Журнал жестокое обращение с детьми

На странице подготовлен материал на тему: "Журнал жестокое обращение с детьми" с подробным описанием от профессионалов для людей. Если возникнут дополнительные вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Приложение 3. Журнал учета фактов чрезвычайных происшествий и жестокого обращения с детьми

Приложение 3
к порядку межведомственного взаимодействия
при возникновении чрезвычайного
происшествия с несовершеннолетними
в Белогорском районе

Журнал
учета фактов чрезвычайных происшествий и жестокого обращения с детьми

Дата поступления сигнала

От кого поступил сигнал (организация, Ф.И.О. ответственного лица, гражданина)

Сведения о несовершеннолетнем

Обстоятельства чрезвычайного происшествия

Наименование учреждения, должностного лица, ответственного за работу со случаем

Результаты работы, выводы, предложения (исх. N, дата направления, орган)

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

http://base.garant.ru/42830082/1a021ee51cf500830e99510141278135/

Журнал Педагог

Автор: Попова Ирина Евгеньевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МДОУ № 15
Населённый пункт: г.Оленегорск
Наименование материала: статья «Жестокое обращение с ребенком»
Тема: «Жестокое обращение с ребенком»
Дата публикации: 16.09.2019
Раздел: дошкольное образование

Жестокое обращение с ребёнком.

Воспитание ребёнка — главная задача родителей. Все хотят, чтобы их дети

выросли умными, добрыми и хорошими людьми, но не все готовы дать

соответствующее воспитание своему ребёнку. Воспитание очень трудоёмкий

процесс и требует от родителей много сил и терпения.

где родители испытывают

ребёнка общения или прогулок. При этом большинство родителей хорошо

понимает, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а

также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии

Положение ребёнка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях,

где ребёнок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже.

Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей

являются скорей исключением, здесь становятся нормой.

оба родителя страдают

алкоголизма. В таких случаях целенаправленным воспитанием в семье не

занимается никто и ребёнок часто начинает воспитываться улицей. Подобные

обсуждать, но и принимать меры по его решению.

несчастье. Жестокое обращение с детьми — это не только побои, нанесение

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди

калечат тело ребенка. Это — унижение, издевательства, различные формы

пренебрежения, которые ранят детскую душу.

Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают

ребенку необходимое количество пищи, одежды, сна, гигиенического ухода.

Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей

уважения, внимания, ласки, тепла.

д е з а д а п т и р о в а н н ы х ,

с о з д а в а т ь

является дальнейшее воспроизводство жестокости.

• неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием

отчимов и мачех;

алкоголизмом (наркоманией) или

вернувшегося из мест лишения свободы;

• статус беженцев, вынужденных переселенцев;

• умственные или физические недостатки ребенка;

Жестокое обращение с детьми и пренебрежение включают в себя любое

действие, которое наносит вред ребёнку.

отношениях. Маленькие дети подвергаются особому риску. Они не могут

сверстниками. Как правило, у таких детей занижена самооценка, они плохого

мнения о себе и об окружающих. Часто бывают тревожны и агрессивны.

Дети не в состоянии понять, что насилие или пренебрежение не их вина.

Часто они считают, что делают что-то неправильно и заслуживают такого

отношения к себе. Ответственность взрослых защитить ребёнка, попавшего в

обращении с детьми и безнадзорности, вы можете помочь им.

Виды жестокого обращения с детьми

Жестокое обращение с детьми означает причинение ребёнку физических

эмоциональное или сексуальное насилие. Пренебрежение означает не давать

или не делать того, в чем нуждается ребёнок.

Физическое насилие над ребёнком заметить проще всего. Оно включает в

себя нанесение побоев, избиение, причинение любых физических страданий.

кровоотёки и порезы, переломы и другие следы на теле ребёнка, которым так

же могут сопутствовать внутренние повреждения органов и тканей.

нелюбимым, в опасности. Такое поведение взрослых может варьироваться от

криков и угроз до игнорирования ребёнка и лишения его любви и заботы.

Подобные действия не оставляют следов на теле ребёнка, но могут быть не

менее опасными для состояния ребёнка.

К психической форме насилия относятся:

— открытое неприятие и постоянная критика ребёнка;

— угрозы в адрес ребёнка в открытой форме;

— преднамеренное ограничение общения ребёнка со сверстниками или

другими значимыми взрослыми;

— ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;

— однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребёнка

между детьми старшего

угроза его здоровью или развитию.

является даже более распространённым явлением.

. К пренебрежению элементарными нуждами относятся:

одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

— отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок

может стать жертвой несчастного случая.

Что делать, если вы подозреваете, что ребёнок подвергается насилию или

Позвоните в полицию или местную Службу защиты детей. Вы можете не

сообщать своё имя. Если ребёнок находится в непосредственной опасности

или был тяжело ранен, не ждите. Немедленно вызовите скорую помощь,

полицию или другие службы спасения.

