попробуйте показать им, что вы всегда придете им на помощь. Заступитесь, всех на уши поставите, но не бросите их один на один со сложной ситуацией. Не скажете безжалостное: «Разбирайся сам!»

«Он сам виноват!»

Обвинение жертвы, потому что она «неправильно» себя ведет или выглядит, явление не новое. Взрослые нередко позволяют себе заявлять, что чересчур короткая юбка оправдывает насильника, а оставленный на видном месте кошелек — вора. Считают себя вправе осуждать и выносить приговор. Такие суждения можно услышать по телевизору, от соседа по лестничной клетке… Да где угодно.

Неудивительно, что дети тоже иногда так делают, они ведь учатся именно на примере взрослых. Говорят, что их сверстник сам виноват и третируют его, наказывают за «неподобающее» поведение. У них, конечно, пока в ходу детские методы. Обзывательства, тычки, и дразнилки. Но суть от этого не меняется.

Глядя на то, как непросто бывает умному состоявшемуся дяденьке объяснить, почему влазить в жизнь другого человека со своим деятельным осуждением не стоит, как-то даже руки опускаются. Если уж не получается со взрослыми, то как это растолковывать ребенку?

Как ни странно, это как раз тот случай, когда дети оказываются более понятливыми, чем мы ожидаем. Их взгляды на мир пока не успели закостенеть.

Малыши легко уживаются с мыслью, что люди бывают очень разными. У нас в ходу непохожие привычки, обычаи, манера себя вести и одеваться. Все эти особенности не обязательно любить, но с ними нужно смириться. Потратьте время и объясните, покажите на примере книг и фильмов, какой удивительно разнообразной бывает окружающая реальность.

«Это весело»

Страшно, когда чадо, правда, не понимает, что люди вокруг — точно такие же, как и он сам. Тоже чувствуют боль, страх, отчаяние. И их нельзя третировать просто для того, чтобы посмотреть на реакцию.

Хорошая новость в том, что способность к сопереживанию можно воспитать. Чаще заставляйте малыша рассуждать, что чувствуют другие люди. Не забывайте рассказывать ему о своих эмоциях. И постарайтесь скорректировать сформировавшуюся у него установку, что его желания всегда на первом месте.

Хотя если вы видите, что у вашего ребенка с эмпатией совсем все плохо, не занимайтесь самодеятельностью. Обратитесь к детскому психологу.

«Он первый начал!»

«Во-первых, это не я. Во-вторых, все так и было. А в-третьих, он первый начал!» Вот триада, которой маленький ребенок способен оправдать любой свой проступок. Воспринимать такие заявления всерьез сложно.

Однако если чадо искренне чувствует себя пострадавшей стороной, стоит отнестись к этому утверждению с вниманием. Это говорит о том, что ребенок оказался вовлечен в конфликт, из которого не нашел приемлемого выхода. И решил прибегнуть к крайнему средству — прямой агрессии.

Стоит разобраться в бесконечных переплетениях «а он тогда сказал, а она потом сделала». Вникните, что же все-таки произошло? И подробно проговорите с ребенком, что он мог предпринять, чтобы с достоинством выйти из ситуации? Как себя лучше было повести? Поделитесь с крохой своим взрослым опытом поведения в жерновах конфликта.

Может быть, малыш и сам догадывается, как ему следовало поступать. Но он не смог справиться с гневом, и все-таки повел себя неправильно. Значит, пришла пора рассказать ребенку о паре-тройке методов борьбы со слишком сильными эмоциями. Ну или отдать его в спортивную секцию, чтобы он выплескивал негатив там.

Дети еще только учатся искусству социального взаимодействия, и иногда допускают ошибки. В этом нет ничего непоправимого. Скорее всего, они научатся — особенно, если вы им немного поможете.

Что делать, если ребенка обижают в детском саду?

Ситуация, когда малыш жалуется на обидчиков в детском саду, довольно широко распространена. Одни родители сразу бегут выяснять отношения с преследователем, его родителями, пишут заявление в прокуратуру, полицию, требуя возмездия. Другие стараются не прислушиваться к детским жалобам, считая, что ребенок все это придумывает, чтобы оправдать нежелание идти в дошкольное учреждение. И те и другие действуют не совсем правильно.

