Тренинги по профилактике жестокого обращения с детьми

На странице подготовлен материал на тему: "Тренинги по профилактике жестокого обращения с детьми" с подробным описанием от профессионалов для людей. Если возникнут дополнительные вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

«Профилактика жестокого обращения с детьми». Семинар-практикум с элементами тренинга

Буланчик Наталья
«Профилактика жестокого обращения с детьми». Семинар-практикум с элементами тренинга

Цель: осмысление ключевых проблем в развитии детей, переживших жестокое обращение и насилие в семье.

1. Познакомить педагогов с научно-методическими подходами к понятию «жестокое обращение».

2. Осознать и осмыслить членами педагогического коллектива необходимость изучения возрастных и индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка для успешного учета их в процессе обучения и воспитания.

3. Создать информационное и методическое руководство для педагогов, родителей по профилактике насилия и жестокого обращения.

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим о жестоком обращении с детьми, какие виды бывают, как определить по ребенку, что он подвергался насилию.

Для начала проведем небольшую «Психологическую зарядку»

1. Упражнение «Психологическая зарядка».

Многие из вас являются родителями. Выполните определенные движения,если вы согласны с данными высказываниями:

Если в вашей семье время от времени возникают «приступы непослушания» — похлопайте в ладоши.

Если вы ребенка чаще хвалите, чем ругаете и наказываете — дотроньтесь до кончика носа.

Если вы считаете себя хорошим родителем — постучите кулачком в грудь.

Если у вас возникают какие-либо сложности или непонимание со своим ребенком — моргните правым глазом.

Бывает ли в вашей семье так: вы наказываете ребенка, а другие члены семьи тут же начинают упрекать вас в излишней строгости и утешать ребенка – то топните ногой.

Если вы считаете, что в воспитании детей главное — пример взрослых — улыбнитесь.

Если вы делаете все возможное, чтобы вашему ребенку было комфортно в семье — погладьте себя по голове.

Замечательно, воспитание детей – это не легкий труд.

2.Мини-лекция: «Жестокое обращение с детьми».

Как вы считаете, что же такое жестокое обращение?

Это — любое действие или бездействие по отношению к ребенку, в результате которого нарушается здоровье и социальное благополучие ребенка, создаются условия, мешающие его оптимальному физическому и/или психическому развитию, ущемляются свобода и права ребенка.

По степени тяжести выделяют 4 уровня насилия над детьми:

пренебрежение нуждами детей;

Предлагаю педагогам, объединиться в 4 группы (любым способом, я предложила по названию животных).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Вам надо на листе бумаги расписать как на ваш взгляд данный вид насилия проявляется в поведении ребенка и дать определение (10 минут на выполнение задания)

Пренебрежение нуждами детей – нежелание или неспособность родителей или воспитателей удовлетворять основные физические и эмоциональные потребности ребенка и его потребности в безопасной среде обитания, питании и медицинском обслуживании. Неудовлетворение потребностей может привести к нанесению серьезной травмы, устойчивому отставанию в развитии, инвалидности или смерти.

У детей пренебрежения нуждами чаще всего проявляется во внешнем виде и в поведении:

носит одежду несоответсвующего размера, грязную, порванную; или одет не по погоде;

голоден, просит, крадет или запасает еду;

часто выглядит вялым, уставшим, невыспавшимся, ослабленным. неуверенным;

часто занят с младшими братьями или сестрами, выполняя родительские функции;

выглядит запущенным, не мытым, от него плохо пахнет;

не проходил медицинского осмотра, имеет нелеченные раны;

при расспросе говорит о том, что у него нет дома или о нем никто не заботится.

Психологическое (эмоциональное) насилие – это хронические формы поведения, при которых ребёнка унижают, оскорбляют, высмеивают, тем самым нарушая нормальное развитие его эмоциональной сферы. Психологическое насилие включает в себя продолжающееся, длительное и распространяющееся поведение.

Наличие одобрения и поддержки со стороны родителей – важное условие здорового эмоционального развития. Родительское безразличие может нанести ребенку еще больший эмоциональный вред, чем постоянное принижение.

Признаки в поведении

Страх не соответствовать ожиданиям

Страх выразить свое мнение

Проигрывание в игре ситуаций

Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку физических травм и телесных повреждений.

Следы от побоев

Страх тактильного контакта

Проигрывание в игре ситуаций

Реакция на резкие движения, звуки

Замкнутость, уход в себя

Жестокое обращение к слабым

Боязнь конкретного взрослого

Желание меньше находиться дома

Сексуальное насилие — это вовлечение зависимых, незрелых детей и подростков в сексуальную активность, которую они не полностью осознают (понимают, на которую они не могут дать информированное согласие, или которая нарушает социальные (общественные) табу на семейные роли.

Игры (с сексуальным подтекстом)

Травмы (каломазание, боли в животе)

Нарушение общения с противоположным полом

Когда ребенок говорит о себе в 3- ем лице (избегание из травмированной части себя, в другого себя)

3.Упражнение: «Как проявляются травмы прошлого».

Травму, которую пережил ребенок, может проявиться в поведении ребенка впоследствии самым неожиданном образом. Сейчас мы при помощи специального упражнения попробуем увидеть, как это происходит. Сейчас мне нужна будет одна пара добровольцев.Выберите: кто из вас будет ребенком, а кто воспитателем. Доброволец — ребенок,с которым мы вместе выйдем за дверь: Сейчас вы должны изобразить ребенка, у которого в жизни случилось, что — то страшное, связанное для вас с цифрой 3. Если услышишь это слово — значит, тебе грозит опасность, нужно скорее сесть на пол и закрыть голову руками».Сейчас я хочу пригласить воспитателя: «Научите ребенка считать до пяти».