Если вы являетесь ребёнком или подростком, который в настоящее время

подвергается насилию, не скрывайте этого. Вы можете рассказать об этом

телефону доверия или обратиться в полицию, социальные службы.

Что делать, если вы боитесь, кто-то может нанести вред вашему ребёнку?

Если вы думаете, что ваш ребёнок находится в опасности, звоните 02,

поместите ребёнка в безопасное место и оставайтесь радом с ним. Чтобы

получить помощь в вашем районе, позвоните в социальную службу по месту

жительства, доверенные работника здравоохранения, организации по работе

с детьми или в полицию.

Читайте так же:  Документы в соцзащиту мать одиночка

Если вас беспокоит поведение постороннего человека, вы заметили, что за

вашим ребёнком кто-то наблюдает или следит, постарайтесь поговорить с

ним и выяснить, с чем связано его поведение. Если ситуация становится

более серьёзной продумайте план действий и в следующий раз действуйте в

соответствии с ним.

Как можно предотвратить насилие над детьми и пренебрежение?

Чтобы защитить своего ребёнка от жестокого обращения:

Прислушивайтесь к своему ребёнку.

Пусть ребёнок знает, что он может с уверенностью говорить с вами о чем

Познакомьтесь с друзьями своего ребёнка и членами их семей.

воспитателей в детском саду, учителей, нянь.

Научите ребёнка правильно называть интимные части тела, объясните

разницу между «хорошим» и «плохим» контактом.

Попросите членов семьи или друзей помочь вам, если вы не справляетесь

или устали. Изучите методы борьбы со стрессом.

Найдите информацию в интернете о здоровом образе жизни, помощи

Обратитесь за помощью в психологические службы или по телефону

доверия, если вы подвергаетесь насилию.

Научитесь распознавать признаки насилия и пренебрежения. Например,

ребёнок может отставать в развитии, плохо расти, быть грязным, неопрятным

или нездоровым, может проявлять агрессию, быть подавленным, тревожным.

Узнайте имена ваших соседей и их детей.

Предложите свою помощь молодым родителям.

Видео (кликните для воспроизведения).

Факторы риска, способствующие насилию и жестокому обращению с

— неполные и многодетные семьи, семьи с приёмными детьми, с наличием

отчимов или мачех;

— наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося

из мест лишения свободы;

— безработица, постоянные финансовые трудности;

— постоянные супружеские конфликты;

— статус беженцев, вынужденных переселенцев;

— низкий уровень культуры, образования;

— негативные семейные традиции;

— умственные или физические недостатки ребенка;

К сожалению, за последние годы число жертв насилия в семьях только

увеличивается. Статистика показывает, что каждый год в нашей стране почти

http://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=12699

Феномен жестокого обращения с детьми

Дата публикации: 27.06.2014 2014-06-27

Статья просмотрена: 946 раз

Библиографическое описание:

Таскаракова В. В. Феномен жестокого обращения с детьми // Молодой ученый. — 2014. — №10. — С. 492-494. — URL https://moluch.ru/archive/69/11853/ (дата обращения: 15.03.2020).

В современной России все больше внимания уделяется проблемам детства. Разрабатываются и реализуются программы развития и поддержки одаренных детей, детей-инвалидов, со своеобразием психического развития здоровьесберегающих технологий, развивается система образования и социальное обслуживание для детей. В данной статье исследуется проблема насилия и жестокого обращения с детьми как феномен социальной жизни общества, рассматриваются наиболее востребованные практикой направления научных разработок в рамках проблемы насилия и жестокого обращения с детьми. На основании анализа данной проблематики делается вывод о том, что феномен насилия и жестокого обращения с детьми представляет собой комплексную проблему, для решения которой наиболее эффективным является системный междисциплинарный подход, основанный на профессиональном взаимодействии специалистов разной ведомственной принадлежности. [1,с320]

Ключевые слова: насилие, жестокое обращение, установки, последствия насилия, программы профилактики.

Исследования проблемы насилия над детьми, проводимые в течение десяти лет в Хакасском государственном университете, позволяют обозначить наиболее востребованные социальной практикой направления научных разработок. Во-первых, это изучение как широких социальных установок, так и установок отдельной личности в отношении насилия и в отношении противостояния насилию. Отличительной особенностью российского менталитета россиян, по мнению специалистов, является терпимое отношение к насилию и жестокому обращению. Факты насилия по отношению к детям, совершенные маньяками — преступниками, становятся достоянием гласности и потрясают воображение общественности. Но такие случаи, когда насилие совершает посторонний и незнакомый ребенку человек, составляют лишь небольшой процент преступлений. Большая часть насильственных действий совершается членами семьи, близкими родственниками, знакомыми. Насилие над детьми может быть двух типов явное и скрытое (косвенное). По времени насилие делится на происходящее в настоящем и случившееся в прошлом. По месту происшествия и окружения насилие бывает: дома — со стороны родственников, в школе — со стороны педагогов или детей, на улице — со стороны детей или со стороны незнакомых взрослых. [3,с384]

Анализируя позиции психологического насилия можно выделить следующие их виды.