В этой статье мы расскажем о том, что нужно делать, если ребенка обижают в детском коллективе.

Первые действия

Для начала нужно выяснить размер «катастрофы»: не игнорируйте жалобы сыночка или дочки на некоего Васю или Колю, который дерется, отбирает игрушки, кусается или плюет вашему ребенку в суп. Расспросите карапуза как можно подробнее о том, кто этот Коля-Вася, обижает ли он и других детей или ограничивается только вашим чадом, как его фамилия, при каких обстоятельствах агрессор начинает переходить к действиям, как часто он ведет себя таким образом.

Не спешите делать выводы и говорить ребенку, что Вася-Коля — плохой мальчик. Нужно во всем трезво разобраться.

Когда карапуза обидели, и он сквозь слезы, всхлипывая, рассказывает об этом, вполне естественно желание родителей грудью броситься на защиту, наказать всех и вся. Но не торопитесь: от того, как вы поведете себя сейчас, зависит, сможет ли ваш ребенок научиться правильно реагировать на агрессоров и обидчиков, а их в его жизни будет еще немало.

Разберем, каким примерно должен быть алгоритм действий мамы (папы).

  • Говорим с воспитателем. Задаем ему те же вопросы, что до этого задавали собственному чаду, заодно отмечаем, во всем ли был правдив ваш малыш. В беседе с педагогическим работником важно выяснить, насколько Коля-Вася агрессивен по отношению к другим детям, есть ли объективные обстоятельства, которые могут объяснить его поведение, а также не провоцировал ли его ваш ребенок сам. Если воспитатель о конфликте ничего не знает, нужно попросить ее понаблюдать за отношениями вашего ребенка с конкретным «обидчиком», перенести разговор на пару дней. Если педагог в курсе случившегося, следует напомнить ему, что общение с родителями агрессора — задача именно его, воспитателя, настоять на такой беседе.

  • Не говорим с обидчиком, не ссоримся с его родителями. Очень часто разгневанные мамы и папы начинают ругать чужого ребенка или дожидаются прихода его родителей, устраивая выговор на повышенных тонах им. Помните, что родители Коли-Васи тоже будут защищать свое чадо. Чем агрессивнее вы будете на них наступать, тем активнее они будут обороняться. Конструктивного разговора не получится.

Говорить с родителями и их ребенком должен воспитатель, психолог детского учреждения, они могут даже рекомендовать родителям показать чадо специалистам по психокоррекции и коррекции поведения.

  • Поднимаем вопрос на родительском собрании и говорим с другими родителями, если беседа воспитателя не принесла желаемого результата. По коллективному обращению мам и пап за их подписями на имя заведующей есть возможность вывести из группы проблемного агрессивного воспитанника, который ни в какую не хочет вести себя уважительно по отношению к другим. Но отчислить малыша никто не имеет права. Если второй группы вашего возраста в садике нет, перевести «агрессора» будет законодательно невозможно.
  • Если ничего не помогло, обращаемся к заведующей с заявлением и просьбой составить обращение в Комиссию по делам несовершеннолетних. Родители обидчика, которые отказываются принимать меры к своему чаду, из-за которого страдают другие дети в группе, будут иметь дело с полицейскими и представителями отдела образования.

«Со мной так нельзя!»

— Следуя этой логике, если один ученик избил другого, то его еще надо пожалеть?

— Нет, жалость тут вообще не помогает, а скорее вредит, потому что тогда такие дети впадают в состояние еще большей безответственности. Здесь речь идет не об этом. С детьми нужно разговаривать, слушать, понимать их. Подобные случаи важно выносить на всеобщее обсуждение. Называть все, что происходит своими именами. Травля это травля и никак иначе она называться не может. Об этом нельзя молчать! Если взрослые будут молчать, то дети не остановятся и начнут проваливаться в этот конфликт все глубже.

Хорошо, если инициатором такой беседы станет учитель: «Ребята, мне кажется, что в классе происходит какая-то несправедливость по отношению к вашему однокласснику И.И. Объясните мне, пожалуйста, что происходит? Чем он вас конкретно не устраивает?». Главное, постоянно держать руку на пульсе и не упустить тот момент, когда может быть поздно. Да, я выше сказала, что семья играет большое значение для ребенка, но когда он находится в школе (до 6 часов в день), то не меньше ответственности лежит и на учителе. Классный руководитель должен быть внимательной мамой, по отношению к своим ученикам. Всем без исключения, даже если этот ученик не нравится ему по каким-то причинам.