Вопрос воспитателю: Что вы испытывали, когда пытались поиграть с ребенком, научить его чему-то, проявить заботу, а получили неадекватную реакцию? (Ответы….)

Вопрос ребенку: Что вы испытывали, когда воспитатель по пыталась научить вас счету? Расскажите сейчас, какая установка была вам дана? (Ответ)

Спросите остальных участников группы: Что, по вашему мнению, происходило? Почему ребенок так странно себя вел? (Ответ)

Ребенок, переживший насилие настороженно относится к любым контактам со взрослыми. Он старается избегать таких контактов, по-своему трактует любые, на ваш взгляд, безобидные действия, жесты или слова. (Обсуждение….)

Последствия детских травм могут быть очень длительными и серьезными, но это не приговор на всю жизнь. С чем-то помогут справиться специалисты, что-то ребенок преодолеет сам, набравшись сил и получив поддержку. Важно помнить, что, каковы бы ни были обстоятельства, любой ребенок внутренне стремится расти, развиваться, быть здоровым и счастливым. Если он попадет в благоприятные условия, почувствует себя в безопасности, получит тактичную, терпеливую поддержку, он обязательно использует эту возможность для преодоления своих проблем.

4. Упражнение «Что если….».

Читайте так же:  Правовые последствия добровольного признания отцовства

Предотвратить травмирующие события и насилие над детьми возможно. Для профилактики возникновения опасных ситуаций и насилия можно использовать игру «Что если» — это игра, в которую можно играть с детьми, чтобы помочь им провести «мозговой штурм» по тому, что им делать в опасной ситуации. Если у ребёнка есть опережающий план, это важно для того, чтобы уменьшить его беззащитность перед насилием. Время за едой, перед сном, или поездка — подходящее время для такой игры. Создайте ситуацию, в которой игру можно начать спонтанно, вроде той, когда ваш ребёнок задает вам вопрос или рассказывает о своем знакомом.

Игра проводится с помощью вопроса «А что, если?.», который вы задаете ребёнку, а потом даете ему ответить. Ключ в том, чтобы дать самому ребёнку высказать идею, а потом похвалить и одобрить ее.Можно задать примерно такие вопросы:

А что, если у тебя сломался велосипед, а незнакомец предлагает отвезти тебя домой?

А что, если взрослых нет дома, а в дверь звонит монтер и говорит, что пришел наладить телефон?

А что, если приходящая няня делает с тобой какие-то вещи и просит тебя никому об этом не говорить?

А что, если кто-нибудь трогает тебя так, как тебе это не нравится или смущает?

5. Упражнение «Запрещаем — разрешаем».

Наиболее часто к физическому наказанию приходиться прибегать в случаи постоянного непослушания детей. Во избежании этого необходимо в игровой форме объяснить ребенку какие правила существуют в вашей семье строго их придерживаться.

Посмотрите, перед вами находятся 3 мольберта, соответствующие зонам запрета.На мольберте прикрепляются бумажные цветы:

Зеленый символизирует зону «Полная свобода» – это все, что можно ребенку всегда и везде по его собственному усмотрению.

Желтый – зону «Относительная свобода» – действия, в которых ребенку предоставляется относительная свобода. Можно действовать по собственному выбору, но соблюдая некоторые правила. Именно в этой зоне ребенок приучается к внутренней дисциплине. Внешние ограничения со временем переходят в собственные самоограничения.

Красный – зону «Запрещено» – действия ребенка, которые для него неприемлемы ни при каких обстоятельствах.

А теперь уважаемые педагоги, составьте список возможных действий детей, распределив их по трем основным зонам. Полученные результаты анализируются.

6.Ритуал прощания: «Самым полезным для меня было…».

Наш семинар подошел к концу предлагаю завершить его так,мы будем передавать мяч по кругу и продолжать фразу: «Самым полезным для меня было….».

Спасибо всем за внимание!

3-5 — летний ребёнок Вас не слушает, что делать, как избежать физического наказания?

Отвлеките его или переключите на другой вид деятельности;

Если он играет с опасными предметами, уберите их повыше, так, чтобы он не мог их достать;

Поиграйте вместе с ним, чтобы контролировать, чем он играет и в какие игры;

Наказанием для ребёнка будет уже то, что вы не обратите на него внимания и перестанете ему улыбаться;

Если вы чувствуете, что теряете контроль над собой и больше не можете сдержаться, уйдите в другую комнату и устройте себе отдых или перерыв. Попробуйте расслабиться и не думать о неприятности или просто досчитайте до 10 и начните думать опять.

Формы работы ДОУ по профилактике безнадзорности и жестокого обращения с детьми Тема профилактики безнадзорности и жестокого обращения с детьми достаточно актуальна, вследствие того, что насилие в отношении детей, а.

Консультация для родителей «Профилактика жестокого обращения с детьми» Подготовила воспитатель группы № 2 Николаева С. О. Ребенок — это человек! Этот маленький человек нуждается в воспитании без насилия: не окриков.

Мастер-класс «Профилактика семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми» Мастер — класс «Профилактика семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми» «Выявление и сопровождение детей группы риска» Здравствуйте.