психологическое пренебрежение — это последовательная неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку необходимую поддержку, внимание и привязанность.

психологическое жестокое обращение — хронические паттерны поведения, такие, как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание ребенка.

Ранее говорилось, что в связи с со скрытностью, латентностью явления насилия над детьми во время диагностики приходится иметь дело с большим количеством симптомов и поведенческих индикаторов. К ним относятся: жалобы ребенка на хронические паттерны поведения обидчика, такие, как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание. Такой ребенок имеет забитый вид, поведение замкнутое, отчужденное, тревожное, раздражительное, с низкой самооценкой и другими проявлениями насилия.

Определенные позиции насилия имеет и сексуальное насилие над детьми. Выделение и фиксация специфических признаков данных, имеет место сексуального насилия над ребенком и приобретает большое значение для распознавания факта насилия с целью оказания своевременной помощи жертве. Выше говорилось, что существует много причин, по которым ребенок не может прямо сказать о случившемся насилии. В этом случае, подозрения, возникающие у матери или других лиц, подтверждаются рядом позиций признаков.

1. Антонян, Ю. М. Жестокость в нашей жизни / Ю. М. Антонян. — М.: ИНФРА, 1995. – 320с.

2. Баева, И. А. Психологическая безопасность образовательной среды: учебное пособие / И. А. Баева, Е. Н. Волкова, Е. Б. Лактионова; под ред. И. А. Баевой. — М.: ЭконИнформ,2009. — 248с.

3. Волкова, Е. Н. Насилие и жестокое обращение с детьми: источники, причины, последствия, решения: учебное пособие/ Е. Н. Волкова; под ред.Е. Н. Волковой. — СПб.: ООО «Книжный дом», 2011. — 384с.

4. Дети в России. 2009: стат.сб./ЮНИСЕФ, Росстат. — М.: ИИЦ «Статистика Россиии», 2009. — 121с.

5. Ладыкова, О. В. Психологические особенности взаимодействия команды специалистов, работающих по предотвращению насилия и жестокого обращения с детьми: дисс. … канд.психол.наук / О.В Ладыкова — М., 2004..

http://moluch.ru/archive/69/11853/

Жестокое обращение с детьми: теоретическое осмысление проблемы

Дата публикации: 25.02.2016 2016-02-25

Статья просмотрена: 723 раза

Библиографическое описание:

Макеева С. А., Акутина С. П. Жестокое обращение с детьми: теоретическое осмысление проблемы // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 626-628. — URL https://moluch.ru/archive/109/26341/ (дата обращения: 15.03.2020).

Читайте так же:  Турция разрешение на вывоз ребенка за границу

Статья посвящена рассмотрению проблемы жестокого обращения с детьми, описывается генезис дефиниций «насилие», «жестокое обращение», проанализированы формы жестокого обращения с детьми.

Ключевые слова: жестокое обращение с детьми, зоны жестокого обращения, физическое насилие, сексуальное насилие, психическое (эмоциональное) насилие.

Характеризуя состояние современного общества можно говорить о том, что сейчас повышен интерес к проблемам семьи и детства. Из-за тяжелой экономической ситуации повышается уровень агрессивности. Людям ничего не стоит обидеть друг друга, как физически, так и эмоционально. На самом деле нами может совершаться вред по отношению к окружающим нас людьми, это могут быть как наши близкие, так и люди, которых мы даже совсем не знаем. Но еще чаще в таких конфликтах могут пострадать те, кто не в состояние себя защитить, то есть дети. Отсюда и вышла на поверхность такая проблема, как жестокое обращение с детьми [2, c. 343].

Но, нельзя утверждать, что данная проблема появилась только сейчас. На самом деле в любые времена дети могли подвергаться насилию, причем как со стороны не знакомых людей, так и со стороны близких. Поэтому ко второй половине XX века начинаются появляться первые научные представления о заявленной проблеме. Первое упоминание о проблеме насилия принадлежит Генри Кемпе, который на ежегодном собрании Американской Академии Педиатрии выступил со статьей «синдром избитого ребенка». Г. Кемпе описал и выявил педиатрические, психиатрические, рентгенологические и юридические аспекты проблемы и впервые продемонстрировал статистические данные о распространении насилия над детьми в США [5, c. 19].