— Как правило, если у ребенка с родителями хороший контакт, и он начинает рассказывать им о том, что у него не ладятся отношения со сверстниками, часто можно услышать такую фразу от взрослых: «Дай ты ему в лоб, тогда он отвяжется». Но по факту — это одна из крайностей, которая рождает продолжение конфликта. Есть еще одна крайность: «А ты не обращай внимания». К сожалению, обе они — путь в никуда. Если не обращать внимания на обидчика, это будет еще больше заводить его. Он не отвяжется от вашего ребенка и, скорее всего, будет усиливать давление ровно до тех пор, пока тот не сорвется.

— Почему нельзя говорить ребенку: «Дай сдачу, если тебя обижают»?

— Давая такие советы, вы расписываетесь в своей беспомощности. Вы не можете ничего предложить, кроме как такое же агрессивное поведение, которое проявляет другой ребенок. Это не решит проблему.

Очень важно понимать, что ваш сын или дочь приходят и рассказывают свой субъективный взгляд на произошедшие события. Да, ребенку неприятно, да, ему больно, но тут необходимо разобраться. Задайтесь вопросом: «Что такого делает мой сын/дочь, что сверстники позволяют с ним себя так вести?».

Конечно, жертва виновата не всегда. Но, тем не менее, есть дети, которые попадают в подобные ситуации и справляются с ними, потому что они абсолютно уверены, что с ними нельзя вести себя неуважительно. А есть дети, которые наоборот совершенно уверены, что их можно бить, обзывать, унижать. Здесь мы опять возвращаемся в детско-родительские отношениям. Есть хорошая фраза: «Со мной так нельзя, т.е. меня нельзя бить, обзывать, унижать». Именно ее взрослые должны вложить в голову собственного ребенка. Во многих случаях эти слова способны остановить агрессора.

— Как правильно выстраивать диалог с классным руководителем, если вы понимаете, что вашего ребенка обижают?

— Сразу хочу предостеречь родителей от того, чтобы идти в школу «с шашкой наголо». Не надо орать и топать ногами, доказывая свою правоту. Это должен быть конструктивный диалог. Чтобы беседа получилась, отложите эмоции в сторону. Понятно, что ребенка жалко, хочется наказать обидчика. Но, тем не менее, держите себя в руках.

Аналогичной тактики нужно придерживаться, если вы решили поговорить с родителями ребенка, который обижает ваше чадо. Запомните: каждый родитель всегда будет защищать «свою кровиночку». Если вы придете и начнете говорить: «ваш мальчик обижает моего несчастного сына», то диалог будет обречен на провал. Займите взрослую позицию — не скатывайтесь до «песочницы»: «ты дурак — нет, это ты дурак». Возникший конфликт — это общая проблема ваших детей. Если родители начнут договариваться между собой, их дети совершенно точно тоже пойдут навстречу друг другу.

Как разговаривать с агрессивными детьми?

Для того чтобы оно было верным, взрослым нужно много мудрости, интуиции и знаний о характере своего ребенка. Если взрослые знают, что конфликт произошел по причине его агрессивности, и обидой послужило то, что дали сдачи ему, то он должен осознать, чем именно спровоцировал такое поведение сверстников. Можно спросить: «как ты думаешь, мог ли ты повести себя по-другому, чтобы этого не произошло?» и «что бы тебе хотелось сейчас? Пойти объясниться с товарищами (если ребенок осознал свою ошибку) или побыть одному?». Если он не признается, что был не прав, но вы видите, что понимает это, отразите ему его чувства: «я вижу, тебе трудно признаться в своей неправоте» и добавьте «но я точно знаю, что друзья тебя любят, и если ты поговоришь с ними, они тебя поймут, и вы помиритесь».

Отталкивайтесь от чувств ребенка, показывайте ему, что вы ему доверяете и считаете его достаточно самостоятельным, чтобы справиться со своими конфликтами.