Перспективный план работы по профилактике жестокого обращения с детьми в подготовительной группе «Затейники» Сентябрь Беседа с воспитанниками на тему: «Волшебные слова»; Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово»; Чтение пословиц и поговорок.

Практикум с элементами тренинга «Арт-терапия как профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов. Задачи: 1. Создать положительный эмоциональный настрой; 2. Знакомство с.

Семинар-практикум для воспитателей ДОО «Профилактика жестокого обращения с детьми в рамках повышения педагогической культуры» Цель: Повышение качества оказания психолого-педагогической помощи дошкольникам, оказавшимся в ситуации жёсткого обращения взрослых. Ход.

Семинар-практикум с использованием элементов тренинга «Невербальная коммуникация» Семинар-практикум с использованием элементов тренинга Тема: «Невербальная коммуникация». Цель: Формировать знания о проявлениях невербального.

Семинар-практикум с элементами тренинга для молодых педагогов Психологическое сопровождение молодого специалиста – это формирование будущего профессионала педагогической деятельности. Очень важно помочь.

Семинар-практикум с элементами тренинга «Имидж педагога» Я желаю вам творческих успехов! До новых встреч. (слайд 8) «Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится». древнегреческий.

Тренинг для родителей «Предупреждение насилия, жестокости в семье и в детском коллективе»
консультация

Цель тренинга: предупреждение насилия в семье, профилактика и предупреждение и жестокого обращения с детьми. Осознание родителями ответственности родителей за воспитание детей по поводу жестокого отношения к окружающему миру.

Насилие над ребенком несет с собой такие моральные и психологические проблемы: постоянная боязнь оказаться объектом насилия в сфере непосредственного социального окружения перерастает в сильное психологическое давление, которое ведет к стрессам, нервным срывам, снижению самооценки , становится дополнительным источником межличностных конфликтов и т.д.

Скачать:

Вложение Размер
trening_dlya_roditeley.docx 17.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 «Аленушка»

Тренинг для родителей

тема: » Профилактика жестокости и насилия среди несовершеннолетних, в семье и детском коллективе «

В.А. Сухомлинский говорил: «Ребёнок ненавидит того, кто бьёт». Будьте во всём образцом своим детям.

Цель: предупреждение насилия в семье, профилактика и предотвращение жестокого обращения с детьми; осознание ответственности родителей за воспитание детей по поводу жестокого отношения к окружающему миру, создание доброжелательной и откровенной атмосферы в группе.

Оборудование: нормативно – правовые документы, анкеты, компьютер, карточки для деления на группы, раздаточный материал, памятка для родителей.

Ход тренинга психолога для родителей в детском саду

Психолог : Здравствуйте, уважаемые родители!

Нашу беседу хотелось бы начать такими словами: «Если твои намерения рассчитаны на год — сей рожь, на десятилетия — сажай деревья, на века – воспитывай детей» (Народная мудрость).

Сегодня мы проведем нашу встречу в форме тренинга. Тренинг – это обучение опытом. Это чудесная форма для налаживания общения, профилактики конфликтов, которые возникают между родителями и детьми. Вы-люди, у которых разное образование, разный характер, разные взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что объединяет вас, это ваши дети, которые могут стать горем или радостью. Как и что надо сделать, чтобы ваш ребенок стал для вас счастьем, чтобы однажды можно было сказать себе: «Жизнь сложилась». Поэтому на этом тренинге мы рассмотрим актуальную проблему, это предупреждение насилия и жестокости в семье и в детском коллективе.

Читайте так же:  Как подать на увеличение размера алиментов

Информационное сообщение о проблеме насилия и жестокого обращения с детьми

Насилие в семье- серьезная и распространенная проблема в мире. Оно влияет на жизнь детей и подростков: треть детей в России ежегодно наблюдают акты насилия в семьи. Дети матерей, которые подверглись издевательствам, в шесть раз чаще пытаются покончить жизнь самоубийством, а 50% таких детей имеют склонности к употребление наркотиков и алкоголя. Часто родители жалуются на психоневрологические расстройства у детей -бессонница, энурезы, а также соматические – сердечно-сосудистые расстройства, нарушения пищеварения, астма и тому подобное.

В тоталитарных семьях, где приняты директивные, жесткие формы воспитания или ребенка чрезмерно опекают, не учитываются потребности и психоэмоциональные особенности ребенка, родители не осознают жестокого поведения с детьми.

Они считают, что жесткие условия воспитания полезны, и не понимают, что это негативно влияет как на психику ребенка, так и на состояние его соматического здоровья.

Сами дети, которые подвергаются жестокому обращению и насилию, обращаются за психологической помощью крайне редко. Прежде всего, это случаи сексуального насилия в отношении подростков, избиение родителями. Это именно те подростки, с которыми ежедневно сталкивается участковый — или как с правонарушителями, или как потребителями наркотиков, или как просто с несчастными бездомными детьми.

Что же такое жестокое обращение с детьми ? Как отличить последовательные действия родителей при воспитании у ребенка дисциплинированности и ответственности от их насильственных действий?

Виды и формы жестокого обращения с детьми.

Специалисты выделяют 4 типа жестокого обращения в отношении детей:

1. Физическое насилие;

3. Сексуальное насилие;

4. Психологически жестокое обращение.

Цель: получить от каждого участника краткую информацию о впечатлениях от проведенного тренинга.