В России о данной проблеме впервые заговорил врач педиатр-хирург С. Я. Долецкий. Он занимался изучением избиваемых детей. И при анализе данных смог описать синдром опасного обращения с детьми. Благодаря его работам, данное явление начало рассматриваться нашими учеными [1, c. 9].

В последующие годы множество специалистов и ученых (Н. Ю. Синягина, С. В. Ильина, А. Д. Кошелева, О. С. Лобза, Е. Т. Соколова и др.) продолжили изучение жестокого обращения с детьми. Сначала большинство специалистов данной области были детские врачи, но позднее этой проблемой заинтересовались: психологи, социологи, педагоги, социальные работники. Появляется большое количество всевозможных книг, которые демонстрируют причины, формы и последствия жестокого обращения с детьми. Выходят пособия и методики помощи детям, подвергающимся насилию. В различных научных дисциплинах данная категория детей выходит из общей методологии в свою отдельную группу.

Наконец сформировалось само определение жестокого обращения с детьми. Это любое действие или наоборот бездействие, которое может нанести ребенку вред, как в физическом плане (телесные повреждение, ухудшение здоровья и другое), так и в эмоциональном (депрессии, замкнутое состояние, недоверие к окружающим и другое), которое мешает его физическому и психическому развитию, а также ущемляют его права и свободу действий.

Можно говорить о том, что на сегодняшний день по данной проблеме накоплен как теоретический, так и практический материал в помощь специалистам, работающими с пострадавшими детьми от жестокого обращения.

Также появляются статистические данные, которые показывают что, ежегодно в России 17 тысяч детей разного возраста становятся жертвами насильственных преступлений, из них 2 тысячи детей оказываются жертвами убийств. Более 10 000 несовершеннолетних становятся инвалидами в результате совершения против них преступлений. При этом от 30 % до 50 % детей убито родителями или лицами, их заменяющими [3, c. 86].

Данная статистика показывает, что дети могут подвергаться насилию в любое время и в любой ситуации: в школе, на отдыхе, в общественном месте, в семье. Так же стоит отметить, что обидчики могут быть как взрослые люди, так и ровесники.

Все эти признаки помогают определить зоны, в которых ребенок чаще всего может пострадать. На первом месте выступает внутрисемейное насилие. Как оказалось, там, где ребенок должен чувствовать себя в безопасности, близкие люди могут нанести вред. Причем данное насилие может так и остаться в закрытой форме, потому, что ребенку некому пожаловаться. Он может и не знать, у кого в такой ситуации можно попросить помощи [5, c. 7].

Следующая зона — это жестокое обращение в учебно-воспитательных учреждениях. Конфликты между детьми, например, в школах совсем не редкость. Поэтому в задачи педагогов входит обязательный контроль над своими учениками. Родителям в свою очередь надо обращать внимание на поведение своего ребенка. Даже маленькие незначительные факторы могут указывать на то, что ребенок не просто так не хочет идти в школу, а возможно из-за того, что там ему грозит опасность. К сожалению, бывают случаи, когда опасность для ребенка может исходить не от учеников, а от самих педагогов. Это действие со стороны педагогов от простого предвзятого отношения к ученику до телесных наказаний [5, c. 7].

Третей зоной является насилие с использованием психолого-педагогических технологий. Это различные детские кружки, секции, лагеря, санатории. Имеют место случаи, когда ребенок может прийти домой после секции с какими-либо телесными повреждениями, причиной которых он назвал неудачное падение. Но на самом деле все может быть, куда серьезней, их мог нанести тренер, как наказание. Причем для тренера, который позволяет такие меры воздействия, такой способ воспитания будет считаться правильным. И ваш ребенок никогда на него не пожалуется [5, c. 7].

Представленные зоны свидетельствуют о том, что ребенок может находиться в опасности практически везде. Это означает, что взрослые, которые несут ответственность за детей, должны быть бдительны и не упускать из виду изменения, которые происходят в поведении ребенка.

Перечисленные зоны несут за собой различные формы насилия. На сегодня это четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое насилие, сексуальное насилие, психическое (эмоциональное) насилие, пренебрежение основным нуждам ребенка [4, c. 93].

  1. Физическое насилие — умышленное нанесение вреда здоровью, причинение физической боли, лишение свободы, жилья, пищи, одежды и других нормальных условий жизни.

Проявление физического насилия к детям разнообразно, от мелких ссадин, до убийства. Но в любом случае любое такое проявление приносит ребенку боль. Одной из особенностью данного насилия является то, что его можно увидеть и определить. Очень трудно скрыть различные синяки, гематомы. Факторы риска распространения физического насилия могут быть разнообразны: от экономических (например, низкий доход, безработица), до особенностей характера родителей (например, агрессия) и самого ребенка (например, инвалидность). Последствия физического насилия для ребенка огромны: ухудшение здоровья, риск стать инвалидом, постоянный страх за свою жизнь, агрессия, направленная на того, кому он может противостоять, озлобленность и другое[5, c. 33–38].