Когда ребенок — непризнанный лидер

Если родители видят, что ребенок непризнанный лидер, то они могут помочь ему, отражая его действия. «Что ты сказал детям? Как ты хотел заставить их поступать по-твоему?», «Ты видел, что они против твоих правил, но не уступил, поэтому они разозлились и не приняли тебя в игру. Что тебе сейчас хочется? Как ты можешь исправить ситуацию?». Такая реакция родителей является поддерживающей и четко отражающей детям, что произошло, потому что часто, за переживаниями обиды, они не видят своей роли и винят во всем других. Несколько таких доверительных разговоров способны спасти отношения дружбы и дать понять ребенку, что он делает не так.

Какие ошибки делают родители

Когда ребенок приходит с громким криком домой и жалуется маме с папой, что его обидели, взрослые могут реагировать по-разному. Одни говорят: не обращай внимание. Как это понимается ребенком? Что он в таком случае слышит? Не обращать внимание на что? На что, что обидели, сделали больно, ударили, отобрали вещь, обозвали неприятным словом? Или не обращать внимания на свои чувства? Так он учится игнорировать свою боль и делает вид, что никто ему ничего плохого не сделал.

Дети от взрослых отличаются тем, что способны быстро забывать обиды. Взяв установку от родителей, они проглатывают слезы и возвращаются во двор играть дальше. При повторных случаях обид ребенок уже знает, что ему делать — не обращать внимания. И он не обращает — позволяет обижать себя, уходит от чувства боли, давая тем самым понять другим детям, что он все стерпит.

Другой вариант ответа взрослых это: сам виноват, нечего жаловаться. Такой ответ вводит в состояние недоумения и эмоционального ступора. Дети, услышав его, думают, что взрослые каким-то волшебным образом видели, что произошло, раз дают ему оценку его действий, а раз видели, значит, точно знают, прав он или нет. Сказали, что виноват. В таком случае ребенок может начать чувствовать себя виноватым каждый раз, когда подвергается нападкам со стороны.

Еще один вариант ответа родителей: не умеешь играть с детьми — не играй. Так дети могут чувствовать себя обескураженными, ведь речь, изначально, не шла о неумении играть. Такой подход так же, как и предыдущий, обесценивает личность ребенка, снижает его самооценку и уверенность в себе. Каждый раз, выходя на улицу, он все сильнее будет убеждаться в том, что не умеет играть, и будет подтверждать эту установку своим поведением.

Родители могут сказать также: обидели? Пойди, дай сдачи! Если ребенок будет это делать, то вскоре за ним может закрепиться репутация агрессора и драчуна, ведь на самом деле, неизвестно, что произошло во время детского конфликта, и уместно ли было «давать сдачу» обидчику.

Все эти варианты развития действий родителей являются не совсем верными и есть один недостаток, который объединяет их все — это невыясненная причина конфликта.

Когда ребенок приходит дамой с жалобами, необходимо выяснить, что случилось и, только разобравшись в ситуации, давать рекомендации, как поступить. Однако, родительские советы, что делать детям, когда их обижают, также могут быть не очень эффективными и не помогут наладить общение. Лучше, если ребенок будет сам принимать решение, как ему реагировать на обиды.

Жертва и палач

Наталья Кожина, АиФ.ru: Светлана, какие дети чаще других становятся объектами издевательств и насмешек сверстников?

Светлана Меркулова: Насмешкам в школьном коллективе может подвергнуться любой ребенок. Но не всякий становится объектом преследования и издевательств. Такая ситуация — сигнал задуматься, каковы отношения у ребенка с собственными границами.

Тема нарушенных границ скорее имеет корни в семье, когда ребенку могут говорить, что он не имеет права на собственное мнение, когда его поступки подвергают жесткой критике. Им все время помыкают, одергивают и таким образом внушают неуверенность в собственном достоинстве и силах, ребенка отучают отстаивать себя. Поэтому велика вероятность, что в социуме ему придется столкнуться с тем же самым.

И другая крайность нарушения границ — это дети с завышенными требования к окружающему миру, которые считают, что им все должны; это такие «звезды», получающие все и сразу.

— Я всегда думала, что, когда человеку кажется, что ему все должны, он априори не станет объектом травли.