Психолог обращается к участникам с предложением составить ему телеграмму из слов, которая содержала бы ответы на такие вопросы:

-Что вы думаете о проведенном тренинге?

-Что было для вас важным?

-Что вам понравилось?

-Оправдались ли ваши ожидания?

Наша встреча подошла к завершению. Надеюсь, что она была для вас полезной, вызвала раздумья, а также желание построить по — новому взаимоотношения в своей семье.

Участникам предлагается закончить предложения: «Я хочу сказать своему ребенку. » (о необходимости дисциплинированности, чуткости, толерантности и тому подобное).

Психолог раздает памятки и желает взаимопонимания и уважения в отношениях с детьми.

Памятка для родителей

Уважаемые родители! Создайте дома среду, характеризующуюся теплом и участием взрослых членов семьи к детям. Не используйте метод угроз и запугивания детей в решении домашних проблем. Не опускайтесь до взаимных оскорблений и резких обвинений в адрес друг друга и детей. Помните, что психологическое насилие (т.е. унижение чувства собственного достоинства, словесные оскорбления, грубость по отношению к детям) способно глубоко ранить душу ребёнка. Учите детей заботиться о младших, о пожилых людях, о больных и немощных. Рекомендуйте детям читать настоящую художественную литературу, помогайте им развивать хороший вкус в выборе видеофильмов. Читайте вместе с детьми. Искренне любите детей. Помните, что «лаской всегда добьёшься больше, чем грубой силой».

Ребенок — это целый мир, воспринимайте его как цельную личность, взрослого человека, который имеет свои права (на обучение, отдых и т.п.) и определенные обязанности (учиться, соблюдать правила для учащихся).

Если вы заметили, что у ребенка «трудный» период, тогда поддержите его.

Не отдаляйте ребенка от себя — найдите время поговорить, понять, вспомнить себя в его возрасте, помогите, если нужно, ласковым добрым словом.

Не жалейте нежных слов, строя отношения с собственным ребенком.

Вы дали ребенку жизнь, поэтому помогите сориентироваться в бурном море жизненных событий.

Принимайте и любите ребенка таким, какой он есть.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинговое занятие на сплочение детского коллектива!Цели:• развивать чувство единства, сплоченности;• учить детей действовать согласованно.Материалы:— клубок достаточно прочных ниток.- волшебный мешо.

Наше современное общество характеризуется большим объемом информации, высокой мобильностью и динамичностью, в котором одним из критериев успешной образовательной деятельности дошкольного учреждения ст.

Буклет «Профилактика семейного насилия, жестокого обращения с детьми&quot.

Для того, чтоб детский коллектив был сплочен, чтоб добивался высоких результатов во всех сферах деятельности, необходимо проводить с ними тренинги.

Тренинг для родителей и педагогов группы компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом.

Памятки Откажись от насилия. Жестокое обращение с детьми.

В материале представлены игровые упражнения для детей старшего дошкольного возраста, направленные на развитие коммуникативной и личностной сфер, формирование навыков сотрудничества между детьми.

Тренинг для родителей «Дети и жестокость»

Светлана Рябишева
Тренинг для родителей «Дети и жестокость»

«Дети и жестокость»

Сегодня мы проведем нашу встречу в форме тренинга. Тренинг – это обучение опытом. Это чудесная форма для налаживания общения, профилактики конфликтов, которые возникают между родителями и детьми. Вы-люди, у которых разное образование, разный характер, разные взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что объединяет вас, это ваши дети, которые могут стать горем или радостью. Как и что надо сделать, чтобы ваш ребенок стал для вас счастьем, чтобы однажды можно было сказать себе: «Жизнь сложилась». Поэтому на этом тренинге мы рассмотрим актуальную проблему, это предупреждение насилия и жестокости в семье и в детском коллективе.

Видео (кликните для воспроизведения).

1. Упражнение «Знакомство»

Цель: познакомить участников между собой, создать условия для эффективного сотрудничества.

Но прежде, чем мы попробуем обсудить эту тему, я предлагаю поприветствовать друг друга словами: «Добрый день, меня зовут., о жестоком обращении с детьми я впервые услышала., в своей жизни я встречалась (не встречалась) с такими людьми, которые жестоко обращаются с детьми».

2. Упражнение «Мозговой штурм»

Цель: выяснить уровень осведомленности.

Тема нашего тренинга сложная, поскольку касается проявления с нашими с вами детьми жестокости и насилия. К сожалению, это явление живет среди нас, взрослых, а также среди наших детей.

Поэтому предлагаю всем продолжить предложение: «Насилие и жестокость для меня — это.»

— Почему сегодня мы поднимаем эту тему?

— Какие формы насилия над человеком существуют в нашей стране?

— Кто провоцирует насилие?

— Чем подкрепляется насилие?

Итак, насилие – это любые умышленные действия физического, сексуального, психологического или экономического направления одного человека по отношению к другому человеку, если эти действия нарушают конституционные права и свободы как человека, так и гражданина, а также наносят ему моральный вред, вред его физическому или психическому здоровью.

3. Для родителей: дети и жестокость. Вопросы и ответы.

1. Есть ли что-нибудь, что я могу сделать, если увидел жестокое обращении с животными по телевизору и в фильмах?

Читайте так же:  Как отказаться от развода в суде

ОТВЕТ: Мы разделяем и поддерживаем разделяет Ваше беспокойство об описании в СМИ насилия и жестокости к животным в целях развлечения или так называемых «жареных новостях». Пожалуйста, знайте, что Ваша ответственность и право заключается в том, чтобы иметь возможность и быть способным выразить свой протест, позвонив на соответствующий канал и сказав об этом. И чем большее количество людей сделает это, тем вероятнее, что подобные вщи прекратятся на данном телеканале.