  1. Сексуальное насилие — это вовлечение ребенка в действие с сексуальной окраской с целью получения взрослыми сексуального удовлетворения или материальной выгоды.
Читайте так же:  Где составить заявление в суд на развод

Стоит отметить, что сейчас такая форма насилия проявляется значительно чаще, чем раньше. Маленьких детей принуждать к действиям сексуального характера намного проще. Причем зачастую это происходит и без вмешательства силы. Определить данную форму насилия очень сложно, ребенка одолевает стыд или страх, а часто все вместе, поэтому он не решается рассказать об этом. Сексуальное насилие бывает нескольких видов: внутрисемейное, внесемейное, уличное. Объектом может стать ребенок любого пола с первых месяцев жизни. Особенность данного насилия в том, что оно является самым опасным. Последствиями будут считаться глубокая эмоциональная рана, гнев, обида, стыд, неспособность заводить друзей и какие-либо отношения, нарушение сексуального поведения[5, c. 58–70].

  1. Психическое (эмоциональное) насилие — умышленное унижение или оскорбление ребенка, негативное отношение к нему.

Данная форма, вероятно, является самой распространенной. Скорее всего, это связанно с тем, что за такое отношение к ребенку наказание сводиться к нулю. Причинами можно назвать негативное отношение к ребенку, неприязнь со стороны взрослых, а в семье — это отсутствие привязанности к ребенку. Определить эмоциональное насилие можно по поведению ребенка, его психологическое развитие начинает отставать от сверстников, возможна интеллектуальная задержка развития. Существуют формы эмоционального насилия: отвержение, изоляция, терроризирование, игнорирование, развращение. Все это со стороны взрослых причиняет ребенку большой вред, он становиться агрессивным, неспособным контролировать собственное поведение, повышенная тревожность, проблемы в отношении со сверстниками [5, c. 109–111].

  1. Пренебрежение нуждами ребенка — неспособность родителей или лиц их заменяющих нести ответственность за своего ребенка, невыполнение своих обязанностей, которые определяются в нехватке пище, одежде, жилье, медицинской помощи, воспитании, образовании и другое.

На первый взгляд данная форма может показаться сравнительно безопасной, но последствия все, же очень серьезны. Ребенок, предоставлен сам себе, что может привести к употреблению алкоголя, наркотиков, непосещению занятий в школе. Более серьезными последствиями будет то, что ребенок станет беспризорником. Причинами такого отношения к своему ребенку у родителей, чаще всего в плохом материальном положении семьи. Родители просто не могут полностью удовлетворить потребности детей из-за нехватки денежных средств. Также это может быть алкоголизм или наркомания одного или обоих родителей, из-за чего ребенку не уделяется должного внимания и заботы о его благополучии. Пресечение данной формы насилия как оказалось проще, чем в остальных случаях. Потому что чаще всего неблагополучные семьи находятся под контролем соответствующих специалистов. И если допустимый вред со стороны родителей больше, приносимой пользы, их можно решить родительских прав [5, c. 143–146].

На ребенка могут воздействовать не одной формой насилия, чаще всего применяются сразу два и более видов насилия. Ребенка могут словесно оскорбить, а затем ударить. Представленный случай — пример физического и эмоционального насилия. Дети, как самая незащищенная категория, к сожалению, вместо заботы терпят от взрослых самые наихудшие формы жестокого обращения и испытывают на себе все многочисленные последствия проявления любой из форм насилия.

Таким образом, жестокое обращение с детьми — острая социальная проблема. Проблема, которая несет за собой появление нездорового растущего поколения. Дети вследствие пережившего насилия можно считать неполноценными членами общества. Они чаще всего не в состоянии завести семью, а если и получилось ее создать, чаще в таких семьях ребенка воспитывают в таких же условиях и такими же методами, которыми когда и его воспитывали родители, то есть идет повторение семейной истории приобретенного в детстве негативного опыта в воспитании. Из психологических последствий — постоянное напряжение, неадекватность поведения. Самооценка у таких детей часто занижена, что приводит к отчуждению от сверстников, боязнь не понравиться и чувство своей никчемности мешает строить дружеские отношения. Все это и многое другое приводит к тому, что если не помочь ребенку, можно потерять его как личность, способную противостоять проблемам, с которыми он может столкнуться в будущем.