— Если ему есть что предложить социуму, кроме своего требования, чтобы его все любили просто потому, что он есть, то да, вы правы. Но если он просто говорит: «Вы мне все должны» — то велика вероятность того, что коллектив его отвергнет. В семье такого ребенка ставят на пьедестал, ему поклоняются. Он приходит в коллектив и ожидает того же самого от сверстников, но сталкивается с другими реалиями. И для него это болезненно. Иными словами дети, над которыми издеваются, часто отличаются эмоциональной и социальной незрелостью, уязвимостью, несоблюдением норм и неписаных правил.

— Каким должно быть отношение родителей к ребенку, чтобы не вырастить потенциальную жертву для одноклассников?

— Изначально ребенок должен восприниматься взрослыми, как личность, а не как продолжение самого себя. Да, вы родили этого человека, но при этом он — не вы и имеет право на свой взгляд на жизнь, возможно отличный от вашего. Уважайте вашего ребенка.

Когда малыш приходит в этот мир, он ничего не знает. Задача взрослого — объяснить, как все устроено. Даже с маленьким ребенком надо разговаривать уважительно для того, чтобы был контакт, и в будущем он не боялся делиться с вами своими чувствами, мыслями и проблемами. Первые конфликты могут возникать еще в детском садике. И они хороши тем, что не так опасны, как в школе. На их примере ребенок может научиться справляться с ситуацией с помощью взрослых. Поэтому не нужно стараться уберечь детей от подобных историй.

— С жертвами — понятно. Тогда из-за какого воспитания появляются обидчики?

— Фокус в том, что жертва и палач — две стороны одной медали. И если ребенок где-то в другом месте, не в школе, а например, дома, является жертвой, то для того, чтобы компенсировать этот факт, он может стать палачом в своем классе. В основном обидчики — дети из не очень благополучных семей, которые растут сами по себе. Они пытаются найти себя в этом мире с помощью агрессии. Это своеобразная борьба за место под солнцем. И, к сожалению, часто такие дети готовы идти на все для того, чтобы получить признание.

По сути это тоже крик о помощи: «Ребята, вы меня не видите, поэтому мне придется сделать так, чтобы вы наконец-то поняли, какой я крутой». Агрессоры — это такие же жертвы, потому что часто никто не стремится понять, почему они так некрасиво и жестко поступают, что подталкивает их к этому. Им говорят: «Вы уроды, вы плохие, вы не должны этого делать». А дело в том, что самому ребенку настолько плохо, что он хочет выместить это «плохо» на кого-то другого.

Дети повторяют поведение родителей

Когда ребенок является обидчивым, опираясь на пример одного из взрослых, ему бесполезно объяснять, в чем он не прав. Менять нужно одно — родительский пример. Осознать, что дети часто бывают отражением взрослых, бывает сложно. Для этого нужно признать собственное несовершенство характера и ошибки, совершаемые во время общения. Однако существует мощный стимул, чтобы сделать это — захотеть помочь ребенку построить общение со своими друзьями не из позиции жертвы или не принятого, а в роли друга, веселого и жизнерадостного приятеля. Что для этого нужно развивать? Умение слушать не только себя, но и окружающих, не питать себя обидами, а вместо этого попробовать понять, откуда «ноги растут» у излишней обидчивости и ранимости, больше радоваться каждому дню и жизни в настоящем, отпустить прошлое.

Что делать, если ваш ребенок обижает других детей

Примерно каждый восьмой ребенок принимал участие в травле кого-то из сверстников. И это если считать только тех, кого поймали «на горячем» или кто сам признался. Специалисты подозревают, что на самом деле процент систематических забияк среди школьников гораздо больше.

Какие причины могут побудить вашего доброго, отзывчивого малыша оказаться в числе агрессоров? Что делать, если это уже произошло?

Как помочь своему малышу?

Описанный выше алгоритм — действия внешнего характера. Но понадобятся еще действия внутренние, которые помогут поддержать вашего ребенка в трудной для него ситуации.

Поддержите малыша, скажите, что вы целиком на его стороне.

А далее выбирайте одну из тактик, которые позволят обучить ребенка защищаться самостоятельно, ведь вы не можете присутствовать с ним рядом весь день, пока он находится в садике.