2. Если я увидел пропаганду и призыв к жестокости по отношению к животным (фильмы и передачи, призывающие убивать и травить собак и кошек).

ОТВЕТ: Это серьезная проблема в нашем обществе в последнее время. Увеличение жестокости и нетерпимости по отношению к животным, ближайшим домашним животным-компаньонам собакам и кошкам, особенно собакам. Собака – это друг человека, а не четвероногий монстр, как нас пытаются убедить СМИ в последнее время. Почему и с какой целью ведется пропаганда жестокости к животным – мы не знаем, но убеждены в том, что жестокость и убийство – не способна решить проблемы с брошенными и бездомными животными, а лишь усугубит ситуацию и противостояние между теми, кто любит животных. А их несомненное большинство в нашем обществе и теми, кто считает, что убийство – может решить проблему. Убийство – не может являться способом решения ни одной проблемы в сколько – нибудь цивилизованном обществе и как показывает многолетняя практика отлова и не решало ее ранее. Бездомные животные – это следствие безответственности людей и только через формирование ответственности, через пропаганду стерилизации владельческих питомцев, через популяризацию брать животных из приютов, спасая жизни – можно уменьшить количество бездомных животных.

3. Как я могу помочь препятствовать тому, чтобы дети были жестоки животным?

ОТВЕТ: Один из самых мощных инструментов для предотвращения жестокости по отношению к животным у детей является образование и воспитание доброты и сострадания, начиная с самого раннего возраста. Доброе отношение к животным должно преподаваться детям в начальной школе, не только и не столько на уровне предметов (биоэтика в начальной школе, но также на уровне отношения учителя к окружающему миру.

Вы — родитель, учите Вашего ребенка, тому, что он или она может сделать, чтобы помочь животным и убедить Ваши местные школы вводить гуманное образование в свои учебные планы.

Самое страшное, что может случиться с формирующейся психикой ребенка – это то, что он мучает животное и ему это сходит с рук. Из таких детей вырастают в 85 % особо тяжкие преступники, совершившие тяжкие преступления против личности (по статистике Института психиатрии им. Сербского 1999 г.)

4. Я увидел ребенка, который проявляет жестокость, что я должен сделать?

ОТВЕТ: Жестокость не должна оставаться без внимания и пресечения, особенно детская жестокость.

В первую очередь, сказать ребенку, что так с животным обращаться нельзя и по-возможности прекратить жестокость прямо в тот момент, когда это было замечено. Чрезвычайно важно делать это максимально тактично, не резко, без проявления агрессии, злобы и раздражения со стороны останавливающего жестокое проявление, иначе это может вызвать еще больший конфликт и ничему хорошему не научит ребенка. Обязательно обратить на это внимание сопровождающего ребенка взрослого, тем самым высказав и ему гражданскую позицию. Жестокость – это неправильно, это нужно остановить.

Нужно иметь в виду, что детское поведение – это часто копирование поведения взрослых или простое любопытство или дети проявляют насилие, потому что подвержены сами этому со стороны взрослых. Поведение детей довольно часто отражает то, что происходит у них дома.

4. Упражнение «Моя семья»

Цель: осознание, анализ взаимоотношений и возможность изменения сложившихся семейных стереотипов.

Родителям раздают по 10 кружочков.

Инструкция: «Возьмите кружочки и впишите в них имена всех членов вашей семьи.

Положите кружочек с вашим именем (статусом) посередине, потом расположите вокруг него кружочки с вписанными туда именами членов семьи по степени близости с ними.

Проведите линии от себя к ним. Сверху от линии напишите то, что вас связывает, снизу — то, что отталкивает, тормозит процесс взаимопонимания.

Как бы вы хотели изменить свои отношения?

Теперь обратите внимание на кружочки «Я» и «Ребенок». Что вы написали над той линией, которая вас соединяет?»

5. Ролевая игра «Обрати внимание»

Цель: обратить внимание на внутренний мир ребенка, проанализировать, как влияют «недоразумение» родителей на эмоциональное состояние детей.

Для участия в игре приглашаются трое желающих. Один выполняет роль отца, второй – роль матери, третий – роль ребенка.

Они получают задание проиграть ситуацию:

«Отец задержался на работе и пришел домой позже, чем обычно. Он забыл, что планировали провести вечер вместе с семьей в бассейне. Мать начинает выяснять отношения в присутствии ребенка».

Затем участники обсуждают, как они чувствовали себя, исполняя роли.

Участнику, который исполнял роль ребенка, предоставляется возможность выразить свои чувства и обратиться к «родителям».

Своими впечатлениями делятся наблюдатели.

И напоследок нашей встречи, я раздам Вам памятки.

Как предотвратить детскую жестокость

1. Что могут сделать родители, чтобы предотвратить жестокость ребенка?

2. С самого детства надо приучать к самостоятельности и ответственности за свои поступки, а главное — формировать способность к сочувствию и сопереживанию.

3. Учить здоровым отношениям между детьми, где никто не отвергнут и не унижен.

4. Прививайте ребенку моральные ценности только личным примером, который научит его видеть в каждом человеке доброту.

5. В семье должны прекратиться физические наказания. Иначе не удивляйтесь детской жестокости – ведь ее проявления для ребенка в порядке вещей!