  1. Волкова Е. Н., Балашова Т. Н. Защита детей от насилия и жестокого обращения — Н. Новгород: Изд-во ООО «Папирус», 2004.-154с.
  2. Петин И. А. Механизм преступного насилия. СПб.: Издательство Р. Асланова Юридический центр Пресс, 2010. — 343с.
  3. Платонова Н. М., Платонов Ю. П. Насилие в семье: особенности психологической реабилитации — СПб.: Речь, 2009. — 135с.
  4. Холостова Е. И. Социальная работа с семьей: Учебное пособие. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. ― 212с.
  5. Цымбал Е. И. Жестокое обращение с детьми: причины, проявления, последствиями — учебное пособие- М: РБФ НАН, 2007.- 272с.

http://moluch.ru/archive/109/26341/

Тема жестокого обращения с детьми в средствах массовой информации на примере СМИ Алтайского края

Дата публикации: 02.11.2015 2015-11-02

Статья просмотрена: 140 раз

Библиографическое описание:

Бессарабова А. С., Вишнякова Н. Н. Тема жестокого обращения с детьми в средствах массовой информации на примере СМИ Алтайского края // Юный ученый. — 2015. — №3. — С. 89-93. — URL https://moluch.ru/young/archive/3/219/ (дата обращения: 15.03.2020).

Тема жестокого обращения с детьми в средствах массовой информации на примере СМИ Алтайского края

Бессарабова Александра, учащаяся 8 класса

Научный руководитель: Вишнякова Наталья Николаевна

КГБОУ «Краевой педагогический лицей – интернат»,

Краевой центр дистанционного образования детей – инвалидов

(Алтайский край, г. Барнаул)

Актуальность проблемы

Проблема насилия и жестокого обращения с детьми в современной России — одна из самых острых и актуальных. Ребенку легко причинить вред. Дети не могут защитить себя физически, само их выживание зависит от взрослых.

Жесткое обращение с детьми и пренебрежение их интересами могут иметь различные виды и формы, но их следствием всегда является: серьезный ущерб для здоровья, развития и социализации ребенка, нередко — угроза для жизни, не говоря уже о нарушении прав ребенка.

Читайте так же:  Какие пособия должна получать мать одиночка

Распространенность жестокого обращения с детьми в семье, несмотря на скрытый характер отдельных его форм, довольно значительна, о чем могут свидетельствовать данные статистики. Около 2 тыс. детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями, что для многих заканчивается смертью, 50 тыс. уходят из семьи, 6 тыс. — из детских домов и интернатов. В общей сложности 25—26 тыс. несовершеннолетних ежегодно становятся жертвами преступных посягательств, из них около 2 тыс. погибают, 8-9 тыс. получают телесные повреждения. [1, с. 36]

В современном обществе средства массовой информации играют важную роль в формировании представлений людей о социальных проблемах, о социальных явлениях и процессах. Чаще всего люди узнаюто случаях жестокого обращения с детьми, преступлениях, террористических актах и т. д. из телевизионных новостей, газет, радиопередач и сообщений интернет-сайтов.

С одной стороны СМИ является одним из источников (своеобразным транслятором) необходимой информации для просвещения и образования общества. С другой стороны, СМИ отражают существующую ситуацию в мире, в России, в Алтайском крае в вопросе защиты детей от жестокого обращения.

При освещении проблемы жестокого обращения с детьми СМИ акцентируют внимание общества на драматические случаи насилия над детьми. Из этого возникают стереотипы и предрассудки, появляются отрицательные эмоции.

Мы видим, что в газетах, новостных сюжетах, ток – шоу, в интернет — пространстве используют темы, касающихся агрессии, насилия и жестокости над разными людьми.

Специалисты говорят, что в обществе на самом деле мало знают о жестоком обращении с детьми в семье, о его распространенности.

Объект исследования: жестокое обращение с детьми

Предмет: отражение проблемы жестокого обращения с детьми в СМИ

Цель работы: изучить, как средства массовой информации преподносят проблему жестокого обращения с детьми

Задача: выявить характерные представления при освещении проблемы жестокого обращения с детьми в СМИ

Основу работы составляют результаты проведенного анализа сайтов информационных агентств и региональных печатных СМИ, освещающих тему жестокого обращения с детьми в Алтайском крае за январь – сентябрь 2015 г. Использовался анализ интернет — публикаций краевых газет: «Алтайская правда», «Вечерний Барнаул», «Комсомольская правда на Алтае», а также сайты информационных агентств: Официальный сайт Алтайского края, Амик – ру, НКО 22, Инфодом – Алтай. Помимо этих СМИ анализировались передачи краевого ТВ канала Катунь – 24.

Как показывают исследования, социальная проблема жестокого обращения с детьми не является важной проблемой с точки зрения российских средств массовой информации. При освещении проблемы жестокого обращения с детьми средства массовой информации делают акцент на драматические, жестокие случаи.

В связи этим мы решили провести исследование на тему отражения проблемы жестокого обращения с детьми в средствах массовой информации на примере СМИ Алтайского края.