Психологи отмечают несколько методик.

«Метод пограничника»

Обучите сына или дочь четко обрисовывать личные границы для окружающих – «Это мое, это трогать нельзя! Мне это не нравится. Я этого делать не буду!». Ребенок не должен глотать обиды, нужно научиться смело говорить «нападающему», что его поступки некрасивые, неприятные. Ребенок должен четко усвоить «волшебную» детскую фразу: «Я с тобой не играю!».

Метод поиска союзников

Ребенок должен в трудной ситуации искать союзников и помощников. Он должен научиться проговаривать проблему и звать на помощь. При этом важно разъяснить, что между ябедой, который бегает жаловаться воспитателю по любому поводу и без него, и нормальным человеком, которому, действительно, нужна помощь, – большая разница.

Помощи у старших нужно просить только тогда, когда другие меры не помогли.

Метод выхода из конфликта

Взрослые отлично знают, что в некоторых ситуациях лучше и безопаснее отступить. Это должен узнать и ребенок.

Если обидчик очень агрессивен (кусается, дерется, причиняет боль), лучше обходить его стороной, не позволяя ему нарушить личные границы.

Метод «аналогичного воздействия»

Это очень спорный метод, который заключается в том, чтобы научить ребенка давать сдачи. Если ударил — ударь в ответ, ущипнул — ущипни в ответ. Обычно на агрессоров действует безотказно, но вот вашему ребенку может навредить. Ведь дети не понимают, где проходит граница между допустимой самообороной и настоящей агрессией, и могут стать такими же агрессорами. Не соизмеряя сил, они могут покалечить обидчика, нанести ему серьезные повреждения.

Лучше всех может защититься тот дошкольник, который обучен всем этим методам и может добровольно выбирать один из них в зависимости от того, чего именно требует ситуация.

Крайние меры

— Что делать в ситуации, когда ребенок категорически не хочет, чтобы мама или папа вмешивались в его конфликт со сверстниками?

— В этой ситуации важно дать ребенку понять, что если вдруг он не справится, вы всегда придете на помощь. Например: «Я уважаю твое решение. Знай, что я рядом, чтобы ни случилось и всегда могу помочь». Какое-то время просто понаблюдайте за ситуацией: если она начнет выходить из-под контроля, вы как взрослый человек должны все это остановить. Главное на начальном этапе дать понять своему ребенку, что он все-таки под защитой, у него есть «фундамент», на который можно опереться, в случае необходимости.

— Какие сигналы могут говорить о том, что ребенка обижают сверстники?

— Изменения настроения. Ребенок не хочет идти в школу/детский садик, канючит, говорит, как все вокруг плохо. Он не рассказывает каких-то интересных историй из жизни класса. Явные сигналы — приходит в синяках, сообщает, что потерял тетрадку, или просто начинает бесконечно «терять» вещи. Часто это происходит потому, что сверстники их портят, отнимают или просто выкидывают. Вообще желательно знать друзей ребенка. И было бы здорово, если бы они периодически посещали ваш дом.

— Допустим, у ребенка острый конфликт со сверстниками, может ли в этом случае помочь перевод в другую школу?

— Это крайняя мера. Лучше все-таки разобраться с конкретным коллективом, чем постоянно менять их. Часто бывает так, что ребенок меняет школу за школой, но не может сдружиться с одноклассниками. В этом случае нужно разбираться именно с самим ребенком — что такого он делает, что социум его не принимает? Возможно, он не верит людям, провоцирует их на какие-то плохие поступки или сам ведет себя агрессивно.

— А как вы относитесь к тому, что детишек, которые не могут вписаться в коллектив, переводят обучаться на дом?

— Это очень индивидуальная история. Нужно смотреть, насколько эмоционально задет ребенок. Кому-то, действительно, такой шаг может помочь восстановиться, снова поверить в свои силы и стать более уверенным в себе. Но параллельно ребенку обязательно нужно будет ходить к психологу и разбираться со случившейся ситуацией. И, скорее всего, не ему одному, а вообще всей семье. И когда он восстановится, «встанет на ноги», то можно возвращаться в коллектив.