6. Аккуратно и корректно контролируйте, с кем ребенок дружит, чем занимается, что смотрит и читает. Ограничивайте время просмотра телевизора и компьютерных игр. Но не прямым приказом или запретом, а предложением других интересных занятий, желательно активных и на свежем воздухе.

7. Четко определите рамки дозволенного. В случае нарушения правил всегда должно следовать наказание, но не давите авторитетом, объясните свое решение.

8. Не закрывайте глаза на жестокость своего ребенка и не оправдывайте его поступки, опасаясь обвинения в собственной несостоятельности и беспомощности. Если проблему игнорировать, то изменения в личности ребенка могут стать необратимыми.

9. Найдите для ребенка занятие по душе, где он сможет дать выход накопившейся энергии и получит возможность самоутвердиться и чего-то достичь.

10. Чаще беседуйте с ребенком о его отношении к разным социальным явлениям, другим людям, обсуждайте фильмы и книги. Это заполнит культурный вакуум.

11. Научите выражать собственное мнение и способность не агрессивно отстаивать свою точку зрения в общении.

12. Научите правильно реагировать на агрессоров (не обращать внимание или превратить происходящее в шутку и др.).

Читайте так же:  Апелляционное определение лишение родительских прав

13. Любому ребенку требуется ваша убежденность: «Ты — сильный!» Уверенный в себе человек не станет доказывать свою значительность жестокостью.

Памятка для родителей

1. Дети — основа семьи. В процессе воспитания учитывайте индивидуальные особенности развития ребенка.

2. Не обижайте, не бейте, не унижайте ребенка. Помните, обучение — это радость (негативные эмоции не способствуют усвоению материала, убивают желание учиться). Криком вы ничего не измените.

3. Найдите время для беседы с ребенком. Во время общения не реагируйте бурно, не осуждайте, а будьте тактичными, толерантными в выражении своих суждений, мыслей. Старайтесь контролировать режим дня ребенка.

4. Помните, что ребенок – это ваше отражение (грубость порождает грубость, крик — крик, а взаимопонимание и доброжелательность – добро и согласие в семье). Спросите себя: «Хочу ли я, чтобы мой ребенок был похож на меня?»

5. Ребенок — это целый мир, воспринимайте его как цельную личность, взрослого человека, который имеет свои права (на обучение, отдых и т. п.) и определенные обязанности (учиться, соблюдать правила для учащихся).

6. Если вы заметили, что у ребенка «трудный» период, тогда поддержите его.

7. Не отдаляйте ребенка от себя — найдите время поговорить, понять, вспомнить себя в его возрасте, помогите, если нужно, ласковым добрым словом.

8. Не жалейте нежных слов, строя отношения с собственным ребенком.

9. Вы дали ребенку жизнь, поэтому помогите сориентироваться в бурном море жизненных событий.

10. Принимайте и любите ребенка таким, какой он есть.

Окружите ребенка вниманием и любовью. Дети, которых любят, жестокими бывают редко. Постарайтесь всегда поддерживать доверительные отношения.

Забота о ребенке не сводится к тому, чтобы контролировать его оценки, одеть и накормить, а внимание к его проблемам (какими бы незначительными они вам ни казались, раскрытие и развитие его талантов (а ими обладает каждый ребёнок, общение с его друзьями, расширение кругозора. Основная задача родителей — научиться относиться к ребёнку с уважением и пониманием в любой ситуации.

Мини-тренинг для родителей «Моя галактика» Цель: помочь осознать свои личностные особенности, своё эмоциональное восприятие окружающих людей, а также наладить с ними адекватные отношения.

Психологический тренинг для родителей Цель: способствовать развитию гармоничных отношений родителей (законных представителей) и детей. Оборудование: листы А 4, ручки, плакат.

Консультация о бережном отношении к животным «Сочувствие предотвращает жестокость» Сочувствие предотвращает жестокость Практика показывает, что бережное отношение детей к животным предотвращает жестокое поведение в будущем.

Тематический тренинг для родителей «Семья-это» Тематический тренинг для родителей «Семья-это…»Цель: Установление позитивного взаимодействия, осознания ролевых функций-членов семьи, мотивация.

Тренинг для педагогов и родителей «Мы вместе» «Мы вместе»Задачи: -познакомить родителей и педагогов друг с другом; -создать благоприятную атмосферу в группе, установить доброжелательные.

Тренинг для родителей «Семейные традиции» Цель собрания: — повышение педагогической культуры родителей; помочь родителям осознать значимость семьи в жизни человека. Задачи: — создать.

Тренинг для родителей «Капризульки и упрямцы» «Капризульки и упрямцы» Семинар — тренинг. пн., 27.02.2012 Цель: формирование положительных установок на эффективное взаимодействие с ребенком.

Презентация «Тренинг для родителей «ОВЗ — не приговор» Тренинг для родителей «ОВЗ не приговор» Цель: Развитие личностной готовности родителя к работе с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными.

Тренинг «Такие разные дети» Цель: показать особенности поведения разных категорий детей, научить ставить себя на место ребенка, отслеживая при этом его чувства, формировать.

ТРЕНИНГ «ПРОФИЛАКТИКА ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ»

26.10.2016 года в рамках реализации проекта «Модель профилактики и сопровождения случаев жестокого обращения с получателями социальных услуг в учреждениях социального обслуживания, предоставляющих услуги в стационарной форме», с целью осмысления ключевых проблем в развитии детей, переживших жестокое обращение и насилие в семье, с педагогическим коллективом учреждения педагогами-психологами проведено тренинговое занятие.