Основные термины данного исследования:

Жестокое обращение над детьми — любые умышленные действия или бездействие со стороны родителей, лиц, их заменяющих, а также лиц, обязанных осуществлять надзор за ребенком, причинившие вред физическому или психическому здоровью ребенка или вследствие которых нарушилось естественное развитие ребенка либо возникла реальная угроза для его жизни или здоровья. [1, c. 8]

Насилие над детьми — любое умышленное действие против ребенка, которое ущемляет его конституционные права и свободы, как гражданина, причиняет ему физическую боль и наносит вред или содержит угрозу причинения вреда физическому или личностному развитию. [1, c. 11]

СМИ (Средства массовой информации) – канал распространения информации (через печать, радио, телевидение, кино, интернет сайты звукозапись, видеозапись) с целью утверждения духовных ценностей данного общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей.

Социальные представления общества о жестоком обращении с детьми.

В последние годы защита детства является одним из важных вопросов социальной политики Российской Федерации. Президентом и Правительством Российской Федерации, поставлены задачи, принять системные меры в сфере борьбы с преступлениями против детей, обеспечению их безопасности, организации своевременного выявления семейного неблагополучия, создания инфраструктуры профилактической работы, профилактики социального сиротства и обеспечения прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. [2,с.58]

Результаты исследования «Семья и родительство в современной России», которое провел институт социологии РАН по просьбе Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, говорят о том, что физические наказания являются нормой в российских семьях. Норма, запрещающая физическое наказание, либо игнорируется, либо рассматривается как гуманитарная, но больше как ориентир на будущее. До настоящего времени жестокое обращение с детьми, включающее физическое, психологическое и сексуальное насилие, а также пренебрежение основными потребностями ребенка широко распространено и не встречает должного противодействия и осуждения в обществе. Зачастую жестокое обращение с детьми носит скрытый характер и выявляется только в крайних случаях [2,с.75].

Около половины опрошенных (46,0%) заявили, что в детстве подвергались физическому наказанию. 51,8% современных родителей прибегали к физическому наказанию в воспитательных целях; 1,8% утверждает, что делали это часто, 17,8% – иногда, а 31,4% – редко. Только 36,9% опрошенных уверены в том, что физические наказания вредны и должны быть исключены из практик воспитания; почти треть опрошенных (33,6%), хотя и признают вред физических наказаний, полагают, что в некоторых случаях они могут применяться. Около пятой части опрошенных полагают, что в некоторых случаях физические наказания даже могут быть полезны для ребенка, а 5,6% убеждены в том, что обойтись без них нельзя. [2,с.42]

Это исследование показало, что в России люди придерживаются разных точек зрения по вопросу о физических наказаниях в воспитательных целях: одни признают этот метод, другие считают, что физическое наказание должно быть в семье до определенного возраста ребенка, третьи говорят о том, что физическое наказание нельзя допускать.

Люди так же не знают, что насилие, это не только физическое воздействие. Многие считают, что насилие – это угроза предметом, угроза изгнания из дома или держание впроголодь. И лишь немногие считают, что шлепок ниже пояса – это тоже насилие. Часть людей думает, что подзатыльник, запирание ребенка одного в комнате, заставлять ребенка заниматься дополнительными занятиями или физическими упражнениями – это тоже жестокое обращение. Другая часть признает насилием отказ разговаривать или ругань. Из полученных результатов вытекают следующие выводы:

  1. Население полагает, что некоторые «мягкие» формы физического воздействия такие, как пощечина или таскание за уши, хотя и являются насилием, но допустимы и могут использоваться в целях воспитания.
  2. Политика запретов не рассматривается населением как насилие. Таковым не считается, к примеру, запрет на гуляние, хотя он и чреват насильственным удержанием дома. Большинство не считает насилием запрет на смотрение телевизионных передач или отказ в карманных деньгах.
  3. Значительная часть населения не рассматривает некоторые формы физического воздействия как насилие. О шлепках уже говорилось выше, к этой же «противоречивой» категории относится подзатыльник, который около половины населения насилием не считает.
  4. С точки зрения большинства населения, выругивание ребенка грубым бранным словом или отказ с ним общаться также не могут быть квалифицированы как насилие. Если подытожить, то получается, что вербальная агрессия рассматривается большинством как насилие только в том случае, если она содержит в себе угрозы радикального действия – изгнания из дома, применения какого-то острого предмета, например, ножа. Если же подобные угрозы не звучат, то отчитывание, брань насилием не считаются. [3,с.9]
Читайте так же:  Как проверить материнский капитал

Современные родители считают, что они воспитывают своих детей лучше, чем их воспитывали дедушки и бабушки. Можно сказать, что отношение общества к насилию и жестокости медленно меняется.