Но если вы решаете проблему тем, что просто закрываете свое чадо от мира, начинаете его оберегать и говорить: «Все вокруг плохие, а ты у нас необыкновенный», — то он никогда не будет готов выйти из этих тепличных условий. И это еще больше усугубит проблему.

Ребенок обзывает и говорит гадости

Сыну 7 практически, хороший ребенок, не спокойный, но культурный, вежливый, не агрессивный. Но вот когда он расстроен, например, отменилась поездка в гости, он может крикнуть в слезах: вы мне не родители, почему у меня такие родители, а сегодня мне сказал «дебилка». 😱😱😱😱 Я его за это наказала, и выяснила что это в садике говорит какой то мальчик. Вообщем я в шоке. И вот такое поведение в моменты растройства. Психолог говорит: перерастет, разговаривайте с ним, обнимай, просто его накрывают эмоции. Я это все понимаю, но блин, это так ужассно. Причем папа у нас в меру строгий, да и я не всепозволяющая мама. Что делать девочки? Кто сталкивался с такой ситуацией?

Я хочу сразу ответить тем кто напишет что он не послушный и т.д: нет, он нормальный ребенок, не избалован, не делает что хочет, послушный. Агресия проявляется только в моменты каких либо эмоций.

5 причин, почему наши дети хамят и говорят гадости

5 причин, почему наши дети хамят и говорят гадости

Мы не постесняемся и прямо в лоб расскажем, почему дети говорят гадости. Обычно взрослые, только заслышав новые высказывания, выбирают неверную тактику: поднять брови на максимальную высоту и прошипеть: «Ну-ка повтори, что ты сказал!». На самом деле никто не хочет нарваться на грубость второй раз. Инна Прибора — о том, что толкает детей на грубость, и как сделать так, чтобы это не повторялось.

1. Повышенное внимание

Представьте картину: вся семья сидит за ужином, обсуждает скрипичный концерт Рахманинова, бабушка вяжет, папа даже отвлёкся от диссертации, малыш делает в гречке дорожку и вдруг громко говорит: «Всех мочить в сортире, на!»

Только что никто не обращал на него внимания, а теперь бабушка роняет спицы, дедушке вызывают скорую, папа вскакивает и носится по квартире как ракета с воплем: «И это мой наследник!», мама поворачивается и долго-долго смотрит на тебя в упор. Интересно же, правда? Вы знаете более лёгкий способ за две секунды вызвать такой замечательный ажиотаж?

Детская психология говорит нам о том, что отрицательное внимание — это тоже внимание

Если тебя ругают — это, наверное, не очень здорово, но если тебя не замечают вовсе — вот это уже проблема.

Некоторые американские психологи считают, что обычный родитель игнорирует 90% «хорошего» поведения и «хороших» детских поступков, вместо этого мы сосредотачиваемся на промахах и ошибках. То, что маленький человек старается, мы считаем обычным делом, нормой. А когда порвал с утра книжицу и мячик — тут же бросаем все дела, чтобы разобраться с проблемой.

Последнее время родители стараются делать всё по науке и лишний раз не похвалят ни за рисунок, ни за самостоятельно связанные концы занавесок. Слово «молодец» — признано бессмысленным, а давать грамотную обратную связь — хлопотное дело. Но если чаще смотреть на детей, улыбаться им и комментировать успехи («Люба! Ты уже два часа не сравнивала младшего брата с насекомыми! Я это очень ценю!»), возможно, у них не будет потребности воспроизводить некоторые смелые обороты.

2. Непонимание норм

Другая опасность подстерегает родителей, которые хотят хороших отношений с детьми и где-то что-то слышали про «безусловное принятие». Они спокойно относятся к тому, что малыш задрал ноги на обеденный стол и кроет всех отборными эпитетами из политических дебатов. Вообще-то, принятие — слово, которое относится к ребёнку. Это ребёнка мы любим и принимаем, а грубости, ругань и манеру ставить ботинки дедушке на голову — принимать уже не стоит. Если то, что вы слышите, вам не нравится, говорите об этом: «Я не потерплю такого тона в свой адрес», «У нас в квартире никто не рифмует имя дяди Тараса с сантехникой» — это нормальные фразы. Отстаивайте территорию.