Педагогам было предложено упражнение «Как проявляются травмы прошлого». С помощью данного упражнения показано, как ребенок, переживший насилие, настороженно начинает относиться к любым контактам с взрослыми. Он старается избегать таких контактов, по-своему трактует любые безобидные действия, жесты или слова.

Для профилактики возникновения опасных ситуаций и сексуального насилия можно использовать игру «Что если» — это игра, в которую можно играть с детьми, чтобы помочь им провести «мозговой штурм» по тому, что им делать в опасной ситуации.

С помощью ритуала прощания «Самым полезным для меня было…» педагоги, передавая мяч по кругу, обменялись своими впечатлениями о проблеме жестокого обращения с детьми.

Методическая копилка

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА НАСИЛИЯ И ЖЕСТОКОСТИ В ДЕТСКИХ КОЛЛЕКТИВАХ (по итогам семинара)

Буллинг как социальное явление

Кибербуллиг

Насилие. Виды. признаки

Профилактика и рекомендации

Презентации

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Формирование здорового образа жизни

Психологическая работа с педагогами

Психологическая работа с родителями

Психологическая профилактика жестокого обращения с детьми, социального сиротства

Психологическая работа с разными группами обучающихся

Предупреждение суицидального поведения обучающихся

Психологическая работа с детьми и семьями в социально опасном положении

Подготовка обучающихся к осознанному выбору профессии

Тематические недели в школе

Гендерные вопросы в образовании

Психологическая поддержка развития личности обучающихся

Семинар- практикум для педагогов с элементами тренинга «Профилактика жестокого обращения с детьми»
план-конспект занятия

Жестокое обращение с детьми ведет к разнообразным последствиям, но их всех объединяет одно – ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни.

Скачать:

Вложение Размер
Семинар-практикум с педагогами по профилактике жестокого обращения с детьми 28.94 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМИНАР — ПРАКТИКУМ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА

«ПРОФИЛАКТИКА ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ»

  1. Демонстрация социального ролика о защите детей (1 мин.)

— Уважаемые коллеги! Участились случаи жестокого обращения, насилия над детьми (родителей, сотрудников образовательных учреждений) — это одно из самых тяжелых преступлений, но, к сожалению, довольно распространенное, а особенно в неблагополучных семьях.

Жестокое обращение с детьми ведет к разнообразным последствиям, но их всех объединяет одно – ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни.

Распознавание признаков жестокого обращения с детьми и пренебрежения родительским долгом является обязанностью сотрудников ДОУ.

По степени тяжести выделяют 4 уровня насилия над детьми:

Пренебрежение нуждами — когда игнорируются жизненные потребности ребенка (не, кормят, не одевают, запирают в доме, не играют, не покупают игрушек, не разговаривают, не следят за чистотой и т. п.). При этом необходимо отметить, что от пренебрежения нуждами по статистике умирает больше детей, чем от прямой агрессии.

Эмоциональное насилие — это когда ребенка оскорбляют словами, сюда же относятся обвинения, угрозы, издевательства и высмеивания, а также отсутствие эмоционального тепла, перекладывание на ребенка ответственности за то, в чем он не виноват. Например, кровные родители внушают ребенку, что его отдали в детский дом за то, что он не слушался; сюда же относятся угрозы самоубийства — с целью контроля над, поведением ребенка; конфликты между воспитателями и родителями; вопросы типа «кого ты больше любишь, — папу или маму?».

Читайте так же:  Что нужно менять при смене фамилии

Физическое насилие — это чаще всего побои, затрещины и различные телесные повреждения от родителей, других взрослых или детей. Также это могут быть не опасные для жизни, но унизительные действия — «опущения». В связи с этим дети могут рассматривать обязанности по дому в семье как что-то унизительное: «я вам не раб, я вам не шестерка».

Сексуальное насилие — любое сексуальное действие по отношению к ребенку: прикосновения к гениталиям, эротические поцелуи, требование от ребенка этих действий, половой акт. Сюда же относятся наблюдения за действиями сексуального характера, показывание детям порнографии и привлечение их к таким съемкам, привлечение к проституции и др.

Дети, пережившие жестокое обращение могут:

  • испытывать трудности со сном;
  • проявлять регрессивное поведение;
  • быть в депрессивном состоянии;
  • казаться отстраненными, погруженными в свои фантазии или необычно инфантильными;
  • демонстрировать экстремальное поведение, несущее риск жизни и здоровью, частый травматизм;
  • быть жестокими;
  • воровать;
  • убегать из дома;
  • говорить о суициде;
  • мастурбировать, вовлекая других детей;
  • демонстрировать странное, необычное для возраста, искушенное знание или поведение в вопросах взаимоотношения полов (чем меньше возраст ребенка, тем явственнее выступает данный признак);
  • демонстрировать поведение, которое скорее присуще взрослому человеку, чем ребенку;
  • испытывать приступы видений из прошлой жизни или, наоборот, защищаясь от боли, вытеснять страшные воспоминания.

Все эти нарушения могут встречаться и в других ситуациях, однако если вам известна социальная история ребенка и вы столкнулись с вышеперечисленными проблемами, помните: дело не в генетике, а в травматическом опыте.

  1. Упражнение в группе «Как проявляются травмы прошлого».