Освещение социальной проблемы жестокого обращения с детьми средствами массовой информации на примере изданий Алтайского края

Средствами массовой информации являются газеты, журналы, теле и радиопередачи, интернет сайты. В рамках данного исследования был использован метод анализа интернет — публикаций краевых газет: «Алтайская правда», «Вечерний Барнаул», «Комсомольская правда на Алтае», а также сайты информационных агентств: Официальный сайт Алтайского края, Амик – ру, НКО 22, Инфодом – Алтай. Помимо этих СМИ анализировались передачи краевого ТВ канала Катунь – 24.

Критерием поиска анализируемых публикаций были словосочетания «насилие над детьми», «жестокое обращение с детьми».

Всего было проанализировано 42 материала (общее количество, где употребляется словосочетания «насилие над детьми», «жестокое обращение с детьми»).

Количество материалов, посвященных теме жестокого обращения с детьми в СМИ Алтайского края распределилось следующим образом: «Алтайская правда» — 3 публикации, «Вечерний Барнаул» — 2 публикации, «Комсомольская правда на Алтае» — 6 публикации, Официальный сайт Алтайского края – 4 статьи, Амик – ру – 10 статей, НКО 22 – 6 статей, Инфодом – Алтай – 9 статей, ТВ Катунь – 24 – 2 сюжета. В лидерах оказались сайт Амик – ру, Инфодом – Алтай и интернет – портал газеты «Комсомольская правда на Алтае».

Нами рассматривались, сколько и какие статьи, опубликованные в указанных СМИ, были посвящены теме жестокого обращения с детьми. Они группировались по 4 темам: насилие над детьми в семье, преступления против детей, законы в сфере жестокого обращения с детьми, профилактика жестокого обращения с детьми (мероприятия).

СМИ (средство массовой информации)

Ссылка на источник в интернет — пространстве

Насилие над детьми в семье

Преступления против детей

Законы в сфере жестокого обращения с детьми

http://moluch.ru/young/archive/3/219/

Журнал жестокое обращение с детьми

Коллективная монография включает в себя основные результаты междисциплинарных исследований в области проблемы насилия и жестокого обращения с детьми.

Рекомендуется для студентов, аспирантов и преподавателей социальных, юридических, медицинских, педагогических и психологических специальностей.

В главе представлена информация об оценке инструментов, используемых для диагностики ситуации насилия над детьми.

В статье дается краткий анализ политической и экономической ситуации во время кризиса и после него, а также прогноз развития событий на ближайший период, расстановка политических сил в мире, роль экономических «тигров» в условиях жесткой конкуренции.

Прообраз историографии появляется на Ближнем Востоке (в Шумере, Аккаде и Египте) вместе с появлением письменности, в III – II тыс. до н. э. Списки правителей, исторические надписи царей, древнейшие погодовые и иные записи о важнейших событиях, а также хроники можно считать первыми историческими текстами. При этом возникают целенаправленный отбор и интерпретация исторических фактов (например, в надписях эпохи Древнего, Среднего и особенно Нового царства в Египте, прославлявшие деяния и завоевательные походы фараонов). Крайне важно отметить появление государственных, храмовых и частных архивов. Постепенно происходят усложнение и смена форм исторических сочинений, в которых появляются уже и первые – еще очень неразвитые – идеи о причинах исторических событий, которые объяснялись «волей богов».

Анализируются законопроектные работы и обстоятельства принятия ныне действующего российского уголовного законодательства, показываются просчеты в этом деле и настойчивые попытки устранить их негативные последствия в период с момента вступления УК РФ 1996 года в силу по настоящее время, обосновывается необходимость принятия принципиально нового уголовного законодательства, намечаются основные его параметры.

В статье комментируются не замеченные исследователями источники, которыми Набоков пользовался при создании жизнеописания Чернышевского в четвертой главе романа «Дар». Особую роль среди них играет книга А. Волынского «Русские критики» (1896), которая существенно повлияла на эстетическую концепцию автора «Дара».

В статье дается характеристика переводческой деятельности Н.В. Ревякиной.

Доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой международного частного права факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Н.Ю. Ерпылева представляет результаты исследовательского проекта «Международный гражданский процесс: институционно-нормативный механизм правового регулирования».

В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 11-01-0060 «Международный гражданский процесс: институционно-нормативный механизм правового регулирования», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2012-2013 гг.

В сборнике публикуются доклады участников X Региональной научной конференции молодых ученых Сибири в области гуманитарных и социальных наук «Актуальные проблемы гуманитарных и социальных исследований». Книга рассчитана на специалистов в области социальных исследований, философии и теоретических проблем права, а также всех интересующихся проблемами и перспективами социальных и гуманитарных исследований. Труды изданы при финансовой поддержке Совета научной молодежи ННЦ СО РАН.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://publications.hse.ru/books/67708767

Журнал жестокое обращение с детьми
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here