Расскажите про то, что есть некие правила общения, и, если они есть, их поддерживают все

Странной будет ситуация, в которой папа прикрикнул на маму, а когда младший воспроизвёл, все страшно удивляются и топают ногами. Взрослые тут показывают своим примером, как доброжелательно нужно общаться с людьми.

Если из дитя сыпется что-то невообразимое, вы должны быть уверены, что он в курсе, что взял дурную манеру. Может, и нет. Может, его так в садике научили. Пришёл в группу новый мальчик и блеснул образным словом. А что оно значит — никому не объяснил, и полгруппы дома вечером скачет по кровати и напевает куплеты из «Красной плесени», а родители стоят бледные.

Тут надо спокойно показать, что эти слова не красят пятилетку, и вы лучше сейчас споёте другую песенку, тоже смешную.

3. Внутренние обиды родителей

Часто взрослым кажется, будто ребёнок хочет обидеть их специально, и он вот тут точно нас страшно унизил, потому что сказал, что у папы «мордочка весёлая». Воспитанные с установкой «мать — это святое», авторитет отца неколебим, мы дико злимся, отыскав любой намёк на непочтение. Но почтение — не врождённая вещь.

В нашем взаимодействии взрослый — ведущий, ребёнок — ведомый

Взрослый устанавливает границы, ведёт себя так спокойно и уверенно, даёт понять, что он главный, а ребёнок подстраивается. Мама не должна всякий раз обижаться и хлопать дверью, если ей показалось, что ей недостаточно низко поклонились. Научиться защищать свои интересы, уметь сказать о них твёрдо, не поругаться при этом с ребёнком, отыскав у него низкие мотивы, — в общем, этому бы неплохо нам всем поучиться.

4. Проблемы с привязанностью

Часто папа с мамой бьют тревогу, если ребёнок влетел в подростковый возраст, по уши увяз в соцсетях, в общении со сверстниками, а что там думают предыдущие поколения, его уже не очень волнует. Можно и огрызнуться, особенно если тебе надоедают учёбой или — того хуже — грозят отобрать смартфон. Канадский девелопменталист Гордон Ньюфелд говорит на своих лекциях, что судорожное общение в сети разрушает детскую зависимость от взрослого, а ведь именно взрослый должен удовлетворить потребность в привязанности. Такая потребность очень мощная, но ровесники из телефона с подозрительными смайликами эту потребность удовлетворить не могут. Они сами довольно беззащитные товарищи, не вполне созревшие для глубоких отношений.

Пока дети ищут поверхностного контакта с одноклассниками, которые выложили ролик с хомяком на скейте, родители рискуют услышать в свой адрес ранящее «Отвали!»

И эта проблема не решается советом из серии: «Отключите интернет и садитесь выяснять отношения». Нужна будет кропотливая работа по восстановлению контакта между вами и ребёнком. Эта психологическая связь, грамотная иерархия — то что нужно для его взросления и благополучия, хотя сам ребёнок может это отрицать и говорить, что сейчас ему нужнее залайкать того хомяка.

Известный путь восстановить привязанность с ребёнком — найти возможность сосредоточиться друг на друге. Легче всего это сделать там, куда не протянули оптоволокно, в каком-нибудь походе, например. И хотя в феврале совет выглядит довольно идиотским, с чего-то надо начинать.

Восстановив трепетные отношения, вы заметите, что человеку, который важен для вас, не так-то просто сказать: «Да иди ты!».

Ну и да, ответственность за отношения с невыносимым угреватым парнем — лежит на нас, родителях.

5. Сигнал бедствия

Да, в норме родных людей не обзывают «гопниками погаными». Но, может, ребёнок таким нелепым способом как раз и даёт понять, что у него что-то не в порядке. Понаблюдайте, поговорите с ним, с учительницей, разберитесь, из-за чего страдает человек. Вдруг там глобальная катастрофа, а родные не знают. Если мы поможем человеку пережить стресс, то подарим ему боксёрскую грушу, посочувствуем и как-то дадим понять, что мы не гопники. И, разумеется, отпрыски нашего рода вообще-то так себя не ведут.

Фото: iStockphoto (djedzura, Squaredpixels, BrianAJackson, STUDIOGRANDOUEST)

Источники

Ребенок не говорит родителям что его обижают
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here