Цели: показать, что проблема или травма прошлого может проявляться в поведении и реакциях ребенка непонятным, неожиданным образом. Показать, какие чувства может испытывать взрослый, сталкиваясь с таким поведением.

• Пригласите из числа участников три пары добровольцев. В каждой из пар один участник — «ребенок», другой — «воспитатель»

• Отведите «детей» в сторону и так, чтобы никто не слышал, дайте им установку, как вести себя во время упражнения.

Первому: «У тебя в кулаках зажато нечто очень важное, очень ценное, а может, наоборот, постыдное, что ты никому и никогда не хочешь показывать. Что бы ни происходило, не разжимай кулаков. Для тебя это важнее всего остального».

Второму: «Когда-то в твоей жизни случилось что-то страшное, ужасное, что связано для тебя со словом «три». Если услышишь это слово — значит, тебе грозит опасность, нужно скорее сесть на пол и закрыть голову руками».

Третьему: «Не позволяй никому прикасаться к тебе и даже протягивать руки. Ты знаешь, что ничем хорошим это не кончится, поэтому при первой же попытке отбей охоту продолжать: оттолкни, обругай».

• Пригласите в круг первого «воспитателя» и «ребенка» и дайте «воспитателю» задание: «Попросите ребенка похлопать в ладоши, покажите ему, как это здорово, похлопайте вместе!».

Дайте участникам некоторое время на развитие событий и остановите игру в тот момент, когда недоумение или раздражение будет максимальным.

• Пригласите в круг второго «воспитателя» и «ребенка» и дайте «воспитателю» задание: «Научите ребенка считать до пяти».

Дайте участникам некоторое время на развитие событий и остановите игру в тот момент, когда недоумение или раздражение станет максимальным

• Пригласите в круг третьего «воспитателя» и «ребенка» и дайте «воспитателю» задание: «Вы собираетесь на прогулку, вы мирно о чем-то беседуете с детьми и вдруг заметили, что один ребенок неаккуратно повязал шарф, все горло открыто. Поправьте шарф».

Дайте участникам некоторое время на развитие событий и остановите игру в том момент, когда недоумение или раздражение «воспитателя» будет максимальным.

• Попросите «воспитателей» поделиться своими чувствами. Что они испытывали, когда пытались поиграть с ребенком, научить его чему-то, проявить заботу, а получили неадекватную реакцию?

• Спросите остальных участников группы: что, по их мнению, происходило? Почему дети так странно вели себя?

• Предложите «детям» рассказать, какие установки ими были получены. Попросите их рассказать о чувствах, которые они испытывали, когда «воспитатели» проявляли непонимание и настойчивость.

• Предложите группе обсудить вопрос: «В наших ситуациях попытка «воспитателей» помочь детям, сделать для них что-то хорошее потерпела фиаско. Можно ли сказать, что кто-то из участников — «воспитатель» или «ребенок» — в этом виноват? Что является истинной причиной?».

Обратите внимание участников на то, что ребенок, переживший насилие настороженно относится к любым контактам с взрослыми. Он старается избегать таких контактов, по-своему трактует любые, на ваш взгляд, безобидные действия, жесты или слова . Обсуждение в большой группе.

Последствия детских травм могут быть очень длительными и серьезными, но это не приговор на всю жизнь. С чем-то помогут справиться специалисты, что-то ребенок преодолеет сам, набравшись сил и получив поддержку . Важно помнить, что, каковы бы ни были обстоятельства, любой ребенок внутреннее стремится расти, развиваться, быть здоровым и счастливым. Если он попадет в благоприятные условия, почувствует себя в безопасности, получит тактичную, терпеливую поддержку, он обязательно использует эту возможность для преодоления своих проблем.

Приглашаются 4 желающих участников, им на спину приклеивают ярлыки («Неряха», «Никудышная», «Бестолковая», «Лентяйка»)

Потом каждому участнику по очереди предлагают пройти мимо всех участников тренинга. Все участники тренинга называют его обидными словами в соответствии с ярлыком. Участнику предлагается отследить свои чувства, переживания, эмоции. Когда пройдут все четыре участника, проводится обсуждение. Далее реабилитация участников (наоборот хвалят).

Вывод: недопустимо вешать на ребенка ярлыки.Можно оценить поступок ребенка, но ни в коем случае нельзя оценивать самого.

  1. Демонстрация фильма «Иногда слово убивает мечту» (1 мин.)
  1. Упражнение «Психологическая зарядка»

Предлагается вам выполнить определенные движения, если вы согласны с данными высказываниями:

=Если у ваших воспитанников время от времени возникают “приступы непослушания” — похлопайте в ладоши.

=Если вы детей чаще хвалите, чем ругаете и наказываете — дотроньтесь до кончика носа.

=Если вы считаете себя хорошим педагогом — постучите кулачком в грудь.

=Если у вас возникают какие-либо сложности или непонимание с детьми — моргните правым глазом.

=Бывает ли у вас так: вы наказываете детей, а его родители начинают упрекать вас в излишней строгости и утешать ребенка – то топните ногой.

=Если вы считаете, что в воспитании детей главное — пример взрослых — улыбнитесь.

=Если вы делаете все возможное, чтобы детям в садике было комфортно — погладьте себя по голове.

Видео (кликните для воспроизведения).

Вывод: Уважаемые коллеги! Помните, наш метод воспитания: любовь, беседа, понимание!

Источники

Тренинги по профилактике жестокого обращения с детьми
